Соловьев С. Асса и другие произведения этого автора. Записки конформиста. Книга первая. Начало. То да сё...

ДАТА ПУБЛИКАЦИИ: 25 января 2023
ИСТОЧНИК: У книжной полки, № 4, 2008, C. 74-83 (c)


© Галина Воронцова

Соловьев С. Асса и другие произведения этого автора. Записки конформиста. Книга первая. Начало. То да сё...

СПб.: Амфора: Сеанс, 2008



Вышел первый из трех том мемуаров режиссера Сергея Соловьева, и теперь все узнали, что он человек не только читающий и снимающий, но еще и пишущий. Его мемуары, впрочем, как и его фильмы, полны неожиданных, но приятных открытий.

Книга безусловно считается с законами жанра, но, как и все у Соловьева, подлинно индивидуальна, элегантна, лирична и умна. Лиричность, впрочем, проистекает из нежной ностальгии автора по прошедшему времени со всеми его уже изжитыми сложностями, обидами, не до конца воплощенными планами и непредсказуемыми поворотами судьбы, ностальгии по собственной юности и ранней зрелости.

В этой эпохе остались питерская школа с одноклассником Львом Додиным, учеба во ВГИКе в мастерской М. И. Ромма (после Чухрая, Тарковского, Шукшина, Кончаловского и Андрея Смирнова); брак с Екатериной Васильевой - как показало время, одной из выдающихся российских актрис; дружба с Владимиром Высоцким и Геннадием Шпаликовым, Динарой Асановой и Исааком Шварцем; первые кинематографические работы по произведениям Чехова ("От нечего делать" и "Предложение"), Горького ("Егор Булычев"), Пушкина ("Станционный смотритель"). Уже тогда в фильмах Соловьева снимались первоклассные актеры - Вячеслав Тихонов, Анатолий Папанов, Михаил Ульянов, молодой Никита Михалков. О каждом из них автор вспоминает с глубоким уважением и благодарностью.

Мне повезло на хороших людей в начале пути. Михаил Ильич Ромм. Лев Оскарович Арнштам. Вячеслав Васильевич Тихонов. Анатолий Дмитриевич Папанов, Михаил Александрович Ульянов. Удивительные, прекрасные люди <...> У Бориса Слуцкого хорошо сказано: "Мои боги, мои педагоги, пролагатели торной дороги, где шаги мои были легки". К словам этим с нежностью присоединяюсь.

С первых страниц книги убеждаешься, что режиссером Сергей Соловьев стал не случайно. Медленно или быстрыми шагами он всегда шел к реализации себя в профессии, о которой его учитель Ромм сказал: "Кинорежиссура - это не профессия, это способ жизни". Завет мастера в полной мере был усвоен Соловьевым, дополнившим его собственным пониманием жизни в искусстве:

Быть художником - это, в конце концов, конечно же не способность "откликаться на веяния времени", глубоко искренно или глубоко конъюктурно, один черт, а талант построить собственную судьбу, личность, миропонимание, индивидуальное творчество вне всяких этих "веяний".

Остается загадкой, почему автор назвал свою книгу "Записками конформиста". Напротив, то, что уже рассказано, свидетельствует о непреложном отстаивании режиссером собственного "я" на самых разных уровнях творчества, да и нелегкого кинематографического процесса. Наверное, поэтому голос Соловьева в отечественном кино не натужно громок, но зато отчетлив, художественно точен и интонационно выдержан.

Похожие публикации:



Цитирование документа:

Галина Воронцова, Соловьев С. Асса и другие произведения этого автора. Записки конформиста. Книга первая. Начало. То да сё... // Москва: Портал "О литературе", LITERARY.RU. Дата обновления: 25 января 2023. URL: https://literary.ru/literary.ru/readme.php?subaction=showfull&id=1674655820&archive= (дата обращения: 26.04.2024).

По ГОСТу РФ (ГОСТ 7.0.5—2008, "Библиографическая ссылка"):

Ваши комментарии