Диктанты на основе текстов для изложения. Подготовка к письменному экзамену в IX классе

ДАТА ПУБЛИКАЦИИ: 02 апреля 2008
ИСТОЧНИК: http://portalus.ru (c)


© О. А. Алексеева, Л. Л. Вишневская, Н. В. Савинкова, И. Л. Старикова

Выпускное изложение в IX классе - первый государственный экзамен по русскому языку, сдаваемый учащимися школ. Экзаменационные тексты "открыты" ("Сборник текстов для проведения письменного экзамена по русскому языку за курс основной школы". Авторы-составители Л.М. Рыбченкова, В.Л. Склярова. М., "Дрофа", 2002), и учащиеся имеют возможность как следует подготовиться к выпускному испытанию. Однако объем сборника настолько велик, что порой имеет место поверхностное знакомство девятиклассников с ним.

В гимназии N 1505 тексты из "Сборника" начинают использоваться для изложений уже с VI класса (конечно, после соответствующей адаптации и речеведческой подготовки, но при непременном сохранении сюжета). Так, в VI классе могут быть предложены тексты N 58, 70, 71; в VII - N 35, 54, 64.

В VIII-IX классах "Сборник текстов..." становится "настольной" книгой учителя и ученика.

Некоторые тексты (например, N 1,3, 5, 12 и т.д.) рассматриваются на уроках литературы, что освобождает от их детального анализа на уроках русского языка.

Ряд текстов прорабатывается в VIII - IX классах как изложения с творческим продолжением. Номера текстов (как правило, предлагаются 2-3 текста) заранее объявляются классу, что дает учащимся возможность более тщательно изучить текст, продумать план, отобрать необходимые языковые средства для будущей работы.

Для контрольных и обучающих диктантов в VIII-IX классах мы также используем тексты из "Сборника...". Переработанные и насыщенные с учетом того, какой языковой материал требует контроля на том или ином этапе обучения языку, эти тексты наполняют предэкзаменационную "копилку" учащихся. Как и при проведении изложения, мы "открываем" номера текстов (2-3 текста), по которым будут проведены диктанты, что позволяет учащимся осмыслить текст и его сюжет, поработать со словарем над незнакомой лексикой, оценить художественные средства, используемые автором. Кроме того, на уроках возможно использование фрагментов текстов (абзацев), словарного материала (словарные диктанты).

Таким образом, диктанты в VIII-IX классах - одна из важных и результативных форм, которая в сочетании с анализом текстов на уроках литературы и развития речи дает возможность осуществить целенаправленную подготовку учащихся к выпускному экзамену по русскому языку.

Контрольные диктанты для VIII класса

ТЕМА "Повторение изученного в V-VII классах"

Диктант 1 (по тексту N 20)

ТАИНСТВЕННЫЕ ЦВЕТЫ

На поляне около лесной опушки я заметил неизвестные мне цветы. Заросли их были похожи на маленькие озера с густой синей водой.

Я рассмотрел незнакомый цветок. Он похож на колокольчик, только у колокольчиков чашечка всегда склоняется к земле, а у этих неизвестных цветов чашечки стояли, вытянувшись вверх.

Нарвав букет, я отправился по полевой дороге к деревне. Навстречу мне попались две загорелые девушки. Пыльные туфли, связанные тесемками, висели у них через плечо. Они о чем-то болтали, смеялись, но тотчас замолкли, увидев меня. Я уже готов был обидеться.

Поравнявшись со мной, девушки легко и застенчиво улыбнулись. Я совсем растерялся. "Спасибо вам, что вы нам повстречались с этими цветами!" - сказали мне девушки.

стр. 46


--------------------------------------------------------------------------------

Вдруг они бросились бежать, и долго я еще слышал их сдержанный смех и торопливый шепот. Что-то таинственное и удивительное было в этом случае.

На околице деревни мне встретилась суетливая старушонка, тащившая на веревке дымчатую козу. Заметив меня, старушка всплеснула руками, выпустила козу и приветливо запричитала: "Как чудесно, милок, что ты мне встретился!"

В деревне загадка наконец разъяснилась. Раскрыл мне ее человек, увлекающийся краеведением и историей. Оказалось, что я нашел очень редкий цветок. Существует поверье, будто он приносит девушкам счастливую любовь, а пожилым людям предрекает спокойную старость. (По К.Г. Паустовскому. Приточная трава.)

Диктант 2 (по тексту N 23)

ПОДВИГ ХУДОЖНИКА

В 1508 году итальянский скульптор и художник Микеланджело Буонаротти обязался расписать плафон Сикстинской капеллы.

