ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ УРОВНЯ ЛИТЕРАТУРНОГО РАЗВИТИЯ УЧАЩИХСЯ

ДАТА ПУБЛИКАЦИИ: 20 марта 2008
ИСТОЧНИК: http://portalus.ru (c)


© Н. В. БЕЛЯЕВА

В конце XX века в школьном литературном образовании наметились серьезные изменения, связанные с обновлением содержания и структуры школьного курса, появлением новых типов школ, новых концепций преподавания учебных предметов, современных образовательных технологий.

В процессе преподавания литературы, как и в дидактике вообще, стал актуальным не только результат, но и процесс его достижения, потому что в школе ученик не просто получает знания и учится их применять, но и вступает в этом процессе в сложные отношения с миром и людьми, изменяя их и изменяясь сам. Теория и практика обучения доказали, что для формирования личности человека важно не только то, сколько знаний усвоил ученик и чему он научился, но и какими способами шло усвоение знаний и выработка навыков, что в этом процессе школьник сделал под руководством учителя, а что научился выполнять самостоятельно.

Процесс включения ученика в самостоятельное добывание знаний становится сегодня единственно приемлемым на всех этапах школьного литературного образования. Кроме того, класс, с которым работает учитель, не воспринимается как нечто однородное и нерасчлененное. От случайного учета личностных особенностей школа пришла к необходимости создания системы выявления уровней обученности школьников, индивидуальных программ обучения каж-

стр. 42


--------------------------------------------------------------------------------

дого и отслеживания результатов обучения. Именно поэтому так важна сегодня дифференциация обучения внутри класса, на каждом уроке, когда максимально учитываются интересы и возможности учащихся, когда путь обучения каждого из них ведет в конечном счете к развитию личностных качеств как природных, так и сформированных в процессе обучения и развития.

Внимание личностным особенностям учеников уделялось в методических исследованиях прошлого, но учет взаимосвязей индивидуальных качеств школьников и специфики литературных произведений не был системным, комплексным. Дифференциация касалась, прежде всего, уровня подготовки учащихся, а специфика самого литературного произведения, способов и этапов его изучения на уроках разных типов не являлась основанием для дифференцированного подхода к обучению литературе.

Поэтому, создавая систему повышения уровня литературного развития учащихся на основе дифференциации обучения, мы опирались на положение, что в процессе литературного образования взаимодействуют три субъекта: ученик, учитель и художественное произведение, каждый из которых влияет на специфику дифференциации в обучении литературе. Характер дифференциации зависит как от личностных особенностей ученика (возраста, психического и литературного развития, читательского восприятия, интересов и способности к определенному виду познавательной деятельности), так и от идейно- эстетической и родожанровой природы произведения, его структуры, эпохи создания и культурологического контекста.

Для положительных результатов дифференциации важен профессиональный уровень учителя, его способность осуществлять системный, деятельностный, личностно ориентированный подход в обучении, дифференцировать этот процесс на различных этапах изучения произведения и на этапе контроля уровня литературного развития учащихся.

Разработанная нами система повышения уровня литературного развития учащихся на основе дифференциации обучения имеет своим целевым ориентиром образ литературно развитого выпускника средней школы и включает в себя:

1. Этап проектирования и диагностики, когда мы выявляем уровень литературного развития учащихся и определяем особенности содержания и форм изучения литературы в общеобразовательных и профильных гуманитарных классах.

2. Этап обучения восприятию, пониманию и интерпретации литературного произведения, когда дифференцированный подход в обучении зависит от родожанровой природы текста, вида урока литературы (урок обучения выразительному чтению, беседа, урок обучения сочинению, урок внеклассного чтения, а в средней школе также лекция, практикум по анализу фрагмента эпического или драматического произведения или одного стихотворения, семинар и др.) и этапа изучения произведения в процессе работы над литературной темой в старших классах.

3. Этап контроля, когда для выявления уровня литературного развития учащихся предусматривается дифференциация контрольных заданий (сочинения, контрольные работы по литературе, тесты, литературные игры, олимпиадные задания и др.).

На первом этапе необходимы:

1) проектирование образа ученика с высоким литературным развитием в соответствии с требованиями образовательного стандарта;

2) диагностика уровня литературного развития учащихся;

3) внутриклассная дифференциация на уровне однородных групп с минимальным, средним, высоким уровнями обученности литературе;

4) проектирование системы индивидуального развития школьников разного уровня;

5) дифференциация содержания и форм литературного развития учащихся и тематическое планирование курса в зависимости от профиля класса и его качественных характеристик.

