СЛОЖНОПОДЧИНЕННЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ С ПРИДАТОЧНЫМИ ОПРЕДЕЛИТЕЛЬНЫМИ И ИЗЪЯСНИТЕЛЬНЫМИ (УРОК ВЗАИМООБУЧЕНИЯ. 9 КЛАСС)

ДАТА ПУБЛИКАЦИИ: 02 апреля 2008
ИСТОЧНИК: http://portalus.ru (c)


© Н. И. ГРИШИНА

Цели.

1. Познавательные:

- повторить сведения о придаточных изъяснительных и определительных.

2. Практические:

- закрепить умение находить придаточные определительные и изъяснительные;

- закрепить умение анализировать текст.

3. Общепредметные:

- воспитывать интерес к языку;

- развивать умение самостоятельно пополнять свои знания;

- воспитывать уважение к слову;

- формировать языковую личность.

Тип урока: закрепление изученного.

Языку мы учимся и должны
учиться до последних дней
своей жизни.
К. Паустовский

Объявляю тему, цели, форму проведения урока. Обращаю внимание детей на эпиграф. Учащиеся делятся на "экипажи" по 4 человека: командир, штурман, 2 пилота (командиров учитель готовит заранее). Командир каждого "экипажа" тянет номерок, а затем - карточку с заданиями (карточки изготовлены по тексту В. Сухомлинского).

Работа в группах.

1. Все члены команд переписывают содержание карточки в рабочие тетради.

2. Командир слушает ответ штурмана, который письменно дает характеристику предложения, рисует схему. Пилоты слушают, дополняют, исправляют, если потребуется. Командир ставит оценку штурману.

3. Работа в парах. Командир и штурман проверяют пилотов: один из них делает пунктуационный разбор предложения, второй - орфографический. Дополнительные вопросы пилотам по теории: одному - характеристика сложноподчиненного предложения с придаточным изъяснительным, другому - с определительным. Командир и штурман ставят оценки пилотам.

1-я команда

Нас учит...лей очень тр...вож...т что (некоторая часть выпускников общ...образ...вательных школ плохо вл...деет языком4 .

Ч...ловек к...торый (не)любит языка р...дной матери которому н... чего (не)г...ворит р...дное слово это ч...ловек без рода и плем...ни.

2-я команда

Слушая жалк...ю иск...ж...н(нн)ую речь я думаю что в хорош...м к...нцертн...м зале играют на ра(с, ее) трое (н, нн) ой скрипке или пытают(?)ся выр...зать из дер...ва фигуру кр...савиц... выщ...рбле(н, нн)ым ржавым т...пором4 .

3-я команда

Скудная убогая речь отупля...т оглуп-ля...т ч...ловека дела...т его мышление пр...м...тивным.

Язык это сво...образное окно через к...торое ч...ловек в...матривает(?)ся в мир постигает ж...знь4 .

Но что он увид...т и п...стигн...т через окно к...торое опута(н, нн)о п...утиной?

4-я команда

Любовь к Родине (не)возможна без любви (к) р...дному слову. Только тот мож...т п...стигнуть сер...ц...м и разум...м кр...соту в...личие и м...гущ...ство наш...й Родины кто дор...жит р...дным словом4 .

4. Анализ текста.

Все группы получили карточки с заданиями других команд:

а) из отдельных предложений воссоздать текст, доказать, что это текст; определить его тему, идею, стиль, тип речи; выделить смысловые части, озаглавить;

б) во время этой работы учитель проверяет 1-е задание пилотов и штурманов, подтверждает или снижает выставленные оценки;

стр. 55


--------------------------------------------------------------------------------

в) анализ текста вслух, основную мысль озвучить словами автора;

г) синтаксический разбор 4-го предложения - по желанию на доске.

Словарная работа - письмо с комментированием, предлагаю учащимся назвать слова на тему "Речь, слово". Одна команда называет, другая комментирует: доклад, сообщение, оратор, реферат, диалог, монолог, дискуссия, информация, конференция, эксперимент, автор, искусный, искусство, поражать, профессия, резолюция, талантливый, традиция, фантазия.

Р/р. Предлагаю учащимся создать свои тексты, используя данные слова:

а) советы, пожелания, как надо относиться к языку;

б) моя речь вчера, сегодня, завтра;

в) согласен ли я с Сухомлинским?

Работа по выбору, но условие общее: по возможности использовать сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительными и определительными. К одному предложению построить схему (по выбору). Проверка написанного, оценивают учащиеся.

Итог урока - прошу это сделать учащихся: мы повторили, обобщили знания о сложноподчиненных предложениях с придаточными изъяснительными, определительными; продолжали формировать умения по анализу текста и созданию собственных работ; задумались, как надо относиться к слову.

Домашнее задание.

1. Творческое - "Слова и люди".

2. Найти текст о слове, речи, сделать его анализ, разобрать синтаксически сложное предложение.

стр. 56

Похожие публикации:



Цитирование документа:

Н. И. ГРИШИНА, СЛОЖНОПОДЧИНЕННЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ С ПРИДАТОЧНЫМИ ОПРЕДЕЛИТЕЛЬНЫМИ И ИЗЪЯСНИТЕЛЬНЫМИ (УРОК ВЗАИМООБУЧЕНИЯ. 9 КЛАСС) // Москва: Портал "О литературе", LITERARY.RU. Дата обновления: 02 апреля 2008. URL: https://literary.ru/literary.ru/readme.php?subaction=showfull&id=1207132447&archive=1207225892 (дата обращения: 26.04.2024).

По ГОСТу РФ (ГОСТ 7.0.5—2008, "Библиографическая ссылка"):

Ваши комментарии