ИЗ ИСТОРИИ СОЗДАНИЯ "КАПИТАЛА" (К ВЫХОДУ В СВЕТ ПЕРВОГО ПОЛНОГО РУССКОГО ПЕРЕВОДА "ЭКОНОМИЧЕСКИХ РУКОПИСЕЙ 1857 - 1859 ГОДОВ" КАРЛА МАРКСА)

ДАТА ПУБЛИКАЦИИ: 03 декабря 2016
ИСТОЧНИК: Вопросы истории, № 7, Июль 1970, C. 68-78 (c)


© Л. И. ГОЛЬМАН

Бессмертный научный подвиг Карла Маркса - создание "Капитала" - имеет длительную историю. Все новые впечатляющие страницы ее раскрываются по мере того, как достоянием науки становятся подготовительные рукописи и предварительные варианты главного труда основоположника научного коммунизма. Публикация даже части этого рукописного наследства показала, какая поистине титаническая работа предшествовала выпуску в 1867 г. первого тома великого произведения Маркса. Яркий свет на этот грандиозный творческий процесс пролило, в частности, опубликование в 1939 - 1941 гг. Институтом марксизма-ленинизма при ЦК КПСС на языке оригинала "Экономических рукописей 1857 - 1859 годов" - первоначального чернового варианта "Капитала". Издание было выпущено в двух томах под редакционным заглавием "Основные черты критики политической экономии (черновой набросок)"1 . До этого читателям были известны лишь отдельные части и фрагменты этой работы: отрывок "Бастиа и Кэри", знаменитое "Введение", обычно публиковавшееся вместе с книгой Маркса "К критике политической экономии" (первоначально издана в 1859 г.), "Глава о деньгах" (напечатана в 1935 г. в "Архиве Маркса и Энгельса", т. IV), раздел "Формы, предшествующие капиталистическому производству"2 и некоторые другие отрывки. Разумеется, по отдельным фрагментам трудно было получить представление об общем содержании и структуре всего труда. Только с его полной публикацией стало возможным уяснить его место в развитии марксистского учения.

В настоящее время завершена работа над созданием полного русского перевода этого выдающегося произведения. Оно опубликовано во втором издании Сочинений К. Маркса и Ф. Энгельса в качестве его 46-го тома - одного из 11 запланированных дополнительных томов (выпуск основной части издания в 39 томах был завершен в 1966 г.). Издание снабжено обширным справочным аппаратом, включающим пространный предметный указатель3 . Публикация полного русского перевода первоначального варианта "Капитала" - важное событие в научной жизни нашей страны. Она сделает более доступным этот труд широким кругам исследователей и читателей разных специальностей, в том числе и историков.

Уже появление "Экономических рукописей 1857 - 1859 годов" на

1 K. Marx. Grundrisse der Kritik der politischen Oekonomie (Rohentwurf). Тт. I-II. M. 1939 - 1941. (Подготовивший это издание к печати П. Л. Веллер погиб на фронте во время Великой Отечественной войны.) В 1955. г. в ГДР книга была переиздана в одном томе.

2 См. "Пролетарская революция", 1939, N 3, а также отдельная брошюра: К. Маркс. Формы, предшествующие капиталистическому производству. М. 1940.

3 К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч. Т. 46, чч. I и II. М. 1968 и 1969 (подготовлен к печати В. С. Выгодским и И. Г. Казьминой под редакцией В. К. Брушлинского). В дальнейшем ссылки на это издание даются в самом тексте.

стр. 68
языке оригинала очень скоро привлекло к себе внимание ученых многих стран, хотя издание и вышло в тревожное для всего мира время - в первые годы второй мировой войны. Этому труду посвящена довольно обширная научная литература. Значительное место отвели ему в своих исследованиях по истории формирования и развития марксистской политической экономии советские экономисты Л. А. Леонтьев, И. А. Болдырев, В. С. Выгодский, А. И. Малыш, А. М. Коган4 . Специальные работы, посвященные "Экономическим рукописям 1857 - 1859 годов", написаны в ГДР 5 .

Большой интерес рукописи вызвали и в капиталистических странах, и не только со стороны ученых марксистского направления. Опубликованы полные переводы этой работы на японском, итальянском и французском языках. Разумеется, делаются попытки включить "Экономические рукописи 1857 - 1859 годов" в круг тех произведений Маркса, которые различные современные западные "марксологи" используют для всевозможных спекуляций по поводу надуманной проблемы "раннего" и "позднего" Маркса, а также марксовой теории "отчуждения", особенно "отчужденного труда". Примером таких спекуляций является выпущенная в 1967 г. в Париже книга "левого" социалиста Эрнеста Манделя о формировании экономических идей Маркса с 1843 г. до начала подготовки к печати первого тома "Капитала" 6 . В этой работе антикоммунистические и антисоветские выпады автор камуфлирует внешне радикально звучащими фразами о социалистической революции, даже филиппиками против буржуазных и ревизионистских "мистификаторов" марксизма, что не мешает ему, однако, опираться на работы ревизиониста А. Лефевра и таких псевдолевых анархиствующих "критиков" марксистско- ленинской теории, как Г. Маркузе.

