"А ТЕПЕРЬ ПОИГРАЕМ...". ОБ ИСПОЛЬЗОВАНИИ ИГРОВЫХ ФОРМ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА
03 апреля 2008
АННОТАЦИЯ: Игра для ребенка - естественная потребность", - утверждал В. Н. Сорока-Росинский, руководитель школы им. Достоевского в Ленинграде 30-х годов. С этим высказыванием трудно не согласиться. Дидактические достоинства игровой методики обучения очевидны. Во время игры дети действуют свободно, раскованно, не боятся ошибки. Их интересует не результат, а сам процесс игры. Участие в игре снижает психологическое напряжение, испытываемое ребенком в процессе учебной деятельности. В игре школьник ощущает равноправие с другими участниками игры, в том числе с учителем. Ученик получает право на свое мнение, оригинальное, даже парадоксальное решение, отстаивание своей точки зрения. Таким образом, в игре реализуется один из главных принципов педагогики сотрудничества.

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ


ПОЭТИЧЕСКИЙ АЛЬМАНАХ "ВСТРЕЧИ" КАК ЛИТЕРАТУРНАЯ ЛЕТОПИСЬ РУССКОГО ЗАРУБЕЖЬЯ
03 апреля 2008
АННОТАЦИЯ: Революция 1917 г. вытеснила за пределы России великое множество людей, в том числе писателей и поэтов. В историю литературы это поколение вошло как первая волна русской эмиграции. Советская власть вычеркнула "отщепенцев и предателей" и делала все для того, чтобы имена и деяния их стереть из памяти народа. Добиться этого, однако, не удавалось, ведь в большинстве своем они получили известность до революции, и замолчать Бунина, Шмелева, Ремизова, Зайцева, Мережковского, Гиппиус и многих других было непросто.

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ


МОТИВ ПРИРОДЫ В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ И. С. ТУРГЕНЕВА. ПРИЕМЫ РАБОТЫ В X КЛАССЕ
03 апреля 2008
АННОТАЦИЯ: Русская литература необычайно богата философскими размышлениями о жизни природы. "Красота и уродство, живое и мертвое в природе, ее мудрость и безумие, зрячесть и слепота, отзывчивость и равнодушие к человеку, родственность и враждебность цивилизации, покорность Божьему замыслу и разгул бесовских стихий - все эти темы преломлялись у множества поэтов" (Эпштейн)1. То же можно сказать и в отношении русской прозы.

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ


СУДЬБА ПОКОЛЕНИЯ: БАЗАРОВ И БРАТЬЯ КИРСАНОВЫ
03 апреля 2008
АННОТАЦИЯ: Множество искушений должен был пережить Тургенев в Париже относительно лучшего, совершеннейшего своего произведения, начиная с совета предать его огню, данного семьей Т(ютче)вых..."1 - вспоминал П. В. Анненков. Да и его самого неприятно поразила в характеристике Базарова "монотонность, прямолинейность отрицания" героя романа, на что он и указал Тургеневу. Но "Тургенев был доволен романом и не принимал в соображение замечаний, которые могли бы изменить физиономию лиц..."2.

Не принял Тургенев и упрека Фета в тенденциозности: где же у него тенденция, возражал романист, когда он сам не знает, хотел ли "обругать Базарова или его превознести"3, так же, как не знает, любит ли он его или ненавидит.

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ


ФЕНОМЕН ДОМА В ЗРЕЛОЙ ПОЭЗИИ ПУШКИНА
03 апреля 2008
АННОТАЦИЯ: Образ Дома - один из наиболее постоянных и значимых в отечественной литературе.

Начиная с древнерусской культурной традиции, он занимает особое место в духовном, семейном, государственном пространстве. Тот факт, что лексема "дом" в древнерусском языке имела разнообразный спектр значений, касающихся основных сфер человеческого бытия, симптоматичен. Приведем только несколько из них: Дом - это 1) дом Божий, 2) жилище человека, 3) жилище души, 4) христиане, христианский народ1.

