Цель урока в X классе (2 часа) - знакомство с основными средствами выразительности; формирование умения распознавать тропы и фигуры в речи и использовать в собственных высказываниях; представление понятий антитеза и градация.
1. Проверка домашнего задания.
2. Техника речи. Выразительное произнесение отрывка из речи Цицерона против Каталины. (Текст раздается учащимся.) Работа над интонацией.
Когда все спокойно, ты шумишь; когда все волнуются, ты спокоен; в делах безразличных - горячишься, в страстных вопросах - холоден; если когда надо молчать - ты кричишь; когда следует говорить - молчишь; если ты здесь - хочешь уйти; если тебя нет - мечтаешь возвратиться; среди мира требуешь войны, в походе мечтаешь о мире.
При подготовке к произнесению текста учащиеся должны подчеркнуть слова, на которые падает смысловое ударение, и попробовать интонационно показать, какие слова являются основными. Этот текст будет затем использован при изучении такой фигуры речи, как антитеза.
3. Объяснение нового материала.
page 60
--------------------------------------------------------------------------------
Художественные средства служат выразительности и образности речи, что весьма облегчает понимание и запоминание текста. Их называют "цветами красноречия". Художественных средств великое множество (порядка двухсот). К ним в первую очередь относятся тропы, фигуры речи, фразеологизмы, изречения, афоризмы.
Мы уже ознакомились с двумя этапами риторического канона: инвенцией ("изобретением") и диспозицией ("расположением"). Третий этап - элокуция ("выражение"). На этом этапе используются перечисленные художественные средства.
Методический комментарий. Средства выразительности речи часто воспринимаются как художественные средства языка. Термины адекватны, тем не менее есть одна тонкость: когда мы говорим о художественных средствах, возникает представление о литературных произведениях, об образах, без которых немыслима художественная литература. Однако и публичные речи - политические, судебные, эпидейктические (торжественные) и др. - не достигнут своей цели, если в них не присутствуют разнообразные выразительные средства.
Самыми распространенными и необходимыми средствами выразительности являются (запись в тетрадь):
Тропы (греч. tropos - поворот) - обороты речи, употребление слов и выражений в переносном значении, которые не утратили свежести образа. Дело в том, что от долгого применения когда-то свежее сравнение может стать обычным словарным словом и потерять свою новизну и выразительность (говоря, например, о розовой кофточке, мы не думаем о розах). К тропам относятся метафора, метонимия, синекдоха, ирония, намек, парадокс и др.
Фигуры речи - обороты речи, синтаксические конструкции, усиливающие выразительность высказывания. Большое внимание фигурам речи уделял Квинтилиан, известный ритор I в. н.э. В своем фундаментальном сочинении "Двенадцать книг риторических наставлений" он различал фигуры мысли и словесные фигуры.
И Цицерон, и Квинтилиан пытались дать четкое разграничение тропов и фигур. Так, Цицерон определил тропы как слова, фигуры как словосочетания. Квинтилиан находил их различие в том, что замена части фразы тропом придает высказыванию новое значение, замена же фигурой значения не меняет.
4. Знакомство с фигурами речи. Насчитывается несколько десятков фигур, без них немыслима публичная речь. Ораторы древности не обходились без этого средства выразительности. Фигуры речи создавались тысячелетиями. Среди них можно выделить
- фигуры противопоставления: антитеза, градация, оксюморон и др.;
- фигуры повтора: собственно повтор, период, анафора, эпифора и др.;
- фигуры диалогизации публичной речи: риторический вопрос, риторическое ответствование и др.
На предыдущем уроке мы обращались к речи Цицерона против Катилины. В ней использована одна из самых великолепных фигур - фигура контраста, которая называется "антитеза". Запишите определение: "Антитеза - фигура, построенная на основе резкого противопоставления явлений, понятий, событий, качеств".
В основе антитезы пара антонимов, которые образуют выразительную синтаксическую конструкцию, передающую противоречивость предмета речи.
Функции антитезы:
- создает художественный образ;
- служит средством познания мира (отражает столкновение противоположного).
5. Практическое задание.
Найдите антитезу в "Речи против Катилины". Понаблюдайте за функциями данной фигуры.
Любопытный факт: антитеза была любимой фигурой Цицерона.
6. Беседа.
- В чем, на ваш взгляд, привлекательность антитезы?
- Утомляет ли читателя и слушателя антитеза?
- В каких стилях, по-вашему, антитеза более употребима?
- Подумайте, как антитеза отражает вечные противоречия жизни, чаще всего выражаемые с помощью антонимов: свет и тьма, радость и горе, жизнь и смерть.
7. Упражнение 1. Вспомните фразы (афоризмы, пословицы, крылатые выражения), созданные с помощью антитезы.
Справочный материал:
"Отойди от зла и сотвори добро" (Библия); "Не вливают молодое вино в старые мехи" (Библия);
page 61
--------------------------------------------------------------------------------
"Волна и камень, стихи и проза, лед и пламень не столь различны меж собой..." (А. С. Пушкин).
8. Упражнение 2. Продолжите фразу, учитывая, что предложение создано с использованием антитезы:
"Не стыдно не знать, стыдно... (не учиться)";
"Достойный человек не тот, у кого нет недостатков, а тот, у которого есть... (достоинства)";
"Мало говоря, больше... (услышишь)";
"Бога мы сердим нашими грехами, людей - ... (достоинствами)".
9. Введение нового понятия.
Еще одна "мощная" фигура речи - градация. Данная фигура заключается в выстраивании в одной фразе слов так, что каждое из последующих в ряду сильнее, выразительнее предыдущего характеризует предмет речи, отражает смысл высказывания.
Градация не только риторическая фигура, но и способ изобретения содержания речи; градация часто встречается в фольклоре.
Особенно привлекательны трехчленные ряды в градации, что придает структуре речи упорядоченность, облегчает восприятие. Градация часто используется в публичных речах.
10. Работа над интонацией при градации. Часто в письменном тексте экспрессия создается фигурами речи. Наша задача, распознав фигуру, передать с помощью интонации те эмоции, которые вкладывал в высказывание автор. Одна из великолепных фигур - градация - произносится с выделением каждого слова - или повышением, или понижением голоса (каждое слово занимает новую ступеньку - идем ли мы вверх или вниз). Поэтому каждое слово отделено от другого паузой, которая играет немаловажную роль в произнесении данной фигуры.
Например:
"Не жалею ↑, не зову ↑, не плачу" - восходящая интонация с паузами между всеми словами;
"Не верь↓, не бойся ↓, не проси" - нисходящая интонация;
"Пришел ↑, увидел ↑, победил" - восходящая интонация.
11. Тренировочное упражнение. Произнесите, учитывая все названные особенности, следующие фразы.
1. Звериный, чужой, неприглядный мир. 2. Без сознания себя личностью невозможно ни мыслить, ни говорить, ни жить. 3. Я бежала, летела, стремилась к вам. 4. Жить, любить, надеяться - вот суть жизни.
12. Домашнее задание. Придумать текст о своем друге или подруге с использованием антитезы и градации.