ГОТОВИМСЯ К ЕГЭ. ИЗУЧЕНИЕ НА УРОКАХ НОРМ ПОСТРОЕНИЯ СЛОЖНЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ

ДАТА ПУБЛИКАЦИИ: 03 апреля 2008
ИСТОЧНИК: http://portalus.ru (c)


© Н. И. ПАВЛОВА

В комментариях к выполнению заданий ЕГЭ констатируется, что синтаксические ошибки - самый распространенный вид ошибок и в устной, и в письменной речи [1, 60]. Действительно, практика написания сочинений и устные ответы показывают, что учащиеся испытывают затруднения именно в построении словосочетаний и предложений.

Работая над заданиями ЕГЭ (выберите грамматически правильное продолжение предложения, укажите предложение с грамматической ошибкой), выпускники чувствуют себя увереннее (60 - 70% выполнения), что может несколько успокоить учителя. Однако строя свой текст, школьники часто допускают именно грамматические (синтаксические) ошибки: "Прочитав его, остается очень светлое чувство. Эта тема тоже близка к поэту. Он показывает свое восхищение к ней. Как сильно он горд ей. Что он такой же старый в душе, как и эта мебель. Автор гордится, что он гражданин Советского Союза. Маяковский хотел выразить гордость за то, что он гражданин Советского Союза".

Целенаправленная подготовка к ЕГЭ дает возможность учителю систематизировать работу над нормами построения словосочетаний и предложений и научить соблюдать синтаксические нормы в письменной речи. В "Демонстрационном варианте 2006 г." (проекте) грамматическим нормам посвящены задания А4 (укажите пример с ошибкой в образовании формы слова), А5 (укажите грамматически правильное продолжение предложения1 ), А6 (укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы), задание А28 предлагает найти предложение, в котором придаточную часть СПП нельзя заменить причастным оборотом.

Как организовать изучение синтаксических норм на уроках русского языка? Методически целесообразно вести детей от знакомства с определенными речевыми понятиями к овладению на основе этих понятий необходимыми речевыми действиями и свободному использованию приобретенных умений в речевой практике. В ЛИЕН им. Н. И. Вавилова учителями-словесниками разработана программа, в которой предусматриваются специальные уроки по изучению норм русского литературного языка. Синтаксические нормы построения сложных предложений мы изучаем вслед за пунктуационными нормами.

Старшеклассники должны знать, что грамматическая правильность речи определяется правильным выбором грамматических форм слов (морфологические нормы) и форм связи слов в словосочетании и предложении (синтаксические нормы). Синтаксические нормы - это нормы построения словосочетаний, простых предложений и сложных предложений различных видов.

Каковы наиболее типичные ошибки в построении сложноподчиненных предложений? Отмечается, что в сложном предложении допускаются ошибки в выборе союзов, союзных слов, указательных слов, связывающих главное и придаточное предложения (я считаю то, что вы не правы), в согласовании сказуемого с подлежащим, выраженным относительным местоимением и выступающим в роли союзного слова (Все, кто сдали экзамен, получат стипендию) и т.д. [1, 60]. В учебных пособиях указываются такие недочеты и ошибки в построении СПП, как неправильное местоположение придаточного, неправильное совмещение придаточного и причастного оборота, неудачное употребление союзов, ошибки в построении предложений с косвенной речью [2, 258 - 259; 3, 353 - 354]. Мы выявляем нарушения синтаксических норм в сложном предложении на материале ошибок, допущенных учащимися в письменных работах, и на основе за-

стр. 62


--------------------------------------------------------------------------------

даний ЕГЭ, и на уроке составляем таблицу "Типология синтаксических ошибок в СПП" (см. таблицу).

Сгруппируем синтаксические ошибки и выделим наиболее типичные: 1) местоположение придаточного предложения; 2) выбор формы союза как средства связи; 3) смешение прямой и косвенной речи.

Объяснение материала предваряем домашней работой с текстом из сборника ЕГЭ2 : 1) Найдите СПП с придаточным определительным, замените, где это возможно, придаточное причастным оборотом, используя материал для справок [3, 351]. 2) Найдите предложение с прямой речью, замените косвенной речью, используя материал для справок [3,307 - 308].

