Финансово-экономический научный портал

ТАКЖЕ ПОСЕТИТЕ: Белорусская цифровая библиотека

  РУБРИКАТОР:  Архив 1   Архив 2   Архив 3    Архив 4   Архив 5   Архив 6



    

НОВЕЙШИЕ СТАТЬИ:

12 марта 2008
Сочинение по картине В.М. Васнецова "Витязь на распутье"
Авторmaxim, рейтинг за сегодня - 4


12 марта 2008
Чтобы писать грамотно, нужно изучать грамматику
Авторmaxim, рейтинг за сегодня - 3


05 марта 2008
Фрагмент зооморфной модели мира в стихотворении Н. А. Заболоцкого "Змеи"
Авторmaxim, рейтинг за сегодня - 3


05 марта 2008
Метод проекта на современном уроке литературы
Авторmaxim, рейтинг за сегодня - 3


05 марта 2008
Пушкинская традиция в цикле Б. Пастернака "Тема с вариациями"
Авторmaxim, рейтинг за сегодня - 12


05 марта 2008
"Умнейшая голова России"
Авторmaxim, рейтинг за сегодня - 0


05 марта 2008
О поэтике литературных сновидений
Авторmaxim, рейтинг за сегодня - 4


05 марта 2008
"Гроза" без грозы
Авторmaxim, рейтинг за сегодня - 13


05 марта 2008
"Ночевала тучка золотая..." (О метафоре)
Авторmaxim, рейтинг за сегодня - 6


05 марта 2008
Изобразительные и выразительные возможности антонимов
Авторmaxim, рейтинг за сегодня - 5



Календарь \ в этом месяце:
Сентябрь 2014
ПнВтСрЧтПтСбВс
01020304050607
08091011121314
15161718192021
22232425262728
2930 

Реклама Google

АРХИВ

Архив рубрики: спецстатьиВ Архиве хранятся материалы, которые нельзя найти в обычных разделах. В Архив попадают публикации большого размера. Также здесь находятся старые материалы. Наши администраторы периодически просматривают все материалы Библиотеки и периодически направляют в спецархивы все новые и новые материалы. Возможно, здесь находятся и Ваши публикации, которые Вы опубликовали в Библиотеке.

ВЫБЕРИТЕ АРХИВ ПО ДАТЕ!



СПОНСОРЫ РУБРИКИ:


Электронная доставка диссертаций


Русский язык. Слова, грамматически не связанные с предложением

АвторДАТА ПУБЛИКАЦИИ: 05 марта 2008
АвторОПУБЛИКОВАЛ: maxim
АвторРУБРИКА:
Источник (source)ИСТОЧНИК: http://portalus.ru (c)



АВТОРУ: Дополнить публикациюАВТОРУ: Исправить публикациюАВТОРУ: Удалить публикацию

Е.И.Кудрина , (c)


I. Предложение и его члены. (Повторение.)

1. Для чего человеку нужен язык? (Язык позволяет людям думать, сообщать друг другу мысли, действовать сообща, учит понимать прекрасное.)

2. Какой синтаксической единицей мы пользуемся, когда передаем мысли друг другу? (Предложением.) Какое свойство предложения способствует этому? (Слова в предложении имеют общий законченный смысл.)

3. Запись и анализ предложения: Большая ворона медленно и важно прохаживается по садовой дорожке.

1) О чем сообщает это предложение? Кто что делает? Выделите слова, которые отвечают на эти вопросы. Ответственная работа у этих слов! В них - главное содержание сообщения. Поэтому их называют...? (Главными членами, грамматической основой предложения.) Как связаны слова в грамматической основе предложения? (Взаимной связью.)

2) Как связаны с главными членами остальные слова в предложении? (Подчинительной связью.) Как называются такие синтаксические единицы? (Словосочетания). Найдите "слуг" подлежащего и сказуемого. Графически обозначьте их связь с элементами основы. Найдите слова, которые, будучи подчиненными подлежащему или сказуемому, одновременно выступают в роли главных по отношению к другим словам в предложении. Обозначьте эту связь.

3) Оказалось, что у сказуемого прохаживается одну работу выполняют два "слуги": медленно и важно. Зависят ли они друг от друга? (Нет, они в равной мере подчинены одному "хозяину".) Какова связь между ними? (Сочинительная.) Как называются такие члены предложения? (Однородные.) Объясните отсутствие запятой между однородными членами предложения.

4) Как называются слова, которые уточняют, поясняют главные члены предложения? (Второстепенные.) Докажите, что без них предложение может обойтись. Докажите также, что работа, которую они выполняют в предложении, очень важна и интересна.

5) Мы говорим о главных и второстепенных членах предложения. Как вы понимаете это название - члены предложения? (Слова, связанные между собой по смыслу и грамматически - о видах этой связи мы говорили выше.)

Могут ли в предложении быть слова, которые не являются его членами? Понаблюдаем.

II. Слова, грамматически не связанные с предложением.

1. На доске - стихотворение Анны Андреевны Ахматовой:

Мурка, не ходи, там сыч

На подушке вышит.

Мурка серый, не мурлычь,

Дедушка услышит.

Няня, не горит свеча,

И скребутся мыши.

Я боюсь того сыча,

Для чего он вышит?

Что вы представляете, слушая это стихотворение?

1) К кому обращается малыш? (К коту Мурке и к няне.) Такие слова называются обращениями. Являются ли они членами предложения? Как это проверить? (Не обнаружив грамматической связи с другими словами, приходим к выводу, что членами предложения они не являются.) Какую же работу выполняют они в предложении? (Называют того, к кому обращено сообщение. Учитель дополняет: или того, к кому обращен вопрос.) Как эти не члены предложения выделяются в устной речи? (Интонационно.) А на письме? (Рассказать нам о нас самих очень похоже - главная задача и величайшая заслуга настоящего художника слова.)

3) Представьте себя на месте малыша. Вам страшно, жутко в темноте. А тут еще сыч на подушке! Лучше была бы красивая бабочка или цветок! Вместо обращения к коту выразите сожаление о том, что на подушке - страшный сыч, сохранив ритм стиха. (Далее приводятся возможные ответы.)

К сожалению, там сыч

На подушке вышит.

Вы поместили в предложение слово, выражающее отношение автора к тому, о чем он говорит. Такое слово называется вводным. Докажите, что оно не является членом предложения. Как выделяется в устной речи? На письме?

Но вы не совсем уверены, что это сыч, ведь свеча не горит. Скажите об этом.

Кажется, противный сыч

На подушке вышит.

Вот еще одно вводное слово - с другим значением. В русском языке есть несколько групп вводных слов по значению. Какие вводные когда выходят на работу - об этом разговор на следующих уроках. А пока...

4) Проплывающие по небу тучи то закрывают, то открывают луну. По комнате бродят тени. Вам показалось, что сыч зашевелился, вы испугались еще больше! Выразите свой страх.

Ой! Ужасный, страшный сыч

на подушке вышит.

Слово, которое выразило ваше чувство, называется междометием. Как выделяется в устной речи и на письме? Назовите междометия-синонимы. Может ли наше междометие выразить другие чувства?

5) Вы отвернулись от подушки, отвлеклись. Но ваш взгляд как магнитом тянет обратно. Очень хочется узнать, не исчез ли пугающий вас образ? Посмотрите снова. Увы, на рисунке все по-прежнему. Подтвердите, что это действительно так.

Да! Тот самый жуткий сыч

На подушке вышит.

Чтобы усилить утверждение или отрицание, автор может воспользоваться словами "да", "нет", которые не являются членами предложения и выделяются в устной речи интонационно, а на письме - запятыми или восклицательным знаком.

6) Сделайте вывод о том, какими словами, не являющимися чего членами, может быть осложнено предложение; какие функции они выполняют; как выделяются в устной речи и на письме. Запишите вывод. Прочитаем и обсудим записанное, отредактируем ответ. (Вне предложения находятся обращения, вводные слова, междометия, слова "да", "нет". Все они грамматически не связаны с другими словами предложения, не являются его членами, в устной речи выделяются интонационно. На письме вводные слова выделяются запятыми, а все остальные слова - не члены предложения - запятыми или восклицательным знаком.)

2. Для закрепления материала урока учащимся предлагается найти в данном тексте слова, не являющиеся членами предложения, и определить их роль.

- Дядя Альберт! - сказала Мэри Поппинс, и мистер Паррик, вздрогнув, прекратил свой смех.

- Ой, извини, дорогая! Так на чем я остановился? Ах, да. Так вот, самое смешное то... хорошо, хорошо, Мэри, я постараюсь не смеяться... что, когда мой день рождения приходится на пятницу, я бываю в таком приподнятом настроении, что взлетаю. В буквальном смысле слова! - сказал мистер Паррик.

- Почему? - начал Майкл.

- Как? - начала Джейн.

- Понимаете ли, стоит мне в этот день засмеяться - мне обязательно попадает в рот смешинка, и я так наполняюсь веселящим газом, что просто не могу удержаться на земле. Не только засмеяться - мне достаточно просто улыбнуться. Подумаю о чем-нибудь смешном - и взлетаю, как воздушный шар. И, пока не подумаю о чем-нибудь очень, очень грустном, никак не могу опуститься!

При мысли об этом мистер Паррик опять захихикал, но, заметив выражение лица Мэри Поппинс, он подавил смех и продолжал:

- Признаюсь, то не совсем обычное свойство, но я не жалуюсь. С вами этого, наверно, никогда не случалось?

Джейн и Майкл замотали головами.

- Так я и думал. Кажется, только у меня такая привычка. Забавно, правда?

(Памела Трэверс "Мэри Поппинс")

А случалось ли с вами что-нибудь необычное, подобное тому, о чем рассказано в сказке? Попробуйте рассказать об этом. Может быть, вам помогут не члены предложения?

Дома учащиеся выполняют упражнения с вводными словами.

 

Реклама Google

БАЙНЕТ ЗАЖИГАЕТ: HIT.BY
А также:


Отправить публикацию на принтер Распечатать публикацию (версия для печати)

Научный форум - обсуждение данной статьи Форум

Комментариев к статье: 0

ДОПОЛНИТЕ СТАТЬЮ ПРЯМО СЕЙЧАС!

ВНИМАНИЕ! Комментировать могут только зарегистрированные пользователи. Если Вы зарегистрированы, введите тот логин, который Вы указывали при регистрации. Если Вы не зарегистрированы, воспользуйтесь соответсвующей ссылкой в левом меню данной страницы! Единожды зарегистрировавшись, Вы сможете комментировать любую статью в любой рубрике!



smile wink wassat tongue laughing sad angry crying 

[b] текст [/b] - Жирный текст
[i] текст [/i] - Наклонный текст
[u] текст [/u] - Подчеркнутый текст
[del] текст [/del] - Зачеркнутый текст
[quote] текст [/quote] - Цитата
[quote] текст [/quote] - Цитата


..
  Рекламный баннер:

Сочинение по картине В.М. Васнецова "Витязь на распутье"

Дата добавления материала12 марта 2008 | Автор maxim | Рубрика Библиотеки | Добавлено комментариев Комментарии: 0

АННОТАЦИЯ: Предлагаем один из вариантов композиции урока обучения сочинению-описанию картины.

Назовем урок обучения описанию историко-былинного живописного полотна В.М. Васнецова "Витязь на распутье" так - Выбор пути.

Атрибутивные данные картины - 1882 г. Холст, масло. 167 х 299 см. Государственный Русский музей. Санкт- Петербург...

Читать далее... [ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ]

Чтобы писать грамотно, нужно изучать грамматику

Дата добавления материала12 марта 2008 | Автор maxim | Рубрика Библиотеки | Добавлено комментариев Комментарии: 0

АННОТАЦИЯ: Всякая теоретическая мысль, высказанная преждевременно, связывает ученика и лишает его свободного сознания, получая вид предрассудка.

Ф.И. Буслаев

Мы все хорошо знаем, что большая часть времени, отпущенного средней школе на предмет "русский язык", тратится на выработку у школьников орфографической и пунктуационной грамотности. И так же хорошо мы все знаем, что желанного результата нам достичь не удается. Почему?

Читать далее... [ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ]

Фрагмент зооморфной модели мира в стихотворении Н. А. Заболоцкого "Змеи"

Дата добавления материала05 марта 2008 | Автор maxim | Рубрика Библиотеки | Добавлено комментариев Комментарии: 0

АННОТАЦИЯ: Интерпретация лирического стихотворения, тем более такого сложного поэта, каким был Николай Заболоцкий времени создания "Змей", ведется автором на основе серьезной культурологической и литературоведческой базы. Любопытно, что основания, на которых строится конкретный анализ, в этой статье близки тем, которые просматриваются в статье другого новосибирского автора, чья статья публикуется в этом номере журнала - Ларисы Захидовой. У читателя появляется возможность выяснить, как к совершенно различным материалам можно подходить с близких методологических позиций. Это само по себе уже по-хорошему провоцирует собственные опыты в этом отношении. Ни в коем случае не абсолютизируя предложенные подходы, мы бы хотели обратить внимание читателей на такую возможность. Это тем более существенно, что точкой пересечения путей, которыми идут авторы, становится концептуальная картина мира далеких во всех отношениях художников.

Читать далее... [ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ]

Метод проекта на современном уроке литературы

Дата добавления материала05 марта 2008 | Автор maxim | Рубрика Библиотеки | Добавлено комментариев Комментарии: 0

АННОТАЦИЯ: Роман Михаила Булгакова "Мастер и Маргарита" сегодня, бесспорно, самый любимый роман юных читателей. Раскрыть тайну и причину этой любви пытаются ученые и учителя, в том числе и на страницах нашего журнала.

Значительно меньше внимания уделяется организации работы по "закатному роману" писателя на уроках, когда тайны "Мастера и Маргариты" могут открыть сами юные читатели. Статья принципиально интересна, прежде всего, тем, что в ней автор сосредотачивает внимание на новых интересных методических подходах к интерпретации одного из самых сложных произведений в курсе школьной литературы.

Читать далее... [ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ]

Пушкинская традиция в цикле Б. Пастернака "Тема с вариациями"

Дата добавления материала05 марта 2008 | Автор maxim | Рубрика Библиотеки | Добавлено комментариев Комментарии: 0

АННОТАЦИЯ: Творчество Б. Л. Пастернака играет важную роль в литературном образовании современного школьника, и в первую очередь это касается романа "Доктор Живаго", который по праву занимает одно из главных мест в школьных программах по литературе для одиннадцатых классов, в то время как лирике уделяется гораздо меньше внимания. Однако именно изучение лирики вводит учеников в мир авторских мыслей и чувств, которые выражаются в эпическом произведении опосредованно. Кроме того, изучение поэтики романа "Доктор Живаго", в котором эпос и лирика причудливо соединяются в особый синтетический жанр, невозможно без знания основ поэтической системы Пастернака.

Читать далее... [ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ]

"Умнейшая голова России"

Дата добавления материала05 марта 2008 | Автор maxim | Рубрика Библиотеки | Добавлено комментариев Комментарии: 0

АННОТАЦИЯ: (П. А. Толстой - первый из рода Толстых)

Многие русские писатели живо интересовались своими предками, жизнь которых была тесно связана с историей России. Историей своего рода интересовался и Л. Н Толстой. После завершения работы над романом "Война и мир" у писателя возник замысел произведения о России эпохи Петра, причем главным героем книги он собирался сделать Ивана Толстого, сына выдающегося исторического деятеля - Петра Андреевича Толстого.

Проникая в "задачи" и "загадки" эпохи Петра I, Лев Толстой разыскивал интересующие его воспоминания и документы в семейных архивах. В письме к тетке А. А. Толстой он спрашивал: "Не знаете ли вы чего-нибудь о наших предках Толстых, чего я не знаю? Мне помнится, граф Илья Андреевич собирал сведения. Если есть что написанное, не пришлет ли он мне...1".

Читать далее... [ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ]

О поэтике литературных сновидений

Дата добавления материала05 марта 2008 | Автор maxim | Рубрика Библиотеки | Добавлено комментариев Комментарии: 0

АННОТАЦИЯ: Интерес к изучению литературных сновидений симптоматичен для последнего времени1. Не в малой степени он связан с развитием научной психологии в XX веке (З. Фрейд, К. Г. Юнг, Э. Фромм и др.), изменившим как методологию изучения снов, так и способы их интерпретации. Расширилось наше представление о сновидении как о феномене человеческой психики. Показательный пример - "Толковый словарь сновидений" В. Соловьева2, где каждый символ разъясняется с девяти позиций: доантичных истолкований, античной трактовки, готической экзегетики, эзотерической интерпретации, физиологических объяснений, фрейдистского психоанализа, юнгианского анализа, психометодологии, тривиальной психопатологии, культурно-мифологических персонификаций и сюжетов. Автор стремится познакомить читателя со всеми возможными способами интерпретации снов. В основном книга ориентирована на описание символов сновидений, но есть и анализ сюжетов3.

Читать далее... [ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ]

"Гроза" без грозы

Дата добавления материала05 марта 2008 | Автор maxim | Рубрика Библиотеки | Добавлено комментариев Комментарии: 0

АННОТАЦИЯ: В этой части статьи речь пойдет о некоторых элементах уроков, посвященных "Грозе" А. Н. Островского.

Хочу сразу предупредить. Писать мои десятиклассники будут больше, чем нужно, и даже, чем возможно. Но меня интересовала диагностика: что понимают, думают все и каждый. А это понять в беседе невозможно. В дальнейшем все это можно будет проводить устно.

Читать далее... [ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ]

"Ночевала тучка золотая..." (О метафоре)

Дата добавления материала05 марта 2008 | Автор maxim | Рубрика Библиотеки | Добавлено комментариев Комментарии: 0

АННОТАЦИЯ: Метафора (греч. metaphora - перенос) - троп, перенос названия с одного предмета на другой на основании их сходства. Так, в стихотворении М.Ю. Лермонтова "Утес" действия, свойства, переживания человека переносятся на двух "персонажей" произведения - "старый утес" и "тучку золотую":

Ночевала тучка золотая

На груди утеса -великана.

Утром в путь она умчалось рано,

По лазури весело играя;

Но остался влажный след в морщине

Старого утеса. Одиноко

Он стоит, задумался глубоко

И тихонько плачет он в пустыне.

Читать далее... [ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ]

Изобразительные и выразительные возможности антонимов

Дата добавления материала05 марта 2008 | Автор maxim | Рубрика Библиотеки | Добавлено комментариев Комментарии: 0

АННОТАЦИЯ: Планомерная и методически продуманная работа по расширению словарного запаса учащихся - одна из важнейших задач преподавания русского языка как неродного. Успешному решению этой задачи способствует системная подача лексики (синонимы, антонимы, омонимы и т.д.).

Антонимы - это слова одной и той же части речи с противоположным лексическим значением: конец - начало, веселый - грустный, хорошо - плохо, любить - ненавидеть 1 . Они обычно противопоставляются по какому-либо признаку; день и ночь - по времени, легкий и тяжелый - по весу, здесь и там - по положению в пространстве, горький и сладкий - по вкусу и т.д. Многозначное слово в разных своих значениях может иметь разные антонимы. Так антонимом слова легкий в значении "незначительный по весу" является прилагательное тяжелый, а в значении "простой для усвоения" - трудный.

Читать далее... [ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ]

Теория словесности как учебная дисциплина второй половины XIX в.

Дата добавления материала05 марта 2008 | Автор maxim | Рубрика Библиотеки | Добавлено комментариев Комментарии: 0

АННОТАЦИЯ: Одна из отличительных характеристик современной школы - возвращение таких забытых предметов, как риторика и словесность. В этой связи представляется полезным знакомство с опытом преподавания словесности в дореволюционной русской школе. Историческое осмысление данного вопроса поможет объективно оценить современные направления в преподавании русской словесности, расставить акценты в ее культурологическом содержании.

В статье предлагается анализ теории словесности как учебной дисциплины с точки зрения обучения речи; дается общая характеристика теоретических и практических руководств, которые использовались во второй половине XIX - начале XX в.

Читать далее... [ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ]

Программа по русскому языку для X--XI классов общеобразовательной школы

Дата добавления материала05 марта 2008 | Автор maxim | Рубрика Библиотеки | Добавлено комментариев Комментарии: 0

АННОТАЦИЯ: Программа ориентирована на "Обязательный минимум содержания среднего (полного) общего образования" и предназначена для X-XI классов общеобразовательных школ. Она базируется на программе девятилетней школы и является следующим этапом решения проблемы общей речевой подготовки выпускников школ.

Основная задача обучения русскому языку в указанных классах - систематизация и обобщение важнейших сведений о языке, развитие и совершенствование навыков грамотного письма, тех практических умений, которые обеспечивают свободное владение нормами литературного языка в его устной и письменной форме.

Читать далее... [ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ]

Примерное планирование уроков русского языка по пособию А.И. Власенкова и Л.М. Рыбченковой. Х класс

Дата добавления материала05 марта 2008 | Автор maxim | Рубрика Библиотеки | Добавлено комментариев Комментарии: 0

АННОТАЦИЯ: Во втором полугодии для обобщения и изучения предлагаются темы: "Текст и его строение. Основные виды переработки текста", "Стили речи. Научный стиль". На изучение этих тем отводится 18 часов, из них 2 часа на лабораторные работы.

Урок 17. Признаки текста. Абзац. (Упр. 288-298.)

Урок начинается с "синтаксической разминки". Под диктовку записывается текст.

Читать далее... [ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ]

Примерное планирование работы по учебнику "Русский язык", IX класс, под редакцией М.М. Разумовской и П.А. Леканта

Дата добавления материала05 марта 2008 | Автор maxim | Рубрика Библиотеки | Добавлено комментариев Комментарии: 0

АННОТАЦИЯ: III ЧЕТВЕРТЬ

Урок 33. Виды сложноподчиненного предложения (пар.10). (Продолжение.)

Цель урока: научить конструировать сложноподчиненные предложения по схемам; закрепить навыки синтаксического разбора сложноподчиненного предложения.

В качестве факультативного предложен материал о придаточном присоединительном.

Читать далее... [ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ]

Примерное планирование работы по русскому языку на основе учебного комплекса В.В. Бабайцевой для школ и классов с углубленным изучением русского языка. VI класс

Дата добавления материала05 марта 2008 | Автор maxim | Рубрика Библиотеки | Добавлено комментариев Комментарии: 0

АННОТАЦИЯ:
Уроки 97, 98. Понятие о прилагательном.

Урок начинаем традиционно с порядка морфологического разбора прилагательного (вопросы к плану см. в упр. 444).

После чтения пар. 121 анализируем прилагательные из упр. 445: синтаксическая функция, морфемный состав, морфологические признаки, правописание.

Составление словосочетаний с прилагательными - упр. 446.

Игра "Кто больше?": подобрать определения-прилагательные к существительным дом, ветер, Москва.

Читать далее... [ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ]

Материалы для самостоятельного повторения в старших классах

Дата добавления материала05 марта 2008 | Автор maxim | Рубрика Библиотеки | Добавлено комментариев Комментарии: 0

АННОТАЦИЯ: Одна из трудностей, с которыми сталкивается старшеклассник, вызвана тем, что в среднем звене грамматический материал изучался на лексике, доступной среднему возрасту, и школьники писали тексты, соответствующие их возрастным возможностям. А в старших классах им приходится иметь дело со "взрослой" лексикой и гораздо более сложными текстами, чем те, на которых они учились писать. Поэтому нам представляется необходимым создание такого учебного материала, который давал бы возможность старшеклассникам при повторении правил правописания активно осваивать "взрослую" лексику и свободно пользоваться ею при создании собственных текстов.

Читать далее... [ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ]

Изучение грамматики на основе анализа стиля писателя. Причастия и деепричастия

Дата добавления материала05 марта 2008 | Автор maxim | Рубрика Библиотеки | Добавлено комментариев Комментарии: 0

АННОТАЦИЯ: Вопросы взаимодействия, взаимопроникновения русского зыка и литературы решаются по-разному и на разном уровне. Но как бы они ни трактовались, очевидна их актуальность в конкретных учебных ситуациях и в движении нашей школы к интегрированию и к целостному постижению мира, к целостному постижению знаний. Статья П.А. Гагаева предполагает один из аспектов этой проблемы: чисто грамматические темы рассматриваются автором в контексте изучения стиля - категории не только, в понимании П.А. Гагаева, речевой, но и эстетической.

Читать далее... [ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ]

Новые темы в курсе литературы VII класса

Дата добавления материала05 марта 2008 | Автор maxim | Рубрика Библиотеки | Добавлено комментариев Комментарии: 0

АННОТАЦИЯ: В новый учебник-хрестоматию "Литература. Начальный курс. VII класс" под ред. Г.И. Беленького (М.: Мнемозина, 1999), рекомендованный Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации для общеобразовательных учреждений, наряду с традиционными "Песней про царя Ивана Васильевича..." М.Ю. Лермонтова, "Тарасом Бульбой" Н.В. Гоголя, рассказом "Бирюк" и стихотворениями в прозе И.С. Тургенева, сказкой М. Е. Салтыкова- Щедрина, " Хамелеоном " А.П. Чехова, "Детством" М. Горького и другими, вошло много новых тем. Предлагаем один из возможных вариантов уроков по некоторым из этих новых тем с учетом количества часов, выделяемых на их изучение в готовящемся к изданию пособии для учителя "Методические советы к учебнику-хрестоматии для VII класса. Литература. Начальный курс" под ред. М.А. Снежневской.

Читать далее... [ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ]

От планирования материала к планированию деятельности

Дата добавления материала05 марта 2008 | Автор maxim | Рубрика Библиотеки | Добавлено комментариев Комментарии: 0

АННОТАЦИЯ: Приступая к рассказу о работе над произведениями третьего раздела программы и учебника, необходимо пояснить, почему творческие особенности Пушкина, Толстого, Набокова, Тютчева, всех других писателей, представленных в этом разделе, я пытаюсь обнаружить и сопоставить именно на материале анализа произведений, посвященных грозе. Чем объясняется выбор именно этой темы? Здесь не может быть однозначного ответа.

Однако, на мой взгляд, для выбора именно этой темы достаточно оснований. Во-первых, эта тема точно соотносится с отдельной сценой и поэтому трактуется вполне конкретно, она достаточно локализована. Во- вторых, это очень популярная тема. Она встречается у писателей самых разнообразных направлений. В-третьих, трудно представить себе другую тему, где бы выразительность и изобразительность так тесно соприкасались. В-четвертых, эта тема привлекательна единством, взаимообусловленностью внешнего мира и мира внутреннего; преображение в природе, молниеносные просветления в душном мраке грозы - и душевные потрясения, мгновенный переход от подавленного состояния к страху, почти ужасу и затем просветление, ощущение радости и красоты бытия. В-пятых, тема грозы, как и любая "природная" тема, близка жизненному опыту детей, гроза входит в круг самых ярких детских впечатлений. Не случайно герои предлагаемых ученикам произведений и фрагментов - по большей части их ровесники. В-шестых, в пределах этой темы соединяются живые, непосредственные наблюдения и переживания с мифологическими реминисценциями, чудесно переплетаются впечатления от грома и молнии с образами громовержцев, мечущих огненные стрелы.

Читать далее... [ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ]

Меж рук или между руками? (Предлоги меж и между)

Дата добавления материала05 марта 2008 | Автор maxim | Рубрика Библиотеки | Добавлено комментариев Комментарии: 0

АННОТАЦИЯ: В сказке А.С. Пушкина о царе Салтане есть такая фраза:

В муху князь оборотился,

Полетел и опустился

Между моря и небес

На корабль - ив щель залез.

По нормам современного русского языка она явно неправильна. Должно было бы быть: "...между морем и небесами..."

Читать далее... [ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ]

Эссе как один из видов школьного сочинения

Дата добавления материала05 марта 2008 | Автор maxim | Рубрика Библиотеки | Добавлено комментариев Комментарии: 0

АННОТАЦИЯ: Один из следующих этапов обучения написанию эссе - анализ ученических сочинений.

Приведем пример сочинения Дарии С. "Грамматика любви в произведениях И.А. Бунина" и попросим учащихся рассмотреть эту работу с точки зрения требований, предъявляемых к школьному сочинению:

Доказательно и убедительно ли автор раскрывает тему, подробно ли анализирует избранные произведения, удалось ли ему выявить позицию писателя, продемонстрировано ли напрямую знание биографических и критических работ о Бунине?

...Что такое любовь?

- Любовь, любовь - гласит преданье -

Союз души с душой родной,

Их съединенье, сочетанье

И... поединок роковой.

(Ф.И.Тютчев)

Читать далее... [ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ]

Изучение поэмы Вен. Ерофеева "Москва - Петушки" в XI классе

Дата добавления материала05 марта 2008 | Автор maxim | Рубрика Библиотеки | Добавлено комментариев Комментарии: 0

АННОТАЦИЯ: "Ну, наконец-то!" - дружно воскликнули члены редакции, прочитав статью Э.Ф. Шафранской. Когда мы говорим: произведение пришло или не пришло в школу, мы лукавим - само по себе оно прийти не может, его нужно привести, объяснить, каково его место в литературном процессе, как и когда его читать со школьниками, что выделить как учебную интригу. Венедикт Ерофеев - знаковая фигура в нашей литературе, нашей жизни, нашем сознании - до сих пор, оставаясь одним из самых читаемых писателей, не стал "пунктом" программы по литературе. Думается, что статья Э.Ф. Шафранской во многом определяет интерес к повести как учебному материалу.

Читать далее... [ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ]

Рассказ А. Платонова "Корова" в VI классе. Сюжет, повествование, персонаж и характер, композиция

Дата добавления материала05 марта 2008 | Автор maxim | Рубрика Библиотеки | Добавлено комментариев Комментарии: 0

АННОТАЦИЯ: Творчество А. Платонова вошло в школьное преподавание не так давно как часть "возвращенной литературы". Но теперь в новейших программах оно представлено широким крутом произведений - наследие писателя, пробовавшего себя в самых разных жанрах эпической, лирической и драматической литературы, в публицистике и критике, дает богатый материал для изучения. Для прочтения и анализа в средней школе рекомендуются: в 5-м классе народные сказки в пересказе Платонова ("Волшебное кольцо", "Финист - Ясный сокол"); в 6-м - рассказы для детей "Никита", "Корова"; в 7-м - рассказы "Разноцветная бабочка", "Иван Великий", "Песчаная учительница", "Неизвестный цветок", "Юшка"; в 11-м - повесть "Сокровенный человек", комедия "Шарманка", хроника "Впрок", повесть "Котлован", роман "Чевенгур" (по выбору учителя и учащихся), (Перечень дан по трем программам, рекомендованным Минпросом РФ и опубликованным в 1998 г.) Очевидно, что список мог бы быть расширен за счет таких рассказов о жизни и о детях, как "Цветок на земле", "Июльская гроза" и др.

Читать далее... [ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ]

Д. Хармс на уроках литературы в V классе

Дата добавления материала05 марта 2008 | Автор maxim | Рубрика Библиотеки | Добавлено комментариев Комментарии: 0

АННОТАЦИЯ: Нам не дано предугадать,

Как наше слово отзовется...

Ф.И. Тютчев

Думал ли, знал ли Даниил Хармс, писавший, творивший, разыгрывавший из себя нечто, эпатировавший публику в 20-30-е гг. нашего столетия, что к нему придет такое вселенское признание, когда книги его будут издаваться не только большими тиражами, но и множеством издательств одновременно? Книжные полки магазинов рубежа веков пестрят однотомниками, двухтомниками, трехтомниками в разных обложках. Мне не раз приходилось слышать и видеть, как публика (разновозрастная, но более - молодежь), интеллигентного вида, образованная, спрашивает Хармса, интересуется Хармсом. О нем пишут, его ставят и у нас, и на Западе. Первая увесистая монография о Хармсе написана швейцарским филологом Жаном-Филиппом Жаккаром, друзьям и родственникам которого казалось, "что Россия произвела на свет только одного писателя - Хармса".

Читать далее... [ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ]

Идиллия А.А. Дельвига "Изобретение ваяния" и "скульптурный миф" в творчестве русских романтиков

Дата добавления материала05 марта 2008 | Автор maxim | Рубрика Библиотеки | Добавлено комментариев Комментарии: 0

АННОТАЦИЯ: Интерес к статье Л.А. Ходанен заключается для учителя литературы прежде всего в том, что обычно рассматривается (если вообще рассматривается!) Дельвиг только как поэт пушкинского круга, пушкинской плеяды, а не предстает как уникальное явление истории нашей литературы, как поэт, без чьего творчества нельзя понять сложной картины русского романтизма, его взаимоотношений с классической традицией. Урочный потенциал статьи в том, что она может быть использована не только при подготовке индивидуальных заданий - докладов и сообщений, не только для факультативных занятий, но и для обзорных тем по курсам литературы IX класса. Мы уж и не говорим о литературоведческом потенциале этой статьи, столь необходимой сегодня словеснику.

Читать далее... [ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ]

"...И дольше века длится день..." Гипербола и литота

Дата добавления материала05 марта 2008 | Автор maxim | Рубрика Библиотеки | Добавлено комментариев Комментарии: 0

АННОТАЦИЯ: Гипербола (греч. hyperbole - преувеличение) - вид тропа 1 , сводящийся к преувеличению свойств, особенностей предметов, явлений с целью усиления выразительности и образности художественной речи. Например:

И полусонным стрелкам лень

Ворочаться на циферблате,

И дольше века длится день

И не кончается объятье.

(Б.Л. Пастернак. Единственные дни; здесь и далее курсив мой. - B.C.)

Читать далее... [ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ]

"Какое наслаждение уважать людей!" К изучению рассказа А.П. Чехова "Толстый и тонкий" в национальной школе

Дата добавления материала05 марта 2008 | Автор maxim | Рубрика Библиотеки | Добавлено комментариев Комментарии: 0

АННОТАЦИЯ: Изучение рассказа А.П. Чехова "Толстый и тонкий" в школе имеет давнюю традицию. Чеховскому рассказу и методике его изучения в школе посвящено немало известных литературоведческих и методических трудов: исследования В.В. Голубкова, Е.М. Галкиной- Федорук, Г.П. Бердникова, А.П. Чудакова и др. 1 Однако изменения, происходящие ныне в жизни нашего общества, диктуют новые подходы к преподаванию, обусловливают необходимость расстановки новых акцентов в интерпретации произведений русских писателей.

Характерной особенностью современного образования является его гуманизация. Основу программы воспитания в современной школе, полагают ученые, составляет формирование у школьников отношения к человеку как высшей ценности общества и самоцели социального развития, что означает уважение его автономии, мироощущения, интересов 2 . В результате формируются ценные нравственные качества личности (доброжелательность, честность, совестливость, великодушие, гуманизм) как следствие гуманистической ориентации ребенка.

Читать далее... [ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ]

Висячие мосты тургеневского стиля. "Отцы и дети"

Дата добавления материала05 марта 2008 | Автор maxim | Рубрика Библиотеки | Добавлено комментариев Комментарии: 0

АННОТАЦИЯ: Каким стилем автор (т.е. сам писатель) награждает главного или не главного из своих героев, статичен или динамичен этот стиль, происходит ли его градация, а то и метаморфоза, подвержен ли он переменам или заменам, - вопрос, от которого зависит степень адекватного толкования "идейного смысла" произведений русской словесности. Герои идейные, носители и выразители идей "эпохи", бывают лишены стиля, а герои-эпигоны, напротив, наделены изысканными (в значении русского языка XX в. - изящно совершенными) его фрагментами. Пожалуй, первая такая позиция за романом, посвященным памяти самого красноречивого в истории русской словесности человека.

Читать далее... [ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ]

От планирования материала к планированию деятельности

Дата добавления материала05 марта 2008 | Автор maxim | Рубрика Библиотеки | Добавлено комментариев Комментарии: 0

АННОТАЦИЯ: Второй раздел "Программы литературного образования" и учебника V класса посвящен вопросам, прямо продолжающим проблематику вступления и первого раздела. Напомню, что начало учебника призвано выяснить, что такое искусство, в чем его специфика, кто участвует в процессе эстетической коммуникации, каковы средства этой коммуникации. Во втором разделе учебника я ставлю задачу уяснить, чем художественная литература принципиально отличается от всех других видов литературы, прежде всего от публицистики. Мне кажется, что самым логичным для решения этой задачи было бы обратиться к пограничным ситуациям, где художественное произведение вырастает из публицистики.

Читать далее... [ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ]

Эссе как один из видов школьного сочинения

Дата добавления материала05 марта 2008 | Автор maxim | Рубрика Библиотеки | Добавлено комментариев Комментарии: 0

АННОТАЦИЯ: Современные условия развития образования, в том числе и литературного, его гуманизация и гуманитаризация, выдвинули на первый план понятие "личности" ученика. Деятельность педагога должна быть направлена на раскрытие заложенных в ребенке потенций.

Новые концепции литературного образования школьников, представленные в различных программах по литературе 1 , также ориентированы на создание условий для личностного развития учеников, становления их читательской и творческой самостоятельности.

Читать далее... [ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ]

"...Добродетельный человек не перестает идти своей дорогой..." Нравственное воспитание учащихся при изучении русской литературы XVIII в.

Дата добавления материала05 марта 2008 | Автор maxim | Рубрика Библиотеки | Добавлено комментариев Комментарии: 0

АННОТАЦИЯ: Бесспорна роль уроков литературы в нравственном воспитании подрастающего поколения, так как художественная литература дает читателю обширные знания жизни, обогащает его эмоциональным переживанием прочитанного и, следовательно, делает знания личностно значимыми.

Духовное состояние общества - всегда предмет заботы и внимания отечественной литературы, ибо оно зависит от целого комплекса проблем, связанных с физическим и нравственным здоровьем человека, с его представлениями о жизненных ценностях, о сохранении окружающей среды, о месте человека в обществе и природе, об отношениях мужчины и женщины и многое другое.

Читать далее... [ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ]

Новые принципы изображения человека в "Житии протопопа Аввакума"

Дата добавления материала05 марта 2008 | Автор maxim | Рубрика Библиотеки | Добавлено комментариев Комментарии: 0

АННОТАЦИЯ: Древнерусская литература до сих пор остается на периферии школьного курса литературы. То, что это неправильно, осознают все. Но, по сути, мало что делается в этом отношении. Дело может измениться благодаря тому, что в списке тем выпускных сочинений появились темы и по древнерусской литературе. Все мы, учителя, учим тому, что с нас спрашивают, что спрашивают с наших учеников. Статьей И.В. Грачевой редакция продолжает публикацию серии материалов, которые призваны помочь учителю конкретно осмыслить ключевые темы древнерусской литературы.

Читать далее... [ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ]

Чудо как напоминание об ответственности (нравственные уроки русской фантастики)

Дата добавления материала05 марта 2008 | Автор maxim | Рубрика Библиотеки | Добавлено комментариев Комментарии: 0

АННОТАЦИЯ: Если Бога нет, то все позволено.

Ф.М. Достоевский

Что отличает человека от других творений?

Чем определяется граница между свободой и необходимостью?

Как связаны преступление и наказание? Ответ на эти и многие другие нравственно-философские вопросы невозможен без понятия ответственность. Подобно категорическому императиву, оно изначально присутствует в человеке как духовном существе. Это существо с момента обретения сознания наделено свободой, которая является для него одновременно и правом и обязанностью, ведь за совершенный выбор между добром и злом (а другого выбора не бывает) нужно быть готовым ответить.

Читать далее... [ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ]

Нравственные уроки Слова о полку Игореве

Дата добавления материала05 марта 2008 | Автор maxim | Рубрика Библиотеки | Добавлено комментариев Комментарии: 0

АННОТАЦИЯ: 200 лет назад в ноябре 1800 г. в Москве увидела свет небольшая книжечка с заглавием в духе XVIII в. - "Ироическая песнь о походе на половцов удельнаго Князя Новагорода-Северскаго Игоря Святославича, писанная старинным русским языком в исходе XII столетия с переложением на употребляемое ныне наречие". Так пришло к читателю, стало достоянием отечественной и мировой общественности выдающееся произведение древнейшей нашей словесности - "Слово о полку Игореве".

Вместе с этой публикацией начинается его новая жизнь, а само открытие "Слова" было открытием древнерусской литературы как таковой, как самобытного, неповторимого художественного явления, положив начало перевороту в художественном и историко-литературном сознании россиян.

Читать далее... [ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ]

Примерное планирование уроков русского языка по пособию А.И. Власенкова и Л.М. Рыбченковой. Х класс

Дата добавления материала05 марта 2008 | Автор maxim | Рубрика Библиотеки | Добавлено комментариев Комментарии: 0

АННОТАЦИЯ: На уроке обобщаются и углубляются знания по теме "Фразеология" (свободные и несвободные словосочетания, исконно русские и заимствованные фразеологизмы). Закрепляется умение определять грамматическую функцию фразеологизмов в предложении, формируется представление о стилистической роли фразеологизмов в тексте.

Урок начинается с проверки домашнего задания. Упр. 86, 87, 95 у доски, упр. 88 и вопросы 12- 13 на с. 20 устно.

Читать далее... [ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ]

Примерное планирование работы по учебнику "Русский язык", IX класс, под редакцией М.М. Разумовской и П.А. Леканта

Дата добавления материала05 марта 2008 | Автор maxim | Рубрика Библиотеки | Добавлено комментариев Комментарии: 0

АННОТАЦИЯ: II ЧЕТВЕРТЬ (14 ч)

Уроки 19-20. Развитие речи. Сопоставление понятий "художественный стиль речи" и "язык художественной литературы" (пар. 31).

Цель уроков: дать девятиклассникам представление о функции языковых вкраплений различных стилей речи в художественном произведении. Работать над языковым анализом текста, при этом отрабатывать навыки чтения и устного пересказа соответствующих текстов.

Теоретической основой урока послужит материал на с. 179 - 180.

Читать далее... [ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ]

Нестандартные задания на уроках русского языка

Дата добавления материала05 марта 2008 | Автор maxim | Рубрика Библиотеки | Добавлено комментариев Комментарии: 0

АННОТАЦИЯ: "ПЕРЕВОД С РУССКОГО НА РУССКИЙ"

Как сделать урок русского языка интересным? Эта проблема давно привлекает к себе внимание учителей-словесников. Многообразие поисков ее решения находит свое отражение как в привлечении яркого, необычного дидактического материала (вызывающего интерес к его содержанию), так и в использовании нестандартных заданий (вызывающих интерес самими формами работы).

Читать далее... [ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ]

Психологические основы обучения грамотности

Дата добавления материала05 марта 2008 | Автор maxim | Рубрика Библиотеки | Добавлено комментариев Комментарии: 0

АННОТАЦИЯ: Начиная любую статью, в том числе и эту, я все время ловлю себя на мысли, что поступаю при этом как абитуриент, пишущий сочинение на вступительных экзаменах в вуз: я пишу не то, что думаю, а лишь то, что могу грамотно оформить на бумаге. По-видимому, это явление есть не только у меня, поскольку существует удивительная разница между тем, что дети воспроизводят в школьных тетрадях, и тем, что они пишут для себя - в записках друг другу, дневниках, да просто на партах и на заборах. Это означает, что полученная в школе грамотность ограничивается некоторым кругом возможностей и не распространяется на собственные мысли и дневниковые записи. Она включается в тот момент, когда человек пытается говорить или писать для публики и тут же отключается, как только возможный внешний контроль исчезает.

Читать далее... [ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ]

Формирование учебно-научной речи в условиях обобщенного изучения материала по русскому языку

Дата добавления материала05 марта 2008 | Автор maxim | Рубрика Библиотеки | Добавлено комментариев Комментарии: 0

АННОТАЦИЯ: В последние годы особое значение придается развитию обобщающей и коммуникативной функций речевой деятельности учащихся.

На уроках русского языка необходимо строить работу таким образом, чтобы ученик не только мог делать правильные выводы и обобщения, но и умел четко и доказательно излагать их в форме устной и письменной речи. Уровень развития у школьников учебно-научной речи оказывает огромное влияние не только на усвоение ими учебного материала, но и (что немаловажно) на их психологическое состояние.

Читать далее... [ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ]

Что мы можем потерять, избавившись от выпускного сочинения по литературе?

Дата добавления материала05 марта 2008 | Автор maxim | Рубрика Библиотеки | Добавлено комментариев Комментарии: 0

АННОТАЦИЯ: Странный это жанр - автоинтервью... Но дело, разумеется, не в том, что редактор не нашел более интересного собеседника. Дело в том, что в этом году мне довелось участвовать в работе московской независимой комиссии по оценке сочинений, представленных на золотые и серебряные медали. Работы непосредственно после экзамена проверялись тремя экспертами-учителями, и поэтому впечатление от них было объективным, не искаженным школьной косметической правкой, учительскими рецензиями и отметками. Несмотря на то, что в итоге работы этой комиссии снижений оценок было значительно меньше, чем в прошлые годы, - самой строгой критики, самых радикальных суждений и в адрес тех, кто был автором экзаменационных тем, и по поводу самого письменного экзамена по литературе за курс средней школы было более чем достаточно. Короче, вопросов возникло столько, что не ответить на них я просто не имею права. Я как редактор лишь собрал и обобщил возникшие в связи с выпускным сочинением вопросы и как учитель попытался ответить на них.

Читать далее... [ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ]

Проблемы литературного образования в национальных школах. Герценовские чтения в РГПУ им. А.И.Герцена

Дата добавления материала05 марта 2008 | Автор maxim | Рубрика Библиотеки | Добавлено комментариев Комментарии: 0

АННОТАЦИЯ: Зав. кафедрой литературы и методики ее преподавания Г.Н.Ионин определил задачи этнолитературоведения, призванного осмыслить роль русского искусства слова в создании многонациональной и многоязычной российской литературы. Обращение к понятию о суперэтносе как многонациональном единстве, учет динамики соотношения субэтноса, этноса и суперэтноса позволяют существенно обновить методологию исследований, которые могут быть востребованы системой литературного образования. Структурирующим ядром школьного курса может стать родное словесное искусство (народное творчество и литература), изучаемое в контексте родственных литератур, российской (многонациональной и многоязычной) литературы и, наконец, мировой литературы.

Читать далее... [ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ]

Рассказы о русском стихе. Тактовик*

Дата добавления материала05 марта 2008 | Автор maxim | Рубрика Библиотеки | Добавлено комментариев Комментарии: 0

АННОТАЦИЯ: Остановимся вообще на отношениях между стопными размерами и тактовиком. Принято считать, что стихотворение написано или ямбом-хореем-дактилем-амфибрахием-анапестом (стопными размерами), или тактовиком. Отношения именно такие: или - или. Но остается незамеченным, что тактовик и стопные размеры организуются с помощью разных единиц.

Читать далее... [ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ]

Сложная судьба человека в русской литературе XX века (по роману Б.Л.Пастернака "Доктор Живаго")

Дата добавления материала05 марта 2008 | Автор maxim | Рубрика Библиотеки | Добавлено комментариев Комментарии: 0

АННОТАЦИЯ: Но продуман распорядок действий, И неотвратим конец пути. Я один, все тонет в фарисействе. Жизнь прожить - не поле перейти. Б.А.Пастернак

В русской литературе много произведений, которые изображают исторические эпохи, изменение вековых устоев. На фоне великих катаклизмов описывается судьба народов, ее преломление в судьбах семей, отдельных героев.

В романе Пастернака "Доктор Живаго" нет имен реальных исторических деятелей, описания реальных исторических событий, как, например, в романе Л.Н.Толстого "Война и мир". Название романа Пастернака говорит о том, что не эпоха, а отдельный человек, его судьба, его мысли становятся в эпицентре действия. Писатель возрождает идею самоценности человеческой личности. По его мнению, нельзя пренебрегать судьбой отдельного человека на фоне исторических процессов.

Читать далее... [ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ]

Подготовка к выразительному чтению

Дата добавления материала05 марта 2008 | Автор maxim | Рубрика Библиотеки | Добавлено комментариев Комментарии: 0

АННОТАЦИЯ: Один из эффективных методов наиболее полного использования эстетического и воспитательного потенциала художественных произведений на уроках литературы - обучение школьников выразительному чтению.

Для того чтобы выразительно прочитать произведение, ученик должен прежде всего понять его идейное содержание и те художественные средства языка, которые помогают раскрытию этого содержания. Необходимо также хорошо представить, какие мысли и чувства подсказали писателю данные художественные образы. Учитывая это, можно рассматривать подготовку к выразительному чтению литературных произведений и как средство их анализа на уроках словесности.

Читать далее... [ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ]

От планирования материала к планированию деятельности.

Дата добавления материала05 марта 2008 | Автор maxim | Рубрика Библиотеки | Добавлено комментариев Комментарии: 0

АННОТАЦИЯ: Новая программа по литературе? Которая там по счету? - спросит недоуменно читатель. И будет прав. Сколько их там у нас ?.. Неужели еще одна?.. Эти вполне справедливые вопросы задает и учитель словесности, уставший от бесконечной перестройки образования, и издатель, сомневающийся в коммерческом успехе нового издания, и члены экспертного совета Министерства образования, не слишком улавливающие принципиальные отличия новой программы от всех предшествующих. Вообще, пресловутая вариативность образования - детище ранней перестройки - все что угодно, только не тоталитарное единообразие, - привела к тому, что у нас много разных программ и вертикалей учебников, как близнецы похожих друг на друга. Здесь не только авторское тщеславие, но прежде всего коммерческое соревнование издателей, "раскручивающих" "своих" авторов.

Читать далее... [ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ]

Опыт герменевтического подхода к анализу стихотворения

Дата добавления материала05 марта 2008 | Автор maxim | Рубрика Библиотеки | Добавлено комментариев Комментарии: 0

АННОТАЦИЯ: Уроки лирики самые трудные для каждого учителя литературы: мы часто боимся убить "алгеброй" "гармонию" поэзии, гармонию живого переживания. Урок лирики, таким образом, превращается в лучшем случае в концерт, в худшем - не будем, пожалуй, обозначать жанр того, что получается в худшем случае. Нам кажется, то предлагаемая статья Е.С.Антоновой поможет если не решить труднейшую задачу, то, во всяком случае, поразмышлять о возможных путях ее решения.

Читать далее... [ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ]

Урок проверки знания текста художественного произведения

Дата добавления материала05 марта 2008 | Автор maxim | Рубрика Библиотеки | Добавлено комментариев Комментарии: 0

АННОТАЦИЯ: - Через неделю начинаем "Дубровского".

- А что будет, "путешествие" или "вертушка"?

- "Вертушка", дети.

Из разговора на перемене

Мои дом "окнами в поле". Из окна кабинета литературы тоже видно поле. Наша школа находится на окраине Ярославля, в районе, про который в объявлениях об обмене квартир обычно пишут: "Не предлагать". Обыкновенные поселковые дети. "Что вы хотите? Это поселок", - можно слышать по самым разным поводам. И действительно, чего хочу? Что может хотеть учительница литературы с 25-летним стажем работы от своих учеников? Чтобы читали, чтобы осознанно хотели читать. Энтузиасты чтения в классе всегда находятся. Но сколько их? Мне надо, чтобы прочитали все. ЧТО и КАК сделать, чтобы прочитали? Как быть со школярской логикой: "Это надо - значит, я не хочу"? Естественно, знание текста должно оцениваться и, более того, служить основой для зачетной оценки. Но как учитель-практик, я вижу свою задачу в том, чтобы мое "надо" все чаще сменялось детским: "а у нас еще такой урок будет?" Чтобы ребенок радовался потому, что завтра у него урок-зачет по тексту художественного произведения. Чтобы ждал встречи с этим произведением.

Читать далее... [ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ]

Самодостаточные филологические задачи как учебный жанр*

Дата добавления материала05 марта 2008 | Автор maxim | Рубрика Библиотеки | Добавлено комментариев Комментарии: 0

АННОТАЦИЯ: Существует по крайней мере четыре "места", где можно найти филологические задачи.

1. Как уже говорилось, их не так мало среди лингвистических. А может быть еще больше.

Один из любимых всеми типов самодостаточных лингвистических задач - задачи "на дешифровку". Чуть-чуть расширив строго лингвистическое понятие дешифровки, мы придем к задачам, в которых требуется выяснить скрытый смысл высказывания (подтекст), или определить автора по его стилю, или установить подлинные и декларируемые цели говорящего, или получить информацию об экстралингвистических обстоятельствах создания текста и т.п. Такого рода задачи уже будут представлять собой не что иное, как дискурс-анализ - любимую игрушку современной лингвистики. Да и разве не дешифровкой занимается всякий, кто в первый раз пытается понять смысл стихотворения В.Брюсова "Творчество"?

Читать далее... [ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ]

В.Г. Белинский о мировом значении А.С.Пушкина*

Дата добавления материала05 марта 2008 | Автор maxim | Рубрика Библиотеки | Добавлено комментариев Комментарии: 0

АННОТАЦИЯ: Сравнивая Пушкина с "мировыми первостепенными гениями", Белинский на первых порах полагает, что наиболее точно характер таланта нашего поэта и диапазон его творческой деятельности поддается измерению гетевским критерием. Так, обратившись к проблеме соотношения в писателе поэта и литератора, Белинский в данной сфере находит больше точек соприкосновения у Пушкина с Гете, чем с Гомером и Шекспиром.

"Пушкин, - пишет он в июне 1838 г., - был поэт, по своим поэтическим произведениям, и Пушкин же был литератор как издатель журнала и автор нескольких критических и полемических статей". В свою очередь, "Гете был не только великий поэт, знаменитый ученый, но и примечательный литератор", в то время как "Гомер и Шекспир были поэтами, но не были литераторами" (II, 403-404). Пушкин, таким образом, как поэт сравним с Гете, Гомером и Шекспиром и в этом качестве имеет все права на оценку соответствующими "именными" критериями, но как поэт и одновременно литератор близок лишь Гете, а потому именно гетевский критерий оказывается для него почти универсальным, охватывающим разные стороны его таланта и творческой деятельности.

Читать далее... [ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ]

Литература. Проблемы и размышления. Лирическое переживание*

Дата добавления материала05 марта 2008 | Автор maxim | Рубрика Библиотеки | Добавлено комментариев Комментарии: 0

АННОТАЦИЯ: В жизни человека неизменно происходит смена впечатлений, радостей и тревог, настроений.

Наш внутренний мир, душа постоянно испытывают на себе непредсказуемые воздействия внешнего окружения; каждый миг происходит сокровенно мотивированная перестройка наших чувств, возникают подчас неосознанные мечтания, порывы, надежды... Трудноуловимые изменения внутренней жизни обозначаются обычно понятием переживание. Оно общепринято в науке и используется в философии, социологии, психологии. Психологи усматривают в нем две составляющие: устойчивую (константную) - состояние и непрестанно изменчивую - душевное движение.

Читать далее... [ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ]

Примерное планирование работы по русскому языку на основе учебного комплекса В.В.Бабайцевой для школ и классов с углубленным изучением русского языка. VI класс

Дата добавления материала05 марта 2008 | Автор maxim | Рубрика Библиотеки | Добавлено комментариев Комментарии: 0

АННОТАЦИЯ: I ЧЕТВЕРТЬ (54 ч)

Предлагаемое планирование предназначено для учителей, работающих в классах с углубленным изучением русского языка по новому учебному комплексу В.В.Бабайцевой, состоящему из учебника "Теория. 5-11 классы", "Сборника заданий. 6- 7 классы" и "Рабочей тетради. 6 класс"(1).

В VI-VII классах изучается морфология. В VI классе - основные знаменательные части речи: имя существительное, глагол, имя прилагательное, имя числительное, наречие, слова состояния, а в VII классе - местоимение, причастие, деепричастие, служебные части речи (предлог, союз, частица) и междометие. Такое распределение материала позволяет при изучении местоимения повторить основные части речи.

Читать далее... [ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ]

Строение и правописание причастий*

Дата добавления материала05 марта 2008 | Автор maxim | Рубрика Библиотеки | Добавлено комментариев Комментарии: 0

АННОТАЦИЯ: ОБРАЗОВАНИЕ СТРАДАТЕЛЬНЫХ ПРИЧАСТИЙ ПРОШЕДШЕГО ВРЕМЕНИ И ПРАВОПИСАНИЕ ИХ СУФФИКСОВ

Упр. 10. Образуйте все причастия от глаголов слышать, строить, рисовать, веять и впишите их в таблицу (см. упр. 3), отделяя основы от формообразующих аффиксов.

Из данных таблицы можно сделать вывод, что причастия настоящего времени (и действительное, и страдательное) образованы от основ настоящего времени, действительные прошедшего времени образованы от основы инфинитива, а страдательные прошедшего - как от основы инфинитива (слыша-нн-ый, рисова-нн-ый, вея-нн-ый), так и от основы настоящего времени (cmpo-енн-ый). Необходимо установить, какие глаголы образуют страдательные причастия прошедшего времени "не по правилам", т.е. не от основы инфинитива, "как положено", а от основы настоящего / будущего времени. Для этого определите обе основы у глаголов организовать, измять, расколоть, вымыть, покинуть, выключить, обидеть, принести, сберечь и впишите страдательное причастие прошедшего времени напротив той основы, от которой оно образовано (см. образец в упр. 1). Результаты этой работы внесите в таблицу (составьте ее сами и затем проверьте себя).

Читать далее... [ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ]

Для чего нужна грамматика. К уроку в VII классе

Дата добавления материала05 марта 2008 | Автор maxim | Рубрика Библиотеки | Добавлено комментариев Комментарии: 0

АННОТАЦИЯ: Если мы хотим дать школьникам серьезную языковую подготовку, включающую родной, живые иностранные, а во многих школах и древние языки, изучение языков должно иметь теоретическую научную базу, которая, во-первых, дает для всех языковых предметов общий понятийно-терминологический аппарат, а во-вторых, вырабатывает у детей логику языкового мышления. Таким образом, становится очевидной необходимость введения в школах гуманитарного профиля лингвистического курса, охватывающего различные вопросы общего, сравнительного и исторического языкознания.

Читать далее... [ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ]

"Вечный" вопрос о мере использования иноязычных слов

Дата добавления материала05 марта 2008 | Автор maxim | Рубрика Библиотеки | Добавлено комментариев Комментарии: 0

АННОТАЦИЯ: Статьей С.С.Изюмской ""Вечный" вопрос о мере использования иноязычных слов" мы открываем дискуссию по проблеме, сформулированной в ее названии. С петровской поры проблема использования иноязычной лексики выходит далеко за пределы чисто лингвистические. В отношении к этой проблеме обозначается направленность общественных настроений и политических пристрастий на сегодня и на завтра. В этом. казалось бы, частном вопросе выясняется, на каком языке нам думать, на каком языке нам говорить, как нам жить - по-своему или на чужой манер. Предлагаемая статья интересна, на наш взгляд, тем, что она инициирует серьезный подход к проблеме, ориентирует на изучение речевой ситуации в каждом отдельном случае, в каждом классе. А это самое главное: здесь нужен не предвзятый подход, а понимание того, что с нами происходит, к чему мы идем. Редакция приглашает вас принять участие в обсуждении этой проблемы.

Читать далее... [ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ]

Анализ учебного материала и моделирование уроков русского языка и литературы

Дата добавления материала05 марта 2008 | Автор maxim | Рубрика Библиотеки | Добавлено комментариев Комментарии: 0

АННОТАЦИЯ: Елена Николаевна Черобай - одна из тех, кто убеждает, что можно не плыть по течению, когда все уже смирились, когда противостоять течению бесполезно, когда выплыть против течения кажется невозможным. Как бы ни были привлекательны новомодные течения в нашей методике, Елена Николаевна отстаивает свою позицию, свое видение преподавания русского языка и литературы в школе. Ей есть что отстаивать. Ее позиция сформировалась за долгие годы работы в школе и в Читинском институте повышения квалификации. С Читой связана вся ее жизнь. В среде учителей и методистов Елена Николаевна по-настоящему авторитетна и всегда интересна. Ее опыт еще раз убеждает в том, что теория преподавания словесности - дело отнюдь не только столичное, что на методической карте России нет провинции, а есть центры педагогического мастерства. С одним из таких центров - с мастерской Елены Николаевны Черобай мы вас сегодня знакомим.

Читать далее... [ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ]

Всероссийская научно-практическая конференция "Лингвистика и школа".

Дата добавления материала05 марта 2008 | Автор maxim | Рубрика Библиотеки | Добавлено комментариев Комментарии: 0

АННОТАЦИЯ: В конференции приняли участие ученые, преподаватели университетов и педагогических институтов Москвы, Омска, Челябинска, Новокузнецка, Новгорода, Красноярска, Барнаула, преподаватели Барнаульского педагогического колледжа, учителя школ Алтая.

Читать далее... [ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ]

В.Б.ШКЛОВСКИЙ и современное литературоведение

Дата добавления материала05 марта 2008 | Автор maxim | Рубрика Библиотеки | Добавлено комментариев Комментарии: 0

АННОТАЦИЯ: Думая о сегодняшнем дне, вглядываясь в будущее, мы обязаны постоянно обращаться к прошлому - к филологической и методической классике. Там очень много такого, что бесспорно актуальнее многих самых современных изысков.

В книге "Тетива. О несходстве сходного" В.Шкловский замечал: "?сохраняясь номинативно, структурно, жизнь меняется, хотя мы живем, не истребляя прошлого"(1). Диалектика литературы и жизни, постоянная смена их форм и остающаяся при этом доминанта - таковы параметры осознания действительности во всех без исключения работах Шкловского. С первых литературных шагов и до самой кончины Шкловский словно бы осознавал свою особую миссию. Он ощущал себя писателем, литературоведом, активным участником литературной жизни, ее генератором, ее оформителем и ее талантливым воспринимателем. Свое особое место в литературном процессе эпохи Шкловский не раз откровенно подчеркивал. Сама его стилистика - емкость и афористичность формулировок, рубленая фраза - рождалась вследствие уверенности автора в безусловной авторитетности сказанного. Самобытность его языка, определившая и самобытность мышления, не раз становилась объектом пародий, которые легко схватывали внешнюю узнаваемость и практически никогда не посягали на тесноту и напряженность его идей. Предпринимались попытки публиковать афоризмы Шкловского(2), однако, изъятые из контекста, они не давали представления о незаурядном мыслителе, каким, без сомнения, являлся писатель.

Читать далее... [ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ]

Культура. Образование. Литература

Дата добавления материала05 марта 2008 | Автор maxim | Рубрика Библиотеки | Добавлено комментариев Комментарии: 0

АННОТАЦИЯ: Читаешь современные концепции литературного образования и диву даешься: ну, все, кажется, учли их создатели - и о воспитательном воздействии литературы не забыли, и о ее предназначении формировать богатый внутренний мир учащихся упомянули, и силу эстетического воздействия на подрастающую личность не преминули отметить. Все - как раньше, стоит только перечитать партийные документы 60?80-х годов, где ставятся все те же задачи: образовывать, воспитывать, развивать, совершенствовать. Может быть, одного только не учли составители современных концепций, - того, что живем мы уже совсем в другой стране, причем не в самый лучший период ее развития. И от этого и задачи, стоящие перед нами, сложнее, и ситуация непредсказуема, и взгляд на литературу, отношение к ней, особенно к классике, обрели отрицательную тенденцию. И еще одного не учитывают досточтимые авторы: мы живем в стране, для которой само ее существование, сохранение как монолитного единства стоит под большим вопросом.

Читать далее... [ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ]

Концепция образовательной области "Филология" в 12-летней школе

Дата добавления материала05 марта 2008 | Автор maxim | Рубрика Библиотеки | Добавлено комментариев Комментарии: 0

АННОТАЦИЯ: Введение

В условиях кардинальных изменений в социальной жизни нашей страны, перемен в области просвещения проблемы филологического образования в средней школе являются особенно актуальными. До настоящего времени целостная система филологического образования в школе отсутствует.

Задача настоящего документа, адресованного работникам образования, родителям и широкой общественности, состоит в определении основных целей, содержания и структуры филологического образования, которое в школе традиционно понимается как совокупность и содружество учебных гуманитарных дисциплин, изучающих духовную культуру человека, выраженную в языке и литературном творчестве.

Читать далее... [ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ]

"Я ? чайка? не то. Я - актриса"

Дата добавления материала05 марта 2008 | Автор maxim | Рубрика Библиотеки | Добавлено комментариев Комментарии: 0

АННОТАЦИЯ: Классическое произведение не смогло бы называться классическим, если бы не побуждало каждое новое поколение читателей прочесть его заново. Статья доцента Ярославского педагогического университета Э.С.Афанасьева посвящена жанру этой новаторской пьесы.

Проблема самоопределения - кто я? - самая насущная для чеховских персонажей, жизнь каждого из которых - наша реальная жизнь "начерно", где не расставлены надежные ориентиры, гарантирующие если не шумный жизненный успех, то хотя бы чувство самоуважения, где нельзя положиться и на внутренний голос, который на поверку оказывается желанием несбыточного, где даже счастливый жизненный жребий не избавляет от житейских неурядиц. И только жизненный опыт все расставляет по своим местам, и человек узнает настоящую себе цену, корректирует отношения с окружающими, перестает задаваться сакраментальным вопросом. При условии, что этот опыт будет востребован.

Читать далее... [ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ]

Самодостаточные филологические задачи как учебный жанр

Дата добавления материала05 марта 2008 | Автор maxim | Рубрика Библиотеки | Добавлено комментариев Комментарии: 0

АННОТАЦИЯ: Прочитавший название этой статьи подумает: "Наверное, речь пойдет о задачном методе обучения; скорее всего, на уроках литературы; это будет как-то связано с лингвистическими задачами (потому что только они называются самодостаточными)". Все правильно. Единственное, чего никак не удастся предугадать, - в каком значении автор употребляет понятие филологический. Существует много точек зрения на то, как соотносятся между собой литература, словесность и филология. Поэтому сразу договоримся о терминах.

Филологию мы определяем, вслед за С.С.Аверинцевым, как "службу понимания", которая "помогает выполнению одной из главных человеческих задач - понять другого человека (и другую культуру, другую эпоху), не превращая его ни в "исчислимую" вещь, ни в отражение собственных эмоций"(1).

Читать далее... [ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ]