"Маленький принц" Антуана де Сент-Экзюпери

ДАТА ПУБЛИКАЦИИ: 03 апреля 2008
ИСТОЧНИК: http://portalus.ru (c)


© Н. В. ЮДИНА

найти другие работы автора

(Внеклассное чтение. V класс)

Фантастика или фэнтези. Какой ребенок не увлекается мультфильмами или компьютерными играми, снятыми по законам этого жанра? Но возникает вопрос: "Почему наши дети так охотно воспринимают фантастику?" Может быть, им так легче спрятаться от сложностей нашей жизни? Или, может быть, их воображение сохраняет еще непосредственность восприятия и условность?

Нам, педагогам-словесникам, необходимо позитивно, с пониманием воспринимать современные тенденции детского развития и постараться, по возможности, идя на опережение, приобщать учеников младшей средней школы к произведениям классической фантастической литературы. Из опыта моей работы хотелось бы поделиться с коллегами накопленным материалом.

Инопланетянин, путешествие по астероидам, авиакатастрофа в пустыне Сахара, ядовитая змея, смерть и возрождение... Разве такая канва произведения не захватывает современного пятиклассника? А я ведь представляю вам сказку французского писателя Антуана де Сент-Экзюпери "Маленький принц" и предлагаю посвятить именно ей глубокое осмысленное прочтение на уроках внеклассного чтения пятиклассников. При всей кажущейся простоте сюжета внутренний смысл произведения необычайно емок, многослоен и глубок.

Всего 47 страниц, 27 глав с замечательными авторскими рисунками-акварелями, которые удивительно гармонируют и дополняют стиль произведения. С первых же глав Антуану де Сент-Экзюпери удается ввести читателя в мир двойственного восприятия действительности, мир детей и мир взрослых, мир индивидуальности и массовой культуры, дружбы и одиночества, прошлого и будущего. Автор ставит и позитивно решает

стр. 26


--------------------------------------------------------------------------------

вопросы об ответственности, нравственности, человечности.

И вот постепенно канва произведения для учеников отходит на другой внешний план и они начинают воспринимать внутренний мир взаимоотношений героев. О как это полезно для них, пятиклассников, самим решить вопрос, что важнее: починить мотор или успокоить малыша, искать легких развлечений с дальнейшими сложностями или быть в ответе за близких, судить о человеке по словам или по делам и поступкам. Да, этот мыслительный труд полезен для учеников, но не менее полезен и для их родителей. С какими только обитателями планет не сталкивается Маленький принц: монарх, пьяница, честолюбец, деловой человек, географ, торговец, фонарщик. А на планете Земля ему предстоят встречи с летчиком, от имени которого ведется повествование, с мудрым Лисом, со стрелочником, со змеей... Это замечательные, глубокие диалоги, которые имеют внешний и внутренний смысл.

Совместная работа должна начинаться с ознакомления с жизненным и творческим путем автора и дальше вестись по главам произведения: осмысленное прочтение, проблемные вопросы, беседы и рассуждения. Наличие тетради по внеклассному чтению даст возможность отслеживать срезы восприятия, записывать вопросы и планы, работать над художественными тропами, писать мини-сочинения и творческие работы (например, диалоги в стиле "римейк"). Но самое главное пожелание - это с первых глав определиться с основными темами, которые дальше в произведении раскрывает Антуан де Сент-Экзюпери. Это, по-моему, темы дружбы, одиночества, ответственности, терпения, любви, природы, индивидуальности. Взрослые обитатели крохотных планет вызовут у учеников интерес к взрослой жизни, при этом в творческой форме можно будет вырабатывать позиционное восприятие действительности, а также сделать акценты на коммуникативности и компромиссности. Эмоциональной раскрепощенности, развитию речи и памяти будут способствовать творческие этапы уроков: разыгрывание сценок - диалогов в авторском стиле и стиле "римейк", пересказ по ролям, представление-защита творческих работ (рисунков, плакатов, поделок) и мини-сочинений.

Самым главным итогом своей работы я считаю качественное повзросление учеников, желание глубокого прочтения художественного произведения.

Перед вами конспект урока-обобщения "Внутренний и внешний диалог" по первым 12 главам произведения Антуана де Сент-Экзюпери "Маленький принц". Урок проходил в рамках Московского городского семинара "Круглый стол ПАШ ЮНЕСКО "Программа "Школа мира"".

Хотелось бы, чтобы педагоги-словесники нашли для своих уроков полезный материал.

Ход урока

1. Вступление.

Учитель. Дорогие путешественники по литературной стране! Мы с вами проделали огромный творческий путь вместе с главным героем сказки Антуана де Сент-Экзюпери "Маленький принц". Его встречи на разных планетах не оставили нас равнодушными. Мы открывали для себя мир человеческих ценностей, и помогали нам делать эти открытия прекрасные диалоги, которые мы учились воспринимать с внешней и с внутренней стороны. Итак, тема нашего урока - "Внутренний и внешний диалог". Ребята, ответьте, пожалуйста, что мы называем диалогом? (Ответ.)

2. Работа с пословицами и загадками (восприятие внутреннего и внешнего смысла).

Учитель. Понять внутреннюю и внешнюю сторону диалога нам помогут пословицы и загадки.

Перед началом урока каждая команда получила задание найти из предложенных пословиц и загадок только те, которые относятся к определенной теме и объяснить свой выбор. Пословицы взяты из сборника В. Даля "Пословицы русского народа".

стр. 27


--------------------------------------------------------------------------------

1-я команда подбирает пословицы (или загадки) к темам "Растения" и "Вселенная", 2-я команда - к темам "Одиночество" и "Дружба", 3-я команда - к темам "Былое и будущее" и "Терпение". В каждом задании содержится пословица (загадка), не относящаяся ни к одной из заданных тем.

Ученики должны найти ее и определить художественные тропы пословицы (загадки).

Учитель. Пожалуйста, начинаем обсуждение. (Учитель во время обсуждения контролирует ход общей работы в командах.) Слово предоставляется представителям 1-й команды. "Куст стоит ханский, платье шаманское, цветы ангельские, когти дьявольские". "Куст стоит ханский": здесь "ханский" означает "большой, видный".

Ученик объясняет, как он понимает внутренний смысл этой загадки, так как именно она относится к теме "Растения".

Другой ученик определяется с пословицей к теме "Вселенная", объясняет внутренний смысл найденной им загадки "Есть поле сиянское, в нем много скота монастырского, один пастух словно ягодка". Особое внимание уделяется тому, как художественно представлены небо, звезды, месяц.

Ученики находят и пословицу, не относящуюся к заданным темам: "Весна говорит: "Угощу", осень говорит: "А я погляжу"". Определяют ее художественный троп - олицетворение.

Аналогичное обсуждение проводится и со 2-й командой. Ученики определяют, что к теме "Одиночество" относится пословица "Одна пчела немного меду натаскает", а к теме "Дружба" относится пословица "Ворон ворону глаз не выклюет, блоха блоху не съест" и объясняют внутренний смысл пословиц своими словами. Находят пословицу, не относящуюся к предложенным темам: "Подальше положишь, поближе возьмешь".

Определяют ее художественный троп - противопоставление.

3-я команда находит пословицы, относящиеся к заданным темам, и объясняет их внутренний смысл:

"Засветит солнышко и в наше окошечко" ("Терпение"),

"Крой новый кафтан, а к старому примеряй" ("Былое и будущее"),

"Голыми руками его не возьмешь, на него нужны ежовые рукавицы" (Художественная метафора).

На доске выписываются основные темы, которые были рассмотрены на предыдущих уроках: "Растение", "Вселенная", "Одиночество", "Дружба", "Былое и будущее", "Терпение".

3. Проверка индивидуального домашнего задания.

Учитель. Мы определяли внутренний смысл и художественные тропы в пословицах и загадках, а теперь поищем внутренний подтекст в диалогах произведения "Маленький принц". Два ученика в разных командах работали над индивидуальными домашними заданиями: учили наизусть диалоги.

Другие ученики готовили выразительное чтение этих диалогов и вопросы по их внутреннему восприятию.

