Примерное планирование на II четверть по русскому языку для VII класса на основе учебного комплекса В. В. Бабайцевой для школ и классов с углубленным изучением русского языка

ДАТА ПУБЛИКАЦИИ: 12 марта 2008
ИСТОЧНИК: http://portalus.ru (c)


© О. А. Сальникова

Уроки 46-47. Признаки глагола у причастия.

Повторяем изученное о причастии. Вопросы для беседы.

1) Что называют причастием? Каково общее грамматическое значение причастий?

2) Признаками каких частей речи обладает причастие?

3) Какие вы знаете морфемные признаки причастий?

4) Какова синтаксическая функция причастий?

5) Какие речевые качества характерны для причастий?

6) Какие признаки прилагательных есть у причастий?

7) Какие морфологические признаки глагола вы знаете? Записываем предложение.

Кто в детстве не осаждал старинные замки, не погибал на корабле с изодранными в клочья парусами у берегов Магелланова пролива или Новой Земли, не мчался в тачанке вместе с Чапаевым по зауральским степям, не искал сокровища, так ловко запрятанные Стивенсоном на таинственном

стр. 54


--------------------------------------------------------------------------------

острове, не слышал шума знамен в Бородинском бою или не помогал Маугли в непролазных дебрях Индостана?

(К. Паустовский)

Задания: найти прилагательные и причастия, обозначить морфемы; подчеркнуть прилагательные и причастия как члены предложения, указать их род, число, падеж; доказать частеречную принадлежность указанных слов; образовать от глаголов возможные формы причастий.

Последнее задание позволит установить связь между морфологическими признаками глагола и формами причастий, которые от них образуются, и перейти к изучению нового материала.

Упр. 823 - языковой материал, знакомящий учащихся с действительными и страдательными причастиями, а также признаками глагола у причастия.

Читаем пар. 161, составляем развернутый (тезисный) план.

Упр. 824 - отличия причастий действительного и страдательного залога.

(P) Упр. 825 - замена придаточных предложений причастными оборотами.

(P) Редактирование - упр. 828.

Обобщающие задания - упр. 826, 827 (устно).

(P) Подобрать к существительным причастия. Составить с полученными словосочетаниями текст на тему "Первый снег".

Земля, снежинки, свет, снег, небо, ветки

Д/з.: пар. 161, повт. пар. 160, упр. 829.

Уроки 48-49. Образование действительных причастий.

Начнем урок с образования действительных причастий настоящего и прошедшего, времени (упр. 830, 831). Делаем вывод о производящих основах. Сравниваем свои выводы с материалом учебника (пар. 162).

(P) Комплексный анализ текста (упр. 832), а также определение морфологических признаков причастий.

(P) Замена словосочетаний и придаточных предложений причастными оборотами (упр. 833 и 834).

Закрепление умения выделять причастные обороты запятыми. Записать предложения под диктовку, найти причастные обороты и определяемые слова, объяснить постановку знаков препинания.

1) Подобно островам, разбросанным по бесконечно разлившейся реке, обтекающей их глубоко прозрачными рукавами рр&ной синевы, они (облака] почти не трогаются с места... (И.С. Тургенев.) 2) Но уже склонились к темному краю земли многие звезды, еще недавно высоко стоявшие на небе... (И.С. Тургенев.) 3) Его обросшее волосами и изъеденное рябинами лицо и глаза, едва видные из-за густых, нависших бровей, имеют выражение угрюмой суровости. (А.П. Чехов.)

Д/з.:пар. 162. yпp. 835.

Уроки 50-51. Образование страдательных причастий.

Начнем урок с проверки домашнего задания (упр. 835) и повторения изученного об основах глагола. Вопросы:

1) Какие основы выделяют у глагола?

2) Как получить основу инфинитива? основу настоящего времени? основу прошедшего времени?

3) Какие глаголы имеют непрерывные основы? Какие- прерывистые?

4) От какой основы образуются причастия настоящего времени? прошедшего времени? С помощью каких суффиксов?

5) Как зависит правописание суффиксов действительных причастий настоящего времени от спряжения глагола?

