РАЗВИТИЕ ЯЗЫКОВОГО ЧУТЬЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА

ДАТА ПУБЛИКАЦИИ: 20 марта 2008
ИСТОЧНИК: http://portalus.ru (c)


© О. А. САЛЬНИКОВА

"У него прекрасное языковое чутье", "у него совсем нет языкового чутья"... Часто встречаются подобные фразы в нашей жизни? Их можно услышать как по телевидению, радио, так и в беседах на улице, а уж о разговорах в учительской я и не говорю. Что мы понимаем под "языковым чутьем"? Безусловно, это способности, связанные с интуицией. Прежде всего, это умение "чувствовать слово", понимать его значение, видеть связь с другими словами языка, оценивать уместность слов в той или иной речевой ситуации.

Разговоры о лингвистической интуиции, о ее роли в овладении языком ведутся давно. В "Русской словесности" тоже поднималась эта тема (см. статью С. Шаповал "Поговорим об интуиции" в N 3 за 2001 г.). Феномен интуиции настолько многомерен и сложен, что, несмотря на кажущуюся очевидность многих явлений (например, наличие у многих людей

стр. 32


--------------------------------------------------------------------------------

"врожденной грамотности" или "языкового чутья"), вопросов пока больше, чем ответов. Если принять за аксиому положение о том, что у каждого ребенка есть врожденные способности к овладению языком, интуитивное "чувство слова", то любого учителя будет интересовать ответ на вопрос: можно ли эти способности развивать, как развивают музыкальные, литературные и другие способности? И если да, то как?

Языковое чутье, на наш взгляд, прежде всего, связано с выбором слова и ярко проявляется в таких качествах речи, как точность и уместность. Примечательно, что и уместность, и точность существуют на двух уровнях: содержательном (предметном) и стилистическом. Так, уместность содержательная предполагает соответствие содержания высказывания условиям общения, а стилистическая уместность - соответствие употребленных автором речевых средств содержанию, жанру и стилю высказывания. В свою очередь, фактическая (предметная) точность связана с правдивостью и неискаженностью передаваемой информации, а стилистическая должна обеспечивать адекватное понимание речи адресатом при условии употребления слов в полном соответствии с их значением.

Таким образом, интуитивный выбор наиболее подходящего (для данного содержания, жанра, стиля) слова обеспечивает всему тексту (высказыванию) точность и уместность.

Полагая, что описанные выше способности можно развивать, предлагаем систему заданий, выполнение которых активизирует внимание к слову, усилит интерес к языку, позволит опираться на собственные языковые способности, или языковое чутье. Основными типами заданий являются следующие:

1) анализ синонимов разных уровней;

2) вставка слов в авторский текст с последующей проверкой и анализом;

3) наблюдение над рукописями писателей, признанных художников слова (в данном случае это рукописи И. С. Тургенева).

Обращаем внимание на то, что задания расположены по степени сложности. Для V класса - задание N 1 (анализ синонимов), для VI-VII классов задания N 2 - 5 (выбор слов из возможных вариантов), для VIII-IX классов - задания N 6 - 8 (вставка слов в текст без предлагаемых вариантов), для X-XI классов - задания N9 - 10 (анализ черновиков писателя).

Эти и подобные задания можно выполнять как в классе, под руководством учителя, так и дома самостоятельно. Главное - поддержать интерес ученика к слову, помочь ему в совершенствовании языкового чутья.

Задание 1. Вставьте вместо точек нужный синоним. Объясните свой выбор. Посмотрите значение слов в толковом словаре.

Высота, вышина.

1. Ночь пришла. Небо чернело над чумом. Золотые звезды дрожали в.... (В. Шишков.) 2. Одно за другим засветились в небесной... облака. (А. Н. Толстой.) 3. Кавказ подо мною. Один в... стою над снегами у края стремнины. (А. Пушкин.)

Верхушка, вершина.

1. Падая, самолет задел... сосен. (Б. Полевой.) 2. Альпинисты достигли... горы. 3. Орел, с отдаленной поднявшись..., парит неподвижно со мной наравне. (А. Пушкин.)

Откровенный, открытый.

1. Нам понравился его честный,... взгляд. 2. Вечером у меня с ним произошел... разговор. 3. Я как-то слишком была... и чистосердечна. (Ф. Достоевский.)

Сильный, крепкий.

1. Мне не хотелось нарушать его... сон. 2. К утру поднялся... ветер. 3. Городок славился... грозами. (К. Паустовский.)

Задание 2. Выберите из скобок самое удачное, на ваш взгляд, слово. Посмотрите, какое слово предпочел автор. Почему писатель выбрал именно этот синоним?

А то велишь заложить беговые дрожки и поедешь в лес на рябчиков. Весело (идти, шагать, пробираться, красться) по узкой дорожке, между двумя стенами высокой ржи. Колосья тихо (задевают, бьют, цепляют, ка-

стр. 33


--------------------------------------------------------------------------------

саются) вас по лицу, васильки (хватают, цепляются, задевают) за ноги, перепела (кричат, свистят, курлыкают, выкликают) кругом, лошадь (идет, бежит, передвигается, тянется) ленивой рысью. Вот и лес. Тень и тишина. Статные осины высоко (шепчут, лепечут, шушукаются, гудят) над вами; длинные, висячие ветки берез едва (колышутся, шевелятся, двигаются); могучий дуб (стоит, возвышается, растет), как боец, подле красивой липы. (И. Тургенев.)

Ответ: пробираться, бьют, цепляются, кричат, бежит, лепечут, шевелятся, стоит.

Задание 3. Выберите наиболее точное, по вашему мнению, слово из скобок. Посмотрите, какое слово предпочел автор. Почему писатель выбрал именно эти эпитеты?

Ветра нет, и нет ни солнца, ни тени, ни движения, ни шума; в (осеннем, холодном., свежем, мягком) воздухе разлит (осенний, приятный, ароматный, терпкий) запах, подобный запаху вина; (густой, тонкий, сплошной, плотный) туман стоит вдали над (пустыми, желтыми, голыми, обнаженными) полями. Сквозь обнаженные, бурые сучья деревьев мирно белеет (тихое, голубое, осеннее, неподвижное) небо; кое-где на липах висят последние (бурые, сухие, золотые, желтые) листья. (И. Тургенев.)

Ответ: мягком, осенний, тонкий, желтыми, неподвижное, золотые.

Задание 4. Выберите из скобок самое удачное, на ваш взгляд, слово. Посмотрите, какое слово предпочел автор. Почему писатель выбрал именно этот синоним?

Около полудня обыкновенно появляется множество круглых высоких облаков, золотисто-серых, с нежными белыми краями. Подобно островам, (разбросанным, расположенным, раскиданным, разметанным) по бесконечно (разлившейся, вышедшей из берегов) реке, (окаймляющей, обтекающей, опоясывающей) их глубоко прозрачными рукавами ровной синевы, они почти не трогаются с места; далее, к небосклону, они сдвигаются, теснятся, синевы между ними уже не видать; но сами они так же лазурны, как небо: они все насквозь (проникнуты, пронизаны, пронзены) светом и теплотой. (И. Тургенев.)

Ответ: разбросанным, разлившейся, обтекающей, проникнуты.

Задание 5. Выберите из скобок самое удачное, на ваш взгляд, слово.

Посмотрите, какое слово предпочел автор. Почему писатель выбрал именно этот синоним?

Выгонять вечером и пригонять на утренней заре табун - большой праздник для крестьянских мальчиков. (Восседая, сидя, устроившись, посиживая) без шапок и в старых полушубках на самых бойких клячонках, мчатся они с веселым гиканьем и криком, (болтая, размахивая, качая) руками и ногами, высоко подпрыгивают, звонко хохочут. Легкая пыль желтым столбом поднимается и несется по дороге; далеко разносится дружный топот, лошади бегут (напрягая, навострив, приподняв) уши; впереди всех, (задравши, приподняв, поднявши) хвост и беспрестанно (изменяя, меняя, перемежая) ногу, скачет какой-нибудь рыжий космач, с репейником в спутанной гриве. (И. Тургенев.)