Ученику перед исполнением диалога "Первая встреча Маленького принца и летчика" (7-я глава с сокращениями) одноклассники задают вопрос: "Кто главные герои диалога?" Ответ, по возможности, должен быть развернутым. Например: "Главными героями диалога являются Маленький принц и летчик. Маленький принц - единственный обитатель крохотной планеты, который жил там с розой, нуждавшейся в его заботе и понимании. Он не воспринял ее внутренний мир и отправился путешествовать по другим планетам. Летчик - герой, от лица которого Сент-Экзюпери ведет повествование. Летчик в детстве нарисовал слона в удаве, а взрослые решили, что на рисунке изображена шляпа. Они не понимали его внутреннего мира. И тогда он нарисовал более понятный рисунок". (Оба эти рисунка появляются на доске.) Далее исполняется диалог наизусть.

После прочтения диалога ученики задают вопросы:

1. Только ли о семенах полезных и вредных говорится в диалоге или имеет-

стр. 28


--------------------------------------------------------------------------------

ся другой, более глубокий смысл? (Планета - это человек, а растения - его черты характера. Хорошие черты характера надо развивать, а плохие - подавлять.)

2. Как ты понимаешь выражение "Убери свою планету"? После выступления и ответа на вопросы ученика 1-й команды с диалогом "Маленький принц и роза" (8-я глава с сокращениями) выступает ученик 2-й команды. Здесь может быть представлена и "группа выразительной поддержки". Кроме художественного слова - это музыка, танец и изобразительные средства. У доски чтец и ученик с индивидуальным заданием, который изображает на доске свое художественное видение - представление розы. Музыкальное оформление может быть в начале и в конце диалога. Причем после художественного чтения мелодия продолжается. (На доске появляются информационные рисунки Сент-Экзюпери "Слон в удаве".

Первый диалог. Диалог с летчиком. Рассказ о баобабах (глава 5-я, с сокращениями).

...На третий день я узнал о трагедии с баобабами. Это тоже вышло из-за барашка.

- Скажи, ведь, правда, барашки едят кусты?

- Да, правда!

- Значит, они и баобабы тоже едят?

- Нет. Баобабы - не кусты, а огромные деревья, вышиной с колокольню.

- Но баобабы сперва, пока не вырастут, бывают совсем маленькие.

- Это верно. Но зачем твоему барашку есть маленькие баобабы?

- А как же! - воскликнул он, словно речь шла о самых простых истинах. И пришлось поломать голову, пока я додумался, в чем тут дело.

На планете Маленького принца, как и на любой другой планете, растут травы полезные и вредные. А значит, есть там полезные семена хороших трав и вредные семена дурной, сорной травы. Но ведь семена невидимы. Они спят глубоко под землей, пока одно из них не вздумает проснуться. И вот на планете Маленького принца есть ужасные, зловредные семена... это семена баобабов. А если баобаб не распознать вовремя, потом от него уже не избавишься. Он пронижет ее насквозь своими корнями. И если планета очень маленькая, а баобабов очень много, они разорвут ее на клочки.

- Есть такое твердое правило, - сказал мне после Маленький принц. - Встал поутру, умылся, привел себя в порядок - и сразу же приведи в порядок свою планету.

Второй диалог. Диалог с розой (глава 8-я, с сокращениями).

Исполняется учеником из 2-й команды. Чтение диалога сопровождается танцем розы (солистка и танцевальная группа). Задача - передать характер розы через танец, пластику. Таким образом, посредством таких художественно-выразительных средств, как музыка, слово, танец, пластика, рисунок, достигается более совершенное восприятие диалога учениками.

...На планете Маленького принца всегда росли простые скромные цветы. А этот пророс однажды из зерна, занесенного неведомо откуда. И Маленький принц предчувствовал, что увидит чудо. А неведомая гостья, еще скрытая в стенах своей зеленой комнатки, все готовилась, все прихорашивалась. Она заботливо подбирала краски. Она наряжалась неторопливо, один за другим примеряя лепестки. Она не желала явиться на свет встрепанной, точно какой-нибудь мак. Она хотела показаться во всем блеске своей красоты. Да, это была ужасная кокетка! Таинственные приготовления длились день за днем. И вот однажды утром, едва взошло солнце, лепестки раскрылись.

И красавица, которая столько трудов положила, готовясь к этой минуте, сказала, позевывая:

- Ах, я насилу проснулась... Прошу извинить... Я еще совсем растрепанная. Маленький принц не смог сдержать восторга:

- Как вы прекрасны!

- Да, правда? - был тихий ответ. - И заметьте, я родилась вместе с солнцем.