1. Местоположение придаточного предложения

1.1. Одной из наиболее типичных синтаксических ошибок в письменных работах учащихся является употребление придаточного предложения без главного. Практика показывает, что старшеклассники, выполняя работу над подобными ошибками, часто не понимают сути нарушения и в лучшем случае пытаются поменять местами слова. В связи с этим предлагаем следующую методику. Урок проводим с мультимедийной презентацией (или с помощью кодоскопа), что позволяет наглядно представлять и усваивать новый материал.

Учитель предлагает прочитать сложные предложения из текста, назвать главное и придаточное. 1) Можно с уверенностью сказать, что в мире мало поэтов, являющихся, подобно Есенину, душой нации. 2) Смотрите, как он масштабно и крупно мыслит. Можно ли употреблять придаточное предложение без главного? Почему?

Прочитав на экране предложения Можно с уверенностью сказать. Что в мире мало поэтов. Смотрите. Как он масштабно и крупно мыслит3 , учащиеся приходят к выводу, что придаточное предложение нельзя употреблять без главного, так как оно является его частью и не может быть отделено от него.

Пользуясь правилом, учащиеся анализируют свои синтаксические ошибки (которые появляются на экране) и объясняют, чем они вызваны. 1) В этом стихотворении поэт описывает лес. Который тоже является для него домом. 2) И здесь поэт опять употребляет синий цвет. Чтобы выразить свое восхищение красотой родного края. 3) В лучших стихах Бальмонта слова выносятся на музыкальной волне. Чем обусловлена их напевность.

1.2. Следующее задание позволяет глубже усвоить понятие "парцелляция", так как дается в параллели с нарушением синтаксической нормы.

В текстах ЕГЭ читаем: (18) Лица мальчиков просветлели. (19) Точно груз спал с их плеч. (Д. С. Лихачев.) (9) В его симфонии, картине, романе надежда, тоска, боль, радость миллионов людей. (10) Поэтому и становимся мы богаче на миллион жизней. (12) Хороший читатель - соавтор писателя. Его духовная жизнь, соприкасаясь с миром Пушкина, Стендаля или Толстого, окрыляется, и он видит то, чего не видел раньше. А ведь ради этого и работает писатель. (13) Чтобы научиться видеть. (Е. Богат).

Обратите внимание на местоположение выделенных предложений. Можно ли понять их смысл вне контекста? С какой целью авторы употребляют придаточное предложение без главного?

Учитель помогает сделать вывод: членение предложения, при котором содержание высказывания реализуется в двух или нескольких речевых единицах, следующих одна за другой после разделительной паузы {парцелляция), используется как особый стилистический прием, позволяющий усилить смысловые оттенки значений [4, 199].

1.3. Предлагаем прочитать предложения. Что затрудняет их осмысление? В поэме рассказывается о судьбе России, которую подарил мне друг. Пушкин оставил нам в наследство свои произведения, читать которого большая радость.

Вывод: придаточное определительное должно стоять после определяемого слова.

стр. 63


--------------------------------------------------------------------------------

Типология синтаксических ошибок в сложноподчиненном предложении

Синтаксическая норма (правило)
Примеры нарушений синтаксической нормы
Синтаксическая норма (примеры)

I. Местоположение придаточного предложения. 1) Придаточное предложение нельзя употреблять без главного, так как оно является его частью и не может быть отделено от него
1) В этом стихотворении поэт описывает лес. Который тоже является для него домом. 2) И здесь поэт опять употребляет синий цвет. Чтобы выразить свое восхищение красотой родного края.
1) Можно с уверенностью сказать, что в мире мало поэтов, являющихся, подобно Есенину, душой нации. 2) Смотрите, как он масштабно и крупно мыслит.

2) Членение предложения, при котором содержание высказывания реализуется в двух или нескольких речевых единицах, следующих одна за другой после разделительной паузы (парцелляция), используется как особый стилистический прием, позволяющий усилить смысловые оттенки значений
 
Лица мальчиков просветлели. Точно груз спал с их плеч. (Д. С. Лихачев) В его романе надежда, тоска, боль, радость миллионов людей. Поэтому и становимся мы богаче на миллион жизней. (Е. Богат)

3) Придаточное определительное должно стоять после определяемого слова
1) Пушкин оставил нам в наследство свои произведения, читать которого большая радость. 2) Одна из картин Левитана висит перед нами, которая называется "Весна - большая вода".
1) Пушкин оставил нам в наследство свои произведения, читать которые большая радость. Или: Пушкин, читать которого большая радость, оставил нам в наследство свои произведения. 2) Одна из картин Левитана, которая называется "Весна - большая вода", висит перед нами.