Читаем пар. 163. Составляем опорную схе^у образования причастий.

Причастия
Время
Основа
Суффиксы

Действительные
Наст. вр.
Наст.ВР.
I спр. - ущ- / -ющ- II спр. - ащ -/ -ящ-

Действительные
Прош . "вр.
Инфинитива
-вш- / -ш-

Страдательные
Наст. вр.
Наст. вр.
I спр. - ом - / -ем- II спр. -им-

Страдательные
Прош . вр .
Инфинитива
-нн; -т--енн- (если основа на -и)


стр. 55


--------------------------------------------------------------------------------

Образование страдательных причастий - упр. 836, 837.

Нахождение страдательных причастий в тексте - упр. 838.

Образование причастий прошедшего времени - упр. 839, 840.

(P) Составление предложений с причастными оборотами. Используя любое предложение как первое, составить небольшой текст (упр. 841).

Д/з.: пар. 163, упр. 842.

Уроки 52-53. Пунктуация в предложениях с причастным оборотом.

Орфоэпическая работа в начале урока по домашнему заданию - упр. 842 (учащиеся расставляют ударения в словах, напечатанных на карточках).

Выполняем упр. 845. Можно провести словарный диктант по этому заданию.

(P) Составление текста по опорным словам (упр. 846).

Задания на составление причастных оборотов, разбор их по членам предложения и обособление (упр. 843, 844).

(P) Комплексный анализ текста (упр. 848) и подготовка к сочинению на лингвистическую тему. Предлагаем учащимся придумать своего героя и его историю. Обращаем внимание на то, что в сочинении должны содержаться научные" факты, а текст должен быть написан разговорным стилем.

В конце урока выполняем п. 4 упр. 848..,

Д/з.: пар. 163, упр. 847, составить план сочинения, подготовить материалы.

Урок 54. (P) Сочинение на лингвистическую тему в разговорном стиле.

Учащиеся пишут "Монолог..." от лица либо лингвистического понятия, либо какого-нибудь слова (причастия) в разговорном стиле.

Урок 55. (р) Анализ сочинений.

Урок 56. Гласные в причастиях перед -я- и -ян-.

Повторяем образование страдательных причастий и читаем правило (пар. 164). Выполняем по образцу упр. 849.

(P) Составление словосочетаний или предложений с причастиями (упр. 849).

Образование причастий от глаголов-исключений (упр. 850).

Подготовка к диктанту (упр. 851): объяснение орфограмм; в случае затруднений записываем глаголы, от которых образованы причастия, выделяем суффиксы. Проводим диктант со взаимопроверкой.

Д/з.: пар. 164, повт. пар. 129, упр. 852,

Уроки 57-58. Гласные в причастиях перед -я- и -яя- (закрепление).

Цель урока - научить различать прилагательные и страдательные причастия с омонимичными суффиксами и применять соответствующие правила.

Вспоминаем правила правописания суффиксов прилагательных и гласных в суффиксах страдательных причастий. Выполняем упр. 854, 856, после чего проводим диктант с самопроверкой по упр. 855.

Задание. Записать предложения. Объяснить правописание суффиксов прилагательных и причастий. Произвести морфологический разбор выделенных слов.

1) ...В Полтаве нет красавицы, Марии равной. Она свежа, как вешний цвет, взлелеянный в тени дубравной, (А.С. Пушкин.) 2) Длинные и черные, как уголь, волосы, неприбранные, растрепанные, лезли из-под темного, непрощенного на голову покрывала. (Н.В. Гоголь.) 3) Площадь обступали кругом небольшие каменные и глиняные, в один этаж, домы с видными в стенах деревянными сваями и столбами во всю их высоту, косвенно перекрещенные деревянными же брусьями... (Н.В. Гоголь.) 4) Андрий уже было хотел идти прямо в широкую дубовую дверь, украшенную гербом и множеством резных украшений, но татарка дернула его за рукав и указала маленькую дверь в боковой стене.

(Н.В. Гоголь.)

(P) Составить небольшой юмористический текст на тему "Стреляный воробей".

