ИЗУЧЕНИЕ ТВОРЧЕСТВА В. МАЯКОВСКОГО В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ: ОБЗОР УЧЕБНИКОВ

ДАТА ПУБЛИКАЦИИ: 02 апреля 2008
ИСТОЧНИК: http://portalus.ru (c)


© О. М. КУЛТЫШЕВА

Попытка анализа материала о жизни и творчестве В. Маяковского, содержащегося в современных школьных учебниках, вызвана двумя причинами. Во-первых, 14 апреля сего года читающий мир отметил 75-ю годовщину со дня смерти поэта. Во-вторых, ни для кого не секрет, что отношение к Маяковскому всегда было двойственным. Исследователь творчества поэта и его современник В. А. Катанян писал: "Имя и литературная работа Маяковского были предметом постоянной шумной газетной и журнальной полемики. Если просмотреть сейчас всю массу критической литературы о Маяковском, то первое, что бросается в глаза, - отсутствие равнодушных отзывов. Или - "за", или резко "против"1 . С тех пор ситуация мало изменилась. Как сам поэт был яростен в споре с классической традицией, с символистами и акмеистами, а в 20-е годы - с Пролеткультом, конструктивистами, рапповцами, так же яростно и по сей день спорят о Маяковском, то называя его самого "варваром", а стихи "кощунственными", то присваивая ему титул "архангела-тяжелоступа", а поэзию его определяя как "прекраснейшее явление".
Сегодня, когда Маяковский подтвердил право называться одним из лучших, задача учителя литературы средней школы приложить все усилия, чтобы если не влюбить ученика в творчество поэта, то хотя бы сделать это творчество понятным, доступным для восприятия. И в этой задаче в немалой мере помочь учителю должен учебник. Предпринятый анализ позволяет сделать выводы, насколько материал, содержащийся в современных учебниках по литературе для средней школы, способствует решению этой задачи.

Было проанализировано 3 учебника: 1) Литература: 7 кл.: Учеб. хрестоматия для общеобразоват. учреждений / Авт. - сост. В. Я. Коровина. 6-е изд. - М.: Просвещение, 1999. - 428 с; 2) Литература: 9 кл.: Учеб. хрестоматия для общеобразоват. учеб. заведений / Авт. - сост. Т. Ф. Курдюмова, С. А. Леонов, О. Б. Марьина; Под ред. Т. Ф. Курдюмовой. 2-е изд. - М.: Дрофа, 1999. - 512 с; 3) Русская литература XX века. 11 кл.: Учеб. для общеобразоват. учеб. заведений: В 2 ч. 4.1 /В. В. Агеносов и др.; Под ред. В. В. Агеносова. 4-е изд. - М.: Дрофа, 1999. - 528 с.

Первый учебник - для 7 класса (автор-составитель В. Я. Коровина) - в статье "Владимир Владимирович Маяковский (1893 - 1930)" (с. 224 - 226) являет торжество биографического подхода к изучению литературы. Биографический метод - один из самых первых научных способов изучения литературы, разработанный еще в эпоху романтизма французским критиком, поэтом и писателем Шарлем Огюстеном Сент-Бёвом. В биографическом методе биография и личность писателя рассматриваются как определяющие моменты творчества. "Литература, литературное творение, - писал Сент-Бёв, - неотделимы для меня от всего остального в человеке, от его натуры"2 . Начать знакомство с автором Сент-Бёв предлагает с изучения родственников великого человека, с его отца, братьев, сестер и особенно с матери - "наиболее близкой и несомненной родственницы"3 . Как и завещал Сент-Бёв, особая роль в учебнике отводится матери, которая оказывается вдруг непосредственной участницей творческого процесса (с. 225). В подобном ключе дана вся статья. Учебник дает подробные сведения о происхождении поэта (правда, говорится, что он родился в семье лесничего, но игнорируется тот факт, что помимо этого отец был дворянином), гимназии, любви мальчика Маяковского к фантастике и Жюлю Верну... Хотелось бы отметить, что еще современники неоднократно упрекали Сент-Бёва за субъективизм и отсутствие научной системы. Сегодня же, когда литературоведение декларирует, что в лирике понятия "лирическое "я" и "реальное авторское "я" далеко не тождественны, а в результате встречи биографического и художественного автора появляется новая реальность, думается, что элементы биографического метода должны присутствовать при анализе творчества, но в виде дополнительного, второстепенного материала. Биографические данные должны увлечь ученика интересными фактами, но не заменять серьезного текстологического анализа.

