А. Г. ШЕШКЕН. Македонская литература XX века: Генезис. Этапы развития. Национальное своеобразие

ДАТА ПУБЛИКАЦИИ: 07 июля 2022
ИСТОЧНИК: Славяноведение, № 3, 30 июня 2009 Страницы 99-102 (c)


© М. Проскурнина

найти другие работы автора

А. Г. ШЕШКЕН. Македонская литература XX века: Генезис. Этапы развития. Национальное своеобразие. М., 2007. 252 с.

В 2007 г. в издательстве Московского университета им. М. В. Ломоносова вышла монография канд. филол. наук, доцента кафедры славянской филологии филологического факультета МГУ Аллы Геннадьевны Шешкен "Македонская литература XX века: Генезис. Этапы развития. Национальное своеобразие".

А. Г. Шешкен - автор многочисленных статей, посвященных югославянским литературам и, в частности, литературе Македонии в фундаментальных трудах Института славяноведения РАН "История литератур Восточной Европы после Второй мировой войны. Том 2. 1970 - 1980-е годы (М., 2001), "История литератур южных и западных славян. Том 3" (М., 2001), "Литературы Центральной и Юго-Восточной Европы 1990-х годов: прерывность-непрерывность литературного процесса" (М., 2002), а также монографий "Русская и югославянская литература в свете компаративистики" (М., 2003) и "Студии за македонската литература" ("Исследования но македонской литературе") (Скоше, 2005).

"Македонская литература XX века..." - первая в российской славистике и македонистике монография, посвященная специфике развития этой национальной литературы, чей путь в XX в. был отнюдь не прост и связан со сложной исторической судьбой македонских славян. Далеко не случайно автор озаглавливает введение к монографии следующим образом: "Судьба народа - судьба литературы", воспроизводя русское название книги известного болгарского историка литературы Тончо Жечева [1], писавшего о литературе своего народа. Как верно замечает во вступлении к монографии А. Г. Шешкен, "история культуры и литературы любого народа отражает особенности его исторической судьбы, связана с процессом зарождения и формирования у него этнического и национального самосознания и становлением национального литературного языка" (с. 3).

Выстроенная по хронологическому принципу, монография А. Г. Шешкен, отражает главные этапы развития македонской литературы, начиная с 1880-х и завершая концом 1980-х годов. Ставя себе задачу представить но возможности целостный взгляд на эту национальную литературу, автор делит книгу на четыре части, каждая из которых отражает очередную ступень становления и развития литературы Македонии: "Формирование македонской литературы (1880 - 1945)", "Македонская литература на македонском языке (1945 - 1955), "Время эстетических перемен (1950 - 1960-е гг.)", "1970 - 1980-е гг. Зрелость литературы. Жанровое и стилевое своеобразие".

Вместе с тем предложенная автором хронология македонской словесности, казалось бы, на первый взгляд, приходит в противоречие с самим заглавием книги - "Македонская литература XX века". Ибо коль скоро речь идет о судьбе литературы этого славянского народа на протяжении всего XX в., то, с одной стороны, в контексте всей книги

стр. 99
могут показаться избыточными рассуждения А. Г. Шешкен о том, что происходило с македонской словесностью в конце XIX в. (речь идет о двух последних его десятилетиях), а с другой - у читателя может возникнуть недоумение, связанное тем, что крайним рубежом развития македонской литературы в XX в. оказываются 1980-е, а не 1990-е годы. Подчеркнем, однако, что это лишь кажущееся противоречие, которое в очень большой степени отражает и противоречия самой македонской культуры.

Общеизвестно, что примеры несовпадения литературного века с календарными рамками - явление не такое уж редкое. Как писал А. С. Дмитриев, "литературный XIX век не совпадает с календарным XIX веком, поскольку историко-литературный и исторический процессы определяются не датами как таковыми, а теми или иными событиями, оказавшими существенное влияние на поступательный ход развития общества. Такими событиями, определившими хронологические рамки исторического развития и соответственно литературного процесса несколько условного в данном случае XIX века, были Великая французская революция 1789 - 1794 гг. и Парижская Коммуна 1871 г." [2. С. 5]. Другие же исследователи говорят о 1914 г, как о дате, когда XIX век ушел в историю.

