Планомерная и методически продуманная работа по расширению словарного запаса учащихся - одна из важнейших задач преподавания русского языка как неродного. Успешному решению этой задачи способствует системная подача лексики (синонимы, антонимы, омонимы и т.д.).
Антонимы - это слова одной и той же части речи с противоположным лексическим значением: конец - начало, веселый - грустный, хорошо - плохо, любить - ненавидеть 1 . Они обычно противопоставляются по какому-либо признаку; день и ночь - по времени, легкий и тяжелый - по весу, здесь и там - по положению в пространстве, горький и сладкий - по вкусу и т.д. Многозначное слово в разных своих значениях может иметь разные антонимы. Так антонимом слова легкий в значении "незначительный по весу" является прилагательное тяжелый, а в значении "простой для усвоения" - трудный.
Антонимы широко используются в художественной и публицистической литературе как изобразительное и выразительное средство. В одном случае они конструктивно организуют текст, в другом - контрастно оттеняют характеры героев произведений, в третьем - выступают в уточняющей функции. Например, антонимы, выражающие координационные понятия ( снаружи - внутри, направо - налево, сперва - потом ) , служат для выражения пространственных или временных отношений в тексте. Таковы, в частности, экспозиция и концовка рассказа А.П. Чехова "Человек в футляре":
"Не спали. Иван Иванович, высокий худощавый старик с длинными усами, сидел снаружи у входа и курил трубку; его освещала луна. Буркин лежал внутри на сене, и его не было видно в потемках" (здесь и далее курсив мой. - Б.М. ) . И далее: "Была уже полночь. Направо видно было все село, длинная улица тянулась далеко, верст на пять. Все было погружено в тихий, глубокий сон; ни движения, ни звука, даже не верится, что в природе может быть так тихо... Налево с края села начиналось поле; оно было видно далеко, до горизонта, и во всю ширь этого поля, залитого лунным светом, тоже ни движения, ни звука".
В поэме А. Твардовского "Василий Теркин" антонимы со значением местоположения подчеркивают масштабность и драматизм батальных сцен:
Фронт налево, фронт направо
И в февральской вьюжной мгле
Страшный бой идет, кровавый,
Смертный бой не ради славы,
Ради жизни на земле.
Антонимы с временным значением оттеняют последовательность событий. Например, И.С. Тургенев в повести "Муму" пишет о Герасиме: "Он вошел в свою каморку, уложил спасенного щенка на кровати, прикрыл его своим тяжелым армяком, сбегал сперва в конюшню за соломой, потом в кухню за чашечкой молока". Антонимы с временным значением могут также употребляться и для характеристики условий жизни персонажей произведений, раскрытия их внутреннего мира. Вспомним хотя бы необычайно выразительный портрет барыни из той же повести: "... она выезжала редко и уединенно доживала последние годы своей скупой и скучающей старости. День ее, нерадостный и ненастный, давно прошел; но и вечер ее был чернее ночи".
Антонимы, выражающие качественную противоположность понятий, используются для контрастной характеристики персона-
--------------------------------------------------------------------------------
1 В противоположных значениях могут употребляться слова разных частей речи. Такая антонимия, когда противопоставляются слова разных частей речи, называется межчастеречной. Подробнее об антонимах см.: Новиков Л.А. Антонимия в русском языке (семантический анализ противоположности в лексике). - М., 1973; Львов М. Р. Словарь антонимов в русском языке. - М., 1978; Львов М. Р. Школьный словарь антонимов русского языка. - М., 1980.
стр. 69
--------------------------------------------------------------------------------
жей, их душевных переживаний. Героиня романа Тургенева "Накануне" Елена Стахова пишет в своем дневнике о своих душевных переживаниях: "...я одна, все одна, со всем моим добром, со всем моим злом. Некому протянуть руку. Кто подходит ко мне, того не надобно; а кого бы хотела ... тот идет мимо". С помощью антонимов Тургенев передает ее тревожное настроение накануне объяснения в любви с Инсаровым: "Медленно прошел этот день для Елены; еще медлительнее протянулась долгая, долгая ночь. Елена то сидела на кровати, обняв колени руками и положив на них голову, то подходила к окну, прикладывалась горячим лбом к холодному стеклу и думала, думала, до изнурения думала все одни и те же думы".