Ответ: сидя, болтая, навострив, задравши, меняя.

Задание 6. Попробуйте вставить в текст пропущенные слова. Сравните свой вариант с авторским. Посмотрите значение слов, подобранных вами, и слов, которые использовал автор, в толковом словаре. Объясните разницу в значении и употреблении слов.

Дверь... растворилась, и я увидал женщину лет двадцати, высокую и стройную, с цыганским... лицом, изжелта-карими глазами и черною как... косою; большие белые зубы так и... из-под полных и красных губ. На ней было белое платье; голубая шаль, заколотая у самого горла золотой булавкой, прикрывала до половины ее тонкие... руки. Она шагнула раза два с... неловкостью дикарки, остановилась и....

Очень она мне нравилась. Тоненький... нос с открытыми полупрозрачными ноздрями,... очерк высоких бровей, бледные, чуть-чуть впалые щеки - все черты ее лица выражали своенравную страсть и беззаботную.... Из-под закрученной косы вниз по широкой шее... две прядки блестящих волосиков - признак крови и силы. (И. Тургенев.)

Ответ: тихонько, смуглым, смоль, сверкали, породистые, застенчивой, потупилась, орлиный, смелый, удаль, шли.

Задание 7. Попробуйте вставить в текст пропущенные слова. Сравните

стр. 34


--------------------------------------------------------------------------------

свой вариант с авторским. Посмотрите значение слов, подобранных вами, и слов, которые использовал автор, в толковом словаре. Объясните разницу в значении и употреблении слов.

Люди они были небогатые; дом их, весьма старинный, деревянный, но..., стоял на горе, между заглохшим садом и... двором. Под горой... река и едва виднелась сквозь... листву. Большая терраса вела из дому в сад, перед террасой... продолговатая клумба, покрытая розами; на каждом конце клумбы росли две акации, еще в молодости... в виде винта покойным хозяином. Немного подальше, в самой глуши заброшенного и... малинника, стояла беседка, прехитро раскрашенная внутри, но до того ветхая и... снаружи, что, глядя на нее, становилось жутко. С террасы стеклянная дверь вела в гостиную; а в гостиной вот что представлялось... взору наблюдателя: по углам изразцовые печи, кисленькое фортепьяно направо,... рукописными нотами, диван, обитый полинялым голубым штофом с беловатыми разводами, круглый стол, две горки с фарфоровыми и бисерными... екатерининского времени, на стене известный портрет белокурой девицы с голубком на груди и закатившимися глазами, на столе... с свежими розами... (И. Тургенев.)

Ответ: удобный, заросшим, текла, густую, красовалась, переплетенные, одичалого, дряхлая, любопытному, заваленное, игрушками, ваза.

Задание 8. Попробуйте вставить в текст пропущенные слова. Сравните свой вариант с авторским. Посмотрите значение слов, подобранных вами, и слов, которые использовал автор, в толковом словаре. Объясните разницу в значении и употреблении слов.

Она была очень недурна собою. Густые белокурые волосы прекрасного пепельного цвета расходились двумя... причесанными полукругами из-под узкой алой..., надвинутой почти на самый лоб, белый, как...; остальная часть ее лица едва загорела тем... загаром, который принимает одна тонкая кожа. Я не мог видеть ее глаз - она их не поднимала; но я... видел ее тонкие, высокие брови, ее... ресницы: они были влажны, и на одной из ее щек... на солнце высохший след слезы, остановившейся у самых губ, слегка.... Вся ее головка была очень мила; даже немного толстый и круглый нос ее.... Мне особенно нравилось выражение ее лица: так оно было просто и кротко, так грустно и так полно... недоуменья перед собственной грустью. (И. Тургенев.)

Ответ: тщательно, повязки, слоновая кость, золотистым, ясно, длинные, блистал, побледневших, не портил, детского.

Задание 9. Сравните черновые варианты предложений из рукописей И. С. Тургенева. Какой вариант стал окончательным (посмотрите в тексте произведений). Попробуйте объяснить, почему писатель выбрал именно этот вариант.

