Вступительное слово учителя:
В 7 классе вы изучали небольшое произведение Александра Валентиновича Вампилова "Свидание", названное в подзаголовке "сценой из нерыцарских, времен". Герой этой пьесы стремится на встречу с девушкой, знакомой ему лишь по телефонным разговорам. Он, видимо, мечтает предстать перед ней благородным рыцарем, но совсем не по-рыцарски ведет себя в очереди к сапожнику. Впоследствии оказывается, что девушка, с которой он ссорится в очереди, и есть та, которая назначила ему встречу.
Нужно заметить, что в Средневековье реальные рыцари вели себя не лучше: боготворили свою возлюбленную и в то же время часто небрежно, грубо обходились с простолюдинками.
Нет ли такого двойного отношения к людям, разлада между словом и делом у героев пьесы "Старший сын", созданной А. Вампиловым в 1967 году?
Чтобы проанализировать пьесу, делю класс на 3 группы: две большие, которые будут вести дискуссию, и одну группу экспертов из 3 наиболее подготовленных учащихся, которые могут корректировать спор, а потом делают вывод. Дискуссия
стр. 40
--------------------------------------------------------------------------------
нужна для того, чтобы оценить отношение героев к справедливости и милосердию.
Первая группа должна доказывать, что у героев пьесы Сарафанова-отца и В. Бусыгина слова не расходятся с делами и относятся они к окружающим согласно высказываемым ими взглядам.
Вторая группа будет доказывать, что у этих героев существует разлад между словом и делом.
Учитель. В произведении можно найти фразы, близкие по смыслу христианским заповедям. Так, Евангелие от Матфея призывает: "Возлюби ближнего, как самого себя" (гл. 22:37 - 40). А другой апостол - Иоанн - передает слова Христа следующим образом: "Заповедь новую даю вам: да любите друг друга"... (гл. 13:34).
Исходя из сравнения библейских изречений с высказываниями и поступками персонажей пьесы, стройте свои доказательства.
1 группа. Герой пьесы - Андрей Григорьевич Сарафанов пишет музыкальное сочинение под названием "Все люди - братья". Это для него не просто декларация, а принцип жизни. Например, Володю Бусыгина он полюбил как сына, и его отцовское чувство к нему не исчезло даже тогда, когда обман раскрывается.
А Бусыгин при первом появлении в квартире Сарафановых произносит похожую фразу: "Человек человеку брат"...
2 группа. Бусыгин высказывает это походя, как дежурную фразу, лишь бы что-нибудь говорить, он тянет время, чтобы немного погреться в прихожей. Причем эти слова взяты им не из Библии, а из идеологической фразеологии того времени. Поступает же он совсем не в согласии с заповедями о любви к ближним: ведь он обманывает всю семью Сарафановых.
А вот что говорит об отце Нина: "Всю жизнь, сколько я помню себя, он сочиняет эту самую ораторию". Однако написал он всего лишь одну страницу. Причина, видимо, в том, что идеи сочиняемого им произведения слишком абстрактны, не связаны с жизнью.
Глава семьи Сарафановых - мечтатель. Его идеалы терпят крушение при столкновении с жизнью. Да, в чужом человеке он обретает близкого себе по духу собеседника, к которому испытывает родственные чувства. Но в то же время Андрей Григорьевич разочаровывается в детях, дочь и сын стремятся покинуть его.
1 группа. Приведенный факт свидетельствует о том, что идеальных людей нет, но вовсе не о том, что у Сарафанова слова расходятся с делами. Ведь после развода именно с отцом остаются дети.
Сарафанов доверяет людям, поэтому он так легко поверил в появление "старшего сына". Мнимый старший сын становится по-настоящему близким человеком и устраивает все так, что дети Сарафанова остаются с ним. Нина соглашается с Володей: "Ты прав, отца нельзя оставлять". Она признает: "Мы все в папу. У нас один характер".
2 группа. Сарафанов не смог воплотить в жизнь свой идеал: "Все люди - братья". Он не смог сработаться с коллегами в симфоническом оркестре. "На работе у него вечно какие-нибудь сложности", - так отзывается о нем дочь.
1 группа. Но, может быть, ее отец стал заниматься более полезным делом - ведь как раз не избранным, а всем нужна музыка и на танцах, и на похоронах.
2 группа. А почему же он забывает свою идею о всеобщем братстве, когда впадает в гнев на Семена Севостьянова, оскорбляет того и гонит вон? Ругает Сильву и Бусыгин, который по отношению к жениху Нины, курсанту Михаилу Кудимову, ведет себя иронично-издевательски. А Сарафанов раздражается и на упомянутого курсанта.
1 группа. Сарафанов и Бусыгин гневаются на Сильву потому, что тот поступает непорядочно, даже подловато.
2 группа. Но Севостьянов считает Володю своим другом. Семен ради дружбы оставляет намерение "приударить" за Ниной. И он, кстати, до того как его стали выгонять, ни разу не оскорбил Бусыгина, а тот его то и дело ругает.
Учитель. Ну так к какому же выводу мы придем? Может быть, однозначно ре-
стр. 41
--------------------------------------------------------------------------------
шить этот спор нельзя? Предоставим слово экспертам.
Группа экспертов. Обе стороны привели весомые аргументы в поддержку отстаиваемой позиции. Основываясь на доводах оппонентов, молено вывести заключение: два основных героя - В. Бусыгин и Андрей Григорьевич Сарафанов - могут совершать ошибки, в состоянии эмоционального возбуждения могут кого-то и обидеть.
Но это свидетельствует о том, что они хотят, чтобы все люди были порядочными, и отношения между ними должны быть совершенными. Поэтому несовершенство человеческих отношений задевает их за живое и они способны срываться на отдельных людях. Отсюда возникло их возмущение поведением Семена Севостьянова.
Ироническое обращение Володи к Кудимову идет от того, что чувства Бусыгин ценит выше, чем казенные отношения.
Но всё это свидетельствует о том, что главные герои пьесы - не идеальные личности, а не о том, что их слова расходятся с делом. Здесь еще сказывается оторванность героев от христианских традиций. Эти традиции все-таки воздействуют на них посредством культуры, произведений литературы и искусства, но незнание источника также может объяснить нехватку у них терпимости.
Недостаточно мечтать о гуманных, братских взаимосвязях, нужно еще научиться прощать людям их слабости, недостатки.
Учитель. Спор и заключение экспертов подвели нас к проблеме отношения героев произведения к таким понятиям, как справедливость и милосердие.
Если попробовать встать на точку зрения Сильвы, Кудимова, Бусыгина, Сарафанова-отца, то окажется, что все они по-своему правы. Даже Васенька считает себя правым, когда в отместку Макарской за ее "измену" с Семеном пытается поджечь у нее дом.
Но можно ли утверждать, что названные герои поступают справедливо? Вначале определим, что же такое справедливость? Это означает "справедливое отношение к кому-нибудь, беспристрастие".
В полной мере беспристрастным к другим людям, а, следовательно справедливым, оказывается Кудимов. Но в пьесе проявляются 2 принципа морали: справедливость и милосердие.
Милосердие, согласно словарю С. И. Ожегова, означает "готовность помочь кому-нибудь или простить кого-нибудь из сострадания, человеколюбия". Указанные моральные принципы должны согласовываться друг с другом. Но милосердие - высшее, а справедливость в сравнении с ним - низшее основоположение морали. И если такое сочетание не соблюдается, то данные принципы могут вступать в противоречия. Исходя из этого, сравним отношения Бусыгина и Кудимова к Андрею Григорьевичу Сарафанову.
Что, помимо желания погреться, побудило Володю заглянуть в квартиру Сарафановых?
- Володя Бусыгин решил наказать, по его тогдашнему мнению, пожилого "ветреника", то есть проявить справедливость. Но, узнав Андрея Григорьевича лучше, Бусыгин проявляет к нему милосердие.
Кудимов - юноша честный, ценящий в себе и других правдивость, собранность, прямоту.
Но сам автор пьесы отмечал, что этому курсанту недостает чуткости, выпускник летного училища не понимает, что отец Нины стесняется ухода из симфонического оркестра и пытается скрыть это от своих детей. Бусыгин пытается уверить Кудимова в ошибке, чтобы пощадить самолюбие музыканта. А Кудимов не замечает смущения отца Нины, вспоминает и говорит, где его видел, причиняя тому душевную боль.
Он поступает справедливо, потому что беспристрастен к Сарафанову. Но подобное беспристрастие свидетельствует об отсутствии не только предвзятого отношения к отцу Нины, но и расположения к нему. Он раскрывает тайну Сарафанова потому, что равнодушен к тому и как к будущему родственнику и просто как к личности. Для него важен сам факт, а не то, как к этому факту отно-
стр. 42
--------------------------------------------------------------------------------
сятся окружающие. Более того, он, скорее всего, и к Нине не испытывает горячего чувства.
Итак, мы обнаружили, что справедливость, сопровождаемая безразличием к людям, ниже милосердия. Впрочем, подобная справедливость, наверное, является формальной. Необходимо стремиться к тому, чтобы справедливость и милосердие как принципы морали находились в гармонии.
В финале пьесы Андрей Григорьевич Сарафанов высказывает следующую мысль:
"Да-да, жизнь справедлива и милосердна. Героев она заставляет усомниться, а тех, кто сделал мало, и далее тех, кто ничего не сделал, но прожил с чистым сердцем, она всегда утешит".
Сам Сарафанов, пусть не имеет славы, не может закончить музыкальное произведение, обладает большим жизненным опытом: он защищал Отчизну, дарил людям своим исполнением музыки радость и утешение. Его бывшая жена, по рассказу Нины, в письмах когда-то называла Андрея Григорьевича "блаженным". Блаженный - значит "чудаковатый, юродивый". Но в другом, возвышенном смысле блаженный - "исполненный высшего счастья". А высшего счастья он достигает в силу того, что охвачен бескорыстным служением делу и людям. Им движут благородство и чистота помыслов.
Горячее сочувствие Володи Бусыгина к Сарафанову возникло потому, что их обоих можно назвать людьми с чистыми сердцами.
стр. 43