ЛИНГВИСТИЧЕСКАЯ РАБОТА С ОПОРОЙ (РАЗВИТИЕ РЕЧИ, 6 КЛ.)

ДАТА ПУБЛИКАЦИИ: 02 апреля 2008
ИСТОЧНИК: http://portalus.ru (c)


© В. И. СЛУЦКИЙ

Каким образом обычная лингвистическая работа на уроках русского языка может быть использована для развития речи детей? Наверное, первой догадкой читателя будет такая: все дело в опоре (опорных конспектах)! Отнюдь. Дело совсем не в этом. Как раз опора в уроках этого типа играет подчиненную роль: то же самое можно делать и без использования опорных конспектов. Своеобразие предлагаемого типа уроков развития речи в другом: если на обычном уроке по лингвистике языковедческие знания - это цель, а мышление детей - средство для их усвоения, то на уроках развития речи развитие мышления и речи - цель, а лингвистический материал - лишь средство.

Тем не менее своеобразие материала определяет специфику таких уроков, цель которых:

- работа над умением давать определения, осознавать, насколько понятно или непонятно то, что говорится; появление привычки употреблять только те слова, значение которых понятно;

- работа над умением подкреплять абстрактные положения примерами (и, наоборот, выводить теоретические положения из конкретных примеров);

- работа над умением логично рассуждать (так, чтобы каждое следующее утверждение вытекало из предыдущего), использовать смысловые противопоставления, осознавать сущностные связи;

- работа над использованием научной терминологии в речи, практическое освоение научного стиля речи;

- работа над умением задавать вопросы по теме, чтобы уточнить то, что пока неясно.

Если такие цели на уроке по лингвистике ставятся в качестве главных, то это и будет урок развития речи. Что до опорных конспектов, то они лишь облегчают задачу детей, помогая не запутаться в материале, ведь, отвечая по опорному конспекту, ребенок рассказывает сразу все, что он должен знать по теме, а не отвечает на отдельные вопросы.

В качестве образца урока этого типа я взял занятие по теме "Разряды имен прилагательных".

стр. 49


--------------------------------------------------------------------------------



I этап. Чтение и комментирование опорного конспекта учителем. Цель: понимание, а не запоминание материала (лучше сразу предупредить детей о том, что именно такова их задача).

Интерес детей на этом этапе, главным образом, вызывается тем, что опорный конспект представляет собой своего рода ребус, который дети сами не в состоянии "разгадать" (поэтому его лучше повесить в классе заранее, за 2 - 3 дня до урока).

Учитель. Итак, наша тема - "Разряды имен прилагательных". Что в данном случае означает слово "разряд" ("разряд по значению")?

Попробуйте сгруппировать (т. е. объединить по сходству значений) такие слова: зеленый, деревянный, железный, малиновый, темно-серый, бордовый, пластмассовый, черный, глиняный. Разумеется, мы их разделим на 2 группы: 1) обозначающие цвет; 2) обозначающие материал (из чего сделано).

Вот это и есть пример "разрядов по значению": "разряд" в данном случае - это наименование большой группы слов, которые имеют что-то общее в своих значениях. Только те "разряды", которые мы выделили, это наше с вами "творчество": если так делить прилагательные по значению, то разрядов будет очень много - десятки. А научная лингвистика выделяет только три разряда по значению прилагательных.

Лингвистический термин "разряд" имеет много аналогов (похожих на него по смыслу терминов других наук), например: вид, тип, класс и пр. Вы знаете, что зоологи, например, всех животных относят к определенному виду, семейству, классу, типу и пр.; например, "серая ворона" - это вид, семейство "врановые", класс - птицы, тип - хордовые. Каждое животное относится к какому-то определенному классу по совокупности главных своих особенностей.

Вот точно так же и все слова в языке ученые-лингвисты делят на большие группы по значению (например, "прилагательное", "существительное" - части речи, но эти группы, в свою очередь, могут подразделяться на другие группы - совсем как в зоологии).