В несколько более научном духе написан посмертно изданный в ФРГ труд о марксовых "Экономических рукописях 1857 - 1859 годов" Романа Роздольского, принадлежавшего также к категорий так называемых "левых" (в прошлом он участник социал-демократического движения в Галиции, после второй мировой войны - эмигрант в США) 7 . В той части работы, которая относится к анализу содержания рукописей 1857 - 1859 гг., метода Маркса, планов его экономического труда, автор соблюдает научную объективность и даже выступает в роли защитника Маркса от кейнсианских "критиков". Высоко отзывается он в целом и о заслугах В. И. Ленина как марксистского философа и экономиста. Однако, перейдя к рассмотрению современных проблем, Роздольский не удерживается на этих позициях и опускается до грубых измышлений, порочащих советскую действительность, экономическую науку в СССР и других социалистических странах. В искаженном виде изображены им ленинское толкование марксовой теории реализации и марксовых схем расширенного воспроизводства, ленинская критика люксембургианства (автор без всяких оснований сближает точку зрения Ленина с позицией то русских "легальных марксистов", то "австро-марксистов"). Тенденциозный характер носят славословия в адрес вульгарно-догматических теорий троцкиста Преображенского и попытки выдать самого Троцкого за авторитет в экономической науке.

4 Л. А. Леонтьев. О предварительном варианте "Капитала" Маркса. М. - Л. 1946; И. А. Болдырев. К вопросу об анализе "капитала вообще" и экономической рукописи Маркса 1857 - 1858 гг. "Научные записки" Одесского педагогического института. Т. XXI. 1958; В. С. Выгодский. История одного великого открытия К. Маркса. М. 1965; А. И. Малыш. Формирование марксистской политической экономии. М. 1966; А. М. Коган. Первоначальный вариант "Капитала". "Вопросы экономики", 1969, N 2.

5 См., например, W. Tuchscheerer. Bevor "Das Kapitab entstand. В. 1968.

6 E. Mandel. La formation de la pensee economique de Karl Marx. De 1843 jusqu'a la redaction du "Capital". P. 1967.

7 R. Rosdolsky. Zur Entstehungsgeschichte des Marxschen "Kapitab. Bd. 1 - 2. Frankfurt a/M. 1968.

стр. 69
"Экономические рукописи 1857 - 1859 годов" - это целый комплекс работ, связанных единым замыслом. В состав этого комплекса входят семь рукописей. Первые две - набросок "Бастиа и Кэри", раскрывающий сущность процесса вульгаризации политической экономии в послерикардовский период, и общее "Введение" - написаны Марксом летом 1857 года. Далее следует основная работа данного цикла - обширная рукопись, занимающая в оригинале 7 тетрадей убористо написанного текста. Она названа самим автором "Критикой политической экономии" и состоит из двух глав: "Глава о деньгах" и "Глава о капитале". Написана она между октябрем 1857 и маем 1858 года8 . Две вспомогательные рукописи - "Указатель к семи тетрадям" и "Рефераты к моим собственным тетрадям", написанные соответственно в июне 1858 г. и феврале 1859 г., - представляют собой нечто вроде авторского ключа к основной рукописи этой серии. Переход к новой стадии создания экономического труда отражают две другие рукописи, относящиеся к августу 1858 - марту 1859 года. Это фрагмент первоначального текста первого выпуска книги Маркса "К критике политической экономии" (окончательный текст был издан, как указывалось, в 1859 г.) и набросок плана второго, невышедшего выпуска. Известно, что Маркс в то время намеревался оформить и опубликовать свой готовый труд - на основе предшествующих черновых вариантов в виде серии выпусков, но сумел издать только первый, посвященный проблемам товара и денег. Во втором он предполагал раскрыть проблемы капитала. Но по ряду обстоятельств этот план не был реализован, а в дальнейшем Маркс и сам отказался от такой формы публикации, сочтя более целесообразным издать свой труд в трех теоретических и одной историко-критической ("Теории прибавочной стоимости") книгах.

Структура "Экономических рукописей 1857 - 1859 годов" четко передана в первом полном русском издании. Большое удобство для читателей создает продуманное редакционное расчленение текста основной рукописи - "Критики политической экономии". Оно произведено на основе упомянутых авторского "Указателя к семи тетрадям" и "Рефератов" Маркса; введенные редакцией заголовки и подзаголовки воспроизводят формулировки текста самого автора. Большая работа проделана над переводом. Сравнение текстов ранее переводившихся на русский язык отрывков, в частности раздела "Формы, предшествующие капиталистическому производству", с новым изданием свидетельствует о достигнутом более высоком уровне перевода и в терминологическом и в стилистическом отношении.

"Экономические рукописи 1857 - 1859 годов" отражают чрезвычайно важный этап в развитии марксистской теории, особенно такой составной части марксизма, как экономическое учение Маркса. Это первая работа, в которой Маркс изложил основы своего главного открытия в области политической экономии - теории прибавочной стоимости. В. И. Ленин называл ее "краеугольным камнем" марксистского экономического учения9 . Если в прежних экономических работах Маркса были даны исходные предпосылки для создания теории прибавочной стоимости, то в основной рукописи из цикла 1857 - 1859 гг. - в "Критике политической экономии" - содержались уже ее главные элементы: новое учение о товаре как элементарной клеточке буржуазного общества, о единстве потребительной и меновой стоимостей, о двойственном характере труда, создающего товар, о превращении товара в деньги, а денег в капитал, о продаже рабочей силы как основном условии функционирования капитала и образования прибавочной стоимости. Впервые в истории эконо-

8 Некоторые исследователи поэтому обозначали и весь цикл этими датами, что не совсем точно, так как отдельные его элементы, как мы увидим, были созданы в 1869 году.

9 См. В. И. Ленин. ПСС. Т. 23, стр. 43.

стр. 70
мической науки Маркс показал в своих рукописях, что рабочий продает капиталисту не свой труд, а "лишь временное распоряжение своей способностью к труду [Arbeitsfahigkeit]", то есть свою рабочую силу (т. 46, ч. I, стр. 244). Хотя еще и в менее четких терминах и понятиях, чем в будущем "Капитале", Маркс раскрыл механизм получения прибавочной стоимости в процессе капиталистического производства. В соответствии с этим он выяснил экономическое содержание таких категорий, как необходимое и прибавочное время, необходимый и прибавочный труд, абсолютная и относительная прибавочная стоимость, постоянный и переменный капитал, норма прибавочной стоимости (см., например, т. 46, ч. I, стр. 367 - 368, 371 - 378, 401 - 403; ч. II, стр. 260 - 263 и др.) 10 . Маркс раскрыл законы, определяющие превращение прибавочной стоимости в прибыль. Приблизился он и к другим своим открытиям - к пониманию законов средней прибыли и цены производства, иными словами, к научному объяснению процесса не только производства прибавочной стоимости, но и ее распределения между различными категориями класса капиталистов, к образованию таких ее превращенных форм, как предпринимательский доход, торговая прибыль, процент, земельная рента. Однако это стало предметом последующих экономических исследований Маркса, связанных с созданием нового, уже систематического варианта "Капитала" - "Экономической рукописи 1861 - 1863 годов", в которой разработка теории прибавочной стоимости получила свое завершение. Создав в 50-е годы ее решающие разделы, Маркс, по свидетельству Энгельса, "упорно отказывался опубликовать что-либо о ней, пока не уяснил себе полностью всех ее выводов"11 . Учением о прибавочной стоимости не ограничивается экономическое содержание рукописей 1857 - 1859 годов. Вскрыв основу главного антагонизма капиталистического способа производства - противоречие между трудом и капиталом, Маркс исследовал этот способ производства в разных аспектах, выяснил другие присущие ему закономерности. Чрезвычайно интересна, и не только для экономистов, но и для историков, его мысль о противоречивом характере технического прогресса при капитализме, что проявляется, с одной стороны, в тенденции к превращению науки в "непосредственную производительную силу" (т. 46, ч. II, стр. 215), а с другой стороны, в тех преградах, которые ставят этой тенденции и особенно использованию ее для удовлетворения потребностей самих производителей узкие рамки капиталистических производственных отношений. Читатель найдет в рукописях и наброски формулировки всеобщего закона капиталистического накопления, действие которого выражается в росте эксплуатации и социальной обездоленности на одном полюсе, богатства и паразитизма, по образному выражению Маркса, "минус-труда" (т. 46, ч. I, стр. 375) - на другом. Глубоко обоснована Марксом историческая неизбежность смены капитализма общественным строем, при котором "свободное, ничем не стесненное, прогрессивное и универсальное развитие производительных сил само составляет предпосылку общества, а потому и его воспроизводства" (т. 46, ч. II, стр. 33). Широкую известность получила мысль Маркса о будущем коммунистическом строе, в частности о коренном изменении характера труда при коммунизме, о превращении свободного времени в мощный фактор общественного прогресса (см. т. 46, ч. II, стр. 217- 218, 221 - 222).

10 Вызывает в связи с этим больше чем удивление утверждение авторов учебного пособия по истории экономической мысли, выпущенного под редакцией Ф. Я. Полянского, будто в "Экономических рукописях 1857 - 1859 годов" отсутствует понятие органического состава (правильнее - строения) капитала, то есть деления его на постоянный и переменный (см. "История экономической мысли". Курс лекций. Ч. 2. М. 1964, стр. 168).

11 К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч. Т. 39, стр. 22.

стр. 71
Много внимания уделил в своих рукописях Маркс критике буржуазной политической экономии, а также представителей мелкобуржуазных реформистских течений, в частности прудонизма, выдвигавших утопические проекты устранения противоречий капитализма в рамках самой капиталистической системы. Труд Маркса поэтому имеет важное значение для понимания развития экономической мысли и в отдельных вопросах дополняет в этом отношении его главную работу по истории политической экономии - "Теории прибавочной стоимости" (написана позднее и представляет собой часть "Экономической рукописи 1861 - 1863 годов").

Создание "Экономических рукописей 1857 - 1859 годов" явилось и крупным шагом вперед в развитии марксистской философии. Применяя к анализу экономических явлений метод материалистической диалектики, Маркс одновременно совершенствовал и самый метод. К предварительному варианту главного труда Маркса вполне применимо то, что писал о его окончательном варианте В. И. Ленин, указывавший, что если великий пролетарский ученый и не оставил специального сочинения по логике, то он зато "оставил логику "Капитала"12 . Больше того, логический, философский элемент в предварительном варианте "Капитала" выступает в более, если так можно выразиться, чистом, менее опосредствованном виде, чем в окончательном варианте, поскольку в первом случае Маркс исследовал проблемы для уяснения их самому себе, а во втором - излагал их уже для читателя. Стараясь сделать свои выводы более наглядными, он, естественно, наполнил абстрактные логические схемы предварительного варианта более богатым фактическим материалом, как бы облек их живой плотью и кровью.

Таким образом, предварительный вариант в большой степени отражает логический поиск Маркса, самый творческий процесс создания его экономического учения.

"Экономические рукописи 1857 - 1859 годов" содержат много ценного и для выяснения разработки Марксом важнейших положений исторического материализма в связи с его экономическими исследованиями и на их основе, а также развития его взглядов на важнейшие проблемы всемирной истории. В этих рукописях, правда, сравнительно мало затрагиваются конкретные исторические события, характеристики которых в окончательном варианте "Капитала" встречаются значительно чаще. Однако по анализу крупных исторических явлений, по социологическому обобщению обширнейшего исторического материала "Экономические рукописи 1857 - 1859 годов" стоят на уровне других важнейших теоретических работ Маркса. Эти рукописи отражают следующую крупную ступень в развитии марксистской исторической науки после создания "Немецкой идеологии" (1845 - 1846 гг.), в которой были заложены ее основы, а также таких работ, как "Классовая борьба во Франции" (1850 г.) и "Восемнадцатое брюмера Луи Бонапарта" (1852 г.). Маркс здесь как бы подвел первый общий итог своим интенсивнейшим занятиям всемирной историей в 50-е годы, занятиям, охватившим все ее эпохи, начиная с глубокой древности и кончая современными Марксу событиями. Он в определенной мере синтезировал в своих рукописях огромное количество исторических фактов, изученных и зафиксированных им в многочисленных тетрадях с выписками этих лет, исследование которых с целью раскрытия творческой лаборатории великого ученого в наше время еще только начинается13 . Об использовании автором рукописей 1857 - 1859 гг. широкого сравнительно- исторического материала для обобщающих выводов говорят и встречающиеся в этой работе ссылки на обычаи и учреждения народов Древнего

12 В. И. Ленин. ПСС. Т. 29, стр. 301.

13 См. С. З. Левиова, И. М. Синельникова. Рукописное наследство Маркса в области истории. "Маркс-историк". Сборник статей. М. 1968.

стр. 72
Востока, греков, римлян, этрусков, германцев, славян, монголов, жителей Мексики и Перу, Индии, Китая, Японии, а также на историю, преимущественно экономическую, Англии, Голландии, Испании, Италии, России, Пруссии, Франции, США в период позднего средневековья и в новое время.

Главное значение для историков имеют, однако, не столько меткие замечания Маркса об этих сторонах истории отдельных стран и народов, хотя и они, несомненно, сохраняют неустаревающую ценность, сколько именно обобщающие мысли относительно крупных социологических явлений, проливающие свет на целые исторические эпохи, а также освещение в его рукописях теоретических проблем, которые затрагивают самую методологию исторического исследования. Первостепенным для марксистской теории исторического познания представляется, например, та характеристика, которую дает сам Маркс своему исследовательскому методу во "Введении" к рукописям 1857 - 1859 гг., а также образцы применения им этого метода в самих рукописях. Хотя Маркс имел в виду метод политической экономии и выяснял его специфику, однако сформулированные им положения о роли научных абстракций, об абстрагировании от случайных, второстепенных черт для выяснения сущности явления, о последующем восхождении от абстрактного к конкретному как способе перехода от единичного к сложному, раскрытия связи между отдельными явлениями и характера всего процесса в целом, о диалектическом единстве логического и исторического и т. д. касаются и общей природы научного мышления. Они вскрывают его общие закономерности, в первую очередь в области общественных наук. Применительно к исторической науке Марксом, по существу, здесь были выявлены характерные черты анализа и синтеза как важнейших составных элементов исторического исследования - анализа, который не обходится без применения научных абстракций и других логических категорий, и синтеза, который играет роль, аналогичную восхождению от абстрактного к конкретному в политической экономии, и воплощается в сведении единичных фактов в некое единство, в создание обобщающих исторических концепций. Несмотря на значительное внимание советских ученых к вопросам методологии и логики исторической науки, нам кажется, что "Экономические рукописи 1857 - 1859 годов" Маркса еще недостаточно изучены с этой точки зрения. Появление полного русского перевода их послужит, несомненно, важным стимулом для этого.

Самую основу исторического познания затрагивают мысли Маркса об историзме как выражении существа диалектического развития природы, общества и мышления, как универсального принципа исследования природных и общественных явлений. Обоснование принципа историзма - в противовес метафизическому подходу к категориям политической экономии буржуазных экономистов, в том числе и классиков, которые "во всех формах общества видят формы буржуазные" (т. 46, ч. I, стр. 42), - дано Марксом не только во "Введении", но и на протяжении всех его рукописей. Все содержание работы пронизывает глубокое понимание исторической сменяемости форм производственных и других общественных отношений, диалектического перехода от их низшего к высшему типу, вызревания внутри одной общественной системы, в том числе капиталистической, предпосылок для ее замены новой, более прогрессивной (см., в частности, т. 46, ч. I, стр. 449)14 .

Разработка теории прибавочной стоимости, потребовавшая глубокого изучения всей истории общественного производства, условий труда и обмена и т. д. на разных стадиях исторического развития, позво-

14 О принципах историзма см.: Б. А. Грушин. Очерки логики исторического исследования. М. 1961; А. П. Самович. Принцип историзма и его роль в социальном исследовании. "Ученые записки" Томского государственного университета N 79. Томск. 1969.

стр. 73
лила Марксу обогатить и свое другое великое открытие - материалистическое понимание истории. Классическая по своей четкости и емкости формулировка понимания исторического процесса как прогрессивной смены общественно- экономических формаций содержится, как известно, в предисловии Маркса к его работе "К. критике политической экономии" (написана в начале 1859 г.). Однако предпосылки для появления этой формулировки, несомненно, были созданы в ходе его работы над "Экономическими рукописями 1857 - 1859 годов". В них же впервые Маркс употребил и самый термин "общественная формация" (т. 46, ч. II, стр. 394). Хотя само это понятие было выдвинуто раньше, в "Немецкой идеологии", его терминологическое уточнение, как и конкретизация в 1857 - 1859 гг. положения о решающей роли эволюции общественного производства в развитии общества, в смене одного общественного строя другим, более прогрессивным, дало марксистской исторической науке дополнительные важные критерии для познания исторического процесса и его научной периодизации 15 .

Весьма существенным был вывод Маркса о том, что обусловленное развитием производительных сил утверждение нового способа производства не может привести сразу и повсеместно к полному, исчезновению прежних производственных отношений. Во многих случаях они сохраняются в форме пережитков, приспособившихся к новым производственным отношениям. Даже при капитализме, отличающемся тенденцией к нивелировке, к установлению единообразных экономических форм, элементы докапиталистических отношений, "еще не преодоленные остатки этих обломков и элементов продолжают влачить существование внутри буржуазного общества..." (т. 46, ч. I, стр. 42). Один из типичных примеров приспособления докапиталистических форм к капиталистической системе Маркс видел в плантационном рабстве негров в южных штатах США (см. т. 46, ч. I, стр. 169 - 170, 505). Обращая внимание на сосуществование в определенных условиях разных типов производственных отношений, на наличие многоукладное?, переходных общественных форм, Маркс как бы ориентировал историков на необходимость учитывать всю сложность и многообразие исторической действительности, все местные и национальные особенности, отклонения от нормы в историческом развитии.

Из признания сохранения пережитков прежних способов производства вытекает и другой важный для исторической науки методологический вывод. Этим принципиально допускалась возможность реконструкции более древних общественных институтов по их реликтовым остаткам, по тем уцелевшим в более позднее время и трансформированным формам, в которых они приспособились к новым условиям. Поэтому Маркс писал, что анализ результатов процесса этой эволюции дает "ключ к пониманию прошлого" (т. 46, ч. I, стр. 449; см. также стр. 42).

Главным объектом исследования в "Экономических рукописях 1857 - 1859 годов", как и в "Капитале", были явления, присущие капиталистическому способу производства. Однако, стремясь выявить их происхождение, Маркс постоянно углублялся в прошлое, прибегал к историческим сравнениям различных сторон капиталистической и докапиталистической экономики. В ходе этих сопоставлений Маркс выявил много характерных черт экономической и социальной структуры докапиталистических формаций. В своих рукописях Маркс, таким образом, закладывал фундамент не только марксистской политической экономии капитализма, но и политической экономии в широком смысле слова, охватывающей все ступени экономического развития. Этим Маркс вносил вклад и в общее понимание хода истории в разные исторические эпохи.

15 См. Г. А. Багатурия. Первое великое открытие Маркса. Формирование и развитие материалистического понимания истории. "Маркс- историк". Сборник статей.

стр. 74
Глубокие мысли были высказаны Марксом по поводу самой ранней стадии истории человечества. Историческая проницательность Маркса в этой связи становится особенно очевидной, если учесть, что в середине 50-х годов научные представления о первобытной эпохе, особенно о первобытном общественном строе, еще только начинали формироваться. Даже сам Маркс еще считал - до открытий Бахофена и Моргана - первичной формой социальной организации семью (см. т. 46, ч. I, стр. 18). Важно, однако, подчеркнуть, что очень многое в марксовом тогдашнем толковании первобытных общественных отношений получило полное подтверждение в последующих археологических, этнографических и исторических исследованиях. Маркс отмечал, в частности, отсутствие классового деления в первобытном обществе, господство в нем естественных родо-племенных связей, общинных начал (см. т. 46, ч. I, стр. 462 - 463). Коллективность, а на самой ранней ступени "стадность" (т. 46, ч. I, стр. 463), являлась доминирующей чертой всей жизни первобытных людей. Признание в то время первичности семьи отнюдь не означало у Маркса отрицания большего значения в первобытную эпоху родо-племенной организации, общинных порядков. Семья в те времена в понимании Маркса - это часть родового, племенного или общинного коллектива. Производство и потребление происходили в рамках этого коллектива на коммунистических началах. Маркс подчеркивал локально-коммунистический характер первобытной общественной организации (локальный потому, что, как он указывал, различные племена, как правило, находились во враждебном отношении между собой (см. т. 46, ч. I, стр. 480). Фигурирует в "Экономических рукописях 1857 - 1859 годов" и термин "первобытный коммунизм" (т. 46, ч. II, стр. 394).

Разнообразны социологические проблемы истории докапиталистических классовых обществ, которые рассмотрел Маркс в своих рукописях, в частности в разделе "Формы, предшествующие капиталистическому производству"16 . Он раскрыл сущность докапиталистических форм эксплуатации: эксплуататорского использования общинного труда в странах Востока в древности и в средние века, рабства и крепостничества. В трактовке проблемы докапиталистических форм собственности Маркс затрагивает самое существо вопроса о различных типах производственных отношений, характерных для докапиталистических стадий развития общества. Новым по сравнению с "Немецкой идеологией" является выделение как особого типа производственных отношений строя, основанного на такой форме собственности, которую Маркс называет "азиатской". Название, по-видимому, он сам рассматривал как условное, поскольку находил черты этого строя не только у народов Азии, но и у кельтов Европы, жителей Перу и Мексики доколониального периода. Этот тип производственных отношений Маркс, как явствует из рукописей, считал стадиально предшествовавшим рабовладельческому и феодальному, хотя хронологически он мог в определенные периоды сосуществовать с последними (подобно тому, как рабство античного мира сосуществовало с первобытнообщинным строем его варварской периферии). Нетрудно заметить, что между анализом в рукописях 1857- 1859 гг. трех докапиталистических форм собственности - азиатской, античной и германской (употребляя терминологию самих рукописей) - и указанием на три способа производства, предшествовавшие капиталистическому, в упомянутом предисловии к работе "К критике политической экономии" (как известно, Маркс называет здесь, помимо капиталистического, азиатский, античный и феодальный способы производства) существует прямая связь. Положение Маркса об этих способах произ-

16 Подробнее см. введение английского марксиста Э. Хобсбаума к английскому изданию работы "Формы, предшествующие капиталистическому производству": Karl Marx. Pre-capitalist Economic Formations. L. 1964.

стр. 75
водства непосредственно вытекало из исследования их конкретных черт в "Экономических рукописях 1857 - 1859 годов" 17 .

В центре внимания Маркса в его анализе докапиталистических формаций находились проблемы эволюции земледельческой общины. Разложение общины, сохранявшейся в различных формах на всех предыдущих стадиях, являлось одним из условий становления капиталистического способа производства. Этим в значительной мере и был обусловлен тот интерес к историческим судьбам земледельческой общины, который проявил Маркс.

В рукописях 1857 - 1859 гг. Маркс различал три типа земледельческой общины: азиатский, или восточный, античный и германский (о славянской общине Маркс писал еще очень бегло, более подробный конкретный материал о ней он собрал позднее). Эти три типа отражали разные стадии в истории общинного землевладения. Азиатская община, по характеристике Маркса, носила наиболее архаические черты. Она являлась замкнутым, самодовлеющим социальным организмом, по существу, продолжая оставаться родо-племенным коллективом, сохранившим многие черты первобытной эпохи. Однако в отличие от первобытной общины она утратила свою самостоятельность и попала в подчинение к деспотическому правительству, изымавшему у общин прибавочный продукт. В руках этого правительства, "витающего над мелкими общинами", находилась жизненно важная ирригационная система (см. т. 46,ч. I, стр. 463 - 464). Первобытная по своему происхождению и в значительной мере по своей внутренней организации, азиатская община явилась социальным базисом общества уже с элементами классового деления и с выделившейся эксплуататорской верхушкой.

Для античной формы общины характерно сочетание общинных порядков с частной собственностью - как с крупным индивидуальным землевладением, так и с мелкой крестьянской парцеллой. В общем владении остаются, по существу, невозделанные земли. Происходит процесс отделения ремесленного труда от сельскохозяйственного, еще сочетавшихся в общинах восточного типа. В то же время общинный строй накладывал отпечаток на разные стороны жизни античных народов, в частности на структуру городов-государств - античных полисов.

Анализируя германскую общину, ту трансформацию, которую она претерпела в классовом обществе, Маркс еще до знакомствах трудами немецкого историка Г. Маурера о марке и марковом строе сделал вывод о чрезвычайной живучести общинных порядков и в эпоху феодализма. Община просуществовала в той или иной форме в течение всех средних веков, хотя и оказалась под гнетом феодалов.

Дальнейшие исследования истории общинного землевладения, разумеется, во многом уточнили и конкретизировали ту картину эволюции общины, которую нарисовал Маркс в 1857 - 1859 годах. Он сам значительно дополнил ее в своих последующих трудах, в частности в черновиках письма В. И. Засулич (1881 г.), в которых им были обобщены результаты исследований не только Г. Маурера, но и М. М. Ковалевского и многих других ученых, огромный новый материал об общинных порядках и обычаях разных народов, в том числе и о южнославянской и русской общине. Плодотворно занимался проблемой общины и Энгельс (стоит вспомнить хотя бы его работу "Марка") 18 . Тем не менее та историко-типологическая характеристика общины, которую Маркс впервые дал в "Экономических рукописях 1857 - 1859 годов", целиком сохранила свое научное значение и является исключительно ценным

17 Проблема азиатского способа производства и его места в процессе смены докапиталистических общественно-экономических формаций достаточно сложна и до сих пор является предметом дискуссий как в советской, так и в зарубежной марксистской исторической науке.

18 См. К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч. Т. 19, стр. 329 - 345, 400 - 421.

стр. 76
методологическим подспорьем для изучения многих ключевых проблем древней и средневековой истории. Неустаревающее значение имеют глубокие мысли Маркса об универсальности в докапиталистическую эпоху такого общественного института, как община, об определенном влиянии его на социальный и политический строй в древности и средние века, о направлении и главных стадиях его исторической эволюции.

Ключом к пониманию общих закономерностей развития докапиталистических формаций являются и положения "Экономических рукописей 1857 - 1859 годов" о преобладании в них сельскохозяйственного производства, об иной, чем при капитализме, экономической и социальной роли городов. Маркс писал, что в докапиталистических обществах "земельная собственность и земледелие образуют базис экономического строя" (т. 46, ч. I, стр. 472). В азиатских странах, указывал он, существовало своего рода "нерасчлененное единство города и деревни", а история классической древности была "историей городов, но городов, основанных на земельной собственности и на земледелии" (т. 46, ч. I, стр. 470). Положение меняется лишь в средние века, хотя и на этой стадии главенство в экономике сохраняет сельское хозяйство, а феодальное землевладение и отношения между феодалами и прежде всего сельскими производителями остаются фактором, определяющим всю социальную структуру общества. Тем не менее, по мнению Маркса, именно в средние века происходит подлинное отделение города от деревни, возникает противоположность между ними в социальном смысле. При всем феодальном облике средневековых городов они становятся главными очагами зарождения новых производственных отношений, подрывающих феодальную систему, своего рода теплицами, в которых увидели свет первые ростки капитализма. Этим во многом объясняется отраженный и в рукописях 1857 - 1859 гг. интерес Маркса к истории средневекового города, к его структуре, к цеховой организации городского ремесла, к процессам классовой дифференциации городского населения. Городское ремесленное производство Маркс считал важнейшей, хотя и не единственной средой, в которой совершилось становление капиталистической мануфактуры. Здесь создавались предпосылки для последующего превращения городов в доминирующие в экономическом отношении промышленные центры, для создания строя, при котором в отличие от докапиталистических формаций уже не деревня в целом определяла социальные порядки, господствующие в обществе, являлась "отправной точкой истории", а, наоборот, происходило "проникновение городских отношений в деревню" (т. 46, ч. I, стр. 470).

Генезис капитализма является вообще одной из центральных проблем "Экономических рукописей 1857 - 1859 годов". Маркс дал глубокое толкование процессу первоначального накопления капитала. Он разъяснил сущность этого процесса, показав, что он заключается, с одной стороны, в образовании класса наемных рабочих посредством отделения прежних работников от условий их труда, их орудий и других средств производства, а с другой - в превращении прежних средств производства в "свободный фонд", то есть в освобожденный от традиционных феодальных, цеховых и т. п. препон капитал. "Тот же самый процесс, противопоставляющий массу в качестве свободных рабочих объективным условиям труда, противопоставил эти условия в качестве... капитала свободным рабочим" (т. 46, ч. I, стр. 494). Всесторонняя, насыщенная богатым историческим материалом характеристика первоначального накопления была дана Марксом, как известно, в 24-й главе I тома "Капитала". Но и в рукописях 1857 - 1859 гг. Маркс не ограничился выяснением его экономической сути, а подошел к проблеме исторически. Впервые здесь эпоха первоначального накопления была выделена им как особый, переходный период исторического развития, связана с процессом разложения феодализма, в частности с трансформа-

стр. 77
цией феодальных форм земельной собственности и феодальной земельной ренты в капиталистическую собственность на землю и капиталистическую ренту. Маркс показал, что корни капитализма следует искать не только в городской промышленности, но и в тех сдвигах, которые в позднее средневековье происходили в сельском хозяйстве, в его капиталистической перестройке, начавшейся в ряде стран (Голландия, Англия) еще на заре капитализма (см. т. 46, ч. I, стр. 228 - 229). По существу, Маркс уже здесь выдвинул комплексный принцип исследования формирования капитализма, требование охвата всех сфер и сторон этого процесса (в промышленности, где складывается мануфактура, сельском хозяйстве, торговле, кредите, в области колониальной экспансии и т. д.), изучения их взаимодействия. Классическая четкость в постановке и освещении этих проблем в "Экономических рукописях 1857 - 1859 годов" позволяет широко использовать эту работу наряду с "Капиталом" и для критики современных буржуазных концепций раннего капитализма.

В "Экономических рукописях 1857 - 1859 годов" Маркс углубил основы научного толкования истории самого капиталистического общества, ее периодизации, намеченной им еще в 40-е годы в таких работах, как "Немецкая идеология" и "Нищета философии". Он вновь обосновал необходимость различать в развитии капитализма мануфактурную и машинную, стадии. Капиталистический способ производства, указывал он, исторически существовал "только в двух формах; в форме мануфактуры или в, форме крупной промышленности" (т. 46, ч, II, стр. 81). Однако мануфактура с ее примитивной техникой, ручным трудом, подчеркивал он, не могла еще создать материальную базу для всеобщего распространения капиталистических отношений и вытеснения докапиталистических экономических укладов. Эволюция капиталистических отношений на этой стадии происходит в целом еще, в "неразвитых (средневековых) формах" (т. 46, ч. I, стр. 229), Высказанные Марксом соображения относительно сравнительно ограниченных возможностей мануфактурной системы (хотя с ее появлением берет свое начало капиталистический способ производства) объясняют причины длительного сохранения феодальных форм хозяйства наряду с мануфактурой. Победа капитализма в мануфактурный период не могла быть полной и прочной. Лишь система машин по-настоящему адекватна господству капитала, лишь, она ведет к полному утверждению капиталистического строя.

Следовательно, в промышленном перевороте, приведшем к появлению фабричной промышленности, машинной индустрии, Маркс видел не только техническую, но и социальную революцию. Она завершила начавшийся в период первоначального накопления и мануфактуры процесс отделения непосредственных производителей от средств труда, превращения их в наемных рабочих и широко открыла дорогу для развития капиталистического общества со всеми его антагонизмом и противоречиями. "Развитие средства труда в систему машин, - писал Маркс, - не случайно для капитала, а представляет собой историческое преобразование традиционных, унаследованных средств труда, превращение их в средства труда, адекватные капиталу" (т. 46, ч. II, стр. 205).

Даже из приведенного беглого обзора видно, насколько богато историческое содержание предварительного варианта "Капитала". Рукописи 1857 - 1859 гг. показывают, что главный труд Маркса был с самого начала задуман не только как экономическое, но и как историко-социологическое исследование крупного масштаба.

Похожие публикации:



Цитирование документа:

Л. И. ГОЛЬМАН, ИЗ ИСТОРИИ СОЗДАНИЯ "КАПИТАЛА" (К ВЫХОДУ В СВЕТ ПЕРВОГО ПОЛНОГО РУССКОГО ПЕРЕВОДА "ЭКОНОМИЧЕСКИХ РУКОПИСЕЙ 1857 - 1859 ГОДОВ" КАРЛА МАРКСА) // Москва: Портал "О литературе", LITERARY.RU. Дата обновления: 03 декабря 2016. URL: https://literary.ru/literary.ru/readme.php?subaction=showfull&id=1480759388&archive= (дата обращения: 26.04.2024).

По ГОСТу РФ (ГОСТ 7.0.5—2008, "Библиографическая ссылка"):

Ваши комментарии