Обобщение на уроках орфографии и пунктуации русского языка

ДАТА ПУБЛИКАЦИИ: 02 апреля 2008
ИСТОЧНИК: http://portalus.ru (c)


© Л. Б. Селезнёва

1. Системный принцип обобщения

Как предмет изучения правописание вторично. Поэтому в школьном курсе русского языка орфография и пунктуация не представлены в качестве отдельных, целостных разделов. Орфографические и пунктуационные правила как бы "пристёгиваются" к многообразным вопросам фонетики, словообразования, морфологии и синтаксиса, и часто далеко не в той последовательности, какая была бы для них наиболее рациональна. Так, например, чтобы освоить употребление букв о/ё (е) после шипящих, надо знать классификации звуков, части слова и части речи, уметь устанавливать словообразовательные связи. Вследствие всех этих - объективных! - требований единый орфографический материал оказывается разорванным, чередуется с инородным и изучается не в одном учебном году. Единство же правил, согласно которым гласный после шипящих обозначается буквой о либо ё (е), выявляется сразу же, как только возникает необходимость использовать их в полном объёме. Обнаруживаются ошибки, в основном, трёх типов: не все правила выучены; не во всех правилах содержание усвоено достаточно точно; не хватает умения применять правила по назначению. И если для многих учебных дисциплин обобщение - один из способов повысить уровень знаний, то в правописании это обязательное условие овладения нормой.

Учитель проводит обобщающие занятия на разных этапах изучения поливариантных орфограмм и пунктограмм. При этом характер обобщения оказывается весьма субъективным, поскольку значительно зависит от профессионализма педагога. Наиболее эффективным принципом обобщения является системный, который предполагает определённый подход к содержанию нормы уже при изучении каждого отдельного правила. Не затрагивая теоретических разногласий, исходим из широко принятого толкования понятия система: совокупность каких-либо взаимосвязанных элементов; отношения между элементами. В нашем случае это правила орфографии / пунктуации и отношения между ними. Системный принцип даёт возможность, несмотря на особенности изложения нормативов правописания в школьных учебниках, выявить их системные связи, актуальные для письменной речи.

2. Позиционно связанные правила

Одно из объективных затруднений пишущего заключается в том, что при определении любого графического знака он должен сам установить его связь с тем или иным правилом орфографии или пунктуации. В то же время многие правила в известной мере "похожи". Так, не единственным образом регламентируется обозначение гласного в корне, выбор букв о/ё (е) после шипящих или н/нн в слове, слитное/раздельное написание не, знаки препинания при конструкции с как, тире между подлежащим и сказуемым и др. Как следствие, нередко провоцируется типичная орфографическая / пунктуационная ошибка, когда используется одно из "похожих" правил, но не то, которое требуется.

Природа похожести правил такова, что они обнаруживают как сходство - общий (интегральный) позиционный признак, так и различие - отличительный признак (дифференциальный), по которому и определяется правильный графический знак. Правила с общим позиционным признаком являются позиционно связанными и в процессе применения взаимоисключаемы в каждой из позиций. Обращаться к ним следует в строгом соответствии с отличительными признаками, ибо главное условие точного применения орфографического/пунктуационного правила состоит в том, что отличительный признак определяемого графического знака должен совпасть с отличительным признаком используемого правила. Напри-

page 43

--------------------------------------------------------------------------------

мер, при определении написания о/ё (е) после шипящих (общий позиционный признак) применяется одно из трёх правил - в зависимости от того, каков отличительный признак орфограммы: если в корне, действует одно правило; в суффиксе либо окончании глагола/отглагольного образования с определённым суффиксом - другое; если же отсутствуют оба указанных признака - третье (в суффиксе и окончании имени существительного, отымённого прилагательного и наречия).

3. Обобщённое правило

Завершая изучение каких бы то ни было позиционно связанных правил, необходимо перейти от элементарных (одиночных, атомарных) формулировок к обобщённым, что способствует лучшему запоминанию нормативов и делает их применение более динамичным.

Обобщённое правило орфографии / пунктуации включает общий признак орфограммы / пунктограммы, в качестве которого выступает морфологический / синтаксический статус выделяемой части слова / предложения (корень слова, окончание имени существительного, суффикс глагола и т.д. /определение, приложение, сложносочинённое предложение и т.д.), и отличительные, которые непосредственно мотивируют определение правильных написаний / знаков препинания.

Так, в частности, вместо 14 традиционных школьных правил написания о/ё (е) после шипящих в предлагаемой обобщённой интерпретации их только три (подчёркнуты отличительные признаки):

1. В корне после шипящих под ударением пишется ё/е; проверяемый безударный обозначается по ударному гласному в том же корне, а непроверяемый - по словарю: жёлтый → желтизна, шёлк → шелковистый, чёрный → чернеть, щёголь → щеголять, шерсть → шерстяной, жесть → жестянщик, червь → червяк, щепка → щепать; железо, шероховатый, чемодан, щекотливый.

Исключения (и-1): жокей, жонглёр, капюшон, крыжовник, мажор, обжора, пижон, ранчо, чопорный, чохом, шов, шовинист, шок, шоколад, шомпол, шоркать, шорох, шорты, шоссе, шотландка, шофёр и нек. др.; в именах существительных пишется -жог-, хотя в глаголах -жёг- согласно правилу: ожог руки - ожёг руку; в именах собственных: Жора, Печора, Шолохов, Шоу.

2. В суффиксе и окончании глагола и отглагольного образования с суффиксом глагола, причастия либо отглагольного прилагательного после шипящих пишется ё/е: ночевать, ночёвка, печёт, шепчет, увлечённый, увлечён, увлечённо, копчёный, копчёности.

3. В суффиксе и окончании имени существительного, отымённого прилагательного и наречия после шипящих под ударением пишется о, а без ударения - е: смычок - овражек, свечой - тучей, парчовый - грушевый, чужого - лучшего, свежо - жгуче.

Исключения (и-3): имена существительные с суффиксом -ёр (монтажёр, тренажёр и др.); прилагательное тяжёлый; наречие ещё.

Понятие позиционной связанности правил даёт основание по-новому взглянуть на их количественный состав: условием тождества правила является тождество общего (интегрального) признака, а отличительные (дифференциальные) признаки обозначают условия его реализации. Иными словами: поливариантная орфограмма определяется на основе поливариантного правила. Поэтому вполне правомерно рассматривать орфографическую норму "О/Ё (Е) после шипящих" как единое правило, которое применяется в трёх вариантах - в соответствии с тремя отличительными признаками: 1) в корне; 2) в суффиксе / окончании глагола и отглагольного образования; 3) в суффиксе / окончании существительного, отымённого прилагательного и наречия. В дальнейшем, при сохранении стандартной терминологии, имеем в виду позиционно связанные обобщённые правила.

4. Алгоритм в орфографии и пунктуации

Обобщённые правила эффективны, но требуют правильного применения, как и любые другие. Зададимся вопросом: какова суть действий пишущего при использовании правил орфографии / пунктуации? Определить орфограмму / пунктограмму - значит выявить её отличительный признак и обратиться к правилу с тем же отличительным признаком. Носитель языка, прибегающий к нормам правописания, осознанно или (чаще) неосознанно вырабатывает для себя некий порядок действий в использовании позиционно связанных

page 44

--------------------------------------------------------------------------------

правил. Но типичные ошибки школьников свидетельствуют о том, что справиться с этой задачей на интуитивном уровне достаточно сложно.

Алгоритм в орфографии / пунктуации - это заданная последовательность анализа той или иной части слова / предложения, позволяющая оптимальным образом выявить отличительный признак определяемого написания / знака препинания, чтобы воспользоваться правилом с тем же признаком.

Алгоритм акцентирует внимание на наиболее существенных орфографических / пунктуационных связях: отличительный признак написания / знака препинания → отличительный признак правила → соответствующий (правильный) графический знак. Если же отличительный признак не единичен, то необходимо проверить наличие каждого из них и наиболее разумно делать это с учётом степени их сложности - начиная с более простого (однокомпонентного).

Оптимальный алгоритм к орфограмме "О/Ё (Е) после шипящих" сводится к трём последовательным шагам:

1. В корне находится гласный или нет: если в корне - под ударением пишите ё/е, безударный проверяемый обозначайте по ударному гласному в том же корне, а непроверяемый - по словарю.

2. Глагол либо отглагольное образование или нет: если глагол либо отглагольное образование с соответствующим суффиксом - пишите ё/е.

3. Ударный гласный или нет: если ударный - пишите о; если нет - е.

Благодаря применению алгоритма, во-первых, приобретается необходимая логическая культура в использовании правил; во-вторых, алгоритм сам по себе достаточен для соблюдения орфографической / пунктуационной нормы. В сущности, алгоритм включает содержание всех позиционно связанных правил и одновременно новый компонент: задана последовательность контроля отличительных признаков при определении правильного графического знака.

5. Свёрнутый алгоритм

Есть у алгоритма и конечная, на первый взгляд скрытая функция: по мере усвоения правил на алгоритмической основе наблюдается как бы обратный процесс - своеобразное "свёртывание" алгоритма. Минуя фиксацию шагов, пишущий быстро и однозначно опознаёт отличительные признаки правил и применяет согласованные с ними, правильные графические знаки. Происходит своего рода наложение алгоритма на правила пунктуации, вследствие чего в самом правиле выражается порядок его применения.

Свёрнутый алгоритм - это алгоритмически выстроенное правило, в котором строго последовательно - по алгоритму - указаны все отличительные признаки соответствующих обобщённых правил и отвечающие им правильные написания / знаки препинания.

Свёрнутый (редуцированный) алгоритм представляет собой единый ключ к применению всех замещённых им позиционно связанных правил:

если гласный после шипящих находится в корне (1), то под ударением пишите ё (е), безударный проверяемый обозначайте по ударному гласному в том же корне, а непроверяемый - по словарю; если не в корне, то в глаголе и отглагольном образовании с суффиксом глагола, причастия или отглагольного прилагательного (2) пишите ё (е), а в остальных случаях (3) - под ударением о, без ударения - е.

Изменилось содержание правила: множественная мотивация; совокупность нормативных графических знаков, отвечающих вариантной мотивации. Поиск графического знака носит теперь алгоритмический характер: сначала надо применить или исключить первый отличительный признак - в корне, затем - второй (в суффиксе и окончании глагола и отглагольного образования) и лишь после того, при необходимости, перейти к третьему (в суффиксе и окончании существительного, отымённого прилагательного и наречия).

В качестве примера обозначим мотивацию написания гласного, пользуясь соответствующей нумерацией вариантных отличительных признаков: щётка (1), кумачовый (3), зажжёт (2), уличённый (2), свечой (3), решётка (1), ручонка (3), мочёный (2), рыжего (3), сажей (3), смущён (2), ночёвка (2).

Алгоритмизированное обобщённое правило (свёрнутый алгоритм) - наиболее лаконичная и заключительная фаза в интерпретации русской орфографии / пунктуации. В целом же процесс обобщения в изучении орфографических и пунктуационных правил предстаёт как многоступенчатый: элементарные правила, с которых начинается изучение правописания (правила с единичной мотивацией), → правила, обобщённые на ос-

page 45

--------------------------------------------------------------------------------

нове тождества их общего (интегрального) признака, → алгоритм определения правильных написаний / знаков препинания → свёрнутый алгоритм (т.е. обобщённое правило с алгоритмическим компонентом).

6. Алгоритмизированная схема

Алгоритмизированная схема может использоваться как ещё один способ представления нормы, а также наряду с обобщёнными правилами и алгоритмом, в качестве наглядного пособия. Она отвечает требованиям системного принципа: содержит отличительные признаки правил; отражает признаковую иерархию; устанавливает нормативные отношения между отличительными признаками и правильными графическими знаками; задаёт алгоритм определения правильного графического знака. Например, такая схема:

Буквы О/Ё (Е) после шипящих



7. Первое правило грамотного письма

Системный принцип обучения орфографии и пунктуации требует перспективного, развиваемого внимания к любому правилу, позиционно связанному с другими: учащимся необходимо осознать и запомнить его отличительный признак, чтобы в дальнейшем в нужной последовательности - от более простого (одномерного) к более сложному (многомерному) - выстроить остальные; следует усвоить сформированную таким образом иерархию отличительных признаков, чтобы руководствоваться ею в практике письма. И уже от выбора педагога зависит, к какой из возможных форм обобщения прибегнуть на конкретном этапе освоения данной орфограммы или пунктограммы - к обобщённым правилам в алгоритмической последовательности, либо к алгоритму в классическом виде, либо к свёрнутому алгоритму, либо к алгоритмизированной схеме: они взаимосвязаны, восходя к одним и тем же элементарным правилам, но вполне самостоятельны и самодостаточны как в содержании, так и в эффективности применения. При этом важно понимать, что алгоритм не есть нечто внешнее, привнесённое, но лишь инструмент, который обнажает механизм действия правил и делает их доступнее. Когда же правила осмыслены в той степени, какая требуется для их осознанного, устойчивого применения, алгоритм как таковой становится излишним, что и выражается в его свёртывании.

Четыре формы обобщённого представления орфографической/пунктуационной нормы - это её систематизированные (и соответственно алгоритмизированные) версии и это четыре способа

page 46

--------------------------------------------------------------------------------

писать без ошибок. Но, независимо от характера норматива и его выражения, необходимо соблюдать первое правило грамотного письма - правильно применять правила орфографии и пунктуации, следуя их признаковой иерархии.


--------------------------------------------------------------------------------

Примечание. На обобщающих уроках по орфографии и пунктуации можно использовать учебные пособия Л. Б. Селезнёвой, опубликованные в издательствах "Высшая школа", "Дрофа", "Вентана-Граф", "Флинта" и др.


Похожие публикации:



Цитирование документа:

Л. Б. Селезнёва, Обобщение на уроках орфографии и пунктуации русского языка // Москва: Портал "О литературе", LITERARY.RU. Дата обновления: 02 апреля 2008. URL: https://literary.ru/literary.ru/readme.php?subaction=showfull&id=1207133999&archive=1207225877 (дата обращения: 26.04.2024).

По ГОСТу РФ (ГОСТ 7.0.5—2008, "Библиографическая ссылка"):

Ваши комментарии