"Воробей"

1) Он упал из гнезда (ветер сильно качал березы аллеи) и сидел, словно надувшись и бессильно растопырив едва прораставшие крылышки.

Он упал из гнезда (ветер сильно качал березы аллеи) и сидел недвижно, как бы надувшись, бессильно растопырив едва прораставшие крылышки.

Он упал из гнезда (ветер сильно качал березы аллеи) и сидел недвижно, с поникшим клювом, беспомощно растопырив едва прораставшие крылышки.

Он упал из гнезда (ветер сильно качал березы аллеи) и сидел недвижно, беспомощно растопырив едва прораставшие крылышки.

Он упал из гнезда (ветер сильно качал березы аллеи) и сидел неподвижно, беспомощно растопырив едва прораставшие крылышки.

2)... И весь взъерошенный, трепетавший, с отчаянным и жалким писком прыгнул раза два в направлении зубастой раскрытой пасти.

... И весь взъерошенный, потерянный, с отчаянным и жалким писком прыгнул раза два в направлении зубастой раскрытой пасти.

... И весь взъерошенный, искаженный, с отчаянным и жалким писком прыгнул раза два в направлении зубастой раскрытой пасти.

"Порог"

1) Я вижу высокое темное здание.
Я вижу обширное мрачное здание.
Я вижу громадное здание.
2) ...За дверью - темная ночь, мгла.
...За дверью - мгла, чернее ночи.
...За дверью - угрюмая мгла.
Задание 10. Прочитайте черновые варианты предложений из рукописей

стр. 35


--------------------------------------------------------------------------------

И. С. Тургенева. Найдите в текстах произведений эти предложения в окончательной редакции и попробуйте объяснить выбор писателя.

"Какхороши, как свежи были розы..."

1) Как прекрасны ее задумчивые глаза, как трогательно-невинны раскрытые, вопрошающие губы, как ровно дышит молодая, еще ничем не взволнованная грудь, как чист и нежен облик юного лица!

Как вдохновенно-прекрасны простодушно-задумчивые глаза, как трогательно- невинны раскрытые, вопрошающие губы, как ровно дышит еще не вполне расцветшая, еще ничем не взволнованная грудь, как чист и нежен облик бледного лица!

Как простодушно-вдохновенны задумчивые глаза, как трогательно-невинны раскрытые, вопрошающие губы, как ровно дышит еще не вполне расцветшая, еще ничем не взволнованная грудь, как чист и нежен облик юного лица!

2) Я не смею заговорить с нею - но как она мне дорога, как бьется мое сердце!

Я не дерзаю заговорить с нею - но как она мне дорога, как бьется мое сердце!

3) Нагоревшая свеча трещит, смутные тени бегают на низком потолке, мороз скрыпит и злится за стеною - и чудится скучный, ноющий старческий шепот...

Нагоревшая свеча трещит, беглые тени колеблются на низком потолке, мороз скрыпит и злится за стеною - в чудится скучный, старческий шепот...

4) Свеча трещит и гаснет...
Свеча меркнет и гаснет...
"Мы еще повоюем!"

1) Я шел однажды по большой дороге, полный озабоченных дум,

Полный раздумья, шел я однажды по большой дороге.

2) Мы еще поживем, черт возьми! Мы еще поозорствуем, черт возьми! Мы еще повоюем, черт возьми!

Надеемся, что эти задания понравятся вашим ученикам и помогут им открыть в себе скрытые языковые способности.

стр. 36

Похожие публикации:



Цитирование документа:

О. А. САЛЬНИКОВА, РАЗВИТИЕ ЯЗЫКОВОГО ЧУТЬЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА // Москва: Портал "О литературе", LITERARY.RU. Дата обновления: 20 марта 2008. URL: https://literary.ru/literary.ru/readme.php?subaction=showfull&id=1206016547&archive=1206184559 (дата обращения: 26.04.2024).

По ГОСТу РФ (ГОСТ 7.0.5—2008, "Библиографическая ссылка"):

Ваши комментарии