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ


ЧЕЛОВЕК И ПРИРОДА В ТВОРЧЕСТВЕ И. С. ТУРГЕНЕВА
03 апреля 2008
АННОТАЦИЯ: (К менталитету тургеневского героя)

Рассказчик повести Тургенева "Ася" (1858) говорит о себе: "Природа действовала на меня чрезвычайно..."1, и слова эти вслед за Н. Н. могли бы повторить все ментально близкие своему создателю тургеневские герои, будь то центральные персонажи "Дневника лишнего человека", "Затишья", "Переписки", "Фауста", "Поездки в Полесье", главные действующие лица романов "Рудин", "Дворянское гнездо", "Накануне", "Отцы и дети" или автобиографический "повествователь" "Стихотворений в прозе". Потому что острая отзывчивость на природу и неизбывное устремление к ней - их общее свойство в той же мере, как и отличающее их восприятие искусства (красоты), любви, женщины, русского народа, родины, мироздания и смерти. И если менталитет - это "внутренний <...> мир индивида, его духовность; характерный <...> склад ума; мировосприятие"2, то наиболее полно и зримо он выявляется в отношении самого писателя и его персонажей к названным, в глазах Тургенева, важнейшим, онтологическим и социально-историческим константам и ценностям человека.

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ


О РОЛИ УНИВЕРСИТЕТОВ В РАЗВИТИИ ЕВРОПЕЙСКИХ КУЛЬТУРНЫХ ЦЕННОСТЕЙ
03 апреля 2008
АННОТАЦИЯ: За годы существования Санкт-Петербургского его возглавляли представители разных наук - физики, историки, химики, математики, биологи, правоведы. Были и филологи, кстати, по сравнению с другими профессиями немало - десять, но никогда во главе университета не было женщин. В апреле 1994 г. на этот пост избрана Людмила Алексеевна Вербицкая, в 1999 г. избрана повторно, в 2004 г. - в третий раз.

Женщина-филолог - 70-й ректор крупнейшего вуза страны! Что это? Особый знак судьбы, удача или нелегкое бремя? Специально для "Русской словесности" Л. А. Вербицкая ответила на вопросы нашего корреспондента, доцента кафедры русского языка и литературы МГУ сервиса Т. В. Гордиенко.

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ


От извлечь/вынуть к изящной словесности
03 апреля 2008
АННОТАЦИЯ: (история термина в истории этимологического гнезда)

Термин (отлатинского terminus 'предел, граница') - слово или словосочетание, обозначающее понятие специальной области знания или деятельности. Термины существуют в составе определенной терминологии и характеризуются следующими особенностями: 1) термин входит в определенную систему и обусловлен ею; 2) имеет или, по крайней мере, должен иметь четкое лаконичное определение; 3) один и тот же термин может входить в разные терминологические системы данного языка, образуя межнаучную омонимию; 4) стремится к однозначности в пределах своего терминологического поля, вследствие чего не нуждается в контексте, как обычное слово; 5) как любое слово, имеет историю происхождения и формирования семантики.

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ


М. Ю. Лермонтов в азербайджанской сельской школе
03 апреля 2008
АННОТАЦИЯ: В азербайджанской сельской школе мы изучаем творчество М. Ю. Лермонтова на уроках и во внеклассной работе. Чтобы учащимся было интересно изучать творчество великого русского поэта, мы стараемся подробнее познакомить школьников с тем периодом жизни Лермонтова, когда он был на территории Азербайджана, с теми произведениями, в которых ярко изображены поэтом природа нашего солнечного края, его быт. Особенно интересно учащимся находить в произведениях русского поэта азербайджанские слова и те поэтические образы, которые для них близки и знакомы.

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ


Профессионализмы в публицистическом стиле
03 апреля 2008
АННОТАЦИЯ: Язык газетной журналистики выступает в качестве образца, формируя и закрепляя приобретенные навыки вербального общения, изменяя нормативные закономерности национального языка. Поэтому изучение специфики языка газет в функционально-стилистическом аспекте представляет особую важность с точки зрения выявления особенностей для подготовки основы нормативно-стилистического совершенствования газетного текста.

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ


"Склоняемость" несклоняемых имен в поэтических текстах
03 апреля 2008
АННОТАЦИЯ: В продолжение разговора о группе несклоняемых имен, начатого в предыдущих номерах (N 6, 2004; N 1, 2005), следует рассмотреть еще один нетрадиционный подход в их изучении. Для этого привлекаются поэтические тексты, где в качестве художественного приема авторы изменяют неизменяемые существительные. Примеры такой "склоняемости" несклоняемых имен достаточно частотны как в поэтических, так и в прозаических текстах, но примеры из поэтических текстов имеют шанс лучше запомниться, что важно при усвоении учебного материала. Видится вполне закономерным и оправданным параллельно с выявлением причин авторской склоняемости несклоняемых имен в художественных текстах вспомнить понятие окказионализм и на примерах подробнее рассмотреть это языковое явление.

