Всего три абзаца на Салтыкова-Щедрина

ДАТА ПУБЛИКАЦИИ: 14 февраля 2017
ИСТОЧНИК: Педагогическая техника, № 6, 2011, C. 19-21 (c)


© Людмила Скирневская

найти другие работы автора

Как "блуждание" по тексту на литературе помогает готовиться к ЕГЭ по русскому

Людмила Скирневская, учительница русского языка и литературы, Оболенская средняя общеобразовательная школа, Московская обл.

Оказывается, работая над сложной статьёй из учебника о творчестве Салтыкова-Щедрина, можно невзначай подготовиться к ГИА и ЕГЭ.

Когда спрашиваю у девяти- и одиннадцатиклассников, почему они допустили ошибки при выполнении ГИА и ЕГЭ, часто слышу: "Невнимательно прочитали задание", "Не все примеры нашли" и т.д.

Решила проверить внимательность и сообразительность учеников в 8 классе. Обратилась не к привычному словарному диктанту, а к тексту N 7 на стр. 59 пособия Егораевой Г. Т. для подготовки к ГИА.

Предложила найти в тексте все слова с НЕ - за 2 мин. В тексте 10 таких слов. Нашли от 9 до 6 (!)...

Теперь предлагаю сгруппировать их по частям речи. И опять трудность - в определении частей речи...

Вспоминаем. А потом уж объясняем слитное и раздельное написание.

* * *

Учимся выполнять задание: найти слово с приставкой ПРЕ, где написание "е" зависит от лексического значения. Всего три предложения. Предлагаю выписать все слова с ПРЕ. Их три.

Называют невпопад. Например, "прибывать". С трудом находят слово "беспрерывно". Анализируем значение приставок и выбираем нужное слово.

стр. 19
И знаете, что тогда я в очередной раз поняла? Блуждание-обживание по тексту - вот то, что поможет справиться с этой бедой!

Поэтому на литературе, как только появляется возможность, "блуждаем" (о процедурной драматургии "цепочки понимания": блуждание - поиск странностей -реконструкция - вариативность смыслов - выражение замысла читайте в статье В. М. Букатова на http://openlesson.ru/?p=14839 - Прим. ред.).

* * *

12 января, 8 класс. Знакомимся с Салтыковым-Щедриным. Учебник Коровиной В. Я. На стр. 3 - 5 помещена сложная для восприятия статья о творчестве писателя. У самой с первого прочтения мало что в голове остаётся...

Класс дежурит, на уроке 10 человек...

На команды решила не делиться. Работали в парах.

Задание 1

Предложила ученикам высказать свои предположения, сколько будет в статье абзацев. Предположения разные: от 5 до 9.

Полезли проверять. Оказалось, что всего три!

Возник вопрос "Почему?", ведь в статьях учебников почти всегда по 6 - 7 абзацев. А здесь всего три.

Посыпались предположения:

- не было ничего интересного в жизни,

- малоизвестный писатель и т.д.

Посмотрели на годы жизни. Оказывается, что жил долго. Событий случилось много. Издаётся часто, не даром считается классиком.

Значит, выдвинутые предположения не оправдались. Пытаемся сыскать ответ в тексте статьи.

Задание 2

- Посчитайте количество слов, которые пишутся через дефис.

Посчитали и назвали. И тут Женя, спохватившись, дополняет:

- А ведь Салтыков-Щедрин тоже через дефис пишется.

Возникло недоумение: "А почему?". К нему добавился новый вопрос: "А в записи годов жизни - это дефис или тире?"...

Дальше - больше!..

- Посчитайте, сколько предложений, в которых употребляются однородные члены.

Сначала - ступор. Потом до восьмиклассников дошло, что эта тема только что изучалась на русском...

Для разминки вспомнила и социо-игровую "классику":

- Найдите на стр. 4 самое длинное предложение.

И опять - полный энтузиазм! Вот уж от восьмиклассников не ожидала...

стр. 20
Задание 3

- Посчитайте количество слов, которые пишутся в кавычках? Почему?

- Какие знаки препинания используются на последней странице статьи? Каких больше? (В последнюю очередь вспоминаем о точке.)

- Найти предложение, соответствующее схеме такой-то схеме.

Задание 4

Опять "классика":

- Найдите, что есть и в тексте статьи и в классе вокруг вас (то есть - похожего, одинакового, "одного и того же").

И опять, к моему удивлению, 10 восьмиклассников (пять пар) с большим интересом берутся за выполнение и этого задания.

Смотрю на часы: 25 минут урока прошло, но время потрачено явно не зря.

Задание 5

Даю пять минут, чтобы записать в тетрадях то, что запомнилось из статьи.

И вот тут - самое интересное. Опешили, округлились глаза:

- Мы не запомнили. Установки ведь не было...

Я напоминаю, что с текстом на уроке работали все (за исключением двоих сильно опоздавших, которые присоединились к десяти присутствующим на уроке).

- Кто что запомнил, то в своих рабочих парочках и записывайте.

Стали писать. Кто - только одни словосочетания, у кого-то - отдельные предложения появляются. А у некоторых даже вполне связный текст получился!

Через пять минут заслушали всех, даже тех двоих, кто был крайне удивлён предложенной работой (они опоздали и в блужданиях не участвовали, но кое-что сумели-таки написать).

Потом все эти варианты сравнивали с самим тестом статьи...

Свою работу каждый из восьмиклассников оценивал самостоятельно. Отметки оказались такими: две пятёрки, четыре четвёрки и четыре тройки.

* * *

Я удовлетворена. Надеюсь, что они тоже. Но скрытая польза проявится не сейчас, а потом. Уверена, что положительные результаты обнаружатся при подготовке к ГИА и ЕГЭ.

/По материалам сайта openlesson.ru/


Отправить на принтер


Готовая ссылка для списка литературы

Людмила Скирневская, Всего три абзаца на Салтыкова-Щедрина // Москва: Портал "О литературе", LITERARY.RU. Дата обновления: 14 февраля 2017. URL: http://www.literary.ru/literary.ru/readme.php?subaction=showfull&id=1487024181&archive= (дата обращения: 18.10.2017).

По ГОСТу РФ (ГОСТ 7.0.5—2008, "Библиографическая ссылка"):


Ваши комментарии