Д/з.: повт. пар. 164, упр. 853, 857 (устно).

Урок 59. Правописание - н- и - нн - в причастиях.

Начинаем урок со словарного диктанта по домашнему заданию упр. 857. Проверяем также упр. 853.

стр. 56


--------------------------------------------------------------------------------

Объяснение нового материала можно начать с рассмотрения таблицы (упр. 858). Самостоятельно сформулированное правило учащиеся сверяют с текстом учебника (пар. 165).

Выполняем упр. 859, 860.

Д/з.:пар. 165, упр. 861.

Уроки 60-61. Правописание - н - и - нн - в причастиях (закрепление).

В начале урока проверяем домашнее задание (упр. 861) и проговариваем правило (пар. 165).

(P) Комплексный анализ текста. (Текст необходимо распечатать для каждого ученика.)

Там, к западу, в сторону Вентспилса, за слоем мглы есть маленький рыбачий поселок, Обыкновенный рыбачий поселок с сетями, сохнущими на ветру, с низкими домами и низким дымом из труб, с черными моторками, вытащенными на песок, и доверчивыми собаками с косматой шерстью.

В поселке этом сотни лет живут латышские рыбаки. Поколения сменяют друг друга. Светловолосые девушки с застенчивыми глазами и певучим говором становятся обветренными, кряжистыми старухами, закутанными в тяжелые платки. Румяные юноши в щегольских кепках превращаются в щетинистых стариков с невозмутимыми глазами.

Но так же, как и сотни лет назад, рыбаки уходят в море за салакой. И так же, как и сотни лет назад, не все возвращаются обратно. Особенно осенью, когда Балтика свирепеет от штормов и кипит холодной пеной, как чертов котел.

Но что бы ни случилось, сколько бы раз ни пришлось стаскивать шапки, когда люди узнают о гибели своих же товарищей, все равно надо и дальше делать свое дело - опасное и тяжелое, завещанное дедами и отцами. Уступать морю нельзя. (159 слов)

(К. Паустовский)

* Определите тему и основную мысль текста. Найдите предложение, в котором сформулирована основная мысль. Укажите ключевые слова.

* Определите тип речи. Объясните деление текста на абзацы. Составьте план.

* Определите стиль речи. Найдите примеры олицетворений, эпитетов, сравнений.

* Прокомментируйте пунктуацию в предложениях с причастными оборотами. Составьте их схемы.

* Обозначьте суффиксы причастий. Определите время причастий.

* Объясните правописание - н - и -нн- в причастиях.

* Определите разряд прилагательных по значению.

Выполняем упр. 862, объясняем значение фразеологизмов.

В конце урока готовимся к диктанту (упр. 863) и проводим диктант со взаимопроверкой.

Д/з.: пар. 165, выписать из произведений художественной литературы 5-7 предложений с причастными оборотами, содержащими страдательные причастия с -н- и -нн- .

Урок 62. (P) Подробное изложение.

Предлагаемый текст довольно трудный, поэтому требует большой предварительной подготовки. Желательно, чтобы текст в напечатанном виде был у каждого ученика для работы с ним. Можно использовать два урока (один - на подготовку к изложению, второй - для написания текста). В таком случае анализ изложения можно будет провести в начале следующего урока, а работу над ошибками учащиеся выполнят дома.

Но самое замечательное в доме - были поющие двери. Как только наставало утро, пение дверей раздавалось по всему дому. Я не могу сказать, отчего они пели: перержавевшие ли петли были тому виною, или сам механик, делавший их, скрыл в них какой-нибудь секрет, - но замечательно то, что каждая дверь имела свой особенный голос: дверь, ведущая в спальню, пела самым тоненьким дискантом; дверь в столовую хрипела басом; но та, которая была в сенях, издавала какой- то странный дребезжащий и вместе стонущий звук, так что, вслушиваясь в него, очень ясно, наконец, слышалось: "Батюшки, я зябну!" Я знаю, что многим очень не нравится этот звук; но я его очень люблю, и если мне случится иногда здесь услышать скрып дверей, тогда мне вдруг так и запахнет деревнею, низенькой комнаткой, озаренной свечкой в старинном подсвечнике, ужином, уже стоящим на столе, майскою темною ночью, глядящею из сада, сквозь растворенное окно, на стол, уставленный приборами, соловьем, обдающим сад, дом и дальнюю реку своими раскатами, страхом и шорохом ветвей... и боже, какая длинная навевается мне тогда вереница воспоминаний!

(Н.В. Гоголь)

стр. 57


--------------------------------------------------------------------------------

* Определите тему и основную мысль текста. Укажите ключевые слова. Озаглавьте текст.

* Определите тип речи. Какие части речи характерны/для данного типа речи? Какова роль причастий в данном тексте?

* Определите стиль речи. Найдите в тексте метафоры, эпитеты.

* Какими средствами выражается отношение автора к описываемому?

* Вспомните правило постановки знаков препинания в предложениях с причастными оборотами. Приведите примеры из текста.

* Объясните написание - н - и - нн - в прилагательных и причастиях.

Урок 63. (P) Анализ изложений.

Урок 64. Краткие страдательные причастия.

Объяснение новой темы начинаем с анализа языкового материала (упр. 864). Делаем вывод о различиях полных и кратких причастий.

Комментируемое письмо - упр. 865.

Замена глаголов краткими причастиями - упр. 866.

(P) Орфоэпическая работа (упр. 867): правила произношения кратких причастий.

Д/з.: упр. 868.

Уроки 65-66. Краткие страдательные причастия (закрепление).

Повторяем правила правописания причастий (о - е после шипящих в суффиксах, гласные перед - н - и -нн-, правописание - н - и - нн -). Выполняем упр. 869, комментируем орфограммы в причастиях.

Различение функциональных омонимов на-о (упр. 870) - устно.

(P) Рассуждение на лингвистическую тему (обоснование своей точки зрения).

Образование кратких причастий, морфемный разбор - упр. 872.

Орфографический и морфологический разбор причастий - упр. 873.

(P) Замена придаточных предложений причастными оборотами, определение морфологических признаков причастий - упр.874.

(P) Комплексный анализ текста (упр. 875). Определение частей речи. Доказательство частеречной принадлежности прилагательных и причастий.

Д/з.: упр. 871.

Урок 67. Не с причастиями.

Формулируем правило с опорой на таблицу (упр. 876), записываем примеры, читаем правило в учебнике (пар. 166).

Готовимся к диктанту с самопроверкой (упр. 877), повторяем разряды и склонение местоимений.

Определение залога и времени причастий - упр. 878.

(P) Составление предложений по опорным словосочетаниям (упр. 879).

Д/з. :пар. 166. yпp. 881.

Уроки 68-69. Не с причастиями (закрепление).

В начале урока проверяем домашнее задание (упр. 881) и проговариваем правило (пар. 166).

Выполняем упр. 880.

Повторяем правила правописания суффиксов причастий (упр. 882).

(P) Сочинение-миниатюра по опорным словосочетаниям (упр. 882).

Закрепление правописания причастий (упр. 884, 885).

Не с причастиями на - мый (упр. 886).

Д/з.: пар. 166, упр. 887.

Урок 70. (P) Сочинение-описание.

Цель урока - активизировать употребление причастий в речи учащихся.

По своему усмотрению учитель может выбрать одно из заданий:

1) сочинение - портретное описание кого-либо из знакомых в момент выполнения какой-то работы. Например, "Бабушка вяжет", "Мама готовит", "Брат делает уроки", "Папа читает" и т.п.;

2) сочинение - описание родного города, села, улицы;

3) сочинение - описание по картине (портрет, пейзаж). Например, по картине К. Маковского "Дети, бегущие от грозы".

Обязательное требование - в текст сочинения должны быть включены причастия.

стр. 58


--------------------------------------------------------------------------------

Урок 71. (P) Анализ сочинений.

Урок 72. Переход причастий в другие части речи.

Вспоминаем случаи перехода слов из одной части речи в другую (прилагательных в существительные, прилагательных в наречия). В случае затруднения обращаемся к пар. 101 и пар. 145.

Читаем пар. 167, составляем тезисный план.

Выполняем упр. 888 (различение причастий и прилагательных), упр. 889 и 890.

(P) Подбираем синонимы к отпричастным прилагательным.

Д/з.: пар. 167, упр. 892.

Уроки 73-74. Переход причастий в другие части речи (закрепление).

Начинаем урок с фронтального опроса по пар. 167. Вопросы:

=> В какие части речи чаще всего переходят причастия?

=>Какие группы причастий перешли в прилагательные? Приведите примеры.

==> Как различаются причастия и отглагольные прилагательные?

=> Какие причастия чаще переходят в прилагательные?

==> Расскажите правило правописания - н - и -нн- в кратких прилагательных, кратких причастиях, отглагольных прилагательных и наречиях.

=> Приведите примеры перехода причастий в существительные.

=> Какую синтаксическую функцию выполняют отпричастные существительные?

=> Сохраняют ли отпричастные существительные свойства причастий? Какие?

Проводим диктант по домашнему заданию упр. 892.

Определяем части речи (упр. 891, 894, 895). Попутно проводим работу по развитию речи. (р) Употребление фразеологизмов в речи (упр. 891), рассуждение на лингвистическую тему, составление словосочетаний (упр. 894), составление предложений (упр. 895).

Различение отпричастных существительных и причастий (упр. 893, 896), обозначение морфем, определение синтаксической функции.

Обобщающее задание. Составить предложения со словами на -о так, чтобы это были краткие прилагательные, краткие причастия и наречия. Указать части речи, подчеркнуть их как члены предложения.



Взволнован(н)о, избалован(н)о, организован(н)о, образован(н)о, рассеян(н)о.

Д/з.: пар. 167, упр. 897.

Урок 75. (P) Изложение.

По данному тексту можно провести сжатое изложение. Текст должен быть у каждого ученика.

Я ехал в Москву в переполненном жестком вагоне.

Ночью я вышел покурить в тамбур, опустил окно и высунулся наружу.

Поезд несся по насыпи сквозь облетевшие леса. Их почти не было видно. Они больше угадывались по звуку - по тому торопливому эху, которое рождал в их чащах грохот колес. Воздух, будто остуженный на зернистом снегу, дул в лицо запахом подмерзшей листвы.

А над лесами мчалось, не отставая от поезда, дымясь от нестерпимо ярких звезд, осеннее полуночное небо. Коротко гремели мосты. Несмотря на быстрый ход поезда, можно было заметить под ними мгновенные отблески звезд в темной - не то болотной, не то речной - воде.

Поезд грохотал, гремел, в пару, в дыму. Пылали, догорая, свечи в дребезжащих фонарях. За окнами пролетали по траектории багровые искры. Паровоз ликующе кричал, опьяненный собственным стремительным ходом.

Я был уверен, что поезд мчит меня к счастью. Замысел новой книги уже роился у меня в голове. Я верил в то, что напишу ее.

Я пел, высунувшись из окна, какие-то бессвязные слова о ночи, о том, что нет на свете милее края, чем Россия. Ветер щекотал лицо, как распустившиеся душистые девичьи косы. Мне хотелось целовать эти косы, этот ветер, эту холодную родниковую землю. Но я не мог этого сделать и только бессвязно пел, как одержимый, и удивлялся красоте неба на востоке, где проступала очень слабая, очень нежная синева.

Я удивлялся прелести неба на востоке, его чистому, слабому сиянию, пока не сообразил, что это занимается новая заря.

Все, что я видел за окном, и весь тот хаос радости, что бился в груди, соединились непонятным для меня образом в решении - писать, писать и писать!

(К. Паустовский)

стр. 59


--------------------------------------------------------------------------------

* Определите тему и основную мысль текста. Укажите ключевые слова. Озаглавьте текст.

* Определите тип речи. Выделите фрагменты описания, повествования. Какие части речи преобладают? На сколько смысловых частей делится текст? Соответствует ли этому деление на абзацы? Составьте план.

* Определите стиль речи. Какими средствами передает автор свое состояние? Как можно назвать его чувства? Найдите примеры изобразительно-выразительных средств языка.

* Объясните орфограммы в причастиях.

Урок 76. (P) Анализ изложений.

Уроки 77-78. Обобщающий урок по теме "Причастие".

Урок можно провести в форме зачета. Класс делится на группы. Пока одна группа (не более 10 человек) сдает зачет, остальные работают самостоятельно по заданию учителя. Потом группы меняются. Каждому ученику предлагаются теоретический вопрос и карточка с заданием. Теорию ученик готовит устно, задания на карточке выполняются письменно.

Примерные вопросы:

1) Причастие как часть речи. Речевые качества причастий.

2) Признаки прилагательного у причастий.

3) Признаки глагола у причастий.

4) Образование действительных причастий.

5) Образование страдательных причастий.

6) Правописание гласных в суффиксах причастий.

7) Правописание - н - и - нн - в причастиях.

8) Правописание не с причастиями.

9) Переход причастий в прилагательные.

10) Переход причастий в существительные.

Пример карточки.

Спишите предложения. Вставьте пропущенные буквы, расставьте недостающие знаки препинания.

1. Комната Пульхерии Ивановны была вся ус- тавле...а 3 сундуками, ящиками, ящичками и сундуч...ками. 2. Стулья в комнате были деревя...ые, массивные, какими обыкнове...о отличается старина; они были все с высокими выточ...(н,нн)ыми 2 спинками, в натуральном виде, без всякого лака и краски... 3. За час до обеда Афанасий Иванович закусывал снов.. выпивал чарку водки заедал грибками разными суш...ыми рыбками и прочим. 4. Избы почти совсем лежавш... на земле разв...лились .вовсе. (Н.В. Гоголь.)

Произведите разборы выделенных слов. Выпишите прилагательные (в т.ч. отглагольные) в 2 столбика. Укажите непостоянные морфологические признаки причастий.

Урок 79. Контрольный диктант с дополнительными заданиями.

Диктант

В ту ночь никто на корабле не спал.

И вот наконец в блеске утренней зари от одного края моря до другого открылась страна, сияющая разноцветными стенами гор. Прозрачные реки низвергались с этих гор в океан. Над зеленью лесов летали стаи веселых птиц. Листва была так густа, что птицы не могли проникнуть внутрь леса и потому кружились над его вершинами.

Блаженный запах цветов и плодов долетел с берега. Казалось, что каждый глоток этого запаха вливает, в грудь бессмертие.

Взошло солнце, и страна, окруженная пеленой водяной пыли от водопадов, вдруг вспыхнула всеми красками, какие дарит солнечный свет, когда он преломляется в граненых хрустальных сосудах.

Страна блистала, как алмазный пояс, забытый на краю моря девственной богиней неба и света.

Так, говорят, была открыта страна, названная впоследствии Флоридой. (124 слова)

(К. Паустовский)

Дополнительные задания.

1. Морфологический разбор.

I вариант - названная;

II вариант - окруженная.

2. Морфемный разбор.

I вариант - забытый;

II вариант - открыта.

3. Обозначить суффиксы причастий и прилагательных.

4. Выписать отлагательное прилагательное. Подобрать однокоренное причастие. Обосновать принадлежность слов к разным частям речи.

Урок 80. Анализ контрольного диктанта.

Примечание. Как можно использовать рабочую тетрадь, входящую в комплекс В.В. Бабайцевой, см. в предыдущем номере.

стр. 60


Похожие публикации:



Цитирование документа:

О. А. Сальникова, Примерное планирование на II четверть по русскому языку для VII класса на основе учебного комплекса В. В. Бабайцевой для школ и классов с углубленным изучением русского языка // Москва: Портал "О литературе", LITERARY.RU. Дата обновления: 12 марта 2008. URL: https://literary.ru/literary.ru/readme.php?subaction=showfull&id=1205320803&archive=1205324210 (дата обращения: 26.04.2024).

По ГОСТу РФ (ГОСТ 7.0.5—2008, "Библиографическая ссылка"):

Ваши комментарии