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ


Междометие" в VIII кл.
03 апреля 2008
АННОТАЦИЯ: В 8-м классе на уроках русского языка ученикам открывается новый лингвистический мир - мир синтаксиса, и, в зависимости от того, как мы поможем им в него войти, отношение ребят к самому предмету может в корне измениться. Уставшие от морфологии и орфографических правил, ученики (да порой и учителя), как правило, спешат перейти от повторения материала, пройденного в 5 - 7-м классах, к изучению словосочетаний и предложений.

Преподаватели знают, что сухая теория о функционировании этих синтаксических единиц в современном русском языке может только охладить пыл и жажду знакомства с новым материалом. Чтобы этого не случилось, на помощь обычно приходят сведения об интонации, о ее роли в создании высказывания в устной речи и влиянии на тип предложений в языке. Однако знакомство с интонацией можно не откладывать на начало нового курса, оно может состояться несколько раньше, в процессе повторения пройденного - на последнем уроке по теме "Междометие", что сделает переход от известного материала к новому более плавным. Роль междометий в устной коммуникации необычайно велика: они придают высказыванию национальный колорит, естественность и эмоциональность...

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ


Правописание гласных в корне
03 апреля 2008
АННОТАЦИЯ: (Дидактические материалы к учебнику под редакцией М. В. Панова)

Безударные гласные корня традиционно дают самую большую группу ошибок. Обычно их объясняют неприменением правила о проверке безударного гласного ударением, однако дело обстоит здесь несколько сложнее. Еще в 30-е гг. XIX в. серией психологических опытов было установлено, что успешное применение правила о проверке безударных гласных корня ударением зависит от умения выделить в слове корень. При этом главное затруднение для школьников заключается в том, чтобы, подбирая для проверки слово со сходно звучащим корнем, не терять из виду его значение. Действительно, анализ орфографических ошибок дает многочисленные примеры того, что пишущие либо вообще не проверяют корни ударением, либо проверяют, но неправильно.

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ


О суффиксах имен существительных
03 апреля 2008
АННОТАЦИЯ: (Повторение и обобщение изученного) (1 час)

Цели для учителя:

- повторение и обобщение знаний учащихся об изученных суффиксах имен существительных, их значениях и правописании;

- повторение знаний учащихся о составе слова, его значимых частях;

- продолжение работы по развитию речи учащихся;

- эстетическое развитие учащихся на основе художественных текстов.

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ


"Язык есть исповедь народа..."
03 апреля 2008
АННОТАЦИЯ: (Первый урок русского языка в XI классе)

Первый урок русского языка, открывающий изучение предмета на новом этапе, традиционно посвящается наиболее общим проблемам языка в частности роли родного языка в жизни общества, в становлении нации, в формировании мировоззрения отдельного человека. Особое значение (больше чем значение - значимость!) приобретает такой урок в старших классах. Необходимость обращения к этому принципиально важному в формировании мировоззрения современной молодежи вопросу обозначена в программах всех учебных комплексов; более того, темой "Общие сведения о русском языке. Язык и культура. Язык и история народа" открывается "Обязательный минимум содержания среднего (полного) общего образования по русскому (родному) языку". (См.: Программно-методические материалы: Русский язык. 10- 11 классы. - М., 2002. - С. 3.) Учителю, чтобы сделать этот урок интересным, "вдохновляющим" воспитанников на осмысленную (а не потому, что просто "задали в школе"!) работу по предмету в течение всего учебного года и на самом деле влияющим на формирование мировоззрения подростков, надо подобрать нестандартный, запоминающийся языковой и дидактический материал, предложить какие-либо новые методы и приемы работы.

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ


Еще раз о придаточных предложениях
03 апреля 2008
АННОТАЦИЯ: Ограничительно-выделительное придаточное

Одним из путей развития мышления и совершенствования речевых умений и навыков учащихся при изучении синтаксиса является целенаправленная работа над усвоением средств выражения различных смысловых отношений. В частности, при изучении темы "Сложноподчиненные предложения" девятиклассники знакомятся с разнообразными обстоятельственными придаточными (места, времени, причины, условия, уступки и др.). По данным экспериментальных психологических исследований1, усвоение разных видов сложноподчиненных предложений должно быть представлено (с учетом сложности) следующим образом: начинать необходимо со сложноподчиненных с придаточным времени, затем - места, причины, следствия, цели, уступки и, наконец, условия.

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ


Современная детская фэнтези в круге детского чтения и на уроках в школе
03 апреля 2008
АННОТАЦИЯ: Подростки начала XXI в. во многом отличаются от своих ровесников середины - конца прошлого столетия, в то же время их, как и большинство обучающихся детей мира, увлекают произведения с ярким, динамическим сюжетом, с элементами сказочными и фантастическими. Именно это, на наш взгляд, необходимо учитывать в процессе преподавания, корректируя содержание программ в каждом конкретном классе, ориентируясь на контингент учащихся для того, чтобы, заинтересовав чтением, формировать у школьников и читательские умения, и читательские предпочтения, и интерес к произведениям литературы высшего порядка, и вкус как таковой. Наиболее выигрышно в этом плане выглядит фантастика для детей и подростков, так или иначе читаемая учащимися самостоятельно. Привлечение такого рода литературы, безусловно, относящейся к виду массовой литературы, по нашему убеждению, способствует активизации познавательного интереса в области литературы вообще, следовательно - и на уроках литературы в школе.

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ


"Маленький принц" Антуана де Сент-Экзюпери
03 апреля 2008
АННОТАЦИЯ: (Внеклассное чтение. V класс)

Фантастика или фэнтези. Какой ребенок не увлекается мультфильмами или компьютерными играми, снятыми по законам этого жанра? Но возникает вопрос: "Почему наши дети так охотно воспринимают фантастику?" Может быть, им так легче спрятаться от сложностей нашей жизни? Или, может быть, их воображение сохраняет еще непосредственность восприятия и условность?

Нам, педагогам-словесникам, необходимо позитивно, с пониманием воспринимать современные тенденции детского развития и постараться, по возможности, идя на опережение, приобщать учеников младшей средней школы к произведениям классической фантастической литературы. Из опыта моей работы хотелось бы поделиться с коллегами накопленным материалом.

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ


Флористика в романах Ф. М. Достоевского
03 апреля 2008
АННОТАЦИЯ: Для Ф. М. Достоевского, как и для многих его современников, гармония общественного бытия заключалась не только в братском союзе людей, но и в единении человека и природы. Героиня романа "Бедные люди" Варенька сохранила самые светлые воспоминания о жизни в провинциальном имении, где она вволю гуляла "по полям, по рощам, по саду". Сама фамилия ее - Доброселова - напоминает об этой счастливой поре. Петербург же, чиновничий холодный город, оказывается неизменно враждебным героям Достоевского. Даже погода угнетает здесь человека то дождями и промозглыми туманами, то летней духотой и пылью. Исключением являются сцены, когда герои оказываются на Невских островах. Варенька с восторгом благодарит Макара Девушкина, устроившего для нее прогулку на острова: "Как там свежо, хорошо, какая там зелень!"...

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ


"Великие" и "второстепенные" писатели в литературном процессе
03 апреля 2008
АННОТАЦИЯ: Традиционно в сознании читателей-потомков каждую литературную эпоху представляют выдающиеся писатели, входящие в устоявшуюся обойму классиков. Классиков мы читаем, а еще больше почитаем. Их мы усердно изучаем в школе. Но помимо литераторов "первого" ряда всегда были и будут в истории словесности авторы "второй", "третьей" и т.д. величины. Эти авторы, кто справедливо, а кто, напротив, из-за беззаботной расточительности современников, оказываются исключенными из литературной памяти потомков.

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ


ДОСТОЕВСКИЙ
03 апреля 2008
АННОТАЦИЯ: Анри Труайя - старейший писатель современной Франции: 1) 14 ноября 2006 года ему исполнится девяносто пять лет. Труайя - лауреат многих литературных премий, член Французской академии*. Несмотря на свой возраст писатель продолжает плодотворно работать: публикует новеллы, романы, пополняет свою всемирно известную серию "Русские биографии". В этой "галерее" любовно выписанных портретов в прозе - русских царей от Ивана Грозного до Николая II и русских классиков от Жуковского до Цветаевой - книга о Достоевском** одна из самых удачных. По мнению отечественных достоеведов, это вообще одна из лучших биографий великого писателя***.

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ


ТОПОНИМИЧЕСКОЕ ПРОСТРАНСТВО ПОСЛОВИЦ И ПОГОВОРОК (В. И. ДАЛЬ. "ПОСЛОВИЦЫ РУССКОГО НАРОДА")
03 апреля 2008
АННОТАЦИЯ: Основной функцией топонимов является, как известно, функция адресная. "Все на земле имеет свой адрес, - пишет известный топонимист Э. М. Мурзаев, - и этот адрес начинается с места рождения человека. Родное село, улица, на котором он живет, город, страна - все имеет свои имена". Совокупность таких адресных географических названий в данном языке составляет его топонимическое пространство1. Однако существует и "второе топонимическое пространство" - это географические наименования в художественной литературе и фольклоре, выполняющие уже не столько адресную, номинативную, сколько стилистическую, эстетическую, символическую, характеризующую и многие другие функции. В данном отношении интереснейший материал представляют русские пословицы и поговорки. Топонимы, включенные в их языковую ткань, заслуживают самого пристального внимания, поскольку представляют собой наиболее значительные для народа наименования, максимально полно освоенные языком. По словам В. И. Даля, "пословица и поговорка не сочиняется, а вынуждается силою обстоятельств"2.

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ


СМЕШНАЯ НЕОПРЕДЕЛЕННОСТЬ (ОБ ОДНОМ ПРИЕМЕ СОЗДАНИЯ КОМИЧЕСКОГО)
03 апреля 2008
АННОТАЦИЯ: Первые попытки рассмешить читателя в русской художественной литературе относятся к XVIII - началу XIX в. Для этого писатели применяли столкновение высокой и низкой лексики, ненормативное употребление вульгаризмов персонажами, воспроизводили ломаную речь иностранцев.

Н. В. Гоголю принадлежит первенство в переводе средств и приемов комического на качественно новый уровень. Эти средства скрыты, они сливаются с фоном повествования1.

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ


ТЕКСТЫ О СЛАВЯНСКОЙ КУЛЬТУРЕ НА УРОКАХ РОДНОГО ЯЗЫКА
03 апреля 2008
АННОТАЦИЯ: Приобщение к традициям славянской народной культуры средствами русского языка, выявление специфических особенностей и закономерностей этнокультуры обогащают познания школьников, формируют историческую память, толерантность в отношении к другим культурам и народам.

Лингвокультурологический подход к изучению русского языка на материале текстов о славянской национальной культуре особенно актуален в современном многоязычном социуме. Разрешение поставленной проблемы возможно при внедрении системы занятий с использованием текстов этнокультурной направленности, помогающих учителю формировать лингвистическую и межкультурную компетентность ученика в процессе изучения русского языка. С этой целью возможно использование текстов на тему: а) дом и быт русских, украинцев, белорусов; б) национальная одежда славян; в) ремесла и промыслы в России, Украине, Беларуси; г) национальная кухня и другие.

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ


СОЧИНЕНИЕ-РАССУЖДЕНИЕ НА ДИСКУССИОННУЮ ТЕМУ ПО КАРТИНЕ К. ВАСИЛЬЕВА "НАШЕСТВИЕ"
03 апреля 2008
АННОТАЦИЯ: Одно из важнейших умений, необходимых современному человеку, - умение корректно и аргументированно высказывать свою точку зрения, отстаивать свое мнение. Именно на выработку такого умения направлен данный урок.

Выбранная нами картина представляет собой благодатный материал для сочинения на дискуссионную тему. Она символична, а используемые в ней символы возможно трактовать и читать по-разному. Кроме того, тема сочинения сформулирована таким образом, что она имеет неоднозначный, дискуссионный характер: "Можно ли назвать картину К. Васильева "Нашествие" живописным протестом против войны?". С положением, заключенным в названии, можно согласиться, но можно и поспорить, что предоставляет восьмиклассникам широкие возможности для определения своей позиции и изложения ее в тексте сочинения.

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ


| 1 2 3 4 | Следующие 10 публикаций

Ваши комментарии