На вступительных уроках дифференциация связана с диагностикой индиви-

стр. 43


--------------------------------------------------------------------------------

дуальных перцептивных особенностей учеников, их литературных интересов, активизацией познавательной деятельности школьников и их мотивацией к самостоятельной исследовательской работе.

Учителю важно дифференцированно развивать разные грани чувственной сферы учащихся: творческое воображение, фантазию, наглядную образность художественного восприятия, способность воспринимать мир красок и звуков в литературном тексте, совершенствовать эмоциональную остроту и чуткость восприятия образной речи.

На уроках обучения выразительному чтению актуализируются такие стиховедческие категории, как ритм, стих, интонация, пауза, темп, звукопись. Они становятся основой для дифференциации обучения, так как наблюдение за каждой из них способствует развитию определенных граней восприятия текста.

На этапе обучения интерпретации текста необходима система разноуровневых заданий, развивающих слабые стороны литературной подготовки, выявленные в результате диагностики. Это задания на умение видеть характерные черты речи героев, на выявление авторской позиции, смысла сюжетных и композиционных особенностей произведения, на внимание к художественной детали, на развитие навыков сравнительного анализа и др.

Постепенно дифференцированные задания должны усложняться, оказывая влияние на различные сферы читательского восприятия. Так, от определения литературного приема в начальной школе читатели-старшеклассники поднимаются до выявления его художественной функции, от воссоздающего воображения восходят к воображению творческому. На высшей ступени литературного образования дифференциация заданий связана с объемом использования дополнительного материала, уровнем развития монологической речи и направлена на развитие исследовательских навыков.

Дифференцированный подход способствует активизации познавательной деятельности старшеклассников на уроках-лекциях, для чего используются опережающие задания разного уровня сложности, а также задания на составление планов, тезисов, конспектов, обсуждение проблемных вопросов. При этом учитываются интересы, уровень литературного развития школьников и направленность на развитие тех сфер читательской деятельности, которые сформированы недостаточно.

Дифференциация обучения способствует подготовке учащихся к созданию самостоятельных интерпретаций произведений с разной родожанровой природой. При изучении эпоса дифференцируются и усложняются задания, направленные на выявление функций сюжета, композиции, системы образов, языка и стиля писателя. На уроках по анализу драмы - задания на выявление роли главных и второстепенных героев в пьесе, речевых характеристик, функций авторских ремарок, писательской манеры драматурга, на развитие художественного воображения, помогающего представить сценическое воплощение пьесы. При изучении лирики актуализируется исследование структурно-семантических элементов текста, изучение связей лирики с биографией поэтов, с литературными манифестами, критическими оценками современников, составление биографических и историко-культурных комментариев.

На заключительных занятиях по анализу литературных произведений дифференциации обучения способствуют индивидуальные и групповые задания, связанные с идейно-эстетической природой произведения, его композиционными особенностями, спецификой создания системы образов и художественной формой. Эффективной технологией на заключительных занятиях становится обучение в группах, где дифференциация обусловлена их качественным составом и варьируется от степени сложности задания для всей группы до индивидуальных заданий в микрогруппах с учетом психологических особенностей учащихся, их интересов, личностного и литературного развития. Разнообразие заданий на заключительных занятиях помогает школьникам выбрать тот уровень сложности, который им по силам.

стр. 44


--------------------------------------------------------------------------------

Для повышения эффективности обучения сочинениям в старшей школе необходимы дифференцированные задания на создание различных видов вступлений и заключений, на выявление роли композиции произведения и ее структурных элементов, на самостоятельную работу с дополнительной критической и справочной литературой. При изучении монографической темы дифференциация обучения связана не только с личностно ориентированным подходом к ученику, но и с особенностями самого произведения: его родожанровой природой, спецификой художественной структуры, культурологическим контекстом. Для разных учеников сочетание этих параметров будет индивидуальным. В работе над монографической темой важна системность действий, дифференциация заданий на разных типах уроков, усложнение видов деятельности и совершенствование способностей учащихся к решению учебных задач без помощи учителя.

