Работа со стихотворными текстами в школе

ДАТА ПУБЛИКАЦИИ: 14 февраля 2017
ИСТОЧНИК: Педагогическая техника, № 4, 2012, C. 60-69 (c)


© Эмилия Леонгард

найти другие работы автора

Организация общения и формирование речи

Эмилия Леонгард, кандидат педагогических наук, создатель "Системы формирования и развития речевого слуха и речевого общения у детей с нарушениями слуха", сотрудник Центра "Дошкольное детство" им. А. В. Запорожца, Москва

Ранее мы говорили о том, что стихотворения, которые предлагаются глухим и слабослышащим детям в первые полтора-три года обучения, должны быть по преимуществу сюжетными. Однако наступает время, когда дети готовы с интересом отнестись и к текстам, содержащим описание природы. Старания учителей, как и прежде, направлены на то, чтобы при чтении таких стихотворений в представлении детей возникали картины, адекватные содержанию, чтобы эти картины были яркими и объёмными и чтобы интерес к текстам у детей не ослабевал.

Работа со стихотворением И. Никитина "Жгуч мороз..."



Жгуч мороз трескучий,
На дворе темно.
Серебристый иней
Запушил окно.




Сначала стихотворение читает взрослый (наизусть) - выразительно и эмоционально. Потом его по очереди читают все дети. Очевидно, что прибегать для проявления понимания смысла к драматизации данного стихотворения непродуктивно, поэтому учитель ведёт разговор.

- Как вы думаете, о чём это стихотворение (о чём написано, о чём говорится в этом стихотворении)?

Ход дальнейшей беседы определяется ответами детей. Они могут выделить, например: мороз, двор, темно, иней, окно. Взрослый уточняет, что же именно говорится о морозе, инее, окне:

- Что вы прочитали о морозе? Как вы представляете: окно прозрачное, через окно видно улицу, небо? Почему?

Никаких замечаний по поводу ответов детей не делается; учитель лишь исправляет грамматические и произносительные ошибки. Учитель не должен прикасаться к тексту, не должен про-

стр. 60
сить детей объяснить значение того или иного слова, не должен сам толковать ни слов, ни текста в целом (т.е. не должен своими словами пересказывать текст прозой, используя только хорошо знакомые детям слова). Для ответа на вопросы дети пользуются текстом стихотворения, т.е. они могут отвечать цитатами, а могут говорить "от себя", по-своему раскрывая ситуацию.

После этого учитель предлагает нарисовать к этому стихотворению одну общую картину или сделать отдельные рисунки. Дети рисуют (красками или фломастерами) совершенно самостоятельно, пользуясь текстом. Основная работа с текстом начинается тогда, когда дети выразят свои представления в рисунке (рисунках).

Мы не можем точно знать, что именно нарисует тот или иной ребёнок, поэтому рассмотрим один из вариантов, который поможет учителям в дальнейшем организовывать такие беседы самостоятельно.

Допустим, кто-то из детей нарисовал тёмное небо (днём), одноэтажный домик, типичный для рисунков детей, и на одном из окон белый иней. Ясно, что всей полноты ситуации рисунок не отражает и необходим разговор.

- Скажите, пожалуйста, какое тут время суток - день, ночь, утро, вечер?

- Я нарисовал день.

- Почему ты решил, что в стихотворении говорится про день?

Прочитав стихотворение ещё раз, дети выделяют в тексте нужное место и меняют свое мнение:

- Тут вечер (ночь).

- Почему ты так считаешь (вы так считаете)?

-Потому что в стихотворении написано: "На дворе темно".

Ребёнок затушёвывает лист тёмным цветом и утверждает: "На дворе темно".

- А как вы думаете, мороз на улице сильный или слабый?

Независимо от ответа детей, учитель спрашивает, почему они так думают. Эту ситуацию придётся "раскручивать", так как неслышащие дошкольники и/или первоклассники не всегда могут самостоятельно найти в тексте обоснование своего мнения (каким бы оно ни было), из-за того что не знают смысла ключевых для объяснения слов.

- Давайте поиграем! Пойдем гулять. Как нам надо одеться?

Ребята придумывают, какие тёплые вещи они наденут:

- Почему ты надеваешь шубу? А валенки? и т.д.

Выйдя на воображаемую улицу, дети во что-нибудь играют, но очень быстро учитель хватается за щёки и нос, начинает их растирать (дети, конечно же, с радостью подражают учителю) и восклицает:

- Ой, как жжёт щёки! Ой, как мороз щиплет нос! А тебе мороз жжёт нос? А тебе? А щёки?..

Затем учитель говорит: "Ну, и жгучий мороз!" - и пишет это

стр. 61
словосочетание на доске, а дети читают его.

Вслед за учителем дети весело грозят морозу пальцами и приговаривают:

-Ах ты, жгучий мороз! Ах ты, жгучий мороз! Мы сейчас убежим домой. Там тепло!..

Но вдруг взрослый замирает и прислушивается, поворачивая голову то в одну, то в другую сторону. Дети удивляются и спрашивают:

- Что случилось?

- Мороз схватил ветку и сломал её - она треснула. Ещё треснула. Слышите - и там трещит ветка.

Детям нужно дать послушать с помощью аппаратов треск сухих веток, приготовленных заранее.

- Мороз трескучий, - говорит взрослый и делает запись на доске. - Скорее бежим домой, а то замёрзнем, как деревья!

После "возвращения домой" продолжается обсуждение содержания стихотворения.

- Так какой же мороз на улице, ребята? Сильный или слабый?

- Сильный, очень сильный!

- Разве в стихотворении написано: "Очень сильный мороз?"

- Нет, так не написано.

- Почему же вы утверждаете, что мороз очень сильный?

- Потому что в стихотворении написано: "Жгуч мороз трескучий".

Учитель выразительно читает первую строчку: "Жжжгуч мороз трррескучий", - и предлагает каждому произнести её так же.

- Ребята, у вас на рисунке не видно, что мороз такой сильный - трескучий и жгучий. А можно так сделать, чтобы все увидели это? Давайте попробуем.

Трудно предвидеть, что придумают дети в результате обсуждения. Может быть, кто-то решит нарисовать дерево со сломанными от мороза веточками; может быть, другой изобразит человека (или собаку), у которого при свете луны виден пар от дыхания и заиндевевший воротник пальто или шарф и т.п.

Свой рисунок (хотя работа над стихотворением ещё не закончена) каждый ученик берёт домой и обязательно показывает родителям и другим членам семьи, подробно рассказывая о том, что и почему он нарисовал. Ребёнок описывает свой рисунок самостоятельно - своими словами и цитатами из стихотворения.

Беседа по содержанию стихотворения продолжается в классе на следующем уроке.

Учитель обращается к рисункам детей и предлагает:

- Давайте посмотрим через окно в комнату.

Вместе с каждым учеником он "заглядывает в окно" на его рисунке.

- Видишь, что в комнате?

Ответы могут быть разными, но ход дальнейшего разговора зависит от того, как каждый ученик закрасил окно.

- Почему же мы ничего не видим?

стр. 62
Дети находят нужное место в стихотворении: "Серебристый иней запушил окно" или только: "запушил окно".

- Ребята, как вы думаете, почему иней серебристый"? На улице темно, почему же он блестит, серебрится?

Каждый (в том числе и взрослый) придумывает что-нибудь своё.

Все вместе выбирают из приготовленных заранее мелких снежинок те, которые вырезаны не из белой бумаги, а из фольги. Может быть, кто-то захочет наклеить их на окно; кто-то может подкрасить нарисованный прежде иней таким образом, чтобы он более напоминал серебристый. Возможно, в результате обмена мнениями дети нарисуют луну за тучами, от света которой и серебрится иней на окне и снег на земле.

Итак, картина закончена и все по очереди читают стихотворение. Взрослый читает выразительно, не только выделяя звуки Ж и Р в словах "жгуч" и "трескучий", но и - по своему усмотрению - меняя интонацию, темп чтения отдельных слов и словосочетаний, силу голоса, подчёркивая логическое ударение, пользуясь паузами как средством выразительности.

Текст стихотворения и рисунок к нему каждый ученик берёт домой, читает членам семьи (ребёнок может читать наизусть или пользоваться написанным текстом).

Работа, которую мы описали, проводится понемногу в течение нескольких дней (можно - не подряд). Каждый очередной урок начинается с чтения стихотворения целиком, этим же урок и заканчивается. Стихотворение можно читать по-разному: сопряжённо, по очереди, причём взрослый декламирует наизусть, а дети читают текст. Обращения к тексту происходят постепенно в ходе рисования и общения учителя с детьми и детей между собой.

В дальнейшем, после некоторого перерыва, учитель рисует новую картинку к этому стихотворению, отличающуюся от первых рисунков, сделанных детьми. Это может быть домик в лесу, из трубы которого идёт дым, а иней на запушенном окне серебрится от света лампы или свечи, льющегося из дома. И снова читается стихотворение.

Через некоторое время кто-то из родителей (по заданию учителя) рисует ещё одну картинку. Дом (или дома) может находиться в "чистом поле", среди снегов. Это важно для того, чтобы у детей не запечатлелось одностороннее представление о слове "трескучий": деревьев может не быть, ветки могут не ломаться, но мороз всё равно может быть трескучим, то есть очень-очень сильным. Эти рисунки на некоторое время вывешиваются в классе вместе с текстом, а затем из них делается книжечка, на которой пишутся имена и фамилии "художников-оформителей".

Время от времени к этому стихотворению следует возвращать-

стр. 63
ся. Важно, чтобы звучание текста у каждого взрослого-декламатора (учителя, родителей) отличалось своеобразием, тогда дети будут иметь возможность выбора варианта, манеры чтения, наиболее близкая персональному восприятию каждого ребёнка, и будет содействовать становлению его собственной выразительности.

Как обычно, в последующие недели продолжается лексическая работа: в подходящих случаях учителя (и родители) используют новые слова из стихотворения, помогая детям расширять ситуации их употребления.

Время от времени стихотворение предлагается детям на слух - и целиком, и фрагментарно (по 2 - 3 строчки); иногда дети продолжают отрывок, воспринятый на слух.

Рассмотрим один из вариантов работы с текстом другого стихотворения подобного рода.

Работа со стихотворением Н. А. Некрасова "Перед дождём"



Заунывный ветер гонит
Стаю туч на край небес.
Ель надломленная стонет,
Глухо шепчет тёмный лес.
На ручей, рябой и пёстрый,
За листком летит листок,
И струёй сухой и острой
Набегает холодок.
Полумрак на всё ложится;
Налетев со всех сторон,
С криком в воздухе кружится
Стая галок и ворон.




Работу с этим стихотворением нужно проводить осенью. Для первичного знакомства следует выбрать погоду, соответствующую содержанию стихотворения. Учитель читает стихотворение очень выразительно, задумчиво; читает его дважды. Через некоторое время - в тот же день или на другой день - чтение повторяется.

Учитель спрашивает у детей, о чём это стихотворение. После ответа целесообразно ещё раз прочитать его, так как теперь дети будут вслушиваться внимательнее. После этого дети читают текст сами.

Лучше, чтобы у детей был не только книжный вариант, но и текст стихотворения был бы ещё написан на небольшом плакате, который педагогу (и родителям) удобно брать на прогулки. В тексте должны быть проставлены надстрочные знаки, но ударение обозначать не надо.

Сначала дети дважды читают стихотворение вслух (под контролем произношения), а затем - про себя - вполголоса, шёпотом, просто шевеля губами.

Начинается беседа.

- Как вы думаете, это стихотворение весёлое или грустное?

При любых ответах детей задаётся вопрос: "Почему ты так думаешь?"

Вероятнее всего, дети почувствуют некоторую печаль, таящуюся в тексте, и обратят внимание на слова: дождь, ветер, тучи; за листком летит листок; набегает

стр. 64
холодок (а, может быть, и на другие). Выясняется, о каком времени года говорится в стихотворении (с традиционным вопросом: "Почему ты так думаешь (вы так думаете)?").

С помощью вопросов учителя дети обращают внимание на слово "заунывный". Оно им пока не знакомо, поэтому сначала учитель рассуждает вместе с детьми: каким может быть осенний ветер - весёлым или грустным.

- Да, в стихотворении говорится, что ветер очень-очень-очень грустный - уны-ылый, зауны-ывный.

Слово это надо произнести в несколько замедленном темпе с соответствующим смыслу выражением лица: зауны-ывный ветер. Наблюдая за небом (на улице или из окна), учитель спрашивает:

- Тучи плывут? Медленно плывут?