4) В качестве однородных конструкций нельзя употреблять придаточное предложение и член предложения (причастный оборот)
В мире мало поэтов, которые пользуются безграничной любовью народа и являющиеся душой нации. Есенин, обладающий даром "всю душу выплеснуть в слова" и который стал чувствовать разлад с самим собой.
Можно с уверенностью сказать, что в мире мало поэтов, являющихся, подобно Есенину, душой нации и пользующихся безграничной любовью народа. Или: Можно с уверенностью сказать, что в мире мало поэтов, которые являются, подобно Есенину, душой нации и пользуются безграничной любовью народа.

5) Определительное придаточное благодаря наличию в нем сказуемого сильнее выражает действие. В причастном обороте внимание в большей степени сосредоточено на признаке.

Конструируя предложение, помните, что в предложении с причастным оборотом лишним оказывается указательное слово
Его простота и доступность подчас как бы скрывают от глаз те огромные духовные глубины, содержащиеся в нем подспудно.
Духи и туманы, дальний берег и бездонные синие очи - это образы, которые символизируют приход Любви и Красоты. Духи и туманы, дальний берег и бездонные синие очи - это образы, символизирующие приход Любви и Красоты.

Его простота и доступность подчас как бы скрывают от глаз те огромные духовные глубины, которые в нем подспудно содержатся.


стр. 64


--------------------------------------------------------------------------------
6) Отступлением от литературной нормы является загромождение сложного предложения (при последовательном подчинении) одинаковыми союзами (союзными словами)
1) Село, в котором родился поэт, находится на берегу Оки, которая славится своей красотой. 2) В штабе получили известие, что река вскрылась, что переправа еще не налажена.
Село, в котором родился поэт, находится на берегу Оки, что славится своей красотой. В штабе получили известие, что река вскрылась и переправа еще не налажена.

7) В речевой практике повторение союзов может быть специальным стилистическим приемом, позволяющим автору акцентировать нужную ему мысль
 
Там, в родных местах, так же, как в моем детстве, цветут купавы на болотных затонах и шуршат камыши, сделавшие меня своим шелестом, своими вещими шепотами тем поэтом, которым я стал, которым я был, которым я умру (К. Бальмонт).

Выбор формы союзного слова как средства связи в СПП

1) Нарушением синтаксической нормы является неверно выбранная форма союзного слова в придаточном предложении
Смеха боится даже тот, который ничего не боится. Она презирала то общество, из кою она вышла. Пылкие речи Чацкого обращены к дворянству, которые не хотят изменений.
Смеха боится даже тот, кто ничего не боится. Пылкие речи Чацкого обращены к дворянству, которое не хочет изменений.

2) Нарушением синтаксической нормы является употребление союза после вводного слова
Видимо, что его невзлюбили за то, что он гражданин Советского Союза.
Видимо, его невзлюбили за то, что он гражданин Советского Союза.

3) Указательные (соотносительные) слова в главном предложении, являясь сигналами придаточного предложения, образуют соотносительные пары: тот - кто (который, чей); то - что; там - где; так - как; столько - сколько; настолько - насколько (что). В местоименно-соотносительном предложении существуют парные союзы: те - что; те - которые; настолько - что.
1) Автор осуждает Игоря, что он повел на битву свою дружину. 2) Волк появился неожиданно, что охотник испугался. 3) Когда казнили Тараса, то он не думал, что сам сгорит на костре, он думал, чтобы спаслись его товарищи.
1) Автор осуждает Игоря за то, что он повел на битву свою дружину. 2) Волк появился так неожиданно, что охотник испугался. 3) Когда казнили Тараса, он не думал, что сам сгорит на костре, он думал о том, чтобы спаслись его товарищи.

4) Нарушением синтаксической нормы является постановка рядом двух союзов
Блок писал, что чтобы люди слушали музыку революции. У Насти были другие взгляды на жизнь, нежели чем у Катерины Ивановны.
Блок писал, чтобы люди слушали музыку революции. У Насти были другие взгляды на жизнь, нежели у Катерины Ивановны.

