Вариант 1
1. Выберите правильный ответ.
Слова, употребляемые в той или иной местности, называются:
1) профессиональными
2) неологизмами
3) диалектными
4) фразеологизмами
2. Укажите строку, в которой все слова являются профессиональными:
1) акварель, ендова, бурак, акция
2) тубус, фиксаж, наждак, гамма
3) светец, спутник, космос, закрепитель
3. Объясните значение фразеологизма, запишите 1 - 2 фразеологизма с подобным значением:
ни рыба ни мясо
4. Установите соответствия между способами словообразования и приведенными словами:
А) приставочный
1) выход
Б) суффиксальный
2) заплыть
В) приставочно-суффиксальный
3) листопад
Г) бессуффиксальный
4) возражение
Д) сложение основ
5) безрукавка
5. Запишите недостающие слова в словообразовательных цепочках:
1) пренеприятный ← ... ← приятный
2) грибочек ← ... ← гриб
3) построение ← ... ← строить
6. Укажите слова, соответствующие схемам. Запишите к каждой схеме по 2 своих слова.
7. Запишите полностью сложносокращенные слова. Определите способ образования и род каждого слова:
МХАТ, МГУ, юнкор
8. Установите соответствия:
А) разносклоняемые
1. невежа
Существительные
2. пламя
Б) несклоняемые
3, какаду
Существительные
4. неряха
В) существительные
5, какао
общего рода
6. темя
стр. 56
--------------------------------------------------------------------------------
9. Найдите предложение, в котором допущена ошибка. Запишите его в исправленном виде.
1) Это очень теплый кашне.
2) Начинающий агроном занималась самообразованием.
3) Маша - невозможная забияка.
10. От прилагательного светлый образуйте все возможные степени сравнения.
11. Укажите словосочетания, в состав которых входят относительные прилагательные:
1) утренний туман
2) лисья нора
3) огромный дуб
4) сельская местность
5) бревенчатый дом
12. С данными прилагательными составьте словосочетания таким образом, чтобы в одном случае они являлись качественными, а в другом - относительными или притяжательными:
серебряный заячий
13. Запишите следующие числительные в форме творительного падежа:
934, 6/11 пути, полтора метра, 526-й.
14. Определите разряд и начальную форму местоимений:
1) кое о чем поспорить
2) ни о ком вспоминать не хотелось
3) его работа
4) за этим домом
5) другой источник
15. Укажите строчку, в которой все глаголы непереходные:
1) ездить, стараться, идти
2) звонить, говорить, искать
3) отвечать, негодовать, знать
16. Укажите предложение с глаголом в повелительном наклонении:
1) Подготовить инструменты!
2) Он начал спорить.
3) Ты мог бы ответить.
4) Знакомство состоялось.
17. Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки, расставьте недостающие знаки препинания.
(Не)погода сменилась солнечными днями и это приблизило наступление лета.
В (тонко)ствольном березн..ке светло и солнечно. Березки шепч..т(ть)ся к..саются друг друга ветками. Песчан(нн)ая тропинка пр..ведет тебя к (не)глубокой прозрачной речк.. (с, з)десь красиво и привлекательно все пр...брежные кусты ш..лковая трава (ж...лтые) пр..ж..лтые одуванчики. Ветер который еще совсем недавно был холодным и порывистым ласково колыш..т ветви деревьев. Разноцветные бабочки взмахивают крыл..шками перелетают с цветка на цветок.
Разве есть (что)либо замечательнее первых летних дней?
Вариант 2
1. Выберите правильный ответ.
Слова, вышедшие из активного повседневного употребления, называются:
1) диалектными
2) неологизмами
3) устаревшими
4) профессиональными
2. Укажите строку, в которой все слова являются диалектными:
1) ендова, колчан, палитра, аквариум
2) вестимо, замолаживать, яр, сугрев
3) кафтан, джемпер, гуашь, зубило
4) светец, перст, чело, ланиты
3. Объясните значение фразеологизма, запишите 1 - 2 фразеологизма с подобным значением:
не находить себе места.
4. Установите соответствия между способами словообразования и приведенными словами:
стр. 57
--------------------------------------------------------------------------------
А) приставочный
1) переход
Б) суффиксальный
2) пролететь
В) приставочно-суффиксальный
3) ракетоноситель
Г) бессуффиксальный:
4) приложение
Д) сложение основ
5) настольный
5. Запишите недостающие слова в словообразовательных цепочках:
1) безрадостный ← ... ← радость ← рад
2) листочек ← ... ← лист
3) закипание ← ... ← кипеть
6. Укажите слова, соответствующие схемам. Запишите к каждой схеме по 2 своих слова.
7. Запишите полностью сложносокращенные слова. Определите способ образования и род каждого слова.
ВВЦ, ТЮЗ, спецкор
8. Установите соответствия:
А) разносклоняемые
1) забияка
существительные
2) стремя
Б) несклоняемые
3) кольраби
существительные
4) путь
В) существительные
5) сирота
общего рода
6) кенгуру
9. Найдите предложение, в котором допущена ошибка. Запишите его в исправленном виде.
1 ) Наша Аня - ужасная задира.
2) Талантливый архитектор выступила с докладом.
3) В театре красивая фойе.
10. От прилагательного веселый образуйте все возможные степени сравнения.
11. Укажите словосочетания, в состав которых входят качественные прилагательные:
1) заячий след
2) быстрый бег
3) вечерний звон
4) яркая звезда
5) городской житель
12. С данными прилагательными составьте словосочетания таким образом, чтобы в одном случае они являлись качественными, а в другом - относительными или притяжательными:
хрустальный волчий
13. Запишите следующие числительные в форме творительного падежа:
726, 7/12 литра, полтора дня, 438-й.
14. Определите разряд и начальную форму местоимений:
1) доволен собой
2) кое с кем встретиться
3) ни о чем не спросил
4) с таким интересом
5) их работа
15. Укажите строчку, в которой все глаголы переходные:
1) стараться, стричь, убегать
2) красить, рассматривать, поливать
3) стирать, ехать, позвать
16. Укажите предложение с глаголом в повелительном наклонении:
1) Я буду играть.
2) Путешествие продолжается.
3) Мы могли бы подружиться.
4) Прекратить споры!
17. Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки, расставьте недостающие знаки препинания:
Осталось позади (не)настье и пр..рода преобразилась. Наступила (ни) с чем не сравнимая пора торжествующей весны. Листве(нн, н)ый лес который совсем недавно был темным и пустым стоит в дымк.. первой зелени. (Вечно) зеленые сосны выд..ляю(тся, ться) на фон., (ярко) голубого неба, (не)высокие березки
стр. 58
--------------------------------------------------------------------------------
о(д, т)брас..вают кружевную тень гибкие ветви ивы склонились и пр..к..саются к блестящей глад., озера. Весну пр..вет-
ству..т все яркие головки цветов в придорожной траве серебряный ручеек радостно поющие птички.
Ключ к тестам
Вариант 1
Вариант 2
1 - 3; 2 - 2; 3 - ничем не выделяющийся, средний, посредственный, невыразительный; 4 - А-2, Б-4, В-5, Г-1, Д-3; 5 - 1) неприятный, 2) грибок, 3) построить; 6 - А-2, 5, Б-1, 4; 7 - Московский художественный академический театр, м.р.; Московский государственный университет, м.р.; юный корреспондент, м.р.; 8 - А-2, 6, Б-3, 5, В-1, 4; 9 - 1) Это очень теплое кашне; 10 - светлее, более (менее) светлый, светлейший, самый светлый, светлее всего; 11 - 1, 4, 5; 12 - серебряный брелок, серебряный звон, заячий след, заячий тулуп; 13 - девятистам тридцати четырем, шести одиннадцатым пути, полутора метрам, пятьсот двадцать шестому; 14 - 1) кое-что - неопределенное, 2) никто - отрицательное, 3) его (чья?) - притяжательное, 4) этот - указательное, 5) другой - определительное; 15 - 1; 16 - 1; 17 - Непогода сменилась солнечными днями и это приблизило наступление лета. В тонкоствольном березняке светло и солнечно. Березки шепчутся, касаются друг друга ветками. Песчаная тропинка приведет тебя к неглубокой прозрачной речке. Здесь красиво и привлекательно все: прибрежные кусты, шелковая трава, желтые-прежелтые одуванчики. Ветер, который ещё совсем недавно был холодным и порывистым, ласково колышет ветви деревьев. Разноцветные бабочки взмахивают крылышками, перелетают с цветка на цветок. Разве есть что-либо замечательнее первых летних дней?
1 - 3; 2 - 2; 3 - быть в состоянии крайнего беспокойства, волнения, тревоги; 4 - А-2, Б-4, В-5, Г-1, Д-3; 5 - 1) без (радости), 2) листок, 3) закипать; 6 - А-2, 5; Б-3, 4; 7 - Всероссийский выставочный центр, м.р.; Театр юного зрителя, м.р.; специальный корреспондент, м.р.; 8 - А-2, 4, Б-3, 6, В-1, 5; 9 - 3) В театре красивое фойе; 10 - веселее, более (менее) веселый, веселейший, самый веселый, веселее всех; 11 - 2, 4; 12 - хрустальный графин, хрустальный звон, волчий след, волчий тулуп; 13 - семьюстами двадцатью шестью, семью двенадцатами литра, полутора днями, четыреста тридцать восьмым; 14 - 1) себя - возвратное, 2) кое-кто - неопределенное, 3) ничто - отрицательное, 4) такой - указательное, 5) их (чья?) - притяжательное; 15 - 2; 16 - 4; 17 - Осталось позади ненастье, и природа преобразилась. Наступила ни с чем не сравнимая пора торжествующей весны. Лиственный лес, который совсем недавно был темным и пустым, стоит в дымке первой зелени. Вечнозеленые сосны выделяются на фоне ярко-голубого неба, невысокие березки отбрасывают кружевную тень, гибкие ветви ивы склонились и прикасаются к блестящей глади озера. Весну приветствует все: яркие головки цветов в придорожной траве, серебряный ручеек, радостно поющие птички.
стр. 59