I. Вступление. (На столе учителя заставка "Бюро литературных находок".)
Учитель. Сегодня на уроке у нас открыто "Бюро литературных находок". В Бюро находок обычно возвращают забытые, потерянные вещи, но в нашем "Бюро литературных находок" оказались утерянные фразы, строчки, фрагменты из сказок самых разных писателей и поэтов. Вероятно, они выпали из книг, когда с ними небрежно обращались...
Случилось страшное! Многие сказки, стихи не просто потеряли смысл, они перестали звучать! Вы только послушайте! (Учитель берет книгу сказок А. С. Пушкина и читает):
Елисей, не унывая,...
Ты гоняешь стаи туч
Там за речкой тихоструйной
На цепях между столбов...
(Ребята смеются.)
Учитель. И смешно... И грустно... Может ли сказка существовать в таком виде? (Нет!).
- Вернем строчки в сказки? (Да!).
II. Викторина. (По сказкам русских писателей - назвать автора и произведение.)
1. Мать и сын идут ко граду.
Лишь ступили за ограду,
Оглушительный трезвон
Поднялся со всех сторон:
К ним народ навстречу валит,
Хор церковный бога хвалит...
(А. С. Пушкин. "Сказка о царе Салтане")
2. Свечерело. Дрожь в конях,
Стужа злее на ночь;
Заворочался в санях
Михайло Иваныч,
Кони дернули, стряслась
Тут беда большая -
Рявкнул Мишка! -
понеслась Тройка как шальная.
(Н. А. Некрасов. "Генерал Топтыгин")
3. До светла все у него пляшет,
Лошадь запряжет, полосу вспашет,
стр. 15
--------------------------------------------------------------------------------
Печь затопит, все заготовит, закупит,
Яичко испечет, да сам облупит.
(А. С. Пушкин. "Сказка о попе и о работнике его Балде")
4. Кто-то в поле стал ходить
И пшеницу шевелить.
Мужички такой печали
Отродяся не видали;
Стали думать да гадать -
Как бы вора соглядать...
(П. Ершов. "Конек-горбунок")
5. Но невеста молодая,
До зари в лесу блуждая,
Между тем все шла да шла
И на терем набрела.
(А. С. Пушкин. "Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях")
6. Повар спит перед огнем,
И огонь, объятый сном,
Не пылает, не горит,
Сонным пламенем стоит...
И окрестность со дворцом
Вся объята мертвым сном.
(В. А. Жуковский. "Спящая царевна")
7. Вот проходит восемь дней,
А от войска нет вестей,
Было ль, не было ль сраженья, -
Нет Дадону донесенья.
Петушок кричит опять.
(А. С. Пушкин. "Сказка о золотом петушке")
8. В палатах видит свою старуху,
За столом сидит она царицей,
Служат ей бояре да дворяне,
Наливают ей заморские вина,
Заедает она пряником печатным;
Вкруг ее стоит грозная стража...
(А. С. Пушкин. "Сказка о рыбаке и рыбке")
9. Выйди, зверь и птичка!
Накажи обидчика! -
Вдруг,
откуда ни возьмись,
сто ворон слетают вниз.
Весь оскаленный, шакал
из-за леса пришагал.
За шакалом
волочится
разужасная волчица.
(В. Маяковский. "Сказка о Пете, толстом ребенке, и о Симе, который тонкий")
(Ребята обычно без труда узнают и автора, и сказку с первых же строк отрывка, так как сказки изучались в 3-м и 5-м классах).
Учитель. Молодцы! С заданием справились прекрасно!? Как вы догадались,
что те или иные строки принадлежат именно этому писателю или поэту? (Содержание известно... Знакомые имена...)
- А кто написал вот эти строки? Откуда они? (Читаю творческую работу ученицы - продолжение "Сказки о медведихе" А. С. Пушкина, написанную в прошлом году.)
Лаходынова Наташа. 5 "г"
Сказка о медведихе
(Завершение неоконченной сказки А. С. Пушкина)
Говорил им медведь, боярин лесной:
"Ах вы, звери, мои слуги верные,
Вы подите к тому злому ворогу,
Накажите его смертью лютою,
Смертью лютою, неминучею,
За моих медвежат, малых детушек".
Прибегали звери к мужику, ко злодею великому.
Как кусал его волк-дворянин
Зубами закусливыми.
Как хлестал его бобр своим хвостом.