Заметьте, наука группирует по существенным признакам, т. е. самым главным. Можно ведь сгруппировать животных, допустим, по длине их хвостов: тогда будет класс "короткохвостых", "среднехвостых" и "длиннохвостых", и все они будут относиться к типу "хвостатых", а остальные - к типу "бесхвостых". Но это ненаучно.

Вернемся к прилагательным и к нашему опорному конспекту. Начинать чтение его нужно с таких слов:

"По значению и форме прилагательные делятся на три разряда: качественные, относительные и притяжательные".

Обратите внимание - сказано: "по значению и форме" они делятся на три разряда. По значению - это понятно: в зависимости от того, что это слово значит. А что такое форма слова?.. Да, конечно, это то, что мы говорим и пишем, что можно слышать и видеть, а то, что мы понимаем (смысл слова), - это значение. Выходит, иногда при определении разряда нужно учитывать не только значение слова, но и его форму (т. е., какие у этого слова суффиксы, какое окончание и т. п.).

Итак, что же означает наша первая фраза?.. Что все прилагательные можно разделить на три большие группы: каждое прилагательное обязательно относится либо к первой, либо ко второй, либо к третьей.

А как вы думаете, может так быть, чтобы одно и то же слово одновременно относилось и к первой, и ко второй груп-

стр. 50


--------------------------------------------------------------------------------

пам? Конечно, нет: разве может быть одно и то же животное и птицей, и рыбой?

Итак, есть три разряда прилагательных, и они называются... Так о чем же нужно прежде всего сказать, читая наш опорный конспект? (Допускаются варианты: "Прилагательные бывают качественные, относительные и притяжательные - это их разряды по значению"; "Прилагательные можно разделить на три разряда" и т. д.)

А кто заметил, на какие слова я показал указкой, когда прочитал наше первое предложение?.. Да, на выделенные жирным шрифтом слова. На конспекте их всего 4, и они находятся в разных местах: слово "прилагательные" сверху, слова "кач." (т. е. "качественные") и "отн." ("относительные") справа и слева, напротив друг друга, а слово "притяж." ("притяжательные") - внизу.

Я уверен, что среди вас много умных людей, поэтому я вам задам трудный вопрос, не сомневаясь, что вы ответите на него. Вопрос такой: посмотрите на конспект и скажите, какие из этих трех разрядов прилагательных противоположны (противопоставлены) друг другу, а какой - как бы особая статья, он скорее противопоставлен обоим противоположным друг другу разрядам? Какие два разряда противопоставлены?.. Конечно, это "качественные" и "относительные": они записаны друг против друга. А "притяжательные" внизу, отдельно от них - это "особая статья".

Давайте разберемся, почему же "качественные" и "относительные" противоположны друг другу, а "притяжательные" какие-то особые. Дальше нужно говорить, конечно же, о том, какие прилагательные относятся к качественным, какие к относительным, а какие к притяжательным.

Начнем с качественных. "Качественные прилагательные обозначают такой признак, который может быть в этом предмете в большей или меньшей степени".

Где записано то, что я сейчас сказал?.. Да, слева сверху, а как здесь обозначены слова "может быть в большей или меньшей степени"? Да, математическими знаками "больше/меньше" и словом "степ." ("степень") между ними.

Что же это значит?

Вот Степа очень умный. Но можно себе представить еще более умного молодого человека. А есть ли люди, менее умные, чем Степа?

Значит, умный - это что-то такое, что может быть в большей или меньшей степени, т. е. его может быть больше или меньше: можно быть более или менее умным, можно стать умнее. Вот поэтому умный - это качественное прилагательное.

Кроме того, качественные прилагательные образуют степени сравнения и краткую форму. Где это записано?.. Обратите внимание на вертикальное слово "Есть": я сказал "образуют", но можно сказать и так: "У них есть (или могут быть) степени сравнения и краткие формы".

Как это так? Очень просто: сравним Степу с каким-то глупеньким Петей. Мы скажем: "Степа умнее Пети". Умнее - это и есть форма степени сравнения прилагательного умный. Ну, а что такое краткая форма, вы знаете: умен (умна) - видите, у этого прилагательного есть краткая форма.

Дальше записано, что качественные прилагательные могут сочетаться с наречиями (например, со словом очень): очень умный - так можно сказать. И еще: от качественных прилагательных можно образовать сложные прилагательные путем их повтора (умный-умный; "сложные" - слова с двумя или более корнями, помните?).

Вот и все, что сказано о качественных прилагательных: точечки слева стоят в опорном конспекте там, где нужно привести примеры. Слово умный брать нельзя: я его уже использовал.

Итак, у качественных прилагательных есть степени сравнения (умный - умнее), краткие формы (умный - умен, умна, умны), они сочетаются с наречиями (очень умный) и от них образуются сложные слова путем повтора (умный-умный).

Вот теперь вы можете сами все сказать про относительные прилагательные, потому что они, как вы помните, абсолютно противоположны качественным.

стр. 51


--------------------------------------------------------------------------------

Раз качественные обозначают признак, который может быть в большей или меньшей степени, то относительные... тот, который не может быть в большей или меньшей" степени. Например, деревянный. "Стол деревянный". Может он быть "более деревянный" или "менее деревянный" или становиться все деревяннее и деревяннее? Нет. Или он деревянный, или какой-то другой (металлический?).

Где это записано в конспекте?

Кроме того, у относительных прилагательных нет (см. вертикальное слово) степеней сравнения (нельзя сказать "этот деревяннее того"), нет кратких форм (нельзя сказать "он деревянен"), они не сочетаются с наречиями ("очень деревянный") и от них не образуются сложные слова путем повтора ("деревянный-деревянный").

А дальше написано, что относительные прилагательные обозначают пространственные, временные признаки предмета или материал (из чего сделан предмет). Вот как это записано: "простр." - это "пространственные", t - "временные", "п-ки" - "признаки".

Что это такое: пространственные и временные признаки? Очень просто: московская улица - где находится? В Москве. Это пространственный признак. Пространство - это какое-то место, где данный предмет находится. Прошлогодний снег - это временной признак (тот, который шел когда? В прошлом году).

И московский, и прошлогодний - относительные прилагательные: не может улица стать "более московской", а снег "более прошлогодним".

Но! Смотрите в конспекте - "НО": если относительное прилагательное употребляется в переносном значении, оно может по значению "превратиться" в качественное, например, железный характер. Это сильный характер. Может он быть сильнее? Да. Значит, здесь железный - качественное прилагательное, хотя в прямом своем значении (железная труба) оно относительное.

Наконец, вот что нужно сказать о притяжательных прилагательных:

Притяжательные прилагательные обозначают принадлежность чего-либо человеку или животному и отвечают на вопросы "Чей? Чья? Чье? Чьи?". Притяжательные прилагательные имеют суффиксы -ов- (-ев-), -ин- (-ын-) или -ий-.

Обратите внимание: здесь уже ничего не говорится о том, может ли этот признак быть в большей или меньшей степени (хотя не может: может быть хвост "более волчьим"? Нет), есть ли степени сравнения (хотя их нет), потому что, как вы уже заметили, притяжательные прилагательные какие-то особые: они потому "притяжательные", что обозначают принадлежность чего-то какому-то человеку (людям) или животному (животным), отвечая на вопросы "Чем? Чья? Чье? Чьи?" - и еще у них особые суффиксы (см. примеры).

НО! Если притяжательное прилагательное употребляется в переносном смысле, оно по значению становится качественным: волчий аппетит - это хороший аппетит, а хороший - качественное прилагательное.

Теперь я прочитаю весь конспект еще раз...

По значению и форме прилагательные делятся на три разряда: качественные, относительные и притяжательные.

