Работа над риторическими определениями в школе

ДАТА ПУБЛИКАЦИИ: 12 марта 2008
ИСТОЧНИК: http://portalus.ru (c)


© Л. В. Хаймович

Определение понятия традиционно служит отправной точкой текста-описания, участвует в организации рассуждения, является составной частью повествования. Кроме логических определений, в которых важно точно раскрыть сущность определяемого понятия, существуют определения, строящиеся по другому принципу, - риторические определения, например: "Строгость отца - прекрасное лекарство: в нем больше сладкого, нежели горького" (Эпиктет).

Риторическое определение - новое понятие в школе, и работа над такого рода дефинициями эффективна как на уроках риторики, так и при обучении различным дисциплинам школьного курса в любом классе. Оно позволяет развивать логику воображения, учиться осознанно и свободно пользоваться богатством русского языка для передачи мыслей и чувств. Психологами и методистами замечено, что нередко ученики младшей возрастной группы создают более интересные образные определения, чем старшеклассники, поскольку у младших школьников образное мышление развито лучше, чем логическое. Взрослея, дети нередко теряют способность к творческому мышлению, вытесняемому строго логическим.

Т. А. Ладыженская, отмечая, что "в риторическом определении автор выражает свое отношение к предмету речи, свое восприятие этого предмета, свое эмоциональное состояние от соприкосновения с ним", предлагает в "Школьной риторике" систему вопросов и разнообразные задания1.

Примеры творческих, подлинно риторических определений можно найти в сборниках афоризмов, крылатых слов, в художественных текстах. Такие определения всегда содержат элемент неожиданности, смысловой игры, они нередко парадоксальны, образны (определения-метафоры и - метонимии).

Риторические определения могут использоваться не только в художественном или публицистическом стилях. В научном стиле такого рода определения могут служить средством популяризации.

Представим возможные материалы для работы над образными определениями.

На начальном этапе работы целесообразно предложить рассмотрение отрывков произведений известных писателей, например:



1. Тихо в чаще можжевеля по обрыву
Осень - рыжая кобыла - чешет гриву.
Над речным покровом берегов
Слышен синий лязг ее подков.





(С. Есенин. "Осень".)

2. Северные белые ночи - это непрерывная вечерняя заря, или, пожалуй, соединение двух зорь, вечерней и утренней. (К. Паустовский.)

К этим отрывкам можно предложить следующие вопросы и задания:

1. Обратите внимание, какие определения подбирают авторы к словам: осень, северные белые ночи. Найдите эти определения и подчеркните их.

2. Попробуйте поразмышлять, почему авторы дают именно такие определения? Какие образы у вас возникают при чтении данных отрывков?

3. С чем у вас ассоциируются данные слова? Свои ассоциации запишите. Например: Осень - разноцветье, тепло сквозь холод, паутина, запах костра, антоновских яблок.

При ответе на последний вопрос следует объяснить школьникам термин "ассоциация" и привести примеры: зима - снег, метель, снеговик, новый год, санки, лыжи, снежки, лед, коньки.

Для закрепления понятия можно предложить такое упражнение:

"Что на что похоже?": Класс делится на две группы. Первая группа договаривается об объекте ассоциаций. Другая группа по называемым ассоциациям должна догадаться, что это за объект. Например: объект - бант. Ассоциации - цветок, бабочка, винт вертолета, крен-

стр. 72


--------------------------------------------------------------------------------

дель, велосипед, карнавальная маска, очки и т.д.

Стремление осмысливать явления и предметы окружающего мира при помощи ассоциаций присуще человеческому мышлению. В основе риторических определений также лежат наши ассоциации.

На первых этапах обучения объектами определений должны служить слова с конкретными значениями. Например, "Бабочка - это..."; "Солнце - это..."; "Осенние листья - это..."; "Снежинки - это...";

У учащихся могут получиться следующие определения:

"Осенние листья - это золотые монетки уходящей осени..."

"Снежинки - это кружева зимы..."

Безусловно, такого рода определения отличает образность, строятся они на сходстве или смежности предметов и явлений. Проиллюстрируем на примере созданных учениками "новогодних" определений:

"Гирлянда - это змея в звездочках".

"Шишка - ежик, свернувшийся клубочком на елке".

"Новогодний мешок - бегемот, набитый подарками".

"Снежинка - сердце Нового года".

"Мишура - шарфик для елки".

На данном этапе работы представляется целесообразным предложить задание на разграничение риторических определений и логических, сравнить эти два вида определений, обосновать свой ответ. Например:

"Ранняя весна - это слезы зимы" и "Весна - это время года, следующее за зимой".

"Сирень - крупный садовый кустарник с лиловыми или белыми душистыми цветками" и "Сирень - это белые и лиловые кружевные облака цветов с удивительным тонким ароматом, скрывающие в себе какую-то неизведанную тайну".

Учитель также может предложить учащимся самим выбрать объекты риторических определений.

На следующих этапах обучения в зависимости от возраста учащихся объектами определений могут служить более сложные, абстрактные понятия. Причем, как показывает практика, на первом этапе создания определений абстрактных понятий оправдывает себя работа по аналогии. Задание: по аналогии с высказываниями известных личностей попробуйте определить для себя тишину, улыбку, любовь и т.д.

Прекрасные примеры творческих, подлинно риторических определений можно найти в сборниках афоризмов, высказываниях великих людей, например:

"Революция - это убеждение, подкрепляемое штыками" (Наполеон I).

"Власть - это плащ, который мы находим слишком широким на чужих плечах и слишком тесным на наших" (А. Декурсель).

"Счастье - это не станция назначения, а способ путешествия" (М. Ранбек).

"Мудрость - это ум, настоянный на совести" (Ф. Искандер).

Затем необходимо организовать работу над созданием собственных определений.

Необходимо стремиться к тому, чтобы ученики, создавая свои риторические определения, избегали давно "открытых", традиционных, определений, например: "Книга - источник знаний", "Стихи - хорошие друзья, помогающие жить". Для того чтобы сделать работу учеников более самостоятельной, целенаправленной, предотвратить создание неудачных определений, нужно формировать умение постепенного их развертывания, отбора и конкретизации ассоциаций, позволяющих характеризовать объект.

Для реализации этой цели может быть использован своеобразный алгоритм конструирования риторических определений. Представим работу, опираясь на алгоритм Л. И. Шрагиной в книге "Логика воображения"2.

Механизм конструирования риторических определений можно представить как ряд мыслительных операций.

1. а) Выбор объекта (основание риторического определения). б) Анализ объекта (выявляются и рассматриваются его существенные и несущественные признаки).

стр. 73


--------------------------------------------------------------------------------

2. Генерирование ассоциаций для поиска вспомогательного объекта. Именно вспомогательный объект пробуждает в сознании образно-ассоциативные комплексы. При этом по ассоциации появляются образы, из которых автор выбирает те, которые необходимы для раскрытия замысла. Для каждого признака записываются те ассоциации, которые он вызывает.

3. Синтез: создание образной аналогии. При этом осуществляется перебор вариантов сочетания признаков для создания художественного образа объекта.

Учащиеся должны научиться отбирать ассоциации и исключать случайные связи, ничего не дающие для раскрытия признаков понятия или уводящие в сторону. Например:

Объект - "Время".

Выделяем признаки объекта:

1) часы;

2) текучесть

Запишем ассоциации, возникающие по аналогии с каждым признаком объекта.

Ассоциации на первый признак: жизнь, стрелки, маятник.

Далее идет выбор и конкретизация (если это необходимо) найденных ассоциаций. Так, например, ассоциация стрелки конкретизируется следующим образом: стрелки нашей жизни. В результате возникает следующее риторическое определение: "Время - это стрелки нашей жизни, которые нельзя остановить или перевести".

С признаком "текучесть" связаны такие ассоциации: вода, река, поток, песок. Конкретизация: поток, река - речной поток с водоворотами проблем.

Возникает такой вариант образного определения: "Время - это речной поток с водоворотами проблем, иногда появляющихся на нашем пути".

Для лучшего восприятия принципов конструирования алгоритма риторического определения можно предложить уже готовое определение и организовать работу в обратном направлении - от определения к ассоциациям. "Книги - корабли мысли, странствующие по волнам времени и бережно несущие свой драгоценный груз от поколения к поколению" (Ф. Бэкон).

Книги ассоциируются с кораблями, потому что они живут вне времени, вернее, время для них - река, море с волнами. Поэтому книги плывут, как корабли.

Риторические определения могут использоваться при обучении различным школьным дисциплинам, поскольку усвоение понятий, содержание которых раскрывается в определениях, составляет основу обучения. Так, построение и усвоение определений - важнейшая составляющая урока русского языка. Риторические определения, умело используемые педагогом, помогают ученику представить и понять предметы и явления, выходящие за рамки его жизненного опыта и недоступные его воображению. Они помогают углублять и уточнять изучаемый материал, "открывать" в нем новые признаки.

Поэтому на следующем этапе работы учащимся предлагается найти определения лингвистических понятий в научно-популярной литературе. Например:

"Заголовок - окошко для взгляда вперед, в незнакомый текст". (Граник Г. Г.)

"Алфавит - надежный путеводитель в море слов словаря". (Граник Г. Г.)

Интересны риторические определения, представленные в форме стихотворений, например:

Глухие звуки - это непоседы, Они спокойно не желают жить, Они мечтают звонкого соседа, Во что бы то ни стало оглушить.

(Граник Г. Г.)

Следующий этап работы - создание собственных риторических определений на лингвистическую тему.

Например:

1. "Сказуемое".

Признаки объекта:

1) действие;

2) главный член предложения;

3) графическое обозначение "=" Ассоциации на первый признак: машины, полет, движение, жизнь, работа, энергия.

Риторические определения: 1) "Сказуемое - неиссякаемая энергия всего предложения"; 2) "Сказуемое - это ра-

стр. 74


--------------------------------------------------------------------------------

бота, пробуждающая к жизни всё предложение".

Ассоциации на второй признак: глава, начальник, столица, семья, страна. Конкретизация: глава, семья - глава семьи.

Риторическое определение: "Сказуемое - глава семьи, которому подчиняются ее члены".

Ассоциации на третий признак: рельсы, равенство, дорога.

Риторическое определение: "Сказуемое - это рельсы, по которым движется мысль в предложении".

2. "Суффикс".

Признаки объекта:

1) часть слова;

2) графическое отображение "^"

Ассоциации на первый признак: кусок, капля, дробь. Конкретизация: капля - пирамидальная капля.

Риторическое определение: "Суффикс - пирамидальная капля, которая красит воду слова".

Ассоциации на второй признак: шалаш, крыша, буква "л", незаконченный треугольник.

Риторическое определение: "Суффикс - крыша, закрывающая новую часть дома".

Представим некоторые определения, созданные учениками, например:

"Правила пунктуации - правила дорожного движения, которые соблюдаются всеми членами предложения".

"Многоточие - три огонька надежды в непроглядной темноте".

"Обстоятельство - это азбука Морзе, передающая сведения об условиях, времени, месте совершения каких-либо действий".

"Омонимы - братья-близнецы, находящие друг в друге свое внешнее зеркальное отображение, но с разным душевным содержанием".

"Междометие - это душа человека, вырвавшаяся на свет в облике слова".

"Античная литература - это красивая девушка в белой одежде с лирой в руке".

В качестве дополнительного материала при организации работы над риторическими определениями целесообразно предложить упражнения, которые направлены на развитие креативного мышления, развитие речи учащихся.

Упражнение "Учимся выражать мысли другими словами" направлено на то, чтобы научить школьников оперировать понятиями.

Ученику предлагается несложное определение понятия: "Зима - самый холодный сезон".

Учащиеся должны предложить несколько вариантов передачи этой же мысли, но использовать образные средства выражения. При этом ни одно из слов данного определения не должно использоваться в новых определениях. Очень важно следить, чтобы смысл высказывания не искажался.

Например: "Зима - снежная королева в кружевах и серебре", "Зима - это ночной сон природы"; "Зима - три месяца мороза"; "Зима - лето наоборот".

У учеников часто недостаточно развито умение осуществлять ту деятельность, которая ведет к выделению признаков объекта: наблюдение, рассматривание. Это отрицательно сказывается на любой умственной работе, в том числе и на создании риторических определений. Поэтому школьникам следует предложить упражнение "Поиск объектов по заданным признакам и ассоциациям".

Учащиеся перечисляют свойства, которыми может обладать тот или иной предмет.

Задание: назвать как можно больше предметов, обладающих теми же свойствами.

Таким перечислением свойств может быть какая-либо загадка. Например: "Не портной, а всю жизнь с иголками ходит". К этой загадке можно найти несколько вариантов ответов: еж, ель, кактус. "Зимой и летом одним цветом" (елка, дом, карандаш и т.д.); "Висит груша, нельзя скушать" (лампочка, елочное украшение, боксерская груша); "Сто одежек и все без застежек" (капуста, лук). Школьники могут сами придумать или подобрать подобные загадки.

Можно предложить перечень ассоциаций. По ним ученики пытаются назвать объекты, подходящие к ассоциациям, например: жара, свет, пепел, пекло, высокая температура. Тогда объек-

стр. 75


--------------------------------------------------------------------------------

тами могут быть: огонь, солнце, лето, лампочка. Или же ассоциации с лингвистическими понятиями, например: силки, рамки, замкнутость. Объекты: скобки, кавычки.

В школьном курсе русского языка очень многие определения неявны. К объектам таких определений вполне можно придумать риторические определения. Например, к терминам: пунктуационный знак, тире, скобки, кавычки, тон, шипящий звук, интонация, точка.

В результате получаются такие определения:

"Точка - гвоздь, забитый в предложение и не дающий предложению распасться".

"Вопросительный знак - любопытный старичок, сующий нос во все дела".

"Кавычки - пойманная в силки мысль, которая может разными путями ускользнуть от охотника".

В обыденной речи за каждым словом закреплено какое-то значение или, точнее, какой-то круг значений. В образной, метафорической речи слова употребляются в переносном смысле, т.е. получают новое значение, входят в новый контекст. Так создается новый мир, отличающийся от обыденного своими связями и характеристиками.

Заметим, что именно создание риторических определений лингвистических понятий может также являться начальным этапом работы над составлением лингвистических сказок.

Отметим, что все этапы практической работы необходимо сопровождать теоретическими сведениями. В зависимости от возрастных особенностей учащихся требуется привлекать внимание к значению таких слов, как признак, ассоциация, конкретизировать, метафора, метонимия, образный, алгоритм.


--------------------------------------------------------------------------------

1 Школьная риторика: 7 класс: Учебное пособие для общеобразоват. школы. В 2 ч. Ч. 1 / Под ред. Т. А. Ладыженской. - М., 1998. - С. 109 - 111.

2 См.: Шрагина Л. И. Логика воображения. - М., 2001.




Похожие публикации:



Цитирование документа:

Л. В. Хаймович, Работа над риторическими определениями в школе // Москва: Портал "О литературе", LITERARY.RU. Дата обновления: 12 марта 2008. URL: https://literary.ru/literary.ru/readme.php?subaction=showfull&id=1205322244&archive=1205324210 (дата обращения: 26.04.2024).

По ГОСТу РФ (ГОСТ 7.0.5—2008, "Библиографическая ссылка"):

Ваши комментарии