Финансово-экономический научный портал

ТАКЖЕ ПОСЕТИТЕ: Белорусская цифровая библиотека

  РУБРИКАТОР:  Архив 1   Архив 2   Архив 3    Архив 4   Архив 5   Архив 6



    

НОВЕЙШИЕ СТАТЬИ:

12 марта 2008
Сочинение по картине В.М. Васнецова "Витязь на распутье"
Авторmaxim, рейтинг за сегодня - 3


12 марта 2008
Чтобы писать грамотно, нужно изучать грамматику
Авторmaxim, рейтинг за сегодня - 1


05 марта 2008
Фрагмент зооморфной модели мира в стихотворении Н. А. Заболоцкого "Змеи"
Авторmaxim, рейтинг за сегодня - 0


05 марта 2008
Метод проекта на современном уроке литературы
Авторmaxim, рейтинг за сегодня - 0


05 марта 2008
Пушкинская традиция в цикле Б. Пастернака "Тема с вариациями"
Авторmaxim, рейтинг за сегодня - 0


05 марта 2008
"Умнейшая голова России"
Авторmaxim, рейтинг за сегодня - 0


05 марта 2008
О поэтике литературных сновидений
Авторmaxim, рейтинг за сегодня - 1


05 марта 2008
"Гроза" без грозы
Авторmaxim, рейтинг за сегодня - 9


05 марта 2008
"Ночевала тучка золотая..." (О метафоре)
Авторmaxim, рейтинг за сегодня - 12


05 марта 2008
Изобразительные и выразительные возможности антонимов
Авторmaxim, рейтинг за сегодня - 4



Календарь \ в этом месяце:
Апрель 2015
ПнВтСрЧтПтСбВс
 0102030405
06070809101112
13141516171819
20212223242526
27282930 

Реклама Google

АРХИВ

Архив рубрики: спецстатьиВ Архиве хранятся материалы, которые нельзя найти в обычных разделах. В Архив попадают публикации большого размера. Также здесь находятся старые материалы. Наши администраторы периодически просматривают все материалы Библиотеки и периодически направляют в спецархивы все новые и новые материалы. Возможно, здесь находятся и Ваши публикации, которые Вы опубликовали в Библиотеке.

ВЫБЕРИТЕ АРХИВ ПО ДАТЕ!



СПОНСОРЫ РУБРИКИ:


Электронная доставка диссертаций


Русский язык. Слова, грамматически не связанные с предложением

АвторДАТА ПУБЛИКАЦИИ: 05 марта 2008
АвторОПУБЛИКОВАЛ: maxim
АвторРУБРИКА:
Источник (source)ИСТОЧНИК: http://portalus.ru (c)



АВТОРУ: Дополнить публикациюАВТОРУ: Исправить публикациюАВТОРУ: Удалить публикацию

Е.И.Кудрина , (c)


I. Предложение и его члены. (Повторение.)

1. Для чего человеку нужен язык? (Язык позволяет людям думать, сообщать друг другу мысли, действовать сообща, учит понимать прекрасное.)

2. Какой синтаксической единицей мы пользуемся, когда передаем мысли друг другу? (Предложением.) Какое свойство предложения способствует этому? (Слова в предложении имеют общий законченный смысл.)

3. Запись и анализ предложения: Большая ворона медленно и важно прохаживается по садовой дорожке.

1) О чем сообщает это предложение? Кто что делает? Выделите слова, которые отвечают на эти вопросы. Ответственная работа у этих слов! В них - главное содержание сообщения. Поэтому их называют...? (Главными членами, грамматической основой предложения.) Как связаны слова в грамматической основе предложения? (Взаимной связью.)

2) Как связаны с главными членами остальные слова в предложении? (Подчинительной связью.) Как называются такие синтаксические единицы? (Словосочетания). Найдите "слуг" подлежащего и сказуемого. Графически обозначьте их связь с элементами основы. Найдите слова, которые, будучи подчиненными подлежащему или сказуемому, одновременно выступают в роли главных по отношению к другим словам в предложении. Обозначьте эту связь.

3) Оказалось, что у сказуемого прохаживается одну работу выполняют два "слуги": медленно и важно. Зависят ли они друг от друга? (Нет, они в равной мере подчинены одному "хозяину".) Какова связь между ними? (Сочинительная.) Как называются такие члены предложения? (Однородные.) Объясните отсутствие запятой между однородными членами предложения.

4) Как называются слова, которые уточняют, поясняют главные члены предложения? (Второстепенные.) Докажите, что без них предложение может обойтись. Докажите также, что работа, которую они выполняют в предложении, очень важна и интересна.

5) Мы говорим о главных и второстепенных членах предложения. Как вы понимаете это название - члены предложения? (Слова, связанные между собой по смыслу и грамматически - о видах этой связи мы говорили выше.)

Могут ли в предложении быть слова, которые не являются его членами? Понаблюдаем.

II. Слова, грамматически не связанные с предложением.

1. На доске - стихотворение Анны Андреевны Ахматовой:

Мурка, не ходи, там сыч

На подушке вышит.

Мурка серый, не мурлычь,

Дедушка услышит.

Няня, не горит свеча,

И скребутся мыши.

Я боюсь того сыча,

Для чего он вышит?

Что вы представляете, слушая это стихотворение?