Построение СПП с придаточным изъяснительным 1) Смешение прямой и косвенной речи
Есенин писал, что Блок и Клюев научили меня лиричности. Есенин вспоминал, что стихи я начал писать рано.
1) Есенин писал, что Блок и Клюев научили его лиричности. 2) Есенин вспоминал, что стихи он начал писать рано.


стр. 65


--------------------------------------------------------------------------------

1.4. Следующий блок заданий помогает понять, где возможна замена придаточного определительного причастным оборотом. 1) Можно с уверенностью сказать, что в мире мало поэтов, являющихся, подобно Есенину, душой нации и пользующихся безграничной любовью народа. 2) Можно с уверенностью сказать, что в мире мало поэтов, которые являются, подобно Есенину, душой нации и пользуются безграничной любовью народа.

Как видим, эти конструкции синонимичны и, следовательно, взаимозаменяемы. Однако запомним стилистические различия данных конструкций: определительное придаточное благодаря наличию в нем сказуемого сильнее выражает действие. В причастном обороте внимание в большей степени сосредоточено на признаке. Причастный оборот является принадлежностью главным образом книжной речи (научной, художественной). В разговорной речи он употребляется редко. Определительное придаточное предложение используется и в книжной, и в разговорной речи [5, 125- 126].

Конструируя предложение, помните, что в предложении с причастным оборотом лишним оказывается указательное слово.

Теоретические положения закрепим упражнением, отрабатывающим навыки стилистического анализа: сконструируйте сложноподчиненное предложение из простых: 1. Духи и туманы, дальний берег и бездонные синие очи - это образы-символы. Они символизируют приход Любви и Красоты. 2. Есенин пришел в литературу как глубоко лиричный поэт. Его творчество было посвящено одной теме. Это тема Родины.

1.5. Замена придаточного определительного причастным оборотом не всегда возможна. Предлагаем найти в тексте ЕГЭ СПП с придаточными определительными и заменить их, по возможности, причастным оборотом. После этого предлагаем проверить себя, пользуясь справочным материалом учебника [3, 351, п. 4, 7].

(4) Ведь это очень сложный поэт, и нет человека, который бы до конца его понял, нет пока и критика, который смог бы объяснить и прокомментировать все богатство содержания есенинской поэзии.

Нельзя сказать: человека, смогшего бы объяснить, поэтому замена придаточного определительного причастным оборотом невозможна, так как глагол стоит в форме условного наклонения.

(5) Его простота и доступность подчас как бы скрывают от глаз те огромные духовные глубины, которые в нем подспудно содержатся.

И снова замена придаточного определительного причастием невозможна, так как в главном предложении есть указательное слово те, требующее соотносительной пары те - которые.

Таким образом, замена невозможна в следующих случаях: если в главном предложении имеется соотносительное слово; если сказуемое придаточного предложения выражено глаголом в форме будущего времени; если союзное слово который стоит в творительном или дательном падеже (если в именительном или винительном падеже без предлога - замена возможна).

1.6. "Сконструируем" предложение, на основе которого объясним, в чем суть нарушения синтаксической нормы.

Правильно ли построено предложение? В мире мало поэтов, которые пользуются безграничной любовью народа и являющиеся душой нации.

Нарушение синтаксической нормы заключается в том, что в качестве однородных конструкций нельзя употреблять придаточное предложение и член предложения (причастный оборот).

Завершаем разговор выполнением задания А28 из ЕГЭ: 1. Случай, который лег в основу сюжета "Мертвых душ", Гоголю подсказал Пушкин. 2) Я прожил жизнь, которая была насыщена интересными встречами. 3) Но ведь есть же на белом свете те далекие края, к которым так стремятся перелетные птицы. 4) Горький запах полыни, который смешивался с нежным ароматом цветов, был разлит в утреннем воздухе.

2. Выбор формы союзного слова как средства связи в СПП

2.1. Прочитайте предложения. Удачно ли употреблены средства связи? Попробуйте заменить повторяющиеся союзы (союзные слова).

стр. 66


--------------------------------------------------------------------------------

1. Село, в котором родился поэт, находится на берегу Оки, которая славится своей красотой. 2. В штабе получили известие, что река вскрылась, что переправа еще не налажена.

Учитель помогает сделать вывод: отступлением от литературной нормы является загромождение сложного предложения одинаковыми союзами (союзными словами).

2.2. Прочитайте предложение, взятое из ЕГЭ-2005. Там, в родных местах, так же, как в моем детстве, цветут купавы на болотных затонах и шуршат камыши, сделавшие меня своим шелестом, своими вещими шепотами тем поэтом, которым, я стал, которым я был, которым я умру (К. Бальмонт).

Как вы объясните, что поэт употребляет в одном предложении одно и то же союзное слово в качестве средства связи? Учитель сообщает, что в речевой практике повторение союзов может быть не только ошибкой, но и специальным стилистическим приемом, позволяющим автору акцентировать нужную мысль [4, 130].

Таким образом, теоретические сведения по синтаксической стилистике помогают привить учащимся практические навыки стилистически грамотной организации речи, освоить некоторые средства ее выразительности.

2.3. Прочитайте предложения. Удачно ли употреблены средства связи? 1. Смеха боится даже тот, который ничего не боится. 2. Пылкие речи Чацкого обращены к дворянству, которые не хотят изменений.

Редактируя предложения, учащиеся приходят к выводу, что форма союзного слова в придаточном употреблена неправильно.

2.4. В письменной речи часто возникают ошибки в местоименно-соотносительных придаточных: Автор гордится, что он гражданин Советского Союза. Стихи Есенина настолько отличаются от тех, что писали его современники, как вообще лирика отличается от прозы. На протяжении прочтения всего стихотворения остается чувство того, что Есенин восхищается Родиной. Но приглядевшись в данный текст, то увидишь, что вся эта обстановка - одна лишь видимость.

Практика показывает, что самостоятельно исправить подчеркнутые ошибки учащиеся не могут. С этой целью предлагаем следующие задания.

Охарактеризуйте сложные предложения: укажите слова или словосочетания в главном, к которому присоединяется придаточное. В каком предложении возможна связь без указательного (соотносительного) слова?

1. Зной был такой ослепительный, что птицы на ветках присели, разинув клювы. 2. Он открывает калитку и выходит на улицу с таким чувством, как будто его жизнь отделена от жизни домашних. 3. Долго я не мог свыкнуться с той мыслью, что в темноватых комнатах старого дома лежат редчайшие книги по искусству. 4. По тону доктора легко было судить о том, что он плохо верил в пользу консилиума.

Убрав в первых двух главных предложениях указательные слова, учащиеся видят, что придаточное предложение теряет смысл. Значит, в данном случае соотносительные слова конструктивно необходимы: без них невозможно присоединить придаточное предложение. В других случаях (3 и 4 предложения) они выступают в роли выделительного слова.

Учитель делает вывод: конструируя предложение, обращайте внимание, к чему относится придаточное - ко всему главному или к слову (сочетанию слов). Указательные (соотносительные) слова в главном предложении, являясь сигналами придаточного предложения, образуют соотносительные пары: тот - кто (который, чей); то - что; там - где; так - как; столько - сколько; настолько - насколько (что). Нельзя использовать как соотносительные союзы настолько - как.

2.5. В сочинениях учащихся встречается следующий тип ошибки: Так и у Насти были другие взгляды на жизнь, нежели чем у Катерины Ивановны. С позицией автора я согласна, однако тем не менее хотела бы сказать следующее. Блок писал, что чтобы люди слушали музыку революции.

Учитель объясняет, что постановка рядом двух союзов при последовательном подчинении придаточных предложений является нарушением синтаксической нормы.

стр. 67


--------------------------------------------------------------------------------

2.6. В письменной речи встречаем следующий тип ошибки: Оказывается, что существует множество способов вести спор. Учитель объясняет, что нарушением синтаксической нормы является ошибочно принятое за сказуемое главного предложения вводное слово.

3. В СПП с придаточным изъяснительным синтаксическая ошибка проявляется в смешении прямой и косвенной речи 1. Есенин писал, что Блок и Клюев научили меня лиричности. 2. Есенин вспоминал, что стихи я начал писать рано.