В функции уточнения антонимы выступают в следующем отрывке из поэмы Н.В. Гоголя "Мертвые души": "Другой род мужчин составляли толстые или же такие, как Чичиков, то есть не так чтобы толстые, однако же и не тонкие..."
На антонимах нередко строятся названия произведений: "Война и мир" Л. Толстого, "Тонкий и толстый" А. Чехова, "Живые и мертвые" К. Симонова, "Что такое хорошо и что такое плохо" В. Маяковского. Выразительность пословиц и поговорок, крылатых слов также часто определяется антонимией: " Ученье - свет, а неученье - тьма"; "Мягко стелет - жестко спать"; "Видеть легко, трудно предвидеть" (Дж. Франклин).
На основе антонимов создается антитеза (противопоставление) - средство характеристики действующих лиц, предметов, явлений: "Мне грустно потому, что весело тебе" (М. Лермонтов), "Черный вечер. Белый снег" (А. Блок).
Ознакомление учащихся с экспрессивной функцией антонимов - задача продвинутого этапа обучения, когда уже накоплен достаточный запас слов. Прежде всего выполняются упражнения аналитического характера, чтобы показать учащимся, как с помощью антонимов достигается яркость и четкость высказывания, например:
I. Подберите к данным фразеологизмам антонимические словосочетания. Образец: спустя рукава - засучив рукава.
1. Важная птица. 2. Заваривать (заварить) кашу. 3. <Жить> как кошка с собакой. 4. Поджимать хвост. 5. Из другого теста <испечены>. 6. Кот наплакал.
Ключи. 1. Мелкая сошка. 2. Расхлебывать кашу. 3. <Жить> душа в душу. 4. Задирать нос. 5. Из одного теста <испечены>. 6. Хоть пруд пруди, хоть отбавляй.
II. Найдите антонимы в данных пословицах и поговорках.
1. Маленькое дело лучше большого безделья. 2. Утро вечера мудренее. 3, По одежке встречают - по уму провожают. 4. Не откладывай на завтра то, что можно сделать сегодня. 5. Готовь сани с весны, а колеса с осени. 6. Родная сторона - мать, чужая - мачеха. 7, Не отведав горького, не узнаешь и сладкого. 8. С чем пришел, с тем и ушел. 9. Наперед не узнаешь, где найдешь, где потеряешь. 10. Зимой и летом одним цветом.
III. Найдите антонимы в крылатых словах. Обратите внимание на то, что выразительность высказывания во многом определяется наличием в нем слов-антонимов.
1. Без пользы жизнь - безвременная смерть (И. Гете). 2. Для хороших актеров нет плохих ролей (Ф. Шиллер). 3. Кто не знает чужих языков, не имеет понятия и о своем (Гете). 4. Трусливый друг страшнее врага, ибо врага опасаешься, а на друга надеешься (Л.Н. Толстой). 5. Если заводишь новых друзей, не забывай о старых (Эразм Роттердамский). 6. Кто не идет вперед, тот идет назад: стоячего положения нет (В.Г. Белинский).
7. Мир - добродетель цивилизации, война - ее преступление (В. Гюго). 8. Нет ничего глупее желания всегда быть умнее всех (Ф. Ларошфуко).
IV. Найдите антонимы в цитатах из произведений Гоголя.
1. Молодые, слушайте во всем старых! ("Тарас Бульба".) 2. Слуги бегали впопыхах взад и вперед ("Вий"). 3. Чудный город Миргород! Каких в нем нет строений! И под соломенною, и под очеретяною, даже под деревянною крышею; направо улица, налево улица, везде прекрасный плетень... ("Повесть о том, как поссорился..,".) 4. Но вот что странно: что Антон Прокофьевич имеет обыкновение суконное платье носить летом, а нанковое зимою (там же). 5. Вереница дам, говорливых и молчаливых, тощих и толстых, потянулась вперед, и длинный стол зарябел всеми цветами (там же). 6. Но Иван Яковлевич был ни жив ни мертв ("Нос"). 7. "Мое почтение" - сказал седой чиновник, поднявши на минуту глаза
стр. 70
--------------------------------------------------------------------------------
и опустивши их снова на разложенные кучи денег ("Нос"). 8, Ковалев не заметил даже лица его и в глубокой бесчувственности видел только выглядывавшие из рукавов его черного фрака рукавички белой и чистой, как снег, рубашки ("Нос"). 9. В полиции сделано было распоряжение поймать мертвеца во что бы то ни стало, живого или мертвого, и наказать его, в пример другим, жесточайшим образом, а в том едва было даже не успели ("Шинель").
V. Найдите антонимы в цитатах из произведений Салтыкова-Щедрина.
1. В низших классах учили повиноваться, в высших - повелевать ("За рубежом"). 2, Руки выворочены, левая представляется устремленною, с выдавшимися указательным и третьим пальцами; правая - согнута в локте и как бы нечто держит в стиснутом кулаке (там же). 3. Общество погрузилось с некоторых пор в такую смуту, что и само не разберет, пьяно оно или трезво (там же). 4. Ни начала, ни конца у этих афоризмов уследить невозможно... (Там же.) 5. Всегда были теоретики и практики, и всегда шел между ними спор, как пристойнее жизнь прожить (там же), 6. Люди сновали взад и вперед осторожно и озираясь, точно шли воровать ("Сказки"). 7. Пробьет этот желанный час, и явится свет, которого не победит тьма ("Сказки"), 8. Без думы, не умея различить добра от зла, не понимая уроков прошлого и не имея цели в будущем, он жил со дня на день, веселый, праздный и счастливый своей невежественностью ("Мелочи жизни"). 9. С утра до вечера все буду думать ("Мелочи жизни"), 10. Тут все: и добро и зло, и праздность и труд, и ненависть и любовь, и пресыщение и горькая нужда, и самодовольство и слезы, слезы без конца ("Мелочи жизни"),
VI. Назовите авторов произведений. В названиях каких еще произведений использованы антонимы?
"Война и мир", "Волки и овцы", "Толстый и тонкий", "Отцы и дети", "Дни и ночи".
Ключи. Л.Н. Толстой, А.Н. Островский, А.П. Чехов, И.С. Тургенев, К.С. Симонов; "Живые и мертвые" К. Симонова, "Что такое хорошо и что такое плохо" В. Маяковского и др.
Далее предлагаются упражнения, которые помогут учащимся не только понять назначение антонимов, но и использовать их в своей речи. Материалом для этих упражнений, как правило, служат художественные произведения, изучение которых предусмотрено программой по русской литературе для национальной средней школы.
I. Найдите антонимы в данных цитатах из художественных произведений. Какова функция этих антонимов?
1. Надо было сильно спешить потому, что бой приближался к нам: слева чьи-то танки гремят, справа стрельба идет, спереди стрельба, и уже начинало попахивать жареным... (М. Шолохов.)
2. ...Спустя некоторое время целая толпа людей подвигалась через двор в направлении каморки Герасима: спереди выступал Гаврила, придерживая рукою картуз, хотя ветру не было; около него шли лакеи и повара; из окна глядел дядя Хвост и распоряжался, то есть только так руками разводил; позади всех прыгали и кривлялись мальчишки, из которых половина набежала чужих (И. Тургенев).
3. Деев дрался на Севере,
В полярной глуши своей,
Иногда по газетам
Искал имена друзей.
Однажды нашел Петрова:
"Значит, жив и здоров!"
В газете его хвалили,
На Юге дрался Петров.
(К. Симонов)
4. Переправа, переправа...
Темень, холод, ночь как год.
Но вцепился в берег правый,
Там остался первый взвод.
И о нем молчат ребята
В боевом родном кругу,
Словно чем-то виноваты,
Кто на левом берегу.
(А. Твардовский)
Ключ. Выражение пространственных отношений.
II. Найдите в цитатах антонимы. Какова их функция?
1. Сперва он накормил Муму хлебушком, обласкал ее, уложил, потом начал соображать, да всю ночь напролет и соображал, как бы получше ее спрятать (И. Тургенев),
2. Речь идет о том болоте,
Где война стелила путь,
стр. 71
--------------------------------------------------------------------------------
Где вода была пехоте
По колено, грязь - по грудь.
Где в трясине, в ржавой каше,
Безответно - в счет, не в счет -
Шли, ползли, лежали наши
Днем и ночью напролет.
(А. Твардовский)
Ключ. Выражение временных отношений.
III. Найдите в цитатах антонимы. Какова их функция?
1. Он в этот день стал для нее другим человеком. Не таким она провожала его, каким встретила его за два часа тому назад (И. Тургенев). 2. Действительность раздражала его, пугала, держала в постоянной тревоге, и, быть может, для того, чтобы оправдать эту свою робость, свое отвращение к настоящему, он всегда хвалил прошлое и то, чего никогда не было... (А. Чехов.) 3. Голова у Ивана Ивановича похожа на редьку хвостом вниз; голова Ивана Никифоровича - на редьку хвостом вверх. (Н. Гоголь.)
Ключ. Средство характеристики персонажей.
IV. С помощью каких антонимов передает поэт напряженность работы над словом?
Окошко. Стол. Половики.
В окошке - вид реки...
Черны мои черновики,
Чисты чистовики.
За часом час уходит прочь,
Мелькает свет и тень.
Звезда над речкой - значит, ночь.
А солнце - значит, день.
Но я забуду ночь реки,
Забуду день реки:
Мне спать велят чистовики,
Вставать - черновики.
(Н. Рубцов)
V. Запомните крылатые выражения о чтении и книге.
1. Читая в первый раз хорошую книгу, мы испытываем то же чувство, как при приобретении нового друга. Вновь прочитать уже читанную книгу - значит вновь увидеть старого друга (Ф. Вольтер). 2. Из научных произведений читайте предпочтительно самые новые, из литературных - наиболее старые. Классическая литература не перестает быть новизной (Э. Бульвер-Литтон). 3. Книги - это духовное завещание одного поколения другому, совет умирающего старика юноше, начинающему жить, приказ, передаваемый часовым, отправляющимся на отдых, часовому, заступающему на его место (А.И. Герцен). 4. Книги - лучшие товарищи старости, в то же время лучшие руководители юности (С. Смайльс).
VI. Запомните крылатые выражения о речи.
1. Можно с уверенностью сказать, что человек, говорящий на хорошем языке, на чистом, хорошем, богатом языке, богаче мыслит, чем человек, который говорит на плохом языке и бедном языке (А.Н. Толстой). 2. Человек выше животного способностью речи, но он ниже его, если делает недолжное употребление из нее (Саади). 3. Глупые мысли бывают у всякого, только умный их не высказывает (В. Буш). 4. Кто молчать не умеет, тот и говорить не способен (Сенека). 5. Простой речи с первого взгляда как будто легче всего подражать, между тем первые опыты покажут, что нет ничего труднее (Цицерон). 6. Слово - дело великое. Великое потому, что словом можно соединить людей, словом можно и разъединить их, словом можно служить любви, словом же можно служить вражде и ненависти. Берегись от такого слова, которое разъединяет людей (Л.Н. Толстой). 7. Вообще люди, мало знающие, много говорят, а те, которые много знают, говорят мало (Ж.-Ж. Руссо). 8. Правилу следуй упорно: чтобы словам было тесно, мыслям - просторно (Н.А. Некрасов).
VII. Дайте контрастную характеристику двух своих знакомых, использовав антонимы: высокий - низкий, громко - тихо, забывать - помнить, крепкий - слабый, ленивый - прилежный, молчать - разговаривать, нехотя - охотно, обычно - редко и др.
VIII. Опишите два города - столичный и провинциальный.
Детство его прошло в небольшом провинциальном городе. Он привык к тихим, узким улицам...
И вот теперь в этом большом столичном городе все поражало его...
В задачу преподавателя русского языка входит не только обучение учащихся грамотной речи. Не менее важно воспитать в них эстетическую восприимчивость, чувство прекрасного. Работа над антонимами, раскрытие их художественных функций - один из приемов этого воспитания.
стр. 72