VII класс Тематическое планирование уроков по литературе. Н. С. Лесков. "Человек на часах (1839)"

ДАТА ПУБЛИКАЦИИ: 12 марта 2008
ИСТОЧНИК: http://portalus.ru (c)


© О. М. Хренова

Цель изучения темы. Привлечь внимание школьников к проблеме нравственного выбора "в борьбе между служебным долгом и состраданием". Проследить, как решает ее для себя каждый персонаж рассказа, обратившись к прямым авторским характеристикам героев, изображению их переживаний, самораскрытию позиций в диалогах. Вскрыть интерес автора к мотивам поведения каждого героя. Показать, что они обусловлены не только личностными особенностями, но и реалиями отраженного в рассказе времени, общественно- историческим укладом николаевской эпохи, "духом времени", который обличает автор, что наряду с персонажами - реальными участниками событий и делает рассказ историческим. Обратить внимание на приемы создания то сочувственного, то ироничного тона повествования: многозначительные эпитеты, несобственно-прямую речь, т.е. фрагменты своеобразных по лексике и синтаксису дословных высказываний героев, включенных в речь рассказчика.

Урок первый. "...отчасти придворный, отчасти исторический анекдот... любопытной... эпохи".

Лесков-рассказчик. Темы, герои, язык его произведений. Чтение учащимися вслух вступительной статьи о писателе прерывается вопросами и комментариями учителя: Какие рассказы Лескова читали? Какие экранизации его произведений видели? Что показалось в них интересным? По ходу чтения учитель демонстрирует иллюстрированные издания рассказов Н.С. Лескова для подростков, например "Левшу" с иллюстрациями Кукрыниксов, сборник рассказов с иллюстрациями Т. Шишмаревой. В завершение внимание учащихся обращается на раздел "Приглашаем в библиотеку", где рекомендуются рассказы Лескова для самостоятельного чтения. Предлагается отсроченное домашнее задание к уроку внеклассного чтения: прочитать рассказы и выбрать один из них для урока внеклассного чтения; письменно обосновать свой выбор.

Беседа о теме урока, о читательских ожиданиях школьников перед чтением рассказа. Объяснение в данном контексте слов придворный, исторический, анекдот.

Чтение вслух учащимися статьи "К истории создания рассказа "Человек на часах (1839 г.)" может прерываться и дополняться рассказом или чтением учителя, например из книги де Кюстина: "Движения людей, которые мне встречались, казались угловатыми и стесненными; каждый жест их выражал волю, но не данного человека, а того, по чьему поручению он шел. Утренние часы - это время выполнения всякого рода поручений господ и начальников. Никто, казалось, не шел по доброй воле, и вид этого подневольного уличного движения наводил меня на грустные размышления... Иногда встречаешь на улице то несущегося в галоп на верховом коне офицера, спешащего передать приказ какому-либо командиру. То фельдъегеря, мчащегося в тележке с приказом какому-нибудь губернатору, быть может, в другой конец государства. То солдат, возвращающихся с учения в казармы, чтобы вновь отправиться с дальнейшими приказами своего капитана. Везде и всюду лишь младшие чины, выполняющие приказы старших. Это население, состоящее из автоматов, напоминает шахматные фигуры, которые приводит в движение один лишь человек, имея своим незримым противником все человечество. Офицеры, кучера, казаки, крепостные, придворные - все это слуги различных степеней одного и того же господина, слепо повинующиеся его воле, это шедевр дисциплины. Здесь можно двигаться, можно дышать не иначе как с царского разрешения или приказания. Оттого здесь все так мрачно, подавлено. И мертвое молчание убивает всякую жизнь. Кажется, что тень смерти нависла над всей этой частью земного шара".

Учитель читает рассказ "Человек на часах".

Задание на дом. 1) Дочитать рассказ. 2) Прочитать статью "Зачем читателю нужны знания по истории" и ответить на вопросы к ней.

стр. 28


--------------------------------------------------------------------------------

Урок второй. "Ложь во спасение"

Беседа о проблематике рассказа. Композиция рассказа подчинена его событийной линии. Короткие, насыщенные действием и диалогами главы подчеркивают значимость происшествия, о котором повествуется во всех подробностях, отражают стремительное развитие событий во времени: главы 2-12 - от 2 часов ночи до 5 утра; главы 13-15 - час пополудни следующего дня и на четвертый день; главы 16-17 - отголоски происшествия спустя некоторое время. В анализе событий, участия в них персонажей - ключ к пониманию проблематики рассказа. Запись на доске:

"Событие... трогательно и ужасно"

"Солдат бросил будку и спас человека?"

"Подыскать если не оправдание, то хотя извинение такому поступку, как оставление часовым своего поста" или "скрыть все дело от государя"?

"...В борьбе между служебным долгом и состраданием"

"Посему надлежит заключить, что в сем деле не все и не везде излагалось с полною истиною?"

Задание: каким персонажам принадлежат приведенные фразы? Какие из них вы отнесете к рассказчику? Какую вы выбрали бы в качестве темы урока? Почему? В ходе беседы намечаются важные для осмысления рассказа проблемы: почему правдивому освещению событий все предпочли ложь? Как разрешают для себя персонажи конфликт между чувством сострадания, долгом человеколюбия (солдат Постников - к утопающему, остальные - капитан Миллер, подполковник Свиньин, генерал Кокошкин, владыка - к Постникову) и служебным долгом в бюрократическом государстве? Как оценивает позицию и поведение каждого героя автор- рассказчик? Как оценивают их читатели-учащиеся?

На данном уроке в центре внимания проблема "лжи во спасение" - текстуальный анализ рассказа по заданиям 1 - 6. В ходе разбора учащиеся пересказывают отдельные фрагменты рассказа, устанавливают причинно-следственную связь событий, называют участников события, мотивируют и оценивают их поступки. Домысливают иной ход событий, если бы государю открылась вся правда о случившемся, подкрепляя свои размышления текстом.

Осмысливают значение рассказанной истории для понимания "духа времени" николаевской эпохи. "Ложь во спасение" - чье спасение? Ее можно объяснить, но можно ли оправдать? Кому не ставит и кому ставит в вину эту ложь автор? - проблема для размышления дома.

Задания на дом (индивидуальные или по группам). Каждый анализирует и оценивает поведение и поступки одного из персонажей рассказа в готовится выразительно читать его реплики в диалогах: солдата Постникова, капитана Миллера, офицера инвалидной команды, подполковника Свиньина, обер-полицеймейстера генерала Кокошкина, владыки митрополита. Напомним учащимся, что под поведением персонажа понимается воплощение его внутренней жизни в жестах, мимике, позах, манере говорить, интонации. В ходе анализа выполняются задания 8, 9, 10 хрестоматии (ч. 1, с. 184) применительно к конкретному герою произведения.

Урок третий. "В сем справедливость от вас нимало не пострадала".

Роль происшествия в раскрытии характеров и жизненной позиции персонажей. Рассказы учащихся о названных выше персонажах по вопросам домашнего задания. Дополнения класса. Выразительное чтение значимых фрагментов текста в подтверждение своих рассуждений и чтение диалогов по лицам.

Постников - лесковский герой-праведник. Его доброта, бескорыстие, способность сострадать, совестливость как выражение лучших черт русского народа, терпение и смирение (гл. 4, 5, 8, 15). Вопрос учителя:

- Как показаны в рассказе "святой порыв любви и не менее святое терпение героя"?

Вопросы к размышлениям о капитане Миллере (гл. 2, 3, 6, 13):

- Как в поступках и поведении Миллера отразилось его "гуманитарное" направление?

- Почему "мягкосердечный" Миллер "в точности" исполнил жестокий приказ?

- Прав ли был Миллер, приняв участие в "заговоре молчания"?

Об офицере инвалидной команды (гл. 5, 12, 13):

стр. 29


--------------------------------------------------------------------------------

- Какую роль - положительную или отрицательную - сыграл этот персонаж в рассказанной истории?

- Какие отрицательные качества он проявил?

- Каково истинное отношение участников истории к поступку офицера (подтвердить текстом) и какова его официальная оценка? Одобряете ли вы ее?

О подполковнике Свиньине (гл. 7, 8, 9, 10, 13, 14, 15):

- Как вы думаете, почему поступкам и переживаниям этого персонажа в рассказе отводится наибольшее количество глав?

- Как в речи и поступках подполковника подтверждается его репутация "службиста"?

- Можно ли считать его бездушным и жестоким человеком (подтвердить текстом)?

- Почему по своей инициативе он отдал приказ произвести сечение "как можно строже"?

О генерале Кокошкине (гл. 9, 10, 11, 12, 13):

- Как в реакциях на услышанное (см. авторские ремарки к репликам и поведению героя) и в диалогах с причастными к происшествию проявились выдержка и "удивительный многосторонний такт" оберполицеймейстера?

- Угрожала ли эта история чем-то ему лично?

- Какое отношение у вас вызывает к себе Кокошкин? Одобряете или осуждаете вы его позицию?

О митрополите (гл. 16, 17);

- Можно ли и митрополита причислить к участникам этой истории?

- Какие слова находит автор, чтобы передать ханжество, двуличность, лицемерие владыки?

- Какие слова владыки говорят о том, что и он готов прикрыть ложь? Что заставляет его это делать?

Итоговая беседа об идейном смысле рассказа по заданиям 6, 7, 11 на с. 184 и дополнительным:

- Кому принадлежат слова, взятые как тема урока? Дайте свою развернутую оценку этому утверждению: можно ли отнести его к какому-то участнику описанного происшествия?

- "Развязка дела так оригинальна, что подобное ей даже едва ли возможно где-нибудь, кроме России" - что хотел подчеркнуть автор этими словами?

Задание на дом. Учащиеся готовятся к уроку внеклассного чтения по заданию, предложенному на первом уроке.

Урок четвертый - внеклассного чтения. "Читая его книги, лучше чувствуешь Русь со всем ее дурным и хорошим..."

М. Горький

На уроке учащиеся знакомятся с двумя-тремя рассказами Н.С. Лескова. Учитель заранее выясняет, каким рассказам отдано предпочтение, и намечает группы учащихся, представляющих тот или иной из них. Рекомендует доступные литературоведческие статьи, которые помогут представить рассказ в классе, например предисловие "Сказ о русском народе" М. Горячкиной к "Левше", изданном в "Детской литературе", послесловие В. Троицкого "Н.С. Лесков и его рассказ "Тупейный художник" в книге того же издательства и другие. Примерный план представления рассказа:

1. Чем привлек этот рассказ? Чем он может заинтересовать одноклассников?

2. Что узнал о его предыстории, прототипах, художественных особенностях (например, о языке или об особенностях как "святочного рассказа", если речь идет о "Звере")?

3. Пересказ, передающий стилистические особенности повествования, отношение к героям рассказа, с выразительным чтением коротких ярких фрагментов.

4. В чем видишь основной смысл рассказа?

Ответы дополняются, выступающим задают вопросы. Комментируя слова Горького о произведениях Лескова (см. тему урока), школьники самостоятельно обобщают свои представления о характерах лесковских персонажей, об изображении писателем николаевской России.

стр. 30

Похожие публикации:



Цитирование документа:

О. М. Хренова, VII класс Тематическое планирование уроков по литературе. Н. С. Лесков. "Человек на часах (1839)" // Москва: Портал "О литературе", LITERARY.RU. Дата обновления: 12 марта 2008. URL: https://literary.ru/literary.ru/readme.php?subaction=showfull&id=1205317441&archive=1205324210 (дата обращения: 26.04.2024).

По ГОСТу РФ (ГОСТ 7.0.5—2008, "Библиографическая ссылка"):

Ваши комментарии