- Нет, тучи летят, быстро летят.

- Да, - соглашается учитель, - тучи летят очень, очень быстро - мчатся. Почему?

- Потому что дует сильный ветер.

- Посмотрим, куда они мчатся, куда летят.

- Тучи летят далеко.

Учитель предлагает детям найти в стихотворении место, где об этом написано, и они читают первые две строчки. Учитель:

- На небе тучи, заунывный ветер гонит тучи. А что ещё видно в небе?

Вновь прочитав всё стихотворение до конца, дети находят место, где говорится о птицах. Здесь следует задержаться, чтобы узнать, какие представления возникли у детей при чтении.

- Покажите, как летают галки и вороны. Сколько их (примерно)?

Возможно, дети вместе со взрослыми нарисуют и вырежут этих птиц из бумаги и прикрепят их к рейкам. Тогда легче будет изображать их объединение в стаи и кружение. Но эти действия, как обычно, дети производят самостоятельно, выуживая смысл из текста. Их направляют вопросы учителя:

- Вороны летают по одной? Галки летают отдельно друг от друга? Или они летают вместе? Они улетают за тучами и летят далеко, за край небес? Как написано в стихотворении?..

После игры-драматизации дети читают последние три строчки стихотворения.

Таким образом, учитель вместе с детьми обсудил одно из двух пространств, о котором говорится в стихотворении, - о небе. Свои представления о прочитанном дети выражают во фрагменте из будущей картины. Рисуя, дети, побуждаемые учителем, время от времени прочитывают строчки стихотворения, книга (плакат) с текстом которого лежит перед ними: заунывный ветер гонит стаю туч на край небес...; налетев со всех сторон, с криком в воздухе кружится стая галок и ворон...

На этом заканчивается первый урок.

стр. 65
Вернуться к стихотворению целесообразно на другой день. Все "спускаются с небес" - речь пойдёт о земле, о лесе. Но сначала нужно прочитать всё стихотворение.

Учитель читает наизусть, а ребёнок - по книге (плакату). Потом все вместе рассматривают рисунки, сделанные накануне, и дети сопровождают рассматривание чтением соответственных строчек. Затем продолжается беседа.

- Мы увидели в стихотворении ветер. Какой он? Что он делает?

Дети читают строчки о ветре.

- Увидели птиц - галок и ворон. Что они делают?

Вновь дети зачитывают текст.

- А что ещё вы видите в этом стихотворении?

Конечно, каждый ребёнок скажет о лесе, о падающих листьях.

- Что же происходит в лесу? По небу мчатся тучи, птицы кричат и кружатся. А ЧТО в лесу?

После получения разнообразных ответов детей учитель обобщает их представления:

- Как ты думаешь, в лесу шумно или тихо?

Независимо от ответа следует провести инсценировку ситуации. В ходе драматизации выясняется, как ведут себя деревья - стоят прямо или качаются; почему качаются; что происходит с ветками и листьями и т.д. Поскольку дети, возможно, никогда не слышали, как шумит лес, учитель демонстрирует это, говоря от имени ветвей и листьев: "Ш-ш-ш... Лес как будто говорит шепотом". Дети находят нужные слова в тексте ("Глухо шепчет тёмный лес"), а учитель спрашивает:

- Как вы думаете, что шепчет лес? О чём лес говорит шёпотом?

Таким путём учитель даёт волю фантазии детей, но напоминает им, что свою речь лес произносит шёпотом. Учитель обязательно предлагает и свои варианты.

- Так, мы увидели, что деревья в лесу качаются от ветра, и услышали, как лес что-то шепчет. А что ещё происходит в лесу?

Скорее всего, дети представляют себе, что в лесу с деревьев опадают листья, но не могут понять, что говорится про ель, хотя название этого дерева они давно знают. Как обычно, толкованием смысла этого предложения учитель не занимается, но сами догадаться о нём дети этого возраста вряд ли смогут. Поэтому учитель возвращается к той инсценировке, которая была проведена только что.

Участники драматизации вновь начинают изображать деревья, качающиеся от сильного ветра. Вдруг одно дерево - ель (роль которой играет учитель) резко кренится (это видят все) и начинает плакать - тянуть звук на одной ноте: ааааа... Все в недоумении. Кто-то из учащихся спрашивает у ели:

- Ель, почему ты плачешь? Что случилось?

Ель показывает свою рану. Дети обсуждают ситуацию между собой и говорят, что дерево сломалось, поэтому плачет. Учитель помогает

стр. 66
детям увидеть, что дерево (ветка) сломалось не совсем, а надломилось, и предлагает на выбор две таблички: "Ель сломалась" (слова известные) и "Ель надломилась" (новое слово). Дети сами выбирают нужную табличку, прочитывают её вслух, а затем все участники инсценировки ищут нужное место в тексте (учитель делает это медленно, чтобы дети первыми могли найти это место).

Беседа продолжается - речь идёт о листопаде.

- Как вы думаете, куда падают листья?

- Листья падают на землю.

- А ещё куда? Посмотрите в текст, там написано про это.

Дети читают: "На ручей, рябой и пёстрый, за листком летит листок".

- Так куда падают листья?

Этот вопрос задать необходимо, потому что правильный выбор места в тексте и чтение его целиком ещё не свидетельствуют о полноценном его понимании. Совсем не обязательно все дети ответят на этот вопрос так: "На ручей". Тогда спросите их, написано ли в стихотворении, что листья падают только на землю. Уточнив это обстоятельство, можно продвигаться дальше.

- Как вы думаете, в стихотворении написано о тёплой или холодной погоде?

Ответ на этот вопрос все без труда находят в тексте. Теперь осталось выяснить ещё одно: светло или темно на улице. Дети могут объяснить, что на улице темно, потому что на небе тучи. Учитель размышляет вслух:

- Какое же тут время суток? Может быть, ночь? Или вечер?

Свои мнения высказывают все участники ситуации, в том числе, и учитель (но в последнюю очередь). Кто-то из учащихся может сказать, что говорится о вечере или даже о ночи. Тогда по просьбе учителя, другой ребёнок читает стихотворение по книге (плакату), как бы желая удостовериться в правильности высказывания одноклассника, и, дойдя до последних строчек, в удивлении спрашивает:

- Разве галки и вороны ночью летают, кричат?

Если никто из детей не обратит на это внимание, то вопрос задаёт учитель. Все вместе обсуждают эту проблему и приходят к выводу, что не летают. Дети решают, что в стихотворении описывается день.

- По-моему, тут не совсем темно, не очень темно, - говорит учитель.

Если дети с этим соглашаются, то учитель сообщает новое для детей слово: полумрак (слово пишется на глазах у детей или предлагается заранее написанная табличка). Дети находят строчку с этим словом в тексте стихотворения.

После проведения такой беседы делается перерыв, и на другой день или вечером того же дня каждый ребёнок завершает свой рисунок, пользуясь текстом стихотворения. Но предварительно учитель (или кто-то из членов семьи дома) и дети по очереди читают его це-

стр. 67
ликом. Учитель читает наизусть, используя необходимые средства выразительности; каждый ребёнок читает по книге. Необходимо очень внимательно прислушиваться к качеству произнесения ребёнком звуков, чтобы с самого начала заучивания стихотворения членораздельность речи была на высоком уровне. Как всегда, нужно следить и за слитностью произношения, паузами, выраженностью словесного и логического ударения, темпом произнесения различных слов, словосочетаний, синтагм. Своё рисование каждый ребёнок сопровождает чтением определённых фрагментов стихотворения.

Итак, картина завершена, её вешают на совместно выбранном месте, а рядом помещают плакат с текстом. Как вы видели, в процессе работы над текстом дети много раз читали разные его фрагменты в ходе рисования, демонстрации и бесед и, возможно, запомнили часть из них. Но всё стихотворение целиком они могли и не запомнить. Поэтому задача взрослых состоит в том, чтобы обеспечить детям возможность запомнить наизусть весь текст и в то же время сохранить к нему интерес, не вызвать отрицательного отношения.

Работу в данном направлении можно проводить в разных ситуациях. Например, домашнее задание. Стоя около картины, ребёнок и взрослые (родители, другие члены семьи или гости) договариваются, о чём каждый хочет рассказать, а затем по очереди читают наизусть свои отрывки (ребёнок в случае необходимости обращается к тексту). Поскольку ребёнок вторит каждому (т.е. сопряжённо проговаривает вместе с ним его отрывок), он получает возможность прочитать стихотворение целиком от начала до конца. Потом процедура повторяется, но каждый читает другой отрывок. С уменьшением числа участников увеличивается объём читаемого каждым материала. Итогом этой ситуации является чтение наизусть всего текста стихотворения каждым участником.

В других случаях взрослый и ребёнок читают стихотворение "по цепочке": 1 - 2 - 3 строчки читает один, столько же другой, затем снова первый и т.д. Участников может быть несколько.

Чтобы помочь каждому ребёнку удерживать текст стихотворения в памяти как можно дольше, целесообразно использовать и различные праздники (домашние, у родственников, у друзей), и наблюдения за природой, и рассматривание иллюстраций.

Организуя общение с детьми на материале стихотворения "Перед дождём", взрослые (учитель, родители) не занимались толкованием незнакомых слов, хотя в тексте их немало. Целью взрослых было создание условий для наиболее полного понимания детьми смысла стихотворения; для обогащения внутреннего мира детей новыми чувствами, впечатлениями и обра-

стр. 68
зами; для возникновения у детей многомерных представлений - пространственных, цветных, звуковых; для приобщения детей к красоте родного языка. В ходе неоднократных наблюдений за природой, разговоров, в творческом процессе передачи впечатлений в рисунке происходило естественное ненавязчивое знакомство детей с новыми словами и с непривычными словосочетаниями. Эмоциональная насыщенность ситуаций помогала детям запоминать текст непроизвольно.

К представлениям, навеянным чтением стихотворения "Перед дождём", следует обращаться в новых ситуациях и исподволь готовить детей к пользованию цитатами: "ручей рябой и пёстрый", "заунывный ветер", "глухо шепчет тёмный лес", "с криком в воздухе кружится стая галок и ворон", "полумрак на всё ложится" и др.

С детьми более старшего школьного возраста - второклассниками, третьеклассниками - нужно вести более серьёзные разговоры, подводить их к видению в текстах олицетворения.

- Мне кажется, - говорит учитель, - что заунывный ветер как будто живой. А как вам кажется?.. А почему вы думаете, что ветер как живой?

После обсуждения можно выяснить, что ещё в стихотворении как живое. И совершенно неожиданно для себя дети открывают, что не только галки и вороны, но и почти всё в стихотворении живое: ветер гонит тучи, а тучи собираются в стаи, как птицы; ель стонет, как человек или животное, а лес что-то шепчет; на всё ложится полумрак -как живое одеяло и т.д.

Далее можно вести школьников к появлению у них ощущения вкуса слова. Учитель предлагает детям решать, что изменится, если вместо первых двух строк стихотворения "Заунывный ветер гонит стаю туч на край небес" сказать: "Из-за сильного ветра много туч летит по небу далеко-далеко".

- Почему это некрасиво сказано? А если сказать "Стало холодно" вместо "И струёй сухой и острой набегает холодок", что изменится?

Вот тут-то дети и начнут с помощью взрослых не только вчитываться-всматриваться в текст, но и проговаривать его вслух, вслушиваться в собственное говорение и в речь собеседника. Подобные разговоры будут способствовать воспитанию у детей литературного вкуса и чувства языка.

Проходит время, и заучивание стихотворений становится для детей делом не только привычным, но и интересным. При этом стиль работы со стихотворными текстами постепенно меняется, хотя основные требования к её организации сохраняются. Всё большее внимание уделяется взрослыми языковым средствам передачи поэтами своих впечатлений, размышлений, переживаний.

/О работе со стихотворными текстами в средней и старшей школе читайте в следующем номере журнала./


Отправить на принтер


Готовая ссылка для списка литературы

Эмилия Леонгард, Работа со стихотворными текстами в школе // Москва: Портал "О литературе", LITERARY.RU. Дата обновления: 14 февраля 2017. URL: http://www.literary.ru/literary.ru/readme.php?subaction=showfull&id=1487069693&archive= (дата обращения: 29.06.2017).

По ГОСТу РФ (ГОСТ 7.0.5—2008, "Библиографическая ссылка"):


Ваши комментарии