Образуй причастие от слова "диффузия"

ДАТА ПУБЛИКАЦИИ: 14 февраля 2017
ИСТОЧНИК: Педагогическая техника, № 3, 2012, C. 29-30 (c)


© Елена Рузаева

найти другие работы автора

Русский язык на уроке физики

Елена Рузаева, учительница физики Оболенской средней школы, Московская обл.

Как ни странно, считает автор, большинство детей прекрасно понимают процесс диффузии, а вот с правописанием, увы, бывает гораздо труднее. Однако урок русского языка не только не помешал, а, скорее наоборот, помог ученикам 7 классов вникнуть в суть этого явления.

Как только ни писали мои семиклассники в своих тетрадях слово "диффузия": и "дефузия", и "дефозия" и даже "дефизика".

Терпение у меня лопнуло. И я решила обратить внимание именно на написание слова, решив, что, если написание термина будет сопряжено с неординарными действиями, то и само явление лучше запомнится в нужном свете.

* * *

Объяснение нового материала начинаю с того, что молча пишу на доске слово "Диффузия". Спрашиваю: "Какая это часть речи?"

Вопрос повис в воздухе. В глазах у ребят полное недоумение.

В 7 "Б" классе молчание закончилось довольно быстро. Прозвучал ответ: "Существительное". И посыпался град вопросов:

- А почему вы это спросили?

- А зачем?

- А разве в физике изучают существительные?

А вот в 7 "А" классе тишина длилась подозрительно долго. Её прервал уж очень тихий голосок:

- У нас что, опять русский?!

Пришлось ответить всем и сразу:

- Сегодня занимаемся русским языком на физике.

стр. 29
Тут же предлагаю назвать части речи, которые они знают. Чуть ли не хором:

- Глагол! Прилагательное! Причастие!..

После этих частей речи поднимаю руки вверх:

- Всё, хватит.

Записываю сказанное на доске: "глагол", "прилагательное", "причастие" - так, чтобы получилось три колонки.

* * *

Прошу ребят записать в тетрадях тему урока и под словом "диффузия" сделать три колонки, как у меня на доске. После этого прошу образовать от слова "диффузия" как можно больше слов, записывая в столбик под соответствующей частью речи. На работу даю три минуты.

После того, как время истекло, прошу по цепочке выйти к доске и записать одно новообразованное слово в любой из столбиков (повторяющиеся слова не записывать!).

* * *

Тут началось самое интересное. Слов можно образовать немного, а выйти и написать слово на доске хочется всем. Поэтому стали записывать слова и во множественном числе и в различных временах и падежах. Написанными оказались все придуманные слова.

После того как все приложили руку к доске, мы вместе пересмотрели слова и оставили самые "основные". Их оказалось не так много: 1 глагол, 2 - 3 прилагательных, 3 причастия. Вопрос возник сам:

- А какие правильные?

- А правильные вы найдёте сами. Поищите в орфографических и толковых словарях. А если ничего не получится, у вас есть надёжный помощник и друг - ваш учитель русского языка.

* * *

Это была одна из частей домашнего задания. Кстати, на этот маленький эксперимент ушло не так много времени - 7 - 8 минут. Зато проверка этой части домашнего задания на следующем уроке заняла 1 - 2 минуты. Ученики 7 "Б" практически хором зачитывали части речи, при этом тихо хвалились, что им помогала сама учительница русского языка.

Моя цель была достигнута: теперь в тетрадях слово "диффузия" все стали писать правильно. А всё потому, что на физике мы затеяли повторение частей речи и правил словообразования.

/По материалам сайта openlesson.ru./


Отправить на принтер


Готовая ссылка для списка литературы

Елена Рузаева, Образуй причастие от слова "диффузия" // Москва: Портал "О литературе", LITERARY.RU. Дата обновления: 14 февраля 2017. URL: http://www.literary.ru/literary.ru/readme.php?subaction=showfull&id=1487068106&archive= (дата обращения: 23.08.2017).

По ГОСТу РФ (ГОСТ 7.0.5—2008, "Библиографическая ссылка"):


Ваши комментарии