1) К кому обращается малыш? (К коту Мурке и к няне.) Такие слова называются обращениями. Являются ли они членами предложения? Как это проверить? (Не обнаружив грамматической связи с другими словами, приходим к выводу, что членами предложения они не являются.) Какую же работу выполняют они в предложении? (Называют того, к кому обращено сообщение. Учитель дополняет: или того, к кому обращен вопрос.) Как эти не члены предложения выделяются в устной речи? (Интонационно.) А на письме? (Рассказать нам о нас самих очень похоже - главная задача и величайшая заслуга настоящего художника слова.)

3) Представьте себя на месте малыша. Вам страшно, жутко в темноте. А тут еще сыч на подушке! Лучше была бы красивая бабочка или цветок! Вместо обращения к коту выразите сожаление о том, что на подушке - страшный сыч, сохранив ритм стиха. (Далее приводятся возможные ответы.)

К сожалению, там сыч

На подушке вышит.

Вы поместили в предложение слово, выражающее отношение автора к тому, о чем он говорит. Такое слово называется вводным. Докажите, что оно не является членом предложения. Как выделяется в устной речи? На письме?

Но вы не совсем уверены, что это сыч, ведь свеча не горит. Скажите об этом.

Кажется, противный сыч

На подушке вышит.

Вот еще одно вводное слово - с другим значением. В русском языке есть несколько групп вводных слов по значению. Какие вводные когда выходят на работу - об этом разговор на следующих уроках. А пока...

4) Проплывающие по небу тучи то закрывают, то открывают луну. По комнате бродят тени. Вам показалось, что сыч зашевелился, вы испугались еще больше! Выразите свой страх.

Ой! Ужасный, страшный сыч

на подушке вышит.

Слово, которое выразило ваше чувство, называется междометием. Как выделяется в устной речи и на письме? Назовите междометия-синонимы. Может ли наше междометие выразить другие чувства?

5) Вы отвернулись от подушки, отвлеклись. Но ваш взгляд как магнитом тянет обратно. Очень хочется узнать, не исчез ли пугающий вас образ? Посмотрите снова. Увы, на рисунке все по-прежнему. Подтвердите, что это действительно так.

Да! Тот самый жуткий сыч

На подушке вышит.

Чтобы усилить утверждение или отрицание, автор может воспользоваться словами "да", "нет", которые не являются членами предложения и выделяются в устной речи интонационно, а на письме - запятыми или восклицательным знаком.

6) Сделайте вывод о том, какими словами, не являющимися чего членами, может быть осложнено предложение; какие функции они выполняют; как выделяются в устной речи и на письме. Запишите вывод. Прочитаем и обсудим записанное, отредактируем ответ. (Вне предложения находятся обращения, вводные слова, междометия, слова "да", "нет". Все они грамматически не связаны с другими словами предложения, не являются его членами, в устной речи выделяются интонационно. На письме вводные слова выделяются запятыми, а все остальные слова - не члены предложения - запятыми или восклицательным знаком.)

2. Для закрепления материала урока учащимся предлагается найти в данном тексте слова, не являющиеся членами предложения, и определить их роль.

- Дядя Альберт! - сказала Мэри Поппинс, и мистер Паррик, вздрогнув, прекратил свой смех.

- Ой, извини, дорогая! Так на чем я остановился? Ах, да. Так вот, самое смешное то... хорошо, хорошо, Мэри, я постараюсь не смеяться... что, когда мой день рождения приходится на пятницу, я бываю в таком приподнятом настроении, что взлетаю. В буквальном смысле слова! - сказал мистер Паррик.

- Почему? - начал Майкл.

- Как? - начала Джейн.

- Понимаете ли, стоит мне в этот день засмеяться - мне обязательно попадает в рот смешинка, и я так наполняюсь веселящим газом, что просто не могу удержаться на земле. Не только засмеяться - мне достаточно просто улыбнуться. Подумаю о чем-нибудь смешном - и взлетаю, как воздушный шар. И, пока не подумаю о чем-нибудь очень, очень грустном, никак не могу опуститься!

При мысли об этом мистер Паррик опять захихикал, но, заметив выражение лица Мэри Поппинс, он подавил смех и продолжал:

- Признаюсь, то не совсем обычное свойство, но я не жалуюсь. С вами этого, наверно, никогда не случалось?

Джейн и Майкл замотали головами.

- Так я и думал. Кажется, только у меня такая привычка. Забавно, правда?

(Памела Трэверс "Мэри Поппинс")

А случалось ли с вами что-нибудь необычное, подобное тому, о чем рассказано в сказке? Попробуйте рассказать об этом. Может быть, вам помогут не члены предложения?

Дома учащиеся выполняют упражнения с вводными словами.

 

Реклама Google

БАЙНЕТ ЗАЖИГАЕТ: HIT.BY
А также:


Отправить публикацию на принтер Распечатать публикацию (версия для печати)

Научный форум - обсуждение данной статьи Форум

Комментариев к статье: 0

ДОПОЛНИТЕ СТАТЬЮ ПРЯМО СЕЙЧАС!

ВНИМАНИЕ! Комментировать могут только зарегистрированные пользователи. Если Вы зарегистрированы, введите тот логин, который Вы указывали при регистрации. Если Вы не зарегистрированы, воспользуйтесь соответсвующей ссылкой в левом меню данной страницы! Единожды зарегистрировавшись, Вы сможете комментировать любую статью в любой рубрике!



smile wink wassat tongue laughing sad angry crying 

[b] текст [/b] - Жирный текст
[i] текст [/i] - Наклонный текст
[u] текст [/u] - Подчеркнутый текст
[del] текст [/del] - Зачеркнутый текст
[quote] текст [/quote] - Цитата
[quote] текст [/quote] - Цитата


..
  Рекламный баннер:

Сочинение по картине В.М. Васнецова "Витязь на распутье"

Дата добавления материала12 марта 2008 | Автор maxim | Рубрика Библиотеки | Добавлено комментариев Комментарии: 0

АННОТАЦИЯ: Предлагаем один из вариантов композиции урока обучения сочинению-описанию картины.

Назовем урок обучения описанию историко-былинного живописного полотна В.М. Васнецова "Витязь на распутье" так - Выбор пути.

Атрибутивные данные картины - 1882 г. Холст, масло. 167 х 299 см. Государственный Русский музей. Санкт- Петербург...

Читать далее... [ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ]

Чтобы писать грамотно, нужно изучать грамматику

Дата добавления материала12 марта 2008 | Автор maxim | Рубрика Библиотеки | Добавлено комментариев Комментарии: 0

АННОТАЦИЯ: Всякая теоретическая мысль, высказанная преждевременно, связывает ученика и лишает его свободного сознания, получая вид предрассудка.

Ф.И. Буслаев

Мы все хорошо знаем, что большая часть времени, отпущенного средней школе на предмет "русский язык", тратится на выработку у школьников орфографической и пунктуационной грамотности. И так же хорошо мы все знаем, что желанного результата нам достичь не удается. Почему?

Читать далее... [ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ]

Фрагмент зооморфной модели мира в стихотворении Н. А. Заболоцкого "Змеи"

Дата добавления материала05 марта 2008 | Автор maxim | Рубрика Библиотеки | Добавлено комментариев Комментарии: 0

АННОТАЦИЯ: Интерпретация лирического стихотворения, тем более такого сложного поэта, каким был Николай Заболоцкий времени создания "Змей", ведется автором на основе серьезной культурологической и литературоведческой базы. Любопытно, что основания, на которых строится конкретный анализ, в этой статье близки тем, которые просматриваются в статье другого новосибирского автора, чья статья публикуется в этом номере журнала - Ларисы Захидовой. У читателя появляется возможность выяснить, как к совершенно различным материалам можно подходить с близких методологических позиций. Это само по себе уже по-хорошему провоцирует собственные опыты в этом отношении. Ни в коем случае не абсолютизируя предложенные подходы, мы бы хотели обратить внимание читателей на такую возможность. Это тем более существенно, что точкой пересечения путей, которыми идут авторы, становится концептуальная картина мира далеких во всех отношениях художников.

Читать далее... [ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ]

Метод проекта на современном уроке литературы

Дата добавления материала05 марта 2008 | Автор maxim | Рубрика Библиотеки | Добавлено комментариев Комментарии: 0

АННОТАЦИЯ: Роман Михаила Булгакова "Мастер и Маргарита" сегодня, бесспорно, самый любимый роман юных читателей. Раскрыть тайну и причину этой любви пытаются ученые и учителя, в том числе и на страницах нашего журнала.

Значительно меньше внимания уделяется организации работы по "закатному роману" писателя на уроках, когда тайны "Мастера и Маргариты" могут открыть сами юные читатели. Статья принципиально интересна, прежде всего, тем, что в ней автор сосредотачивает внимание на новых интересных методических подходах к интерпретации одного из самых сложных произведений в курсе школьной литературы.

Читать далее... [ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ]

Пушкинская традиция в цикле Б. Пастернака "Тема с вариациями"

Дата добавления материала05 марта 2008 | Автор maxim | Рубрика Библиотеки | Добавлено комментариев Комментарии: 0

АННОТАЦИЯ: Творчество Б. Л. Пастернака играет важную роль в литературном образовании современного школьника, и в первую очередь это касается романа "Доктор Живаго", который по праву занимает одно из главных мест в школьных программах по литературе для одиннадцатых классов, в то время как лирике уделяется гораздо меньше внимания. Однако именно изучение лирики вводит учеников в мир авторских мыслей и чувств, которые выражаются в эпическом произведении опосредованно. Кроме того, изучение поэтики романа "Доктор Живаго", в котором эпос и лирика причудливо соединяются в особый синтетический жанр, невозможно без знания основ поэтической системы Пастернака.

Читать далее... [ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ]

"Умнейшая голова России"

Дата добавления материала05 марта 2008 | Автор maxim | Рубрика Библиотеки | Добавлено комментариев Комментарии: 0

АННОТАЦИЯ: (П. А. Толстой - первый из рода Толстых)

Многие русские писатели живо интересовались своими предками, жизнь которых была тесно связана с историей России. Историей своего рода интересовался и Л. Н Толстой. После завершения работы над романом "Война и мир" у писателя возник замысел произведения о России эпохи Петра, причем главным героем книги он собирался сделать Ивана Толстого, сына выдающегося исторического деятеля - Петра Андреевича Толстого.

Проникая в "задачи" и "загадки" эпохи Петра I, Лев Толстой разыскивал интересующие его воспоминания и документы в семейных архивах. В письме к тетке А. А. Толстой он спрашивал: "Не знаете ли вы чего-нибудь о наших предках Толстых, чего я не знаю? Мне помнится, граф Илья Андреевич собирал сведения. Если есть что написанное, не пришлет ли он мне...1".

Читать далее... [ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ]

О поэтике литературных сновидений

Дата добавления материала05 марта 2008 | Автор maxim | Рубрика Библиотеки | Добавлено комментариев Комментарии: 0

АННОТАЦИЯ: Интерес к изучению литературных сновидений симптоматичен для последнего времени1. Не в малой степени он связан с развитием научной психологии в XX веке (З. Фрейд, К. Г. Юнг, Э. Фромм и др.), изменившим как методологию изучения снов, так и способы их интерпретации. Расширилось наше представление о сновидении как о феномене человеческой психики. Показательный пример - "Толковый словарь сновидений" В. Соловьева2, где каждый символ разъясняется с девяти позиций: доантичных истолкований, античной трактовки, готической экзегетики, эзотерической интерпретации, физиологических объяснений, фрейдистского психоанализа, юнгианского анализа, психометодологии, тривиальной психопатологии, культурно-мифологических персонификаций и сюжетов. Автор стремится познакомить читателя со всеми возможными способами интерпретации снов. В основном книга ориентирована на описание символов сновидений, но есть и анализ сюжетов3.

Читать далее... [ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ]

"Гроза" без грозы

Дата добавления материала05 марта 2008 | Автор maxim | Рубрика Библиотеки | Добавлено комментариев Комментарии: 0

АННОТАЦИЯ: В этой части статьи речь пойдет о некоторых элементах уроков, посвященных "Грозе" А. Н. Островского.

Хочу сразу предупредить. Писать мои десятиклассники будут больше, чем нужно, и даже, чем возможно. Но меня интересовала диагностика: что понимают, думают все и каждый. А это понять в беседе невозможно. В дальнейшем все это можно будет проводить устно.

Читать далее... [ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ]

"Ночевала тучка золотая..." (О метафоре)

Дата добавления материала05 марта 2008 | Автор maxim | Рубрика Библиотеки | Добавлено комментариев Комментарии: 0

АННОТАЦИЯ: Метафора (греч. metaphora - перенос) - троп, перенос названия с одного предмета на другой на основании их сходства. Так, в стихотворении М.Ю. Лермонтова "Утес" действия, свойства, переживания человека переносятся на двух "персонажей" произведения - "старый утес" и "тучку золотую":

Ночевала тучка золотая

На груди утеса -великана.

Утром в путь она умчалось рано,

По лазури весело играя;

Но остался влажный след в морщине

Старого утеса. Одиноко

Он стоит, задумался глубоко

И тихонько плачет он в пустыне.

Читать далее... [ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ]

Изобразительные и выразительные возможности антонимов

Дата добавления материала05 марта 2008 | Автор maxim | Рубрика Библиотеки | Добавлено комментариев Комментарии: 0

АННОТАЦИЯ: Планомерная и методически продуманная работа по расширению словарного запаса учащихся - одна из важнейших задач преподавания русского языка как неродного. Успешному решению этой задачи способствует системная подача лексики (синонимы, антонимы, омонимы и т.д.).

Антонимы - это слова одной и той же части речи с противоположным лексическим значением: конец - начало, веселый - грустный, хорошо - плохо, любить - ненавидеть 1 . Они обычно противопоставляются по какому-либо признаку; день и ночь - по времени, легкий и тяжелый - по весу, здесь и там - по положению в пространстве, горький и сладкий - по вкусу и т.д. Многозначное слово в разных своих значениях может иметь разные антонимы. Так антонимом слова легкий в значении "незначительный по весу" является прилагательное тяжелый, а в значении "простой для усвоения" - трудный.

Читать далее... [ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ]

Теория словесности как учебная дисциплина второй половины XIX в.

Дата добавления материала05 марта 2008 | Автор maxim | Рубрика Библиотеки | Добавлено комментариев Комментарии: 0

АННОТАЦИЯ: Одна из отличительных характеристик современной школы - возвращение таких забытых предметов, как риторика и словесность. В этой связи представляется полезным знакомство с опытом преподавания словесности в дореволюционной русской школе. Историческое осмысление данного вопроса поможет объективно оценить современные направления в преподавании русской словесности, расставить акценты в ее культурологическом содержании.

В статье предлагается анализ теории словесности как учебной дисциплины с точки зрения обучения речи; дается общая характеристика теоретических и практических руководств, которые использовались во второй половине XIX - начале XX в.

Читать далее... [ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ]

Программа по русскому языку для X--XI классов общеобразовательной школы

Дата добавления материала05 марта 2008 | Автор maxim | Рубрика Библиотеки | Добавлено комментариев Комментарии: 0

АННОТАЦИЯ: Программа ориентирована на "Обязательный минимум содержания среднего (полного) общего образования" и предназначена для X-XI классов общеобразовательных школ. Она базируется на программе девятилетней школы и является следующим этапом решения проблемы общей речевой подготовки выпускников школ.

Основная задача обучения русскому языку в указанных классах - систематизация и обобщение важнейших сведений о языке, развитие и совершенствование навыков грамотного письма, тех практических умений, которые обеспечивают свободное владение нормами литературного языка в его устной и письменной форме.

Читать далее... [ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ]

Примерное планирование уроков русского языка по пособию А.И. Власенкова и Л.М. Рыбченковой. Х класс

Дата добавления материала05 марта 2008 | Автор maxim | Рубрика Библиотеки | Добавлено комментариев Комментарии: 0

АННОТАЦИЯ: Во втором полугодии для обобщения и изучения предлагаются темы: "Текст и его строение. Основные виды переработки текста", "Стили речи. Научный стиль". На изучение этих тем отводится 18 часов, из них 2 часа на лабораторные работы.

Урок 17. Признаки текста. Абзац. (Упр. 288-298.)

Урок начинается с "синтаксической разминки". Под диктовку записывается текст.

Читать далее... [ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ]

Примерное планирование работы по учебнику "Русский язык", IX класс, под редакцией М.М. Разумовской и П.А. Леканта

Дата добавления материала05 марта 2008 | Автор maxim | Рубрика Библиотеки | Добавлено комментариев Комментарии: 0

АННОТАЦИЯ: III ЧЕТВЕРТЬ

Урок 33. Виды сложноподчиненного предложения (пар.10). (Продолжение.)

Цель урока: научить конструировать сложноподчиненные предложения по схемам; закрепить навыки синтаксического разбора сложноподчиненного предложения.

В качестве факультативного предложен материал о придаточном присоединительном.

Читать далее... [ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ]

Примерное планирование работы по русскому языку на основе учебного комплекса В.В. Бабайцевой для школ и классов с углубленным изучением русского языка. VI класс

Дата добавления материала05 марта 2008 | Автор maxim | Рубрика Библиотеки | Добавлено комментариев Комментарии: 0

АННОТАЦИЯ:
Уроки 97, 98. Понятие о прилагательном.

Урок начинаем традиционно с порядка морфологического разбора прилагательного (вопросы к плану см. в упр. 444).

После чтения пар. 121 анализируем прилагательные из упр. 445: синтаксическая функция, морфемный состав, морфологические признаки, правописание.

Составление словосочетаний с прилагательными - упр. 446.

Игра "Кто больше?": подобрать определения-прилагательные к существительным дом, ветер, Москва.

Читать далее... [ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ]

Материалы для самостоятельного повторения в старших классах

Дата добавления материала05 марта 2008 | Автор maxim | Рубрика Библиотеки | Добавлено комментариев Комментарии: 0

АННОТАЦИЯ: Одна из трудностей, с которыми сталкивается старшеклассник, вызвана тем, что в среднем звене грамматический материал изучался на лексике, доступной среднему возрасту, и школьники писали тексты, соответствующие их возрастным возможностям. А в старших классах им приходится иметь дело со "взрослой" лексикой и гораздо более сложными текстами, чем те, на которых они учились писать. Поэтому нам представляется необходимым создание такого учебного материала, который давал бы возможность старшеклассникам при повторении правил правописания активно осваивать "взрослую" лексику и свободно пользоваться ею при создании собственных текстов.

Читать далее... [ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ]

Изучение грамматики на основе анализа стиля писателя. Причастия и деепричастия

Дата добавления материала05 марта 2008 | Автор maxim | Рубрика Библиотеки | Добавлено комментариев Комментарии: 0

АННОТАЦИЯ: Вопросы взаимодействия, взаимопроникновения русского зыка и литературы решаются по-разному и на разном уровне. Но как бы они ни трактовались, очевидна их актуальность в конкретных учебных ситуациях и в движении нашей школы к интегрированию и к целостному постижению мира, к целостному постижению знаний. Статья П.А. Гагаева предполагает один из аспектов этой проблемы: чисто грамматические темы рассматриваются автором в контексте изучения стиля - категории не только, в понимании П.А. Гагаева, речевой, но и эстетической.

Читать далее... [ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ]

Новые темы в курсе литературы VII класса

Дата добавления материала05 марта 2008 | Автор maxim | Рубрика Библиотеки | Добавлено комментариев Комментарии: 0

АННОТАЦИЯ: В новый учебник-хрестоматию "Литература. Начальный курс. VII класс" под ред. Г.И. Беленького (М.: Мнемозина, 1999), рекомендованный Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации для общеобразовательных учреждений, наряду с традиционными "Песней про царя Ивана Васильевича..." М.Ю. Лермонтова, "Тарасом Бульбой" Н.В. Гоголя, рассказом "Бирюк" и стихотворениями в прозе И.С. Тургенева, сказкой М. Е. Салтыкова- Щедрина, " Хамелеоном " А.П. Чехова, "Детством" М. Горького и другими, вошло много новых тем. Предлагаем один из возможных вариантов уроков по некоторым из этих новых тем с учетом количества часов, выделяемых на их изучение в готовящемся к изданию пособии для учителя "Методические советы к учебнику-хрестоматии для VII класса. Литература. Начальный курс" под ред. М.А. Снежневской.

Читать далее... [ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ]

От планирования материала к планированию деятельности

Дата добавления материала05 марта 2008 | Автор maxim | Рубрика Библиотеки | Добавлено комментариев Комментарии: 0

АННОТАЦИЯ: Приступая к рассказу о работе над произведениями третьего раздела программы и учебника, необходимо пояснить, почему творческие особенности Пушкина, Толстого, Набокова, Тютчева, всех других писателей, представленных в этом разделе, я пытаюсь обнаружить и сопоставить именно на материале анализа произведений, посвященных грозе. Чем объясняется выбор именно этой темы? Здесь не может быть однозначного ответа.

Однако, на мой взгляд, для выбора именно этой темы достаточно оснований. Во-первых, эта тема точно соотносится с отдельной сценой и поэтому трактуется вполне конкретно, она достаточно локализована. Во- вторых, это очень популярная тема. Она встречается у писателей самых разнообразных направлений. В-третьих, трудно представить себе другую тему, где бы выразительность и изобразительность так тесно соприкасались. В-четвертых, эта тема привлекательна единством, взаимообусловленностью внешнего мира и мира внутреннего; преображение в природе, молниеносные просветления в душном мраке грозы - и душевные потрясения, мгновенный переход от подавленного состояния к страху, почти ужасу и затем просветление, ощущение радости и красоты бытия. В-пятых, тема грозы, как и любая "природная" тема, близка жизненному опыту детей, гроза входит в круг самых ярких детских впечатлений. Не случайно герои предлагаемых ученикам произведений и фрагментов - по большей части их ровесники. В-шестых, в пределах этой темы соединяются живые, непосредственные наблюдения и переживания с мифологическими реминисценциями, чудесно переплетаются впечатления от грома и молнии с образами громовержцев, мечущих огненные стрелы.

Читать далее... [ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ]

Меж рук или между руками? (Предлоги меж и между)

Дата добавления материала05 марта 2008 | Автор maxim | Рубрика Библиотеки | Добавлено комментариев Комментарии: 0

АННОТАЦИЯ: В сказке А.С. Пушкина о царе Салтане есть такая фраза:

В муху князь оборотился,

Полетел и опустился

Между моря и небес

На корабль - ив щель залез.

По нормам современного русского языка она явно неправильна. Должно было бы быть: "...между морем и небесами..."

Читать далее... [ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ]

Эссе как один из видов школьного сочинения

Дата добавления материала05 марта 2008 | Автор maxim | Рубрика Библиотеки | Добавлено комментариев Комментарии: 0

АННОТАЦИЯ: Один из следующих этапов обучения написанию эссе - анализ ученических сочинений.

Приведем пример сочинения Дарии С. "Грамматика любви в произведениях И.А. Бунина" и попросим учащихся рассмотреть эту работу с точки зрения требований, предъявляемых к школьному сочинению:

Доказательно и убедительно ли автор раскрывает тему, подробно ли анализирует избранные произведения, удалось ли ему выявить позицию писателя, продемонстрировано ли напрямую знание биографических и критических работ о Бунине?

...Что такое любовь?

- Любовь, любовь - гласит преданье -

Союз души с душой родной,

Их съединенье, сочетанье

И... поединок роковой.

(Ф.И.Тютчев)

Читать далее... [ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ]

Изучение поэмы Вен. Ерофеева "Москва - Петушки" в XI классе

Дата добавления материала05 марта 2008 | Автор maxim | Рубрика Библиотеки | Добавлено комментариев Комментарии: 0

АННОТАЦИЯ: "Ну, наконец-то!" - дружно воскликнули члены редакции, прочитав статью Э.Ф. Шафранской. Когда мы говорим: произведение пришло или не пришло в школу, мы лукавим - само по себе оно прийти не может, его нужно привести, объяснить, каково его место в литературном процессе, как и когда его читать со школьниками, что выделить как учебную интригу. Венедикт Ерофеев - знаковая фигура в нашей литературе, нашей жизни, нашем сознании - до сих пор, оставаясь одним из самых читаемых писателей, не стал "пунктом" программы по литературе. Думается, что статья Э.Ф. Шафранской во многом определяет интерес к повести как учебному материалу.

Читать далее... [ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ]

Рассказ А. Платонова "Корова" в VI классе. Сюжет, повествование, персонаж и характер, композиция

Дата добавления материала05 марта 2008 | Автор maxim | Рубрика Библиотеки | Добавлено комментариев Комментарии: 0

АННОТАЦИЯ: Творчество А. Платонова вошло в школьное преподавание не так давно как часть "возвращенной литературы". Но теперь в новейших программах оно представлено широким крутом произведений - наследие писателя, пробовавшего себя в самых разных жанрах эпической, лирической и драматической литературы, в публицистике и критике, дает богатый материал для изучения. Для прочтения и анализа в средней школе рекомендуются: в 5-м классе народные сказки в пересказе Платонова ("Волшебное кольцо", "Финист - Ясный сокол"); в 6-м - рассказы для детей "Никита", "Корова"; в 7-м - рассказы "Разноцветная бабочка", "Иван Великий", "Песчаная учительница", "Неизвестный цветок", "Юшка"; в 11-м - повесть "Сокровенный человек", комедия "Шарманка", хроника "Впрок", повесть "Котлован", роман "Чевенгур" (по выбору учителя и учащихся), (Перечень дан по трем программам, рекомендованным Минпросом РФ и опубликованным в 1998 г.) Очевидно, что список мог бы быть расширен за счет таких рассказов о жизни и о детях, как "Цветок на земле", "Июльская гроза" и др.

Читать далее... [ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ]

Д. Хармс на уроках литературы в V классе

Дата добавления материала05 марта 2008 | Автор maxim | Рубрика Библиотеки | Добавлено комментариев Комментарии: 0

АННОТАЦИЯ: Нам не дано предугадать,

Как наше слово отзовется...

Ф.И. Тютчев

Думал ли, знал ли Даниил Хармс, писавший, творивший, разыгрывавший из себя нечто, эпатировавший публику в 20-30-е гг. нашего столетия, что к нему придет такое вселенское признание, когда книги его будут издаваться не только большими тиражами, но и множеством издательств одновременно? Книжные полки магазинов рубежа веков пестрят однотомниками, двухтомниками, трехтомниками в разных обложках. Мне не раз приходилось слышать и видеть, как публика (разновозрастная, но более - молодежь), интеллигентного вида, образованная, спрашивает Хармса, интересуется Хармсом. О нем пишут, его ставят и у нас, и на Западе. Первая увесистая монография о Хармсе написана швейцарским филологом Жаном-Филиппом Жаккаром, друзьям и родственникам которого казалось, "что Россия произвела на свет только одного писателя - Хармса".

Читать далее... [ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ]

Идиллия А.А. Дельвига "Изобретение ваяния" и "скульптурный миф" в творчестве русских романтиков

Дата добавления материала05 марта 2008 | Автор maxim | Рубрика Библиотеки | Добавлено комментариев Комментарии: 0

АННОТАЦИЯ: Интерес к статье Л.А. Ходанен заключается для учителя литературы прежде всего в том, что обычно рассматривается (если вообще рассматривается!) Дельвиг только как поэт пушкинского круга, пушкинской плеяды, а не предстает как уникальное явление истории нашей литературы, как поэт, без чьего творчества нельзя понять сложной картины русского романтизма, его взаимоотношений с классической традицией. Урочный потенциал статьи в том, что она может быть использована не только при подготовке индивидуальных заданий - докладов и сообщений, не только для факультативных занятий, но и для обзорных тем по курсам литературы IX класса. Мы уж и не говорим о литературоведческом потенциале этой статьи, столь необходимой сегодня словеснику.

Читать далее... [ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ]

"...И дольше века длится день..." Гипербола и литота

Дата добавления материала05 марта 2008 | Автор maxim | Рубрика Библиотеки | Добавлено комментариев Комментарии: 0

АННОТАЦИЯ: Гипербола (греч. hyperbole - преувеличение) - вид тропа 1 , сводящийся к преувеличению свойств, особенностей предметов, явлений с целью усиления выразительности и образности художественной речи. Например:

И полусонным стрелкам лень

Ворочаться на циферблате,

И дольше века длится день

И не кончается объятье.

(Б.Л. Пастернак. Единственные дни; здесь и далее курсив мой. - B.C.)

Читать далее... [ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ]

"Какое наслаждение уважать людей!" К изучению рассказа А.П. Чехова "Толстый и тонкий" в национальной школе

Дата добавления материала05 марта 2008 | Автор maxim | Рубрика Библиотеки | Добавлено комментариев Комментарии: 0

АННОТАЦИЯ: Изучение рассказа А.П. Чехова "Толстый и тонкий" в школе имеет давнюю традицию. Чеховскому рассказу и методике его изучения в школе посвящено немало известных литературоведческих и методических трудов: исследования В.В. Голубкова, Е.М. Галкиной- Федорук, Г.П. Бердникова, А.П. Чудакова и др. 1 Однако изменения, происходящие ныне в жизни нашего общества, диктуют новые подходы к преподаванию, обусловливают необходимость расстановки новых акцентов в интерпретации произведений русских писателей.

Характерной особенностью современного образования является его гуманизация. Основу программы воспитания в современной школе, полагают ученые, составляет формирование у школьников отношения к человеку как высшей ценности общества и самоцели социального развития, что означает уважение его автономии, мироощущения, интересов 2 . В результате формируются ценные нравственные качества личности (доброжелательность, честность, совестливость, великодушие, гуманизм) как следствие гуманистической ориентации ребенка.

Читать далее... [ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ]

Висячие мосты тургеневского стиля. "Отцы и дети"

Дата добавления материала05 марта 2008 | Автор maxim | Рубрика Библиотеки | Добавлено комментариев Комментарии: 0

АННОТАЦИЯ: Каким стилем автор (т.е. сам писатель) награждает главного или не главного из своих героев, статичен или динамичен этот стиль, происходит ли его градация, а то и метаморфоза, подвержен ли он переменам или заменам, - вопрос, от которого зависит степень адекватного толкования "идейного смысла" произведений русской словесности. Герои идейные, носители и выразители идей "эпохи", бывают лишены стиля, а герои-эпигоны, напротив, наделены изысканными (в значении русского языка XX в. - изящно совершенными) его фрагментами. Пожалуй, первая такая позиция за романом, посвященным памяти самого красноречивого в истории русской словесности человека.

Читать далее... [ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ]

От планирования материала к планированию деятельности

Дата добавления материала05 марта 2008 | Автор maxim | Рубрика Библиотеки | Добавлено комментариев Комментарии: 0

АННОТАЦИЯ: Второй раздел "Программы литературного образования" и учебника V класса посвящен вопросам, прямо продолжающим проблематику вступления и первого раздела. Напомню, что начало учебника призвано выяснить, что такое искусство, в чем его специфика, кто участвует в процессе эстетической коммуникации, каковы средства этой коммуникации. Во втором разделе учебника я ставлю задачу уяснить, чем художественная литература принципиально отличается от всех других видов литературы, прежде всего от публицистики. Мне кажется, что самым логичным для решения этой задачи было бы обратиться к пограничным ситуациям, где художественное произведение вырастает из публицистики.

Читать далее... [ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ]

Эссе как один из видов школьного сочинения

Дата добавления материала05 марта 2008 | Автор maxim | Рубрика Библиотеки | Добавлено комментариев Комментарии: 0

АННОТАЦИЯ: Современные условия развития образования, в том числе и литературного, его гуманизация и гуманитаризация, выдвинули на первый план понятие "личности" ученика. Деятельность педагога должна быть направлена на раскрытие заложенных в ребенке потенций.

Новые концепции литературного образования школьников, представленные в различных программах по литературе 1 , также ориентированы на создание условий для личностного развития учеников, становления их читательской и творческой самостоятельности.

Читать далее... [ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ]

"...Добродетельный человек не перестает идти своей дорогой..." Нравственное воспитание учащихся при изучении русской литературы XVIII в.

Дата добавления материала05 марта 2008 | Автор maxim | Рубрика Библиотеки | Добавлено комментариев Комментарии: 0

АННОТАЦИЯ: Бесспорна роль уроков литературы в нравственном воспитании подрастающего поколения, так как художественная литература дает читателю обширные знания жизни, обогащает его эмоциональным переживанием прочитанного и, следовательно, делает знания личностно значимыми.

Духовное состояние общества - всегда предмет заботы и внимания отечественной литературы, ибо оно зависит от целого комплекса проблем, связанных с физическим и нравственным здоровьем человека, с его представлениями о жизненных ценностях, о сохранении окружающей среды, о месте человека в обществе и природе, об отношениях мужчины и женщины и многое другое.

Читать далее... [ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ]

Новые принципы изображения человека в "Житии протопопа Аввакума"

Дата добавления материала05 марта 2008 | Автор maxim | Рубрика Библиотеки | Добавлено комментариев Комментарии: 0

АННОТАЦИЯ: Древнерусская литература до сих пор остается на периферии школьного курса литературы. То, что это неправильно, осознают все. Но, по сути, мало что делается в этом отношении. Дело может измениться благодаря тому, что в списке тем выпускных сочинений появились темы и по древнерусской литературе. Все мы, учителя, учим тому, что с нас спрашивают, что спрашивают с наших учеников. Статьей И.В. Грачевой редакция продолжает публикацию серии материалов, которые призваны помочь учителю конкретно осмыслить ключевые темы древнерусской литературы.

Читать далее... [ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ]

Чудо как напоминание об ответственности (нравственные уроки русской фантастики)

Дата добавления материала05 марта 2008 | Автор maxim | Рубрика Библиотеки | Добавлено комментариев Комментарии: 0

АННОТАЦИЯ: Если Бога нет, то все позволено.

Ф.М. Достоевский

Что отличает человека от других творений?

Чем определяется граница между свободой и необходимостью?

Как связаны преступление и наказание? Ответ на эти и многие другие нравственно-философские вопросы невозможен без понятия ответственность. Подобно категорическому императиву, оно изначально присутствует в человеке как духовном существе. Это существо с момента обретения сознания наделено свободой, которая является для него одновременно и правом и обязанностью, ведь за совершенный выбор между добром и злом (а другого выбора не бывает) нужно быть готовым ответить.

Читать далее... [ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ]

Нравственные уроки Слова о полку Игореве

Дата добавления материала05 марта 2008 | Автор maxim | Рубрика Библиотеки | Добавлено комментариев Комментарии: 0

АННОТАЦИЯ: 200 лет назад в ноябре 1800 г. в Москве увидела свет небольшая книжечка с заглавием в духе XVIII в. - "Ироическая песнь о походе на половцов удельнаго Князя Новагорода-Северскаго Игоря Святославича, писанная старинным русским языком в исходе XII столетия с переложением на употребляемое ныне наречие". Так пришло к читателю, стало достоянием отечественной и мировой общественности выдающееся произведение древнейшей нашей словесности - "Слово о полку Игореве".

Вместе с этой публикацией начинается его новая жизнь, а само открытие "Слова" было открытием древнерусской литературы как таковой, как самобытного, неповторимого художественного явления, положив начало перевороту в художественном и историко-литературном сознании россиян.

Читать далее... [ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ]

Примерное планирование уроков русского языка по пособию А.И. Власенкова и Л.М. Рыбченковой. Х класс

Дата добавления материала05 марта 2008 | Автор maxim | Рубрика Библиотеки | Добавлено комментариев Комментарии: 0

АННОТАЦИЯ: На уроке обобщаются и углубляются знания по теме "Фразеология" (свободные и несвободные словосочетания, исконно русские и заимствованные фразеологизмы). Закрепляется умение определять грамматическую функцию фразеологизмов в предложении, формируется представление о стилистической роли фразеологизмов в тексте.

Урок начинается с проверки домашнего задания. Упр. 86, 87, 95 у доски, упр. 88 и вопросы 12- 13 на с. 20 устно.

Читать далее... [ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ]

Примерное планирование работы по учебнику "Русский язык", IX класс, под редакцией М.М. Разумовской и П.А. Леканта

Дата добавления материала05 марта 2008 | Автор maxim | Рубрика Библиотеки | Добавлено комментариев Комментарии: 0

АННОТАЦИЯ: II ЧЕТВЕРТЬ (14 ч)

Уроки 19-20. Развитие речи. Сопоставление понятий "художественный стиль речи" и "язык художественной литературы" (пар. 31).

Цель уроков: дать девятиклассникам представление о функции языковых вкраплений различных стилей речи в художественном произведении. Работать над языковым анализом текста, при этом отрабатывать навыки чтения и устного пересказа соответствующих текстов.

Теоретической основой урока послужит материал на с. 179 - 180.

Читать далее... [ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ]

Нестандартные задания на уроках русского языка

Дата добавления материала05 марта 2008 | Автор maxim | Рубрика Библиотеки | Добавлено комментариев Комментарии: 0

АННОТАЦИЯ: "ПЕРЕВОД С РУССКОГО НА РУССКИЙ"

Как сделать урок русского языка интересным? Эта проблема давно привлекает к себе внимание учителей-словесников. Многообразие поисков ее решения находит свое отражение как в привлечении яркого, необычного дидактического материала (вызывающего интерес к его содержанию), так и в использовании нестандартных заданий (вызывающих интерес самими формами работы).

Читать далее... [ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ]