ВРЕМЯ ГЛАГОЛА (ФУНКЦИОНАЛЬНО-СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД К ИЗУЧЕНИЮ)

ДАТА ПУБЛИКАЦИИ: 02 апреля 2008
ИСТОЧНИК: http://portalus.ru (c)


© Т. В. СТРЫГИНА

Душой языка" называл морфологию В. А. Виноградов1 . Понимают ли современные школьники, каково место этого раздела в системе языка, как использовать знания по морфологии при создании собственных высказываний в устной и письменной форме? Опыт показывает, что утвердительный ответ на эти вопросы звучит не так часто, как хотелось бы. В методических исследованиях не раз поднимался вопрос о том, что при значительном количестве часов, предусмотренных программой на изучение морфологии в школе, основные умения и навыки остаются несформированными (Л. А. Тростенцова, П. А. Гагаев и другие ученые). В связи с этим возникает необходимость в совершенствовании системы работы по названному разделу. В данной статье представлен один из аспектов работы по изучению морфологии на основе функционально-системного подхода, соотнесенного с коммуникативно-деятельностным направлением в обучении.

В последние годы все активнее развивается функциональное направление в изучении языка, получившее отражение в работах известных ученых XIX - XX вв. В методике преподавания русского языка с опорой на исследования по функциональной грамматике разрабатываются разные аспекты изучения языка: функциональный подход к изучению синтаксиса (А. Ю. Купалова), функционально-семантический подход к обучению морфемике и словообразованию (С. И. Львова) и другие.

Функционально-системный подход, по определению Г. А. Фомичевой, предусматривает "применение всех языковых единиц на всех уровнях языковой системы: фонетическом, лексическом, морфологическом, синтаксическом"2 . При реализации указанного подхода важен учет триединства язык - языковая норма - речь, "поскольку речевой практикой людей реально управляет языковая норма"3 . В процессе работы по предлагаемой нами программе "Изучение морфологии на основе функционально-системного подхода" учащиеся последовательно знакомятся с основными понятиями морфологии, рассматриваемыми с учетом теории познания (введение обобщенного понятия, подведение языковой единицы под это понятие, выведение следствия из факта принадлежности слова к части речи и наличия определенных признаков, творческое использование полученных знаний). Семантика и грамматические признаки частей речи рассматриваются с учетом функциональной роли каждой категории в тексте.

Функционально-системный подход предполагает выделение следующих блоков: 1) семантика части речи и ее категорий; разряды, признаки, синтаксические функции; 2) нормативность речи; 3) развитие устной и письменной речи.

В любой деятельности представлена система действий, в каждом из которых выделяются ориентировочная, исполнительная, контрольная, коррекционная составляющие. Опираясь на психологические исследования, намечаем следующие этапы в изучении морфологической темы:

I. Мотивационный - подготовка к восприятию теоретического материала: зачем изучаем указанную часть речи и каковы ее признаки.

II. Ориентировочный - теоретико-практическая работа: семантика, функции частей речи (функция системной организации словарного состава, объединения его с синтаксическим уровнем языка и др.) и их признаков (событийная, актуализирующая, синтаксически организующая и др.).

III. Исполнительный - закрепление теоретического материала, развитие устной и письменной речи за счет обогащения изученными конструкциями, например: употребление временных форм глагола в переносном значении, выявление текстовых функций видовых форм и т.п.

IV. Контрольный - проверка усвоения материала и сформированности практических умений.

V. Корректирующий - устранение пробелов в знаниях по теме.

Рассмотрим особенности изучения темы "Время глагола" в V классе (первый урок).

I этап - мотивационный.

Понятие о категории времени глагола дается в начальной школе. При изучении темы в V классе необходимо восстановить в памяти основные сведения о данной категории. Примерные вопросы для беседы: Что обозначает глагол? Какой признак глагола позволяет уточнить, свершилось действие или будет происходить? Что вы знаете о времени глагола? Полные ответы на поставленные вопросы, приведенные учащимися примеры позволят определить уровень владения материалом.

Для создания эвристической ситуации, мотивирующей деятельность учащихся в плане поиска ответа на вопросы, учитель может привести примеры, в которых формы времени использованы в переносном значении:

1. Мчатся тучи, вьются тучи;
Невидимкою луна освещает снег летучий;
Мутно небо, ночь мутна.
Еду, еду в чистом поле;
Колокольчик дин-дин-дин...
(А. С. Пушкин)

2. Завтра пишем диктант. (1 - настоящее время в значении прошедшего; 2 - настоящее в значении будущего времени.)

стр. 46


--------------------------------------------------------------------------------

II этап - ориентировочный (опознавательные и классификационные упражнения).

Работа над семантикой категории

времени ведется на основе текста, например:

Великое переселение

Какая трава, какая роса! Расцвела в полную силу черёмуха, зацветают вишенки, летит осиновый пух. Вот великое переселение лесов, вот пример безжалостной силы числа: сколькомиллионная часть этих пушинок посеется и вырастет.

(М. М. Пришвин)

Анализируя примеры, учащиеся определяют время глагола и под руководством учителя выясняют значение настоящего времени (действие происходит в момент речи), прошедшего (действие до момента речи), будущего (действие происходит после момента речи), обращается внимание на особенности образования данных форм. Практическим путем учащиеся приходят к выводу об изменении глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени, по числам и родам (в единственном числе) в прошедшем времени.

III этап - исполнительный (аналитические упражнения).

Опираясь на системный подход в преподавании морфологии, необходимо показать взаимосвязь между категориями вида и времени глагола. Образовав разные формы времени от глаголов, взятых из текста, учащиеся отмечают, что формы настоящего времени имеют только глаголы несовершенного вида, будущего простого - глаголы совершенного вида, будущего сложного - глаголы несовершенного вида.

В аспекте нормативности речи целесообразно обращение к орфоэпическим нормам постановки ударения в глагольных формах. Например:

Бралá, брáли; начáть, нáчал, началá; пóнял, понялá; звалá, призвалá; звонить, звонит, звонишь; положить, положил, положила; принимáл, принял, принялá; повторить, повторит, повторят; баловáть, балуют.

Навык употребления временных форм в прямом значении формируется с детского возраста. Переносное употребление форм времени обогащает устную и письменную речь школьников. В V классе предлагаем учащимся рассмотреть категорию времени на примере художественных и научных текстов. Говоря о субъективности ощущения времени, Н. С. Валгина отмечает: "...мгновение может длиться долго или вовсе остановиться, а большие временные периоды - промелькнуть в одночасье"4 . Эту особенность художественного текста необходимо показать учащимся. Юные исследователи, работая в творческих группах, обращаются к текстам разных стилей, анализируя содержание предложенных отрывков и использованные в них глагольные формы.

Задание. Прочитайте текст. Определите его основную мысль. В каком времени использованы глаголы? В прямом или переносном значении представлены формы настоящего времени?

Текст 1.

Взаимосвязь категорий времени и вида проявляется в том, что видом глагола определяется возможность образования всех или не всех форм времени, характер временных значений глагольной формы. Формы всех трех времен - настоящего, прошедшего и будущего - образуют только глаголы несовершенного вида (знаю - знал - буду знать). Глаголы совершенного вида образуют формы только прошедшего и будущего времени (узнал - узнáю).

(По В. Н. Белоусову)

Текст 2.

Вот я вижу себя снова в деревне, глубокой осенью. Дни стоят синеватые, пасмурные. Утром я сажусь в седло и с одной собакой, с ружьем и с рогом уезжаю в поле... Целый день я скитаюсь по пустым равнинам... Голодный и прозябший, возвращаюсь я к сумеркам в усадьбу, и на душе становится так тепло и отрадно, когда замелькают огоньки Выселок и потянет из усадьбы запахом дыма, жилья...

(И. А. Бунин)

Текст 3.

Белеет парус одинокий
В тумане моря голубом!..
стр. 47


--------------------------------------------------------------------------------
Что ищет он в стране далекой?
Что кинул он в краю родном?..

Играют волны - ветер свищет,
И мачта гнется и скрыпит...
Увы, - он счастия не ищет
И не от счастия бежит!
(М. Ю. Лермонтов)

Текст 4.

Хороши летние туманные дни... Но как тихо, как невыразимо тихо всё кругом! Всё проснулось, и всё молчит. Вы проходите мимо дерева - оно не шелохнётся: оно нежится. Сквозь тонкий пар, ровно разлитый в воздухе, чернеется перед вами длинная полоса. Вы принимаете её за близкий лес; вы подходите - лес превращается в высокую грядку полыни на меже. Над вами, кругом вас - всюду туман...

(И. С. Тургенев)

Анализируя предложенный материал, учащиеся определяют тему и основную мысль текста, стиль, тип речи, особенности (функции) временных форм глаголов и их значение для содержательной стороны текста. Проведенная работа позволяет сделать выводы о том, что формы времени глагола используются в прямом и переносном значениях, например: настоящее постоянное (текст 1); настоящее время для обозначения действий, происшедших в прошлом (настоящее историческое - текст 2, настоящее изобразительное - текст 3); настоящее в значении будущего (настоящее воображаемого действия - текст 4). Ученые-лингвисты отмечают, что семантическая многоплановость форм настоящего времени используется как стилистическое средство для повышения выразительности речи.

Лингвистические комментарии к текстам

Текст 1.

Настоящее время обозначает, что действие совершается в момент речи (настоящее актуальное). Одно из значений настоящего актуального - настоящее постоянное - представляет постоянное действие, не имеющее временных границ (проявляется, определяется, образуют). Такое использование форм времени свойственно научным текстам.

Текст 2.

И. А. Бунин повествует о прошедших событиях, но создается впечатление, что момент речи автора полностью совпадает с моментом протекания действия. В данном тексте настоящее время используется в переносном значении, для обозначения действий, происходящих в прошлом (стоят, сажусь, уезжаю, скитаюсь, возвращаюсь и др.).

Текст 3.

В отрывке из стихотворения М. Ю. Лермонтова "Парус" настоящее изобразительное время помогает запечатлеть картину природы (белеет, ищет, играют, свищет и др.). Такое переносное употребление формы настоящего времени часто используется в поэзии. Автор показывает смещение пространства: вначале парус видится на большом расстоянии (в первоначальном варианте: Белеет парус отдаленный), "затем автор как бы приближается к парусу" (Н. С. Валгина), усиливается детализация изображения.

Текст 4.

В повествовании И. С. Тургенева глаголы настоящего времени используются в значении будущего времени - это настоящее воображаемого действия (воображаемого будущего). С помощью форм настоящего времени автор рисует картину действий, которые будут происходить в будущем, как развивающихся на его глазах (проходите, нежится, чернеется, принимаете и др.). Такое переносное значение свойственно только форме настоящего времени.

Аналогичную работу предлагаем для домашнего задания: продолжить исследование категории времени глагола и определить функции прямого и переносного употребления временных форм глагола. Работа выполняется на следующем дидактическом материале.

Берёзы

Зимой берёзы таятся в хвойном лесу, а весной, когда листья развёртываются, ка-

стр. 48


--------------------------------------------------------------------------------

жется, будто берёзы из тёмного леса выходят на опушку. Это бывает до тех пор, пока листва на берёзах не потемнеет и более или менее не сравняется с цветом хвойных деревьев. И ещё бывает осенью, когда берёзки, перед тем как скрыться, прощаются с нами своим золотом.

(М. М. Пришвин)

Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя.
То как зверь она завоет,
То заплачет, как дитя.
(А. С. Пушкин)

Как царица отпрыгнет,
Да как ручку замахнёт,
Да по зеркальцу как хлопнет,
Каблучком-то как притопнет!..
(А. С. Пушкин)

Я люблю Мещерский край за то, что он прекрасен, хотя вся прелесть его раскрывается не сразу, а очень медленно, постепенно.

На первый взгляд - это тихая и немудрая земля под неярким небом. Но чем больше узнаёшь её, тем всё больше, почти до боли в сердце, начинаешь любить эту обыкновенную землю. И если придётся защищать свою страну, то где-то в глубине сердца я буду знать, что я защищаю и этот клочок земли, научивший меня видеть и понимать прекрасное, как бы невзрачно на вид оно ни было, - этот лесной задумчивый край, любовь к которому не забудется, как никогда не забывается первая любовь.

(К. Г. Паустовский)

IV этап - контрольный

Учащиеся пишут сочинение-миниатюру (тему выбирает ученик):

"Что я узнал(а) о категории времени глагола?",

"Время... Это только глагольная категория?",

"Время и вид глагола"

и другие.

V этап - коррекционный

Включает анализ сочинений-миниатюр, заключительную беседу по теме.

Особо следует сказать о компьютерной поддержке урока по данной теме. На разных его этапах (ориентировочном, исполнительном, контрольном, коррекционном) может быть использована компьютерная программа "Время глагола" (электронное учебное пособие "Русский язык. 5 класс" - ЗАО "Просвещение-медиа", 2004). В частности, на этапе контроля учащиеся выполняют задание, позволяющее проверить уровень осмысления семантики глаголов:

Вставьте необходимые по смыслу глаголы и сравните с текстом И. А. Гончарова.

(Пробежал, промчался, пронёсся) свежий ветер, (подул, повеял, пахнул) прохладой в лицо путнику, (прошумел; прогудел, пророкотал) по листьям, (открыл, раскрыл, отворил, распахнул) дверь в избе и (замолк, умолк, смолк, затих, утих, стих, замер) в кустах. Следом за ним (бежит, мчится, летит) бурный вихрь, медленно двигая по дороге столб пыли; вот он (ворвался, вторгся) в деревню, (сбросил, скинул, низвергнул) несколько гнилых досок с забора, (снял, стащил, сорвал) соломенную кровлю и (погнал, погонял, поторапливал) вдоль улицы петухов и кур.

Ученик выбирает глаголы. После выполнения задания сверяет свой вариант с авторским текстом. И. А. Гончаров использовал следующие глаголы: пронёсся, подул, прошумел, открыл, затих, мчится, ворвался, сбросил, стащил, погнал.

Таким образом, функционально-системный подход, соотнесенный с коммуникативно-деятельностным, позволяет ответить на вопросы "что? для чего?" в грамматике нашего языка, определить функциональный потенциал языковых единиц в системе языка и в речи.

-----

1 Виноградов В. А. Сингармонизм и фонология слова: Дисс. на соиск. уч. степени канд. фил. наук. - М., 1966. - С. 109.

2 Теория и практика современной методики преподавания русского языка и литературы: Сборник научных трудов, посвященный 70-летию со дня рождения профессора Г. А. Фомичевой. - М., 2003. - С. 12.

3 Там же. - С. 12.

4 Валгина Н. С. Теория текста: Учебное пособие. - М., 2003. - С. 137.

стр. 49

Похожие публикации:



Цитирование документа:

Т. В. СТРЫГИНА, ВРЕМЯ ГЛАГОЛА (ФУНКЦИОНАЛЬНО-СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД К ИЗУЧЕНИЮ) // Москва: Портал "О литературе", LITERARY.RU. Дата обновления: 02 апреля 2008. URL: https://literary.ru/literary.ru/readme.php?subaction=showfull&id=1207130238&archive=1207225892 (дата обращения: 26.04.2024).

По ГОСТу РФ (ГОСТ 7.0.5—2008, "Библиографическая ссылка"):

Ваши комментарии