Разговор завершаем рекомендацией: конструируя предложения с косвенной речью, помните, что косвенная речь сохраняет лишь общий смысл высказывания. Замените прямую речь косвенной: "Эй, ямщик! - закричал я. - Смотри, что там такое чернеет? " "Далече ли крепость? " - спросил я у ямщика.

Для закрепления материала предлагаем отредактировать небольшие тексты, "сконструированные" учителем. Желательно "собрать" различные грамматические нарушения, чтобы старшеклассники вспомнили изученные нормы и применили их на практике.

(1) Одним из наиболее важнейших для Есенина вопросов были отношения к деревне, которую поэт так любил, которую всегда так воспевал.

(2) Ее жизни поэт придает большое внимание, направленное на быт советских крестьян.

(3) Есенин, обладающий даром "всю душу выплеснуть в слова", но который стал чувствовать разлад с самим собой.

(4) Создавая стихи о деревне, поэту видятся дивные картины природы.

(1) Не менее важнейшую роль в поэзии Блока имеет идея Мировой Души.

(2) Блок воспринимал идею того, что будто любовь в мире открыта через любовь к женщине.

(3) Соловьев, провозгласивший, что старый мир, изменивший божеской правде и который погряз в грехах, уже заканчивает свое существование.

(4) Ожидание Вечной Женственности, которая была у Соловьева и воспринятой Блоком через Соловьева, стало мечтой Блока.

Таким образом, движение от осмысления своих ошибок к их теоретическому объяснению позволяет старшеклассникам усвоить синтаксические нормы построения сложных предложений различных видов.

Литература

1. Единый государственный экзамен: рус. яз.: контрол. измер. материалы/ В. И. Капинос, Л. И. Пучкова, С. И. Львова и др.; под ред. Г. С. Ковалевой; М-во образования и науки Рос. Федерации. - М, 2003.

2. Греков В. Ф. и др. Пособие для занятий по русскому языку в старших классах средней школы / В. Ф. Греков, СЕ Крючков, Л. А. Чешко. - 36-е изд. - М, 1988.

3. Розенталь Д. Э. Русский язык. Для школьников старших классов и поступающих в вузы: Учеб пособие. - 6-е изд., стереотип. - М., 2001.

4. Розенталь Д. Э., Теленкова М. А. Словарь-справочник лингвистических терминов: Пособие для учителя. - М., 1985.

5. Сборник упражнений по синтаксической стилистике и культуре речи. Пособие для учителей / Под ред. проф. В. Д. Бондалетова. - М., 1978.

----------

1 Хотелось бы обратить внимание, что в указанных комментариях к ЕГЭ даются не совсем точные рекомендации по работе над таким типом грамматических ошибок. На страницах 60 - 61 читаем: "Начало предложения не что иное, как деепричастный оборот. У действия, названного с помощью деепричастия, и действия, названного с помощью сказуемого, должен быть один и тот же исполнитель. Он обозначен подлежащим этого предложения (в односоставном определенно-личном или неопределенно-личном это лицо косвенно выражено в форме сказуемого, в безличном оно подразумевается)". Мы обращаем внимание, что безличное предложение не может быть грамотным продолжением предложения с деепричастным оборотом. Приглядевшись в данный текст, становится ясно, что он лентяй. Становится ясно - безличное предложение, подразумевающее любое лицо: мне, тебе, ему. Однако подразумеваемое лицо должно быть подлежащим, лицом, выполняющим и основное, и добавочное действия.

2 Мы использовали текст N4 о Есенине из сборника 2002 г.

3 Обращаем внимание учащихся, что два последних предложения можно прочитать с восклицательной интонацией.

стр. 68

Похожие публикации:



Цитирование документа:

Н. И. ПАВЛОВА, ГОТОВИМСЯ К ЕГЭ. ИЗУЧЕНИЕ НА УРОКАХ НОРМ ПОСТРОЕНИЯ СЛОЖНЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ // Москва: Портал "О литературе", LITERARY.RU. Дата обновления: 03 апреля 2008. URL: https://literary.ru/literary.ru/readme.php?subaction=showfull&id=1207222510&archive=1207225877 (дата обращения: 26.04.2024).

По ГОСТу РФ (ГОСТ 7.0.5—2008, "Библиографическая ссылка"):

Ваши комментарии