Качественные прилагательные обозначают такой признак, который может быть в этом предмете в большей или меньшей степени. Они образуют степени сравнения и краткую форму, могут сочетаться с наречиями. От качественных прилагательных можно образовать сложные прилагательные путем повтора.

Относительные прилагательные обозначают такой признак, который не может быть в предмете в большей или меньшей степени. Они обозначают материал, из которого сделан предмет, пространственные и временные признаки предмета. Они не имеют степеней сравнения, краткой формы, не сочетаются с наречием "очень", и от них не образуются сложные слова путем повтора.

Притяжательные прилагательные обозначают принадлежность чего-либо человеку или животному и отвечают на

стр. 52


--------------------------------------------------------------------------------

вопросы "Чей? Чья? Чье? Чьи?". Они имеют суффиксы -ов- (-ев-), -ин- (-ин-) и -ий-.

Относительные и притяжательные прилагательные могут по значению становиться качественными, если употребляются в переносном значении.

Вот все, что нужно рассказать, только без примеров (вы будете и примеры тоже приводить).

Скажите теперь, что означает эта запись в конспекте?.. А эта?..

У кого есть вопросы по конспекту, кто не понимает каких-то обозначений, сокращений?..

После чего каждый ученик получает мини-ксерокопию конспекта, учитель объясняет, что готовиться к ответу по опорному конспекту нужно так: положить перед собой конспект и, глядя на него (еще лучше: показывая ручкой на те или иные обозначения), рассказывать (лучше кому-то, вслух) о разрядах прилагательных. Забыв что-то, пытаться вспомнить или смотреть в учебник. Но не зубрить рассказ слово в слово наизусть, говорить свободно, стараясь сосредоточиться на понимании материала.

Нужно заранее сообщить детям критерии оценки ответа по опорному конспекту.

Оцениваются:

1) понимание темы, в том числе: может ли ученик ответить на любые вопросы класса и учителя по теме, привести примеры, поясняющие теоретические положения, и, наоборот, из данных примеров вывести теоретические положения; может ли дать определения важному из употребленных терминов, сделав это своими словами;

2) способность говорить своими словами, не пользуясь (или почти не пользуясь) готовыми фразами из учебника;

3) есть ли серьезные речевые ошибки, грамотна ли речь;

4) последователен и логичен ли рассказ (сначала - наиболее общая информация о разрядах прилагательных, их нужно назвать; потом - о каждом в отдельности; назвав ту или иную особенность прилагательных данного разряда, нужно пояснить ее примером, причем таким, которого не приводил ни учитель, ни ранее отвечавшие ученики и которого нет в учебнике).

II этап. Чтобы успех работы на этом этапе был обеспечен, учителю нужно хорошо знать своих учеников, потому что первыми должны отвечать те дети, которые действительно способны хорошо ответить почти без предварительной тренировки.

Отвечать нужно по конспекту, а не просто говорить, стоя рядом с ним: т.е. показывать указкой то, что записано в конспекте и что в этот момент "озвучивает" ученик.

Класс необходимо предупредить о том, что оценивают ответ все, а не только учитель.

Прерывать ответ нельзя; как только он закончился, можно задавать вопросы по теме (если они не дублируют уже сказанное). Вообще умение задавать вопросы дается детям с трудом: часть вопросов могут быть неясными - учитель должен или снять их (объяснив причину), или помочь уточнить вопрос. В то же время о многом, о чем спросить нужно, дети не догадаются спросить.

Часто дети поначалу не понимают, зачем нужно задавать вопросы, это обнаруживается постепенно, при оценивании, когда становится очевидным, что вопросы нужны, чтобы в точности убедиться, действительно ли отвечающий понимает те или иные части темы, термины и пр.

Обязательно нужно просить отвечающего приводить примеры, если он их где-то не привел или повторил чьи-то примеры.

Когда вопросы исчерпаны, ученик садится и начинается оценивание. Учитель предлагает классу высказаться по всем критериям (см. выше), охарактеризовать ответ. Нередко дети поначалу думают, что "оценить" - значит "поставить оценку". Постепенно они начинают понимать, что это значит - дать качественную характеристику, "разобрать" ответ, выяснив, что в нем удалось, что нет.

Часто дети с содержанием ответа справляются лучше, чем с его формой: так, им обычно не дается фраза "относи-

стр. 53


--------------------------------------------------------------------------------

тельные прилагательные обозначают такой признак предмета, который не может быть в большей или меньшей степени". Дети говорят: "Относительные прилагательные не бывают в большей или меньшей степени".

Это нужно отметить как речевую и фактическую ошибку: не само прилагательное не бывает в большей или меньшей степени, - само прилагательное - это слово, как его может быть "больше" или "меньше"? А нужно говорить именно о реальном признаке предмета, который обозначает это прилагательное. Однако, отметив эту ошибку, снижать за нее отметку не следует: важно, чтобы говорящий сам понимал, что он говорит.

Если первые ответы далеки от идеала, лучше прибавить один балл к каждой оценке ("за смелость"). Хотя "пятерка" за ответ по опорному конспекту ставится лишь за ответ, близкий к идеальному: без существенного нарушения последовательности изложения, с полным пониманием темы, терминов; если рассказчик говорил своими словами.

На этом этапе работы лучше ограничиться 4 - 5 ответами.

III этап. В отличие от II занимает обычно 2 урока. 2 - 3 ученика из тех, в ком учитель уверен: это могут быть только уже ответившие и получившие "5", - становятся "консультантами". Консультант может играть двоякую роль: кому-то помочь готовиться к ответу (об этом просит сам нуждающийся, обращаясь прямо к консультанту, минуя учителя) либо принять у кого-то ответ (этого нельзя делать без разрешения учителя). Нельзя допускать, чтобы консультантам отвечали недобросовестные дети, но застенчивым, робким, для которых ответ перед классом - тяжелое испытание, можно это разрешить. Чтобы обеспечить работу консультантов, желательно их посадить за угловые парты.

В остальном содержание работы то же, что на II этапе.

К концу III этапа отвечают самые слабые ученики, однако к тому времени они успевают выслушать много ответов других детей, принять участие в их обсуждении, кто-то прибегнет к помощи консультанта, так что "тройки" при такой организации работы крайне редки.

Если использовать этот метод работы при изучении большинства тем по лингвистике, то результаты будут такими:

1) дети научатся рассказывать в определенной последовательности: сначала наиболее общие положения, затем частные; сначала абстрактные утверждения, затем конкретные примеры;

2) они привыкнут, употребляя тот или иной термин и вообще новое для себя слово, отдавать себе отчет в том, что это слово означает, не говорить слова без понимания их смысла;

3) они привыкнут к тому, что "выучить" - не значит "запомнить", а значит понять и научиться рассказывать своими словами;

4) в то же время они поймут, что "свои слова" бывают разные: грамотные и безграмотные; что, говоря своими словами, все же нужно выражаться логично, удобопонятно, соблюдая нормы языка.

Это результат развития речи, но одновременно дети усваивают и лингвистический материал по программе.

Здесь нет никакого противоречия: развитием речи можно заниматься не только на уроке лингвистики, но и на уроке химии. Все, о чем можно мыслить и говорить, может быть средством для развития речи наших учеников.

стр. 54

Похожие публикации:



Цитирование документа:

В. И. СЛУЦКИЙ, ЛИНГВИСТИЧЕСКАЯ РАБОТА С ОПОРОЙ (РАЗВИТИЕ РЕЧИ, 6 КЛ.) // Москва: Портал "О литературе", LITERARY.RU. Дата обновления: 02 апреля 2008. URL: https://literary.ru/literary.ru/readme.php?subaction=showfull&id=1207132411&archive=1207225892 (дата обращения: 27.04.2024).

По ГОСТу РФ (ГОСТ 7.0.5—2008, "Библиографическая ссылка"):

Ваши комментарии