Попытка анализа стиховой системы В. Маяковского предпринята в статье этого же учебника "В творческой лаборатории В. Маяковского" (с. 226 - 230). Однако автор учебника говорит об особенностях стиховой системы поэта слишком размыто, приводя высказывания самого поэта, но никак не комментируя их, что представляется недопустимым, поскольку стиховая система Маяковского - это ключ к пониманию его поэтической позиции. В данной связи учителю необходимо объяснить, во-первых, что такое вообще стихотворный размер, какие они бывают, привести примеры, а во-вторых, с какой целью поэт варьирует различные размеры в одном стихе, а также зачем поэту понадобилась графическая разбивка своих стихов, при которой в отдельную строку выносится даже одно слово. Нужно обратить внимание учеников на тот факт, что стремление поэта найти новую форму выражения для своего героя, в которой бы воплотилось новое содержание человека будущего, и обусловило переходы от классических размеров (например,

стр. 38


--------------------------------------------------------------------------------

"Необычайное приключение..." (1920) написано традиционным чередованием 4- и 3-стопных ямбов) - к акцентному (тоническому) стиху, в котором нет закономерной последовательности ударных и безударных слогов (таков "Весенний вопрос", 1923).

Учитель должен пояснить, что не случайно во многих стихотворениях поэта строки разбиваются на подстрочил (печатаются друг под другом, "лесенкой"). Во-первых, резкое изменение количества слов в строке, чаще всего следование короткого стиха после ряда длинных, создает ощущение ритмического перебоя, эмоционально насыщая стих. Каждая строка, состоящая из одного слова, концентрирует в себе экспрессию длинной строки. Во-вторых, короткая длина стихов влечет за собой учащение повтора межстиховых пауз, что создает прерывистость речевого потока, делает речь более взволнованной.

Анализируемый учебник предлагает ученикам для чтения стихотворения "Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче" и "Хорошее отношение к лошадям". Первому тексту сопутствуют сноски - пояснения слов "ретируюсь" и "степенность", но почему-то отсутствует пояснение к стихотворным строкам: "Я крикнул солнцу: / "Дармоед! / занежен в облака ты, / а тут - не знай ни зим, ни лет, / сиди, рисуй плакаты!" Представляется необходимым пояснить ученикам 7 класса, что плакаты, над которыми вне зависимости от сезона приходится работать лирическому герою поэта, - это агитационные плакаты, содержащие схематические рисунки и стихотворные тексты. Таков был заказ поэту Маяковскому от Российского телеграфного агентства (сокращенно РОСТА). В марте 1919 г. Маяковский выполнил вручную несколько сотен таких агитплакатов (так называемых Окон РОСТА).

Пожалуй, самой удачной частью раздела данного учебника о В. Маяковском является часть, посвященная особенностям чтения стихов поэта (с. 228 - 229), в которой приводятся пояснения самого автора по поводу стихотворения "Необычайное приключение...", что, несомненно, поможет учащимся при выразительном чтении текста.

Учебник-хрестоматия по литературе для 9 класса (под ред. Т. Ф. Курдюмовой) в разделе "Владимир Владимирович Маяковский (1893 - 1930) (с. 372 - 379) также дает биографические сведения о Маяковском, однако только те, которые должны способствовать не обрастанию образа поэта подробностями его личной жизни, а именно пробуждению интереса учащихся к его творчеству. Так, на с. 372 приводится высказывание о первой встрече с поэтом одного из его современников Б. Лившица, рисующее необычный внешний облик молодого поэта.

Однако думается, дабы у учащихся не возникло неправильного представления о том, что поэт был человеком "со странностями", учителю нужно остановиться на причинах эпатажа, проявлявшегося во внешности поэта, а именно - на принадлежности В. Маяковского к кругу поэтов-футуристов. Учитель должен сообщить, что характерной чертой раннего русского футуризма был эпатаж (фр. "скандальная выходка, поведение, нарушающее общепринятые нормы"), возведенный до уровня мировоззренческой программы. Целям эпатажа и служил шокирующий внешний вид кубофутуристов - желтые кофты, розовые сюртуки, пучки редиски в петлицах и раскрашенные неведомыми знаками лица.

В этом же учебнике на с. 373 читаем: "Необычность содержания, ошеломляющая новизна формы <...> и сейчас вызывают противоречивые отзывы читателей. Непросто войти в мир образов поэта" и т. д. Хочется выразить уверенность, что если в 7 классе новаторские черты поэтики Маяковского в области метрики, ритмики, фоники, лексики, рифмики были надлежащим образом объяснены учащимся, то в 9 классе "войти в мир образов поэта" им будет довольно просто.

Данный учебник предлагает для чтения учащимся стихотворения поэта "Послушайте!", "Скрипка и немножко нервно" и "Прозаседавшиеся". В статье, предваряющей последнее, авторы пи-

стр. 39


--------------------------------------------------------------------------------

шут, что "нередко в лирике Маяковского звучит тема трагического одиночества" (с. 376). Думается, не лишним в данной связи будет объяснить школьникам, почему при всей огромной популярности поэта он часто ощущал себя и своего лирического героя безмерно одиноким. Несмотря на ярко выраженную "злободневность" стихов, Маяковский постоянно получал упреки в недостатках и "несозвучиях" его поэзии времени. Это и побуждало его сомневаться в значимости произносимого им слова для современного человека и ощущать себя одиноким, "как последний глаз / у идущего / к слепым / человека".

Среди подверженных анализу учебников наиболее удачным и содержательным представляется третий - "Русская литература XX века. 11 кл." (под ред. В. В. Агеносова). Отметим положительные стороны данного издания. Во-первых, в статье "Биография поэта" (с. 252 - 259) биографические сведения о поэте даются в строгой связи с его творчеством, вследствие чего подвергаются тщательному отбору. Дается основное, могущее составить в представлении учащихся цельную картину жизнетворчества поэта. Автор справедливо подчеркивает, что "колебаний в выборе позиций у Маяковского не было: встав в ряды футуристов, он неизменно хранил им верность" (с. 254). Страница 256 содержит сведения, что после революции футуризм поэта не исчез, а качественно изменился, превратившись в "коммунистический футуризм". Здесь же расшифровывается так необходимая в учебнике для 7 класса аббревиатура "РОСТА" и поясняется суть работы поэта в "Окнах РОСТА".

Статья содержит важные новые сведения о поэте. Так, признается, что вступление Маяковского в самую массовую литературную организацию постреволюционного времени - РАПП (Российскую ассоциацию пролетарских писателей) было заведомо провальным, так как с рапповцами у Маяковского было мало общего (с. 257 - 258). В статье автор говорит и об усиливающемся осознании поэтом того, что эпоха революции, которой он "сознательно и бесповоротно"

посвятил свое творчество, все более утрачивала свои светлые идеалы и все менее понимала его. Во многом отсюда вырвавшееся из сердца признание "Я хочу быть понят моей страной, / А не буду понят - / что ж. / По родной стране / пройду стороной, / Как проходит / косой дождь", снятое поэтом из концовки стихотворения "Домой!".

В статье "Художественный мир поэта" (с. 260 - 283) должным образом объясняются все главные особенности стиховой системы поэта. Говорится о поисках Маяковским новой формы для стиха, должного обладать действенной, взрывной силой, и о насыщенности "митинговой" поэзии Маяковского агитационным ораторским пафосом (с. 260). Из поиска новых художественных средств для создания образа нового человека выводится новаторство в области лексики, образности, ритмики, графической организации стиха. Так, например, введение Маяковским в свои стихи слоя разговорной лексики, вульгаризмов объясняется целями их демократизации, стремлением дать слово дотоле "безъязыкой" улице (с. 261). Приводится в статье подробное обоснование изменениям, которые претерпевали ритмика и рифмика поэта. Доступно объясняется, что такое тонический стих и чем он отличается от классических поэтических размеров, а также почему поэт выносит в рифму самые главные слова в строке (с. 282).

Говорится в статье и об осознании поэтом того, что, подчиняя стих агитационно-утилитарным задачам, он "становился на горло собственной песне" и эту "песню" обеднял. Маяковский пытался противопоставить художественности иные критерии оценки: "Я меряю по коммуне стихов сорта". При этом он понимал, что "стих <...> лишается самоценности, попадает в зависимость обслуживаемого им комплекса идей. <...> Отсюда - все усиливающееся чувство неудовлетворенности" (с. 272 - 273).

Кроме того, раздел учебника, посвященный творчеству В. Маяковского, содержит глубокие "Вопросы для повторения", "Вопросы и рекомендации для самостоятельного анализа", интересные

стр. 40


--------------------------------------------------------------------------------

"Темы сочинений" и список "Рекомендуемой литературы", содержащий отнюдь не тенденциозные официальные источники, а многие новые, в том числе и явно оппозиционного по отношению к поэту характера, как, например, довольно спорная книга Ю. Карабчиевского "Воскресение Маяковского" (М., 1990). Все это, на наш взгляд, делает учебник по русской литературе XX века для 11 класса под редакцией В. В. Агеносова на сегодня одним из лучших пособий для учителя при ознакомлении учащихся с творчеством В. Маяковского.

-----

1 Катанян В. А. Маяковский. Хроника жизни и деятельности. Изд-е 5-е, доп. - М., 1985. - С. 8.

2 Сент-Бёв Ш. О. Шатобриан в оценке одного из близких друзей в 1803 г. // Зарубежная эстетика и теория литературы XIX - XX вв. Трактаты. Статьи. Эссе / Сост., общ. ред. Г. К. Косикова. - М., 1987. - С. 40.

3 Там же.

стр. 41

Похожие публикации:



Цитирование документа:

О. М. КУЛТЫШЕВА, ИЗУЧЕНИЕ ТВОРЧЕСТВА В. МАЯКОВСКОГО В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ: ОБЗОР УЧЕБНИКОВ // Москва: Портал "О литературе", LITERARY.RU. Дата обновления: 02 апреля 2008. URL: https://literary.ru/literary.ru/readme.php?subaction=showfull&id=1207132345&archive=1207225892 (дата обращения: 26.04.2024).

По ГОСТу РФ (ГОСТ 7.0.5—2008, "Библиографическая ссылка"):

Ваши комментарии