Еж колол иголками длинными.
Зайка серенький с горностаюшкой
Уводили медвежат, малых детушек.
А лисица-подъячиха хитрая
Превратила мужика того злобного
Во гнилую корягу болотную.
Вот встречает боярин-медведь
Своих верных слуг.
Как увидел он своих детушек,
Увидел шкуру медведихи,
То заплакал слезами горючими.
Обнимал он своих детушек,
Поминал медведиху-боярыню.
А лиса-подъячиха молвила:
"Не горюй ты, медведь-боярин,
Помогу я твоей беде горькой".
Подошла лиса-подъячиха к шкуре боярыни,
Провела травою невиданной.
Ожила медведиха-боярыня.
Обнялись медведь со медведихой,
Благодарили они лису-подъячиху.
Потом созвали всех лесных жителей
И устроили пир во весь лес большой.
(Самые нетерпеливые, "усыпленные" легкостью предыдущих вопросов, после первых же строчек "угадывают" и автора, и сказку - А. С. Пушкин, "Сказка о медведихе". Однако более внимательные замечают, что "такого в сказке не было", "это продолжение сказки, а мы читали незавершенную сказку Пушкина..." и т. п.)
- Так кто же автор этих строк? (Пушкин... Наверное, нашли в его черновиках
стр. 16
--------------------------------------------------------------------------------
продолжение сказки совсем недавно, а допечатать не успели в книге.)
- А вот и нет! Но вы сейчас очень высоко оценили творчество ученицы 5 "г" класса Наташи Лаходыновой (Обычно возгласы удивления.)
- А что же все-таки "помогло" вам спутать творческую работу вашей сверстницы со сказкой Пушкина? (Похоже написано... Звучит, как у Пушкина... Слова "пушкинские" употреблены...)
III. Основная часть урока.
Учитель. Выскажите ваше мнение о новой, малоизвестной сказке Пушкина?.. Обязательно обратите внимание на вводные обороты, написанные на доске до урока, и с одного из них начинайте свое высказывание:
На мой взгляд... Хочу возразить...
Мне кажется... Не согласен...
Я убежден(а)... А я прочел(ла) эти строки иначе...
(Считаю, что подобный прием не только формирует речевую культуру, но и учит ребят слушать друг друга.)
(Я думаю, это самая грустная сказка Пушкина... Мне кажется, эта сказка Пушкина не похожа на все остальные его сказки тем, что главными персонажами в ней являются животные... Не согласен с тобой: в "Сказке о рыбаке и рыбке" рыбка тоже играла немаловажную роль... А я считаю, что Пушкин хотел показать, как человек губит все живое, если вмешивается в природу... А я согласно с тем, что это самая грустная сказка Пушкина, так как в ней зло побеждает добро, а не наоборот...)
- Скажите, а вам хочется, чтобы и в этой сказке (как и во всех других) зло было наказано, а справедливость восторжествовала? (Да!)
- А может быть... вы напишете завершение "Сказки о медведихе"... (Возглас: "Писать как Пушкин!")
- Но сделать это нужно очень умело, деликатно, не нарушив пушкинского стиля!
(Слово прозвучало! И требует хотя бы короткого комментария. Например, такого:
Стиль писателя - особая манера его письма писателя, единство творческих особенностей, присущих данному писателю.)
- Нам предстоит сейчас кропотливая, но очень интересная работа, которая поможет вам создать не менее интересное "пушкинское" продолжение "Сказки о медведихе".
(На столах учащихся карточки со следующими отрывками.)
1
Проснулся на белой зорюшке Иван-царевич, глянул - нет леса дремучего: ни елок колючих, ни белых березок. Красуется промеж холмов поле чистое с травою-муравою зеленою. А муравушка столь высока, что галке-птице можно схорониться.
(Из русской народной сказки "Морской царь и Василиса Премудрая")
2
Как весенней теплою порою
Из-под утренней белой зорюшки,
Что из лесу из дремучего
Выходила медведиха
Со милыми детушками медвежатами
Погулять, посмотреть, себя показать.
Села медведиха под белой березою;
Стали медвежата промеж собой играть
По муравушке валятися,
Боротися, кувыркатися.
(Из "Сказки о медведихе..." А. С. Пушкина)
3
Петушок с высокой спицы
Стал стеречь его границы.
Чуть опасность где видна,
Верный сторож как со сна
Шевельнется, встрепенется,
К той сторонке обернется
И кричит: "Кири-ку-ку.
Царствуй, лежа на боку!"
(Из "Сказки о золотом петушке" А. С. Пушкина)
- Прочтите отрывки сначала "про себя", затем - вслух. Не забывайте, что это сказки!
- Кто авторы этих сказок? (Первой - народный сказитель, второй и третьей - А. С. Пушкин.)
- И тем не менее, какие из двух отрывков ближе стилистически? (Первый и второй.)
- Докажем это.
- Найдите похожие слова, сочетания слов в 1-м и 2-м отрывках. (Лес дремучий; береза белая, зорюшка; травушка-муравушка.)
стр. 17
--------------------------------------------------------------------------------
- Как называются подобные сочетания в русском фольклоре? (Постоянная лексика, постоянные эпитеты.)
- Найдите в тексте "Сказки о медведихе" примеры постоянной лексики. (Лес дремучий, темный; земля сыра; цветочки лазоревы; поле чистое и т.п.).
- Найдите устаревшие формы слова в обоих отрывках. (Глаголы на -тися: схоронитися, валятися, боротися, кувыркатися.)
- А теперь вновь обратимся к тексту сказки. Я буду называть вам современную форму слова, а вы в тексте сказки отыщите устаревшую форму этого слова:
откуда - отколь
за плечами - за плечьми
звать - кликать
прячьтесь - хоронитесь
сердилась - осержалася
положил - поклал
50 рублей - 50 рублев
трое медвежат - трои медвежата
не играть - не игрывати
и т.п.
- Слов с какими суффиксами очень много в "Сказке о Медведихе"? (С уменьшительно-ласкательными: зорюшка, детушки-медвежатушки, травушка и т.п.)
- Какую роль они играют в сказке? (Пушкин хочет вызвать наше сочувствие к происходящему, жалость... Этот прием тоже встречается в народных сказках.)
- Прочтите отрывок, где Пушкин рассказывает о том, как собирались звери к медведю. (Чтение с фразы "В ту пору звери собиралися..." до конца.)
- Как величает Пушкин каждого из зверей? (Попутно проводится словарная работа - учитель поясняет незнакомые учащимся слова, если эта работа вызвала затруднения дома.)
Волк - дворянин.
Бобр - торговый гость (купец).
Ласточка - дворяночка.
- Кстати, "приходила ласточка дворяночка" - вы ничего необычного в этой фразе не заметили? (Урок подходит к концу, и вопрос этот сейчас более чем уместен. Ребята: "Да, лучше бы, наверное, "прилетала ласточка"... А может, у нее крыло сломано...)
- Нет, речь здесь идет не о птице, а о зверьке-ласке. Старинная форма слова ласка - ластка, поэтому ласточка.
- Давайте продолжим. Как называет Пушкин белочку, лисицу, горностая, зайку, ежа?
Белочка - княгинечка
Лисица - подъячиха, казначеиха (хранительница церковных ценностей).
Горностаюшко - скоморох (странствующий актер, острослов).
Байбак - игумен (настоятель монастыря).
Зайка - смерд (крестьянин).
Еж - целовальник.
- Кто ж такой еж? Что за целовальник? (Тот, кто любит целоваться... Ага... Попробуй-ка поцелуйся с ежом... И даже: палач, который своими "колючими" поцелуями "зацеловывал" до смерти.)
- Целовальником называли на Руси продавца вина (смех). Итак, Пушкин определяет "общественное положение" каждого зверя. Встречался ли вам подобный прием в народных сказках о животных? ("Лиса-исповедница", "Кот и лиса", "Лиса-странница" и др.)
IV. Заключение.
Учитель. Так в чем же непохожесть "Сказки о медведихе" А. С. Пушкина на другие его сказки? (В отличие от других сказок Пушкина "Сказка о медведихе" более народная, чем литературная... Ив русской народной сказке, и в "Сказке о медведихе" Пушкина есть постоянные эпитеты, много слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами, устаревших слов... Обе сказки движутся неторопливо... Если все сказки Пушкина написаны стихами, то "Сказка о медведихе" - белыми стихами, без рифмы... "Сказка о медведихе" Пушкина ближе по стилю народным сказкам...)
- Какие события видятся в сказке в дальнейшем?
Дома я прошу прочесть сказку еще раз и завершить ее, найдя верную интонацию, ритм, учитывая стилевые особенности.
стр. 18