Дифференциация обучения на уроках внеклассного чтения направлена на привлечение на урок форм внеклассной работы по литературе. Подготовка концертных номеров, исполнение музыкальных фрагментов, привлечение к работе с текстом изобразительных, драматических или кинематографических произведений, инсценирование, сопоставление литературы с музыкой, изобразительным искусством становятся производными от личностных интересов и склонностей школьников. К уроку внеклассного чтения важно подобрать такие эпизоды, стихотворения, которые будут отличаться интересной художественной структурой и культурно-биографическим подтекстом. Для школьников продвинутого уровня возможны индивидуальные задания повышенной сложности, исследующие элементы поэтики писателя. В старшей школе, когда ведущей психической деятельностью становится самопознание, на уроках литературы следует развивать естественный интерес читателей к проблемам исторических и эстетических связей искусства и жизни.

Дифференцированный контроль уровня литературной подготовки основан на учете психологических особенностей личности школьников, их склонностей и ориентации на определенную оценку. Успешность дифференцированного контроля зависит от разнообразия его форм, оптимально оценивающих уровень литературного развития учащихся от класса к классу. От проверки навыков чтения и пересказа, литературных игр и викторин в начальной школе существенно возрастает количество форм контроля в среднем и старшем звене обучения: сочинение, диагностические и контрольные работы, тестирование, олимпиадные задания и др.

К окончанию школы должна быть сформирована система умений, связанных с глубоким восприятием любой самостоятельно прочитанной книги и необходимых для послешкольного литературного самообразования. Совершенствование читательского восприятия, реализованное в школьном преподавании на основе дифференцированного подхода к обучению, способствует воспитанию внутренней культуры, помогает углублению понимания литературы и развитию умений самостоятельных оценок прочитанного.

Проверка уровня литературного развития на основе дифференциации обучения показала, что разработанная нами методическая модель повышает качество обучения литературе. Дифференциация обучения положительно влияет на общий уровень литературного развития, регулярно выявляемый с помощью диагностических работ. Для сопоставления результатов диагностических работ применима типологическая таблица 1.

При этом в экспериментальных классах уровень начитанности, умений анализа текста и развития речи существенно повысился практически у всех школьников, участвующих в эксперименте, что подтверждает возможности совершенствования основных сфер литературного развития школьников на основе дифференцированного обучения.

При выявлении динамики развития эмоционально-художественных качеств личности старшеклассников мы обнару-

стр. 45


--------------------------------------------------------------------------------

Таблица 1

Динамика общего уровня литературного развития учащихся на основе дифференциации обучения

N п/п
Классы
Критерии литературного развития учащихся

Начитанность
Умения анализа текста
Развитие речи

С
Д
М
С
Д
М
С
Д
М

1.
 
Э
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2.
К
 
 
 
 
 
 
 
 
 


С - сентябрь, Д - декабрь, М - май.

Э - экспериментальные классы, К - контрольные классы.

жили, что в общеобразовательных и профильных классах, где применялся дифференцированный подход в обучении литературе, интенсивнее развивались такие литературные навыки и умения, как творческое воображение, способность воспринимать звуковые и цветовые образы, понимать, как факты жизни преображаются в литературе, как идет процесс совершенствования литературного текста. Дифференциация обучения помогла научиться выявлять авторскую позицию, смысл сюжета и композиции, определять связи художественной детали с проблематикой произведения. При дифференцированном подходе возросли навыки сравнительного анализа, умение доказательно отстаивать свою точку зрения. Результаты мы обобщали в типовой схеме.

Таблица 2

Динамика развития эмоционально-художественных качеств личности учащихся старших классов на основе дифференциации обучения

N п/п
Эмоционально-художественные качества личности учащихся
Классы

Э
К

I
II
I
II

1.
Творческое воображение, фантазия и наглядная образность восприятия
 
 
 
 

2.
Способность слышать мир звуков и воспринимать цветовой колорит текста
 
 
 
 

3.
Эмоциональная острота и чуткость восприятия образной речи
 
 
 
 

4.
Способность к раскрытию логики превращения факта жизни в факт искусства
 
 
 
 

5.
Видение динамики творческого процесса писателя
 
 
 
 

6.
Умение выявить отношение писателя к героям, раскрытие авторской позиции
 
 
 
 

7.
Умение выявить смысл сюжетных и композиционных особенностей текста
 
 
 
 

8.
Способность к выявлению многозначности художественной детали и ее связей с проблематикой произведения
 
 
 
 

9.
Навыки сравнительного анализа текста
 
 
 
 

10.
Умение доказательно отстаивать свою точку зрения
 
 
 
 


I - первое полугодие; II - второе полугодие.

Э - экспериментальные классы, К - контрольные классы.

стр. 46


--------------------------------------------------------------------------------

Дифференциация обучения положительно повлияла на качество экзаменационных сочинений. Для сопоставления результатов использовались определенные критерии оценки сочинений.

Таблица 3

Выявление уровня литературного развития учащихся в форме сочинения на итоговой аттестации

Уровни обученности
Критерии оценки
Количество учащихся

9 - 11 классы

К
Э

I
II
I
II

Высокий уровень обученности (оценка "5")
Средний уровень обученности (оценка "4")
Обязательно-минимальный уровень обученности (оценка "3")
Понимание темы и ее раскрытие
68
69
68
96

Знание текста
53
55
54
76

Последовательность изложения мыслей
51
54
52
70

Фактическая точность (не более 4Ф)
75
77
74
92

Речевая грамотность (не более 5Р)
74
78
75
94

 
Полнота содержания
43
45
45
63

Глубина содержания
32
36
33
63

Логика изложения
42
44
41
62

Умение делать выводы на уровне теории литературы
33
36
34
53

Фактическая точность (не более 1 - 2Ф - негрубых)
68
69
69
88

Речевая грамотность (не более 3 - 4Р)
23
27
24
54

 
Эстетический вкус
15
15
17
45

Соответствие содержания и языковых средств жанру работы
19
20
19
48

Фактическая точность (ОФ)
51
54
50
78

Речевая грамотность (не более 1 - 2Р)
10
10
11
37

Оригинальность работы
5
5
5
23


В экспериментальных классах к моменту окончания школы все учащиеся верно понимали тему предложенной работы, у них практически отсутствовали фактические ошибки и значительно уменьшились речевые недочеты. Большинство работ отличались знанием текста, глубиной и полнотой изложения, умением делать выводы и применять в анализе знания по теории литературы. Повысились и такие сферы литературной подготовки, как эстетический вкус и умение соотносить речевые средства и жанр сочинения.

Анализ контрольных работ по литературе в 10-х классах показал, что дифференцированное обучение помогает формированию важных сфер литературного развития и приближает школьников к спроектированному нами "идеальному" образу выпускника. Повысилось знание текстов изученных произведений, умение дать оценку героям и событиям, воспринимать текст на кон-

стр. 47


--------------------------------------------------------------------------------

цептуальном уровне, формулировать основные проблемы произведения и авторскую позицию, характеризовать систему образов, особенности композиции, родожанровую природу и художественную форму произведения. Дифференцированный подход помог в обучении анализу фрагмента прозы (драмы) или лирического произведения, выработке навыков сопоставительного анализа, развитии монологической речи. Это подтверждает положительное влияние дифференциации обучения на уровень литературного развития учащихся. Динамику литературного развития мы фиксировали в таблице.

Таблица 4

Повышение уровня литературного развития учащихся на основе дифференциации обучения (аттестация в форме контрольной работы по литературе)

N п/п
Литературные знания и умения
10 классы

Общеобразовательные
Профильные

К
Э
К
Э

I
II
I
II
I
II
I
II

1.
Качество чтения и восприятия
Знание текстов изученных произведений
 
 
 
 
 
 
 
 

Умение дать оценку героям и событиям
 
 
 
 
 
 
 
 

Пересказ
 
 
 
 
 
 
 
 

Анализ
 
 
 
 
 
 
 
 

Концепция
 
 
 
 
 
 
 
 

2.
Аналитические умения, способность характеризовать такие компоненты, как:
Проблематика произведения
 
 
 
 
 
 
 
 

Система образов
 
 
 
 
 
 
 
 

Особенности композиции
 
 
 
 
 
 
 
 

Средства изображения образов-персонажей
 
 
 
 
 
 
 
 

Родожанровая природа и художественная форма произведения
 
 
 
 
 
 
 
 

Авторская позиция
 
 
 
 
 
 
 
 

Сходство и различие произведений
 
 
 
 
 
 
 
 

3.
Развитие письменной речи
Владение монологической речью
 
 
 
 
 
 
 
 

Истолкование эпизода (сцены) эпического (драматического) произведения
 
 
 
 
 
 
 
 

Истолкование лирического произведения
 
 
 
 
 
 
 
 


Общие показатели результативности обучения литературе, которые необходимо контролировать при дифференцированном подходе к обучению, мы систематизировали в сводной типовой схеме. Она помогает фиксировать, как меняется уровень литературного развития учащихся под влиянием дифференциации обучения.

стр. 48


--------------------------------------------------------------------------------

Таблица 5

Выявление уровня литературного развития учащихся на основе дифференциации обучения

Критерии литературного развития
Уровень литературного развития учащихся
... класс

сентябрь
декабрь
май

1. Начитанность, читательские интересы и потребности
1. Интерес к чтению отсутствует
 
 
 

В чтении преобладают:
2. Тексты школьного курса
 
 
 

3. Малохудожественная литература
 
 
 

4. Русская и зарубежная классика (в т.ч. непрограммные произведения)
 
 
 

2. Актуализация социально-нравственной проблематики
1. Выделение нравственно-идеологических проблем
 
 
 

2. Активность оценки прочитанного
 
 
 

3. Объем и применение историко- и теоретико-литературных знаний
1. Знание историко- и теоретико-литературных сведений
 
 
 

2. Их применение при анализе и оценке
 
 
 

4. Развитость читательского восприятия
Определение текста:
читательских
 
 
 

авторских
 
 
 

Развитие воображения
воспроизводящее
 
 
 

творческое
 
 
 

Уровень постижения содержания
репродуктивный
 
 
 

аналитический
 
 
 

синтезирующий
 
 
 

5. Умения, связанные с анализом художественного произведения
1. Определение эмоционального лейтмотива и основной проблемы текста
 
 
 

2. Выявление сюжета в эпосе, конфликта в драме, смены чувств в лирике
 
 
 

3. Определение стилистического колорита произведения
 
 
 

4. Сопоставление героев и событий в разных произведениях
 
 
 

5. Выявление авторской позиции
 
 
 

6. Сопоставление замысла и его художественного воплощения
 
 
 

7. Определение общего и различного в текстах одного жанра
 
 
 

6. Умения, связанные с литературно-творческой деятельностью учащихся
1. Выразительное чтение
 
 
 

2. Объяснение чувств, возникших при чтении
 
 
 

3. Словесное рисование обстановки действия и облика героев
 
 
 

4. Сравнение эпизода с иллюстрацией, экранизацией, составление киносценария или инсценировки текста
 
 
 

5. Создание собственных произведений разных жанров (художественных, критических, публицистических)
 
 
 


стр. 49


--------------------------------------------------------------------------------

К старшим классам значительно увеличивается количество учащихся, которые читают русскую и мировую классику, умеют определять зависимость содержания и структуры произведения от его жанра, демонстрируют свои умения в структурно-семантическом и культурологическом анализе текстов, умеют определять автора по фрагменту текста, характеризовать средства и способы создания ключевых образов в лирическом стихотворении, видеть их функциональное назначение, определять мысли и чувства лирического "я", замечать образы-символы, связанные с художественной условностью, определять основные темы и мотивы лирики поэта, обозначать периодизацию в его творчестве.

Выросло стремление старшеклассников обсуждать нравственно-философские проблемы, повысилось литературное развитие сильных учащихся, которые не только читали произведения по специально составленным программам, но и выполняли индивидуальные задания повышенной сложности, работали с дополнительной литературоведческой и справочной литературой.

В ходе нашего эксперимента школьники проявляли больший интерес к чтению, знали произведения школьной программы, начинали интересоваться чтением классики и критически относиться к низкопробной литературе. В экспериментальных классах повысился интерес к урокам внеклассного чтения и выбору заданий, предполагающих собственные оценки, развилось умение анализа текстов с учетом их родожанровой природы. Больше старшеклассников экспериментальных классов стало участвовать в школьных и районных олимпиадах по литературе, работать над выпускными рефератами, писать сочинения творческого характера, например, в жанре этюдов и эссе. Увеличилось число школьников, воспринимающих художественный текст на аналитическом и концептуальном уровнях. Экспериментальная проверка показала, что дифференцированный подход в обучении развивает самостоятельность школьников, учит учиться, поднимает характер познавательной деятельности школьников до исследовательского уровня.

стр. 50

Похожие публикации:



Цитирование документа:

Н. В. БЕЛЯЕВА, ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ УРОВНЯ ЛИТЕРАТУРНОГО РАЗВИТИЯ УЧАЩИХСЯ // Москва: Портал "О литературе", LITERARY.RU. Дата обновления: 20 марта 2008. URL: https://literary.ru/literary.ru/readme.php?subaction=showfull&id=1206020489&archive=1206184486 (дата обращения: 27.04.2024).

По ГОСТу РФ (ГОСТ 7.0.5—2008, "Библиографическая ссылка"):

Ваши комментарии