Маленький принц, конечно, догадался, что удивительная гостья не страдает избытком скромности, зато она была так прекрасна, что дух захватывало! А она вскоре заметила:

- Кажется, пора завтракать. Будьте так добры, позаботьтесь обо мне...

Маленький принц очень смутился. Разыскал лейку и полил цветок ключевой водой.

стр. 29


--------------------------------------------------------------------------------

Вопросы к исполнителю:

1. Что тебе помогло создать образ розы? (Предварительное описание.) (С кем, по-твоему, сравнивается роза?)

2. Какой художественный прием использован? (Олицетворение.)

3. Это - простой диалог? (С элементами описания.)

Вопросы к ученику, рисовавшему на доске:

1. Почему ты именно так представляешь розу?

2. Что тебе помогло создать этот рисунок?

4. Работа над сочинениями. Представление сочинения как соединения двух творческих начал - художественного текста и собственных мыслей. Сочинение как форма диалога автора и читателя.

Учитель. Если представить литературный диалог как процесс соединения двух основ (внутренней и внешней), то и сочинение можно рассматривать тоже с двух сторон. Одна - это авторский текст, а другая сторона - наши размышления. Представляем фрагменты сочинений на тему "Неповторимость дружбы и любви. Маленький принц и роза". Ученики зачитывают фрагменты сочинений. В первом блоке сочинений главный акцент сделан на авторский текст, во втором блоке - на размышления читателя.

1-й блок сочинений:

1. На планете Маленького принца рос один цветок, непохожий на все другие цветы. Он был чудесный, трогательный и восхитительный. Маленький принц полюбил его и желал ему добра, ухаживал за ним. Но цветок оказался кокетливым и капризным созданием со сложным характером. Маленький принц слишком серьезно воспринимал не имеющие никакого значения слова и чувствовал себя несчастным. Он покидает свою планету и отправляется путешествовать, чтобы побольше узнать обо всем. Маленький принц был слишком молод и еще не постиг науку понимания, ему следовало судить по делам, а не по словам, он не должен был бежать от цветка. Путешествуя по разным планетам, он многое понял, понял, что человек вообще не должен прислушиваться к цветам, на них надо просто смотреть и вдыхать их благоухание.

2. Маленький принц очень любил задавать вопросы, как любой ребенок - почемучка. Он их задавал и задавал до тех пор, пока все не поймет, потому, что каждый ответ вызывал новые вопросы. Он никак не мог понять, как можно заниматься другими делами, когда разговариваешь с ребенком, и поэтому сердился.

3. Принц был очень одинок, и его сердце требовало любви. И, когда цветок вдруг расцвел, принц почувствовал, как расцвело его сердце, и в нем появилась нежность. А цветок был так же кокетлив, как кокетлива любая девушка в свои юные годы, и так же прекрасен. Оглянитесь, и, может быть, вы увидите, что такой же цветок растет рядом с вами. Ему требуется ваша любовь и забота. И тогда на свете будет больше счастливых людей.

4. Первая встреча очень важна, ведь происходит взаимопонимание. Люди могут понравиться друг другу или разочароваться. Роза и Маленький принц понравились друг другу, но Маленький принц сразу понял, что удивительная гостья не страдает избытком скромности. Но нарочно ли она так себя вела? Конечно, нет. Она была молодая и ничего не знала. А главное, не знала, откуда она, с какой планеты, как должны вести себя розы. Ее никто ничему не учил. Во время прощания Роза сказала: "Я люблю тебя. Моя вина, что ты этого не знал. Но ты был такой же глупый, как и я". А дальше, без всякого упрека и обиды она добавила: "Постарайся быть счастливым". Потом роза заплакала. О, Маленький принц! Как жаль, что только через год ты понял, что мы всегда в ответе за тех, кого приручили.

2-й блок сочинений:

1. Маленький принц - это история о простых человеческих чувствах: о дружбе, любви, понимании. Странный народ, эти взрослые! Пустяки кажутся им важными, а важного они не видят. Вместо того, чтобы беречь и украшать свою планету, свой дом и сад, просто дружить и любить, они воюют, гоняются за славой и богатством. Люди не видят красоту закатов и восходов, неповторимость каждого цветка, каждой звезды на небе.

2. В жизни тоже не надо отмахиваться от тех, кто рядом, кто слабее, кто нуждается в понимании. Нужно понимать чужие проблемы, сочувствовать и оказывать помощь. Без заботы и внимания не бывает дружбы и люб-

стр. 30


--------------------------------------------------------------------------------

ви. Заботиться и быть внимательными в жизни очень важно, уступать в транспорте место старшим, помогать больным - это проявление заботы и внимания. Еще я хочу поговорить о том, что любовь и дружба вызывают разные эмоции. Когда друзья мирно играют и общаются, они веселы. Во время ссоры хочется грустить.

5. Развитие диалога на примере алфавитного ряда. Алфавитный ряд.

Разминка.

Учитель. Чтобы диалог звучал выразительно, нужно при его исполнении следить за постепенным развитием голоса, за правильной интонацией. В этом нам поможет наша артикуляционная разминка "Алфавитный ряд". 1-я команда интонационно задает вопрос, 2-я команда интонационно дает утвердительный ответ и интонационно задает уточняющие вопросы, обращаясь к 3-й команде, а 3-я команда интонационно дает утвердительные ответы на вопросы 2-й команды.

1-я команда: БИ-БЭ-БА?

2-я команда: БИ-БЭ-БА, БИ-БЭ-БА! ВИ-ВЭ-ВА, ГИ-ГЭ-ГА, ДИ-ДЭ-ДА?

3-я команда: ВИ-ВЭ-ВА, ГИ-ГЭ-ГА, ДИ-ДЭ-ДА!

Все хором: ЖИ-ЖЭ-ЖА! ЗИ-ЗЭ-ЗА! КИ-КЭ-КА!

6. Работа над классическим восприятием текста и его творческим воспроизведением в стиле "ремейк".

Просмотр видеозаписи выразительного чтения по ролям отрывка из 2-й главы "Первая встреча летчика с Маленьким принцем" в исполнении трех учеников: один читает за автора, другой - за летчика, третий - за Маленького принца. Учитель во время просмотра размещает на доске рисунки, которые являются иллюстрациями к диалогу.

После просмотра видеозаписи демонстрируется сценка по тому же отрывку "Первая встреча летчика с Маленьким принцем", но уже в стиле "ремейк", где вместо слов автора ученики озвучивают отрывки из своих письменных работ. Сценка может быть разыграна двумя составами. Сопутствующие детали - плащ принца, два стула, папка летчика с блокнотом и карандашом.

Отрывок из 2-й главы (с сокращениями) "Первая встреча летчика с Маленьким принцем":

Так я жил в одиночестве, и не с кем было мне поговорить по душам. И вот, шесть лет тому назад пришлось мне сделать вынужденную посадку в Сахаре. Что-то сломалось в моторе моего самолета. Я должен был исправить мотор или погибнуть. Воды у меня едва хватило бы на неделю.

Итак, в первый вечер, я уснул на песке в пустыне, где на тысячи миль вокруг не было никакого жилья. Вообразите же мое удивление, когда на рассвете меня разбудил чей-то тоненький голосок. Он сказал:

- Пожалуйста, нарисуй мне барашка!

- А?

- Нарисуй мне барашка...

Я вскочил, точно надо мною грянул гром. Протер глаза. Начал осматриваться. И вижу - стоит необыкновенный какой-то малыш и серьезно меня разглядывает. Не забудьте, я находился за тысячи миль от человеческого жилья. А между тем ничуть непохоже было, что бы этот малыш заблудился. Наконец, ко мне вернулся дар речи и я спросил:

- Но... Что ты здесь делаешь?

И он опять попросил тихо и очень серьезно:

- Пожалуйста... нарисуй барашка...

Все это было так таинственно и непостижимо, что я не посмел отказаться. Как ни нелепо это было здесь, в пустыне, на волосок от смерти, я все-таки достал из кармана лист бумаги и вечное перо. Но сказал малышу (немножко даже сердито сказал), что я не умею рисовать. Он ответил:

- Все равно. Нарисуй барашка.

Так как я никогда в жизни не рисовал баранов, я повторил для него одну из двух старых картинок, которые я только и умею рисовать: удава снаружи. И очень изумился, когда малыш воскликнул:

- Нет, нет! Мне не надо слона в удаве! Удав слишком опасен, а слон слишком большой. У меня дома все очень маленькое. Мне нужен барашек. Нарисуй барашка. И я нарисовал. Он внимательно посмотрел на мой рисунок и сказал:

- Нет, этот барашек уже совсем хилый. Нарисуй другого.