Периодизация македонской литературы, выстроенная А. Г. Шешкен, вписывается в контекст подобных размышлений многих исследователей. Македонский литературный XX век начинается, по мнению автора, с конца 1880-х годов, когда возник вопрос об осознании македонскими славянами своей национальной специфичности, а завершается в 1991 г., ставшим новым рубежом в жизни македонцев. Думается, что эти весьма существенные размышления могли бы появиться уже во введении к монографии: тем самым сразу были бы сняты многие вопросы, возникающие у непросвещенного читателя по ходу знакомства с монографией А. Г. Шешкен. Последнее десятилетие XX в. - это совершенно особый этап, связанный с образованием независимого македонского государства и принесший свою специфику в национальную, а следовательно, и в культурную жизнь Македонии. Кардинальная смена вектора развития страны в 1990-е годы не могла не отразиться на сфере литературы, перенесшей весьма внушительные трансформации и потому заслуживающей отдельного исследования.

Историко-типологический подход, положенный в основу монографии А. Г. Шешкен, позволяет автору осветить самый широкий круг вопросов, касающихся общих особенностей формирования и эволюции македонской литературы в конце XIX - XX в., развития литературных родов в национальной словесности на протяжении столетия, бытования в культурном пространстве Македонии разнообразных эстетических концепций, эволюции жанров, стилевых поисков отдельных авторов и пр.

Смысловой доминантой исследования А. Г. Шешкен стала попытка решения важнейшего для македонистики вопроса, связанного с "ускоренным" характером развития этой национальной литературы. Данная проблема всесторонне рассматривается автором, подчеркивающим внеэстетические причины "запаздывающего" движения македонской словесности в общеевропейском литературном процессе. "Ускоренности" как закономерности литературного процесса новой эпохи А. Г. Шешкен уделяет внимание в специальном разделе второй главы монографии, подчеркивая, что речь идет не столько о специфике сугубо македонской, сколько о целом ряде теоретических вопросов, возникающих при рассмотрении "внутренних темпов" (с. 70) движения многих славянских литератур (в том числе и русской) в XIX-XX вв. Опираясь на работы многих исследователей, размышлявших над проблемами скачкообразного развития разных национальных литератур (Г. Н. Поспелов, П. М. Бацилли, Г. Д. Гачев, СВ. Никольский, Н. И. Кравцов, А. С. Бушмин), автор монографии подробно останавливается на концепции Г. Д. Гачева, выдвинутой им в работе "Ускоренное развитие литературы (на материале болгарской литературы пер-

стр. 100
вой половины XIX в." (М, 1964), а также на полемике, которую вызвали идеи ученого в филологической среде. Весь этот серьезнейший материал необходим А. Г. Шешкен для выработки собственной концепции, касающейся оригинального пути македонской литературы в XX в. Подчеркнем, что для подтверждения своих идей автор обращается и к мало изученной у нас белорусской литературе, выстраивая тем самым своеобразную типологическую систему ускоренного развития некоторых национальных литератур. Материал, касающийся белорусской литературы, представляется, на наш взгляд, столь интересным, что остается сожалеть, что он зачастую остается в сносках, а не помещается в основной текст.

Размышляя о самом содержании термина "ускоренное развитие", А. Г. Шешкен показывает, что механизм ускоренного (скачкообразного) развития на македонской культурной почве выглядит несколько иным. Как замечает автор, "македонская литература, перескочившая целый ряд культурных эпох, демонстрирует и характерную для многих славянских литератур особенность, и свою специфику" (с. 81). Эта "молодая литература с древними корнями", по мнению автора, с которым можно полностью согласиться, своеобразна как раз тем, что скачок в ее развитии, определивший все доминанты литературной жизни страны, приходится на совершенно специфические условия - середину XX в. Безусловно, А. Г. Шешкен права, когда утверждает, что это не могло не оставить своего отпечатка, поскольку если сопоставлять достижения македонской словесности в XX в. с теми результатами, которых достигли соседние славянские литературы, совершившие подобных скачок столетием раньше, то становится очевидным, что рывок македонской литературы и те быстрые темпы, которыми она развивается сейчас, привели ее к весьма значительным художественным результатам. Уникальность ускоренной эволюции македонской литературы связана, по мысли автора, и с тем общемировым литературным контекстом, в котором очутилась литература Македонии во второй половине XX в., и возможностью черпать из этого контекста разнообразные эстетические традиции, по-своему трансформируя их на основе традиций собственной культуры.

Литературный материал, содержащийся в последующих главах монографии, полностью подтверждает эти теоретические установки А. Г. Шешкен. Так, например, в гл. 111 "Время эстетических перемен (1950 - 1960-е гг.)" автором уделяется особое внимание литературным связям и их влиянию на "интенсификацию" художественного творческого процесса, а также переводу как фактору ускорения национального литературного развития. Те радикальные изменения, которые переживала македонская литература во второй половине XX в., проанализированы автором в гл. IV и трех ее параграфах: "Поэзия: традиции и новаторство", "Проза. Проблема универсального и национального", "Драма. Синтез фольклора и авангарда". Вместе с тем македонская литература XX в. представлена А. Г. Шешкен в обширном контексте русской литературы. Имена А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, В. А. Жуковского, Ф. И. Тютчева, А. Блока, С. Есенина, И. Бродского, Б. Пастернака и многих других звучат в разделах, посвященных развитию македонской поэзии на разных этапах. Без обращения к традициям Л. Толстого, И. Тургенева, Ф. Достоевского, Ф. Сологуба, И. Бабеля, М. Горького, М. Шолохова и других трудно было бы осмыслить картину развития основных жанров македонской прозы. Точно так же невозможно представить и драматургию Македонии без учета системного влияния творчества А. П. Чехова на развитие театрального искусства в мире. Органическая связь литературы Македонии с иными славянскими литературами, и прежде всего с литературой русской, системно представленная в монографии, делает исследование А. Г. Шешкен еще более полновесным и значимым.

А. Г. Шешкен удалось проанализировать пеструю и трудно дифференцируемую картину македонской литературы XX в., обозначить главные векторы ее развития, выявить специфику бытова-

стр. 101
ния этой национальной литературы в мировом литературном процессе, показав, что при всей оригинальности она является его неотъемлемой частью. Книга А. Г. Шешкен "Македонская литература XX века: Генезис. Этапы развития. Национальное своеобразие", без сомнений, уникальна, потому что знакомит как славистов, так и широкий круг читателей с таким своеобразным явлением, как молодая, но имеющая глубокие корни, македонская литература, и впервые в отечественной славистике демонстрирует системный взгляд российского македониста на основные вопросы развития македонской литературы от истоков до конца XX в.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Женев Т. Судьба народа - судьба литературы. М., 1987.

2. Дмитриев А. С. XIX век - век гуманизма // История зарубежной литературы XIX века / Под ред. Н. А. Соловьевой. М., 1991.


Отправить на принтер


Готовая ссылка для списка литературы

М. Проскурнина, А. Г. ШЕШКЕН. Македонская литература XX века: Генезис. Этапы развития. Национальное своеобразие // Москва: Портал "О литературе", LITERARY.RU. Дата обновления: 07 июля 2022. URL: http://literary.ru/literary.ru/readme.php?subaction=showfull&id=1657222027&archive= (дата обращения: 11.08.2022).

По ГОСТу РФ (ГОСТ 7.0.5—2008, "Библиографическая ссылка"):


Ваши комментарии