В течение четырех лет художник, лежа на специально построенных лесах, расписывал плафон. Краски капали ему на лицо, тело ныло, но Микеланджело, увлеченный работой, ничего не замечал. Он работал с неистовством, забывая о сне и еде.

Работая лежа, мастер испортил себе зрение. Долгие годы спустя он мог рассматривать предметы, лишь подняв их над головой.

Сколько технических трудностей преодолел Микеланджело! Только закончил он одну фреску, как эта часть потолка стала покрываться плесенью, испортившей написанное. Пришлось работу начинать сначала.

Труд Микеланджело - это подвиг художника. За что бы ни брался мастер, он всегда работал увлеченно, с головой погружаясь в свои грандиозные замыслы. Смысл всей его жизни был в этом непрерывном творческом труде. Микеланджело стремился раскрыть самого себя, свои думы, чувства в бессмертных произведениях искусства, и была в этом исступленном труде огромная радость для мастера.

После смерти художника прошло пять веков, а творения его живы. Люди и сейчас не перестают любоваться и величественной росписью Сикстинской капеллы, и скульптурами Микеланджело. Мы благодарны художнику за его колоссальный труд, за приносящие нам глубокую радость произведения. (По Е.О. Каменевой.)

Диктант 3 (по тексту N 65)

МОСКВА

В каких бы городах мира я ни бывал, как бы ни восхищался их красотой, Москва остается для меня лучшим городом в мире.

Можно бессчетно приходить на Красную площадь. Когда смотришь на сказочный храм Василия Блаженного, устремленный в небо цветными куполами, захватывает дух. Взору открывается малиновая кремлевская стена. За ней встают торжественные, гордые соборы. Кажется, что вся краса Древней Руси пришла на эту площадь. Надо только уметь смотреть, чувствовать эту красоту.

Москва бесконечно разнообразна. На ее сверкающие, оживленные улицы ты спешишь, когда на душе радостно. В старинные задумчивые переулки идешь, когда хочется поразмыслить о чем-нибудь, сосредоточиться, остаться наедине с собой. Здесь сохранились до сих пор дома, где бывали великие русские поэты, писатели, композиторы, художники.

Я люблю сегодняшнюю Москву с новыми широкими проспектами, щедро залитыми светом, с легкими мостами, взлетающими над рекой, с пестротой реклам, афиш. Нельзя не восхищаться и старой Москвой. Я говорю об этом, потому что иногда забывается история, развивается в людях раболепное преклонение перед иностранным. Многие туристы охают и ахают, вспоминая чужестранные красоты, а своего родного не знают и не ценят.

Москва - живая история, культура и гордость наша. Рисунки, описания, фотографии - это исторические документы, бережно собираемые неравнодушными людьми. Мы должны сохранить в памяти историю города. Не зная прошлого, нельзя любить настоящее, думать о будущем. (По С.В. Михалкову. Все начинается с детства.)

ТЕМА "Общие сведения о предложении"

Диктант 1 (по тексту N 55)

АННА ПАВЛОВА

Анна Павлова!

Какие определения найти, говоря о ней? Балерина? Танцовщица? Тех и других существует множество, а Анна Павлова была во всем мире единственной.

Она дебютировала в 1899 году в Петербурге. В ту пору Павловой увлекся некий Дандре.

стр. 47


--------------------------------------------------------------------------------

Прекрасно воспитанный, владеющий многими языками иностранец полюбил русскую балерину на всю жизнь, которую он ей и пожертвовал. Благодаря Дандре Павлову окружала роскошь. Расходы его были непосильными, и в конце концов он угодил в тюрьму.

Анна Павлова уехала за границу, оставшись как будто равнодушной к судьбе Дандре.

Она завоевала в Париже небывалый успех. Организатор русских концертов Дягилев, основываясь на славе Павловой, заключал сделки по поездкам не только в Европе, но и в Америке и Австралии. Вдруг Павлова, ни с кем не считаясь, подписала блестящий, но жестокий контракт. В течение года она обязывалась танцевать ежедневно по два раза в день, должна была выступать в мюзик-холлах вместе с акробатами и клоунами. Зато она получала колоссальный гонорар. Все думали, что капризная, ветреная Павлова не сможет довести контракт до конца. Однако она проработала весь год бесперебойно. Павлова помнила про безжалостный параграф контракта о неустойке за нарушение, а неустойка в несколько раз превышала сумму заработка.

Не сказав никому ни слова, без чьего-либо совета Анна Павлова по собственной инициативе подписала кабальный контракт. Получив аванс, она тотчас внесла залог, требовавшийся для вызволения Дандре из тюрьмы. (По Н. Трухановой. Из воспоминаний "Огни рампы".)

Диктант 2 (по тексту N 63)

ГОРЕЧЬ РАЗЛУКИ

Бим долго бежал. Наконец, еле-еле переводя дух, пал между рельсами, вытянув все четыре лапы, задыхаясь и тихонько скуля. Надежды не оставалось никакой. Очень больно внутри, а друга рядом нет.

Ах, если бы Биму сейчас несколько глотков воды! Так он не сможет подняться никогда...

Подошла женщина, наклонилась над ним. Сначала она подумала, что Бим мертв, а потом заговорила теплым голосом, внушающим доверие:

- Что с тобой, собачка? Ты что, Черное ухо? За кем же ты так бежал, горемыка?

Безрассудно было гнаться за поездом. Но разве имеет значение разум, когда прощаешься с другом!

Женщина спустилась под откос, принесла в брезентовой рукавице воды, приподняла голову Бима и поднесла воду, смочив ему нос. Бим лизнул. Потом, в бессилии закачав головой, вытянув шею, лизнул еще раз. И стал лакать.

Женщина гладила Бима по спине и рассказывала:

- А я тоже провожала любимых... И отца, и мужа провожала на войну... Давно это было, но никогда не забуду. Я тоже бежала за поездом и тоже упала. Пей, мой хороший, пей, горемыка...

Бим лизал ее грубые руки, покрытые морщинами, слизывая блестящие на солнышке капельки, падающие из глаз. Он узнал вкус слез человека, густо просоленных неизбывным горем.

Бим смотрел ей вслед мутными глазами, потом с усилием приподнялся и, шатаясь, медленно побрел за нею. (По Г.Н. Троепольскому. Белый Бим Черное Ухо.)

ТЕМА

"Односоставные предложения. Главные члены предложения. Второстепенные члены предложения"

Диктант 1 (по тексту N 1)

ВСТРЕЧА ДРУЗЕЙ-ЛИЦЕИСТОВ

Кони несут среди сугробов. Скачем опять в гору извилистой тропой. Вдруг крутой поворот, и мы как будто неожиданно вломились с маху в притворенные ворота при громе колокольчика. Лошади протащили мимо крыльца и засели в снегу нерасчищенного двора...

Я оглядываюсь и вижу на крыльце Пушкина. Он босиком, в одной рубашке, с поднятыми вверх руками. Выскакиваю из саней, беру его в охапку и тащу в комнату. На дворе страшный холод. Смотрим друг на друга, целуемся, молчим!

Было около восьми часов утра. Не знаю, что делалось. Прибежавшая старуха застала нас в объятиях друг друга в том самом виде, в каком мы попали в дом. Не знаю, за кого она приняла меня, только, ничего не спрашивая, бросилась обнимать. Я тотчас догадался, что это добрая его няня, столько раз им воспетая.

Пушкин показался мне несколько серьезнее прежнего, сохраняя, однако ж, туже веселость. Он, как дитя, был рад нашему свиданию.

Я ему рассказал, что о нем, как поэте думает читающая публика в Москве и Петербурге, что стихи его приобрели народность' во всей России, а близкие и друзья помнят и любят его.

Пушкин терпеливо выслушал меня и сказал, что несколько примирился в эти четыре месяца с новым своим бытом, что с Музой живет в ладу и трудится охотно и усердно. (По И.И. Пущину. Записки о Пушкине.)

стр. 48


--------------------------------------------------------------------------------

Диктант 2 (по тексту N 36)

САВРАСОВ

Саврасову хотелось работать, писать новые этюды, новые картины. После некоторых размышлений он решил поехать в какую-нибудь деревеньку на севере Костромской губернии. Он быстро собрался, отобрал масляные краски, приготовил этюдник и отправился в санях по почтовому тракту.

Снежный покров был сероват, похож на грубый домотканый холст. Поля и дороги в рыхлом, грязноватом снегу. Но зато легко и свободно дышалось весенним воздухом!

Мужичок-извозчик с редкой, похожей на куриный пух бородой поинтересовался, куда барин едет.

- Я художник, еду писать картины, - ответил Алексей Кондратьевич.

- А что на них будет?

- Да вот весну хочу показать. Как снег тает, как птицы гнезда вьют, как небо становится будто синька.

- Это нам и так известно... Привыкли... Ты лучше бы что- нибудь похлеще, позаковыристей нарисовал, чтобы удивление взяло...

Художник остановился в селