ОБ ОСОБЕННОСТЯХ ЖАНРА "СОЧИНЕНИЕ ПО ПРОЧИТАННОМУ ТЕКСТУ"

ДАТА ПУБЛИКАЦИИ: 05 марта 2008
ИСТОЧНИК: http://portalus.ru (c)


© В. В. ТАРТЫНСКИХ

Перед выпускниками школы, сдающими Единый государственный экзамен по русскому языку, ставится конкретная задача: выявить проблемы, которые поднимает автор текста, отметить и объяснить роль не менее двух наиболее характерных для прочитанного текста средств выразительности.

Из опыта работы в качестве эксперта экзаменационной комиссии по проверке сочинений ЕГЭ мы выявили, что на каждом этапе учебной деятельности перед выпускником стоит своя задача. Так, работа над сочинением начинается уже при первом знакомстве с текстом. На этом этапе задача учащегося заключается в том, чтобы, во-первых, составить общее представление о теме, определить последовательность событий, описаний и рассуждений. Читая текст вторично, необходимо обратить внимание на синтаксические конструкции, начинающие важнейшие смысловые части текста. Далее необходимо не только воспроизвести логику (а не пересказать содержание, как это часто бывает) и композицию предложенного текста, но и сохранить присущие ему приемы отбора языкового материала. Ведь при оценке работы учитываются и полнота рассуждений, и сохранение особенностей предложенного текста, и правильность изложения, и логичность, и ясность речи, а также отсутствие орфографических, пунктуационных, грамматических и речевых ошибок. На последнем этапе необходимо помнить о том, что относительно завершенные по смыслу части сочинения нужно начинать с красной строки, так как нарушения в смысловом членении текста экзаменаторы рассматривают как логическую ошибку.

Представляется необходимым еще раз поговорить о речевых ошибках и недочетах, потому что это влияет на качество оценки работы. Непонимание значения слова или употребление его в несвойственном значении (например, в предложении "И обратно он начал говорить..."); неправильное употребление местоимений (в предложении "Наденька встретилась с любовью, и она спасла героя".); нарушение видовременной соотнесенности глагольных форм ("Когда он пришел, изменяется все".) - все это примеры речевых ошибок. Думаем, что нарушения, о которых речь пойдет ниже, молено отнести к речевым недочетам, так как они отражают явления современного языка: смешение лексики разных эпох, стилистическую невыразительность, свойственную многим выпускникам. К таким речевым недочетам, по нашему мнению, можно отнести неоправданные повторы ("шел - зашел - пришел"); нарушение порядка слов ("вдруг я увидел в новых джинсах молодых людей"). Грамматические ошибки наиболее частотны в управлении, согласовании, в построении предложений с причастными и деепричастными оборотами. Допускаются ошибки в построении предложений с однородными членами ("...учит любить и многим качествам..."). Часты ошибки в нарушении границ предложения (так называемая парцелляция), причем число таких ошибок увеличивается с каждым годом ("Когда он остановился и огляделся. Было уже за полночь...").

Однако самой большой проблемой, по нашему мнению, оказывается логичность изложения. Недостаточно развито у выпускников умение последовательно рассуждать о проблеме, многие работы отличаются бедностью словаря.

В работе не должно быть резких переходов от одной мысли к другой. Предложенный справочный материал и фразеология жанра "Сочинение по прочитанному тексту", на наш взгляд, поможет выпускнику в работе. Каждая часть работы сопровождается вполне определенным клише:

стр. 35


--------------------------------------------------------------------------------

1. Какие проблемы поднимает автор?

...посвящен проблемам ..., ... задумывается над вопросом..., ...на первый план выдвигается мысль о ..., ...в центре внимания автора находятся...

2. Разделяете ли вы позицию автора?

...эти слова хорошо объясняют позицию автора..., ...произведение призвано хотя бы в некоторой степени помочь читателю..., ...текст многое объясняет..., ...автор приглашает к разговору.......это интересное и нужное произведение..., ... герои разоблачены высоким судом художника.......интересно, что автор..., ... может быть, особенно сильное впечатление связано с ...

3. Как вы аргументируете свою позицию?

... знакомясь с..., ...вспомним еще раз..., ...все сказанное позволяет сделать вывод..., ...приведу пример другого рода..., ...перефразируя слова писателя, можно сказать, что .......приведенные примеры не исчерпывают всей темы, но их достаточно, чтобы сделать важные выводы..., ...мне запомнился случай..., ...возникает, однако, вопрос.......позволяю себе сделать небольшое отступление..., ...представим себе, как..., ...чтобы прояснить свою мысль, приведу пример...

Особенно внимательно следует отнестись к синонимам, их использование обогащает стиль. Не надо повторять фамилию писателя в каждом предложении, желательно найти возможные варианты синонимической замены, например: "автор", "писатель", "прозаик", "создатель" и т. д.

Конечно, нет возможности перечислить все допускаемые выпускниками ошибки, но хочется подчеркнуть значимость дополнительной языковой подготовки к этому жанру сочинения.

стр. 36


Похожие публикации:



Цитирование документа:

В. В. ТАРТЫНСКИХ, ОБ ОСОБЕННОСТЯХ ЖАНРА "СОЧИНЕНИЕ ПО ПРОЧИТАННОМУ ТЕКСТУ" // Москва: Портал "О литературе", LITERARY.RU. Дата обновления: 05 марта 2008. URL: https://literary.ru/literary.ru/readme.php?subaction=showfull&id=1204719559&archive=1205324210 (дата обращения: 26.04.2024).

По ГОСТу РФ (ГОСТ 7.0.5—2008, "Библиографическая ссылка"):

Ваши комментарии