РАБОТА СО СЛОВОМ КАК ФОРМА ПРИОБЩЕНИЯ УЧАЩИХСЯ К НАЦИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЕ

ДАТА ПУБЛИКАЦИИ: 02 апреля 2008

"Прислушайтесь к слову, приглядитесь к нему, проникните в его тайну", - говорим мы своим ученикам и напоминаем слова поэта Вл. Лутовского: "Относитесь к родному языку бережно и любовно. Думайте о нем, изучайте его, любите его, и вам откроется мир безграничных радостей, ибо безграничны сокровища русского языка". Именно эти слова стали эпиграфом к занятиям, посвященным исследовательской работе - лингвистическому анализу слова и текста с последующим написанием сочинения-миниатюры.

Размышление над словом, его анализ, интерпретация не только способствуют формированию коммуникативной компетенции, активизируют речевую активность, но и помогают учащимся познакомиться с особенностями русского видения мира, познать и понять себя как представителя русской нации. Вместе с тем в ходе работы со словарями и справочниками, художественными текстами, через учебный диалог происходит культурное, нравственное и духовное взаимообогащение учащихся и преподавателя. И как бы в подтверждение сказанного в одной из работ читаем:

"Как это оказывается интересно - вслушиваться и вдумываться в слово, ощущать в нем тепло и таинственный блеск, разбирать слово по кирпичикам, проникать в его удивительный и многоцветный мир. Как все это помогает нам лучше узнавать себя, друг друга, историю и культуру своего народа".

Восприятие слова индивидуально и субъективно. В творческих работах нашли отражение не только достаточно высокий уровень коммуникативных умений, но и личность, индивидуальность учащихся, их способность к самоанализу и самопознанию.

Ярким примером эффективности проводимой нами лингвистической работы может стать следующее сочинение - размышление над словом лапти.

На Корейской ярмарке в Суджанском подворье, среди старинных вещей, я увидел лапти. Эта немудреная обувка выглядела там очень уместно, прислонившись к медному самовару и почерневшим глиняным горшкам. Лапти... Какое ласковое, уютное, сказочное слово. Какая мелодичность и теплота исходят от него.

Но совершенно по-другому звучит слово лапоть. Что-то одинокое и обиженное в этом слове. Сколько поговорок, сколько крылатых выражений связано с этим словом: словно кашу в лапти обуваешь (путаешь), звонить в лапоть (шататься без дела), переобулся в лапти (обеднел по неосмотрительности), это не лапоть плесть (так говорят о трудном деле).

стр. 44


--------------------------------------------------------------------------------

Это все фольклор, народная мудрость, а в толковом словаре С. И. Ожегова написано: "Лапоть, -птя... Плетеная обувь из лыка, охватывающая только ступню ноги". Обувь эта очень проста, проще, чем ее расплывчатая этимология. "Возможно, - читаю я в занимательном этимологическом словаре В. Волиной, - слово лапоть произошло от лапа, а возможно, является производным от лапь - "тряпка", "заплата". Вспоминаем: лапти плели-заплетали (похоже на заплаты) из лыка. Получается, лапоть означает "обувь из лыка".

Все умел делать своими руками царь Петр, до всего сам дошел, а вот над лаптем задумался и бросил плести. Тот недоплетенный лапоть в Питере хранят и людям показывают. Вот и выходит: простое и легкое слово лапоть, да не простое дело "лапти плести".

Разумеется, не все лексические единицы в равной мере несут информацию о русском характере и мировоззрении. Существенную роль в русской языковой картине мира, по нашему мнению, играют слова, соответствующие понятиям, известным и в других культурах, но особенно значимым именно для русской культуры и русского сознания. Сюда можно отнести такие, например, слова, как душа и совесть.

Слово душа имеет в русском языке несколько значений, которые проявляются в таких выражениях и словосочетаниях, как всеми фибрами своей души, от всей души, душа трепещет; читать в душе, заглядывать в душу, омыть душу, чистая душа, жить душа в душу и другие.

А вот как рассказал о своем восприятии этого слова учащийся.

В моем понимании "душа" - это внутренний, психологический мир человека. Например, можно слышать, как говорят: "широкая душа". Это о доброте, искренности, щедрости русских людей. Еще можно слышать, что человек выполняет какое-то дело "с душой", т.е. очень хорошо, качественно, надежно и с чувством ответственности. Родители любят своих детей, "души в них не чают". Слово это используют, когда речь идет о человеке: "ни души в доме" - значит, все ушли из дома. В христианской религии словом "душа" называют сверхъестественное, нематериальное бессмертное начало в человеке, продолжающее жизнь после смерти тела. Например, когда умирает человек, то "душа его уходит на небеса". В поэме Николая Васильевича Гоголя "Мертвые души" "душами" называют умерших крестьян. Говоря о настроении человека, мы используем предложно-падежную форму "на душе": на душе и покойно, и весело; на душе у меня коши скребли. А нашу "русскую душу" никак не могут понять чужеземные мыслители.

Для этических представлений носителей русского языка чрезвычайно существенно понятие совесть. В толковом словаре Даля это слово трактуется как "нравственное сознание, нравственное чутье или чувство в человеке; внутреннее сознание добра и зла; тайник души, в котором отзывается одобрение или осужденье каждого поступка; чувство, побуждающее к истине и добру <...>. Делать по совести - честно. <...> Брать что на совесть - на свой нравственный ответ. Это у меня лежит на совести - сознаю себя должником, обязанным исполнить что. Надобно же и совесть знать - на все есть мера. У кого совесть не чиста, тому и тень кочерги виселица!" Без зазрения совести - не стесняясь, не смущаясь.

Позволим себе привести сочинение-размышление ученика над этим словом.

Совесть?.. Что она для человека? Почему именно это качество является важнейшим достоинством человеческой души? Эти вопросы волновали и продолжают волновать сердца людей, ведь во все времена "чистая совесть" была величайшим благом для человека. Совесть - внутренняя оценка, внутреннее сознание моральности своих поступков, чувство нравственной ответственности за свое поведение. Так объясняет значение этого слова толковый словарь.

Я думаю, что внутренняя красота человека заключается в гармонии его мыслей и чувств. Смотреть на людей со "сломленной совестью" еще страшнее, чем на убитых. Сохранить свою честь и достоинство и остаться с "незапятнанной совестью" очень важно для любого человека, независимо ни от условий его существования, ни от того дела, которым он занимается в своей жизни. Совесть - главное качество человеческой души, и тот, кто утратил его, превращается в жестокое и алчное существо, не имеющее ни чувств, ни мыслей.

стр. 45


--------------------------------------------------------------------------------

Сокровищницей знаний о культуре и истории народа, отражением этой культуры и истории и одновременно результатом духовной деятельности человека является художественный текст. В ходе лингвистической работы учащиеся не только наблюдают, как "живет" и "работает" слово в художественном тексте, но и учатся искусству внимательного, вдумчивого чтения, которое становится как бы "сотворчеством с автором" (автор глубоко благодарен своему учителю Т. М. Пахновой за помощь в освоении методики работы со словом и текстом).

В качестве иллюстрации приведем описание урока-исследования по теме "Лингвистический анализ стихотворения М. Ю. Лермонтова "Молитва"". При подготовке урока были использованы материалы Т. А. Злобиной1 .

1. Сообщение темы и цели урока.

Ознакомление с текстом и заданиями к нему.

Молитва

В минуту жизни трудную
Теснится ль в сердце грусть:
Одну молитву чудную
Твержу я наизусть.

Есть сила благодатная
В созвучье слов живых,
И дышит непонятная,
Святая прелесть в них.

С души как бремя скатится,
Сомненье далеко -
И верится, и плачется,
И так легко, легко...
2. Слово учителя. Стихотворение М. Ю. Лермонтова - это рассказ о самом сокровенном - о молитве, о той минуте, когда человек, в надежде найти опору, обращается к Богу. Но прежде чем говорить о смысле стихотворения, еще раз вспомним, что Слово - не просто словарная единица, не просто обозначение какого-то понятия. В слове аккумулируется не только бытовой, но и культурный, духовный опыт народа. Ничего не зная об этом опыте, мы не можем правильно воспринять то, о чем рассказывает поэт. Поэтому, размышляя над строками стихотворения, будем очень внимательны и бережны к Слову.

3. Аналитическая работа.

1. Какие, по-вашему, главные слова в стихотворении? ("Молитва чудная", "сила благодатная", "святая прелесть". Они связаны с верой, с христианской религией, традицией).

2. Как вы поняли слово благодатная? ("Хорошая, несущая благо, довольство: земля там благодатная). Для русского верующего человека слово это значит много больше. Благодать - очень важное в христианском вероучении понятие. Благодать - это божественная сила, с помощью которой совершается спасение человека. "Просвещающая" благодать замечательна тем, что она, как дар Бога, может излиться на каждого, независимо от его заслуг и поступков. Благодать - это обещание спасения души. Но для спасения к божественному дару человек должен прибавить свою веру, свое покаяние. Поэтому "сила благодатная" - это сила, несущая человеку надежду на спасение.

3. Перечитайте первую строфу. Определите тип речи. (Начало довольно мрачное: минута трудная, в сердце - грусть. Первая строфа - описание состояния души лирического героя.)

4. Какими языковыми средствами подчеркивается ощущение печали, смуты, тяжести? (Это состояние подчеркнуто выразительным глаголом теснится. Именно в такую минуту и обращаются к Богу: "Одну молитву чудную твержу я наизусть..." Поэт не называет, какую... Это его тайна.)

5. Перечитайте вторую строфу. Посмотрите, как значимы и выразительны здесь эпитеты. Назовите их. Согласны ли вы, что они несут основную смысловую нагрузку? Докажите.

6. Что описано во второй строфе? (Дано описание силы и прелести живых слов молитвы.)

7. Перечитайте третью строфу. О чем она? (О том, что приносит человеку "сила благодатная" молитвы: уходят тоска и сомнения, их сменяют вера, надежда, слезы облегчения.)

стр. 46


--------------------------------------------------------------------------------

8. Все, о чем мы говорили, касается смысла стихотворения. Того, что мы понимаем и воспринимаем умом. Но ведь поэт обращается не только к нашему разуму, он хочет, чтобы мы вместе с ним пережили это движение души от грусти и тоски - к надежде и вере. В его стихе все живет и меняется вместе с этим движением: окраска слов и звуков, ритм. Понаблюдайте, как меняется звуковой фон стихотворения. Какой звук чаще других повторяется в первой строфе? (Звук [у], который воспринимается, как темный, ночной, тоскливый, повторяется 13 раз.) А в третьей? (Открытые [а], [о] и [э].)

9. Каким размером написано стихотворение? (Трехстопным ямбом.)

10. Проследите за ударениями в первой строфе.

(Ни одно из 9 ударений в первых 3 строках не пропущено. Этим также создается тяжесть.)

11. Посмотрите, как все преображается под действием "слов живых".

Какие гласные звучат в последней строфе? Проследите за ритмом. (Не по 3, а по 2 ударения во 2-й и 3-й строках. Строчки стали "легче".)

Все это позволяет нам не только понять, но и пережить вместе с поэтом чувство облегчения, покоя и ощутить почти физически это расстояние - от "до" до "после" молитвы.

12. Найдите антонимические противопоставления. Какой прием лежит в основе стихотворения? (Антитеза: трудную - легко, теснится грусть - бремя скатится.)

13. Обратимся к синтаксису. Дайте характеристику предложениям текста. (Сначала это личные предложения. Они описывают состояние души героя и прелесть слов, обращенных к Богу. Но глагол в форме 1-го лица всего один - твержу. Это и есть единственное действие героя: он твердит молитву, обращается к Богу. Все остальное, то, что происходит вне его воли, выражено двусоставными и безличными предложениями.)

14. Посмотрите на предпоследнюю строчку: и верится, и плачется. Какими глаголами выражено состояние лирического героя? А как выражено состояние героя в последней строке? (Безличными глаголами. В последней строке легко, легко - категория состояния. Чуточку внимания слову, тексту стихотворения - и нам передается авторское ощущение существования двух разных сфер - человеческого и высшего, божественного.)

4. Творческая работа "Мои размышления над текстом стихотворения М. Ю. Лермонтова "Молитва"".

Приведем примеры ученических сочинений.

I. Анализируя стихотворение М. Ю. Лермонтова "Молитва", мы обратили внимание на разницу в звуковом оформлении и смысле первой и третьей строф. Я решил разобраться в этом.

В первой строфе ключевыми словами являются "минута трудная", "грусть". А в третьей строфе "бремя скатится", "легко, легко". Это противопоставление показывает перемену душевного состояния лирического героя от грусти и смятения к облегчению.

Анализ звукового состава этих строф показывает, что в первой строфе преобладает звук "у", иллюстрирующий грусть и смятение, а в третьей строфе преобладают звуки ударные "э", "о", (характеризующие легкость и свободу. Проведенное сравнение помогает сделать вывод, что стихотворение М. Ю. Лермонтова "Молитва" построено на основе антитезы, в нем показано движение от грусти к облегчению души.

II. Молитва в стихотворении Лермонтова - не только мольба, а особый разговор с Богом, откровение души. В молитве отчаявшаяся душа ищет и находит благодать. Невольно вспоминаются строки Ф. Тютчева: "Нам не дано предугадать, как слово наше отзовется, - и нам сочувствие дается, как нам дается благодать".

Оказывается, сложные чувства, переживания можно выразить нежно и торжественно. Мне кажется, что стихотворение легко ляжет на музыку, и музыка эта соединит в себе скрытую силу и лиризм.

III. Я заметил, что, раскрывая тему и идею стихотворения, постоянно использую глаголы: уходят, сменяет, разделяет. Значит, в нем происходит движение, это движение связано с изменением состояния души героя. Да-

стр. 47


--------------------------------------------------------------------------------

же строение предложений подчинено этому общему движению и помогает его передать. В первой строфе предложения двусоставные, в последней - безличные. Глагол в форме первого лица всего один - твержу. Это единственное действие героя. Остальное происходит как бы само по себе. Подтверждает мои слова и использование в заключительных строках слов категории состояния легко, легко. Чуточку внимания к синтаксису и морфологии - и нам передается ощущение существования двух миров - земного (человеческого) и божественного.

А лингвистический анализ стихотворения А. С. Пушкина "Птичка" заставил учащихся задуматься над его темой и идеей, и появилось такое, например, сочинение.

Стихотворение "Птичка" я читал с удовольствием, потому что люблю стихи А. С. Пушкина. Вроде бы все было просто и понятно: лирический герой выпускает на волю птичку "при светлом празднике весны" и становится "доступен утешенью". "Светлый праздник весны" - это Христово Воскресенье (Пасха), а в одном из писем другу поэт писал: "Знаете ли вы трогательный обычай русского мужика в Светлое Воскресенье выпускать на волю птичку? Вот вам стихи на это".

Стихотворение Пушкина называется "Птичка". Но разве оно о птичке? Разве за рассказом о том, как лирический герой выпустил птичку, не стоит какой-то более глубокий смысл? И сразу обращаю внимание на слово чужбина: все это происходит вдали от Родины, на чужбине. Почему же тогда наблюдаю? Не мог он этого наблюдать там, тем более "свято". Как можно "свято наблюдать"? Значит, слово наблюдаю здесь имеет значение не "смотрю", а "соблюдаю". Теперь все становится на свои места: и на чужбине, вдали от Родины "свято" соблюдаю "родной обычай старины". Это тема. А идея?

Пытаюсь найти ключевые слова текста. По-моему, это "воля" - "свобода". Наверное, не просто так автор это понятие с помощью синонимов называет дважды. Опять обращаюсь за помощью к словарю. Слово свобода - многозначное. Из четырех значений, данных в толковом словаре С. И. Ожегова, выбираю последнее: "состояние того, кто не находится в заключении, в неволе". А к слову воля 1 - "свободное состояние" дан омоним воля2 - "способность осуществлять желания".

Свобода - ее нет у лирического героя, и именно ее дарит он птичке. Но ведь жизнь без свободы бессмысленна, без нее невозможно счастье?! О каком же "утешении" говорит лирический герой? Опять обращаюсь к тексту стихотворения. Изгнанник не стал свободным, но подарил свободу другому (птичке) и в этом нашел "утешение". Он не ожесточился, не перестал верить в Добро. А если ты способен делать добрые дела, значит, Бог не забыл тебя.

Действительно, слова свобода - воля часто воспринимаются как близкие синонимы. На самом деле между ними имеются глубокие различия. На наш взгляд, специфически русское понятие выражено в слове воля. Именно воля издавна ассоциировалась в сознании русского человека с бескрайними просторами, "где гуляем лишь ветер... да я".

Рамки статьи ограничили нас в отборе и слов, и творческих работ. Скажем только, что подобного рода исследовательская работа развивает познавательные, творческие способности учащихся, помогает познакомить их с национальными традициями, складом мышления, самобытной неповторимостью, нравственным состоянием и духовностью своего народа.

-----

1 См.: Злобина Т. А., Малиновский А. А. Читаем стихи: учимся чувствовать, понимать, анализировать. - М., 2004. - С. 32 - 34.

стр. 48

Похожие публикации:



Цитирование документа:

РАБОТА СО СЛОВОМ КАК ФОРМА ПРИОБЩЕНИЯ УЧАЩИХСЯ К НАЦИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЕ // Москва: Портал "О литературе", LITERARY.RU. Дата обновления: 02 апреля 2008. URL: https://literary.ru/literary.ru/readme.php?subaction=showfull&id=1207129666&archive= (дата обращения: 27.04.2024).

По ГОСТу РФ (ГОСТ 7.0.5—2008, "Библиографическая ссылка"):

Ваши комментарии