Русский язык. Слова, грамматически не связанные с предложением

ДАТА ПУБЛИКАЦИИ: 05 марта 2008
ИСТОЧНИК: http://portalus.ru (c)


© Е.И.Кудрина

найти другие работы автора

I. Предложение и его члены. (Повторение.)

1. Для чего человеку нужен язык? (Язык позволяет людям думать, сообщать друг другу мысли, действовать сообща, учит понимать прекрасное.)

2. Какой синтаксической единицей мы пользуемся, когда передаем мысли друг другу? (Предложением.) Какое свойство предложения способствует этому? (Слова в предложении имеют общий законченный смысл.)

3. Запись и анализ предложения: Большая ворона медленно и важно прохаживается по садовой дорожке.

1) О чем сообщает это предложение? Кто что делает? Выделите слова, которые отвечают на эти вопросы. Ответственная работа у этих слов! В них - главное содержание сообщения. Поэтому их называют...? (Главными членами, грамматической основой предложения.) Как связаны слова в грамматической основе предложения? (Взаимной связью.)

2) Как связаны с главными членами остальные слова в предложении? (Подчинительной связью.) Как называются такие синтаксические единицы? (Словосочетания). Найдите "слуг" подлежащего и сказуемого. Графически обозначьте их связь с элементами основы. Найдите слова, которые, будучи подчиненными подлежащему или сказуемому, одновременно выступают в роли главных по отношению к другим словам в предложении. Обозначьте эту связь.

3) Оказалось, что у сказуемого прохаживается одну работу выполняют два "слуги": медленно и важно. Зависят ли они друг от друга? (Нет, они в равной мере подчинены одному "хозяину".) Какова связь между ними? (Сочинительная.) Как называются такие члены предложения? (Однородные.) Объясните отсутствие запятой между однородными членами предложения.

4) Как называются слова, которые уточняют, поясняют главные члены предложения? (Второстепенные.) Докажите, что без них предложение может обойтись. Докажите также, что работа, которую они выполняют в предложении, очень важна и интересна.

5) Мы говорим о главных и второстепенных членах предложения. Как вы понимаете это название - члены предложения? (Слова, связанные между собой по смыслу и грамматически - о видах этой связи мы говорили выше.)

Могут ли в предложении быть слова, которые не являются его членами? Понаблюдаем.

II. Слова, грамматически не связанные с предложением.

1. На доске - стихотворение Анны Андреевны Ахматовой:

Мурка, не ходи, там сыч

На подушке вышит.

Мурка серый, не мурлычь,

Дедушка услышит.

Няня, не горит свеча,

И скребутся мыши.

Я боюсь того сыча,

Для чего он вышит?

Что вы представляете, слушая это стихотворение?

1) К кому обращается малыш? (К коту Мурке и к няне.) Такие слова называются обращениями. Являются ли они членами предложения? Как это проверить? (Не обнаружив грамматической связи с другими словами, приходим к выводу, что членами предложения они не являются.) Какую же работу выполняют они в предложении? (Называют того, к кому обращено сообщение. Учитель дополняет: или того, к кому обращен вопрос.) Как эти не члены предложения выделяются в устной речи? (Интонационно.) А на письме? (Рассказать нам о нас самих очень похоже - главная задача и величайшая заслуга настоящего художника слова.)

3) Представьте себя на месте малыша. Вам страшно, жутко в темноте. А тут еще сыч на подушке! Лучше была бы красивая бабочка или цветок! Вместо обращения к коту выразите сожаление о том, что на подушке - страшный сыч, сохранив ритм стиха. (Далее приводятся возможные ответы.)

К сожалению, там сыч

На подушке вышит.

Вы поместили в предложение слово, выражающее отношение автора к тому, о чем он говорит. Такое слово называется вводным. Докажите, что оно не является членом предложения. Как выделяется в устной речи? На письме?

Но вы не совсем уверены, что это сыч, ведь свеча не горит. Скажите об этом.

Кажется, противный сыч

На подушке вышит.

Вот еще одно вводное слово - с другим значением. В русском языке есть несколько групп вводных слов по значению. Какие вводные когда выходят на работу - об этом разговор на следующих уроках. А пока...

4) Проплывающие по небу тучи то закрывают, то открывают луну. По комнате бродят тени. Вам показалось, что сыч зашевелился, вы испугались еще больше! Выразите свой страх.

Ой! Ужасный, страшный сыч

на подушке вышит.

Слово, которое выразило ваше чувство, называется междометием. Как выделяется в устной речи и на письме? Назовите междометия-синонимы. Может ли наше междометие выразить другие чувства?

5) Вы отвернулись от подушки, отвлеклись. Но ваш взгляд как магнитом тянет обратно. Очень хочется узнать, не исчез ли пугающий вас образ? Посмотрите снова. Увы, на рисунке все по-прежнему. Подтвердите, что это действительно так.

Да! Тот самый жуткий сыч

На подушке вышит.

Чтобы усилить утверждение или отрицание, автор может воспользоваться словами "да", "нет", которые не являются членами предложения и выделяются в устной речи интонационно, а на письме - запятыми или восклицательным знаком.

6) Сделайте вывод о том, какими словами, не являющимися чего членами, может быть осложнено предложение; какие функции они выполняют; как выделяются в устной речи и на письме. Запишите вывод. Прочитаем и обсудим записанное, отредактируем ответ. (Вне предложения находятся обращения, вводные слова, междометия, слова "да", "нет". Все они грамматически не связаны с другими словами предложения, не являются его членами, в устной речи выделяются интонационно. На письме вводные слова выделяются запятыми, а все остальные слова - не члены предложения - запятыми или восклицательным знаком.)

2. Для закрепления материала урока учащимся предлагается найти в данном тексте слова, не являющиеся членами предложения, и определить их роль.

- Дядя Альберт! - сказала Мэри Поппинс, и мистер Паррик, вздрогнув, прекратил свой смех.

- Ой, извини, дорогая! Так на чем я остановился? Ах, да. Так вот, самое смешное то... хорошо, хорошо, Мэри, я постараюсь не смеяться... что, когда мой день рождения приходится на пятницу, я бываю в таком приподнятом настроении, что взлетаю. В буквальном смысле слова! - сказал мистер Паррик.

- Почему? - начал Майкл.

- Как? - начала Джейн.

- Понимаете ли, стоит мне в этот день засмеяться - мне обязательно попадает в рот смешинка, и я так наполняюсь веселящим газом, что просто не могу удержаться на земле. Не только засмеяться - мне достаточно просто улыбнуться. Подумаю о чем-нибудь смешном - и взлетаю, как воздушный шар. И, пока не подумаю о чем-нибудь очень, очень грустном, никак не могу опуститься!

При мысли об этом мистер Паррик опять захихикал, но, заметив выражение лица Мэри Поппинс, он подавил смех и продолжал:

- Признаюсь, то не совсем обычное свойство, но я не жалуюсь. С вами этого, наверно, никогда не случалось?

Джейн и Майкл замотали головами.

- Так я и думал. Кажется, только у меня такая привычка. Забавно, правда?

(Памела Трэверс "Мэри Поппинс")

А случалось ли с вами что-нибудь необычное, подобное тому, о чем рассказано в сказке? Попробуйте рассказать об этом. Может быть, вам помогут не члены предложения?

Дома учащиеся выполняют упражнения с вводными словами.


Отправить на принтер


Готовая ссылка для списка литературы

Е.И.Кудрина , Русский язык. Слова, грамматически не связанные с предложением // Москва: Портал "О литературе", LITERARY.RU. Дата обновления: 05 марта 2008. URL: http://www.literary.ru/literary.ru/readme.php?subaction=showfull&id=1204713607&archive=1205324254 (дата обращения: 10.02.2016).

По ГОСТу РФ (ГОСТ 7.0.5—2008, "Библиографическая ссылка"):