Я нарисовал. Мой новый друг мягко, снис-

стр. 31


--------------------------------------------------------------------------------

ходительно улыбнулся.

- Ты же сам видишь, - сказал он, - это не барашек. Это большой баран. У него рога... Я опять нарисовал по-другому. Но он и от этого рисунка отказался.

- Этот слишком старый. Мне нужен такой барашек, чтобы жил долго.

Тут я потерял терпение - ведь мне надо было поскорее разобрать мотор - и нацарапал вот что. И сказал малышу:

- Вот тебе ящик. А в нем сидит такой барашек, какого тебе хочется.

Но как же я удивился, когда мой строгий судья вдруг просиял:

- Вот это хорошо! Как ты думаешь, много этому барашку надо травы ?

- А что?

- Ведь у меня дома всего очень мало...

- Ему хватит. Я тебе даю совсем маленького барашка.

- Не такой уж он маленький, сказал он, наклонив голову и разглядывая рисунок. - Смотри-ка! Он уснул...

Так я познакомился с Маленьким принцем.

Ремейк диалога Маленького принца и летчика.

Маленький принц. Дяденька, дяденька! Пожалуйста, нарисуй мне барашка.

Летчик. А? Чего надо?

Маленький принц. Нарисуй мне барашка. Вот чего надо! Ты что, глухой?

Летчик. Не умничай, малец! Я тебя хорошо слышу. И, вообще, ты кто? И что здесь делаешь?... Ты, может быть, торговец верблюдами? А? Тебе без панамки голову не напечет?

Маленький принц. Можно подумать, что у тебя панамка есть, ты мне барашка нарисуй, пожалуйста.

Летчик (рисует). Ну, на.

Маленький принц. Нет, нет! Мне не нужно слона в удаве; удав слишком опасный, а слон - слишком большой. Мне нужен барашек! Нарисуй мне барашка.

Летчик. Как скажешь. Тебе масляными красками или пастелью?

Маленький принц. А как это?

Летчик. Да не грузись, приятель. Я прикалываюсь. На самом деле я не умею рисовать.

Маленький принц. Да брось, я не верю.

Летчик. Нет, правда. Ты первый из всех видевших этот рисунок понял, что здесь я нарисовал слона в удаве. Все считали, что здесь изображена шляпа.

Маленький принц. Что? Какая шляпа? Это же слон в удаве, даже издали видно. Хотя, смотри, парень, я ведь понимаю твои рисунки. Если ты даже нарисуешь полную ерунду, я разберу.

Летчик. Верно, приятель. У меня тут есть блокнот и карандаш. Сейчас нарисую.

Второй состав:

Маленький принц. Не, этот барашек слишком хилый. Нарисуй другого, более пухлого. Если я проголодаюсь, смогу его съесть.

Летчик. Моего барашка?

Маленький принц. Ха! Шутка! А ты попался! Я своих друзей не ем, это тебе на будущее.

Летчик. Это бодрит. Ладно, рисую дальше. (Рисует.)

Маленький принц. Ты же сам видишь, что это не барашек. Это большой баран: у него рога, как у оленя. (Летчик рисует.) Этот слишком старый! Мне нужен такой барашек, чтобы жил долго. ^Летчик рисует.)

Летчик. Вот тебе ящик. В нем бомба!

Маленький принц. А! Ты что взбрендил? Если сейчас рванет, ты же ведь сам не успеешь убежать!

Летчик. Ха! Шутка! И ты тоже попался! На самом деле в этом ящике сидит твой барашек!

Маленький принц. Ба-ра-шек?... Как ты думаешь, он много ест травы?,

Летчик. А что?

Маленький принц. Просто у меня дома всего очень мало.

Летчик. Ему хватит. Я ведь тебе даю совсем маленького барашка.

Маленький принц. Не такой уж он и маленький. Смотри-ка, он уснул...

Диалог с пьяницей. (Глава 12-я)

На следующей планете жил пьяница. Когда Маленький принц явился на эту планету, пьяница молча сидел и смотрел на выстроившиеся перед ним полчища бутылок - пустых и полных.

- Что ты делаешь? - спросил Маленький принц.

- Пью, мрачно ответил пьяница.

- Зачем?

- Чтобы забыть.

- О чем забыть? - спросил Маленький принц. Ему стало жаль пьяницу.

- Хочу забыть, что мне совестно, при-

стр. 32


--------------------------------------------------------------------------------

знался пьяница и повесил голову.

- От чего же тебе совестно? - спросил Маленький принц. Ему очень хотелось помочь бедняге. - Совестно пить! - объяснил пьяница, и больше от него нельзя было добиться ни слова.

Ремейк диалога Маленького принца и пьяницы.

Маленький принц. О! Сколько бутылок! Для чего же столько? А! (догадался) Добрый день! Можно пострелять в Вашем тире по бутылкам?

Пьяница (далее П. ). Милый мальчик! Я здесь пью, а не стреляю. Ты мой гость! Выпьем за встречу!

Маленький принц. Я не пью. Спасибо.

Пьяница. Почему?

Маленький принц. Пьянство ни к чему хорошему не приводит. Пьяный человек может совершить разные преступления. Зачем же Вы пьете?

Пьяница. Их уже двое!.. Пью от тоски и скуки, ведь я совсем один... вместе с моими бутылками. (Плачет.)

Маленький принц. Но ведь у Вас был когда-то дом? Была семья?

Пьяница. Да, все в прошлом! И будущего у меня нет.

Маленький принц. Вы не думали о том, что кто-то нуждается в Вашей помощи?

Пьяница. Я живу в своем мирке, из которого мне не выбраться.

Маленький принц. Но Вы могли бы заняться каким-нибудь делом. Например, садоводством. Развели бы сады на Вашей планете...

Пьяница (кричит). Мне лень! Мне все лень. Я пью, чтобы забыть.

Маленький принц. О чем забыть?

Пьяница. Хочу забыть, что мне совестно.

Маленький принц. Отчего же Вам совестно?

Пьяница. Совестно пить.

Маленький принц. Да! Странный народ эти взрослые.

7. Подведение итогов классной письменной работы.

На одном из предыдущих уроков ученики писали классную работу по теме: "Каких качеств не хватает взрослым, чтобы понять нас, детей".

Учитель. Подведем итоги нашей классной письменной работы. О них очень интересно узнать не только детям, но и взрослым. Итак, в "пятерку" основных недостающих взрослым качеств попали...

Ученики. Взрослым часто не хватает:

* понимания,

* воображения,

* доброты,

* внимания, времени, терпения.

В работах перечислены и те качества, наличие которых дети ценят во взрослых. К ним относятся:

* желание общаться с детьми,

* трудолюбие,

* "живой" ум,

* готовность помочь,

* способность признавать свои ошибки,

* бескорыстность,

* способность видеть цветные сны,

* любовь к детским сказкам,

* умение играть и веселиться,

* умение ценить внутренний мир маленького человека,

* умение ценить детскую фантазию. Дети хотят, чтобы взрослые по отношению к ним проявляли больше

* любви,

* сочувствия,

* жалости,

* ласки,

* доверия.

8. Заключение.

Учитель. Итак, дорогие путешественники по литературной стране, больше половины произведения Антуана де Сент-Экзюпери нами прочитано и осмыслено. Я думаю, что, анализируя внутреннюю и внешнюю оболочку диалогов, мы вправе сделать вывод, который поможет нам ориентироваться не только в художественном пространстве, но и в человеческом мире. Внутренний мир человека держится на его индивидуальности, этот мир необходимо уважать.

Окружающий нас внешний мир сложен и многолик. Очень важно уметь гармонично существовать в нем. И главное - помнить, что мы всегда в ответе за...

стр. 33


Отправить на принтер


Готовая ссылка для списка литературы

Н. В. ЮДИНА, "Маленький принц" Антуана де Сент-Экзюпери // Москва: Портал "О литературе", LITERARY.RU. Дата обновления: 03 апреля 2008. URL: http://www.literary.ru/literary.ru/readme.php?subaction=showfull&id=1207223630&archive=1207225877 (дата обращения: 11.12.2017).

По ГОСТу РФ (ГОСТ 7.0.5—2008, "Библиографическая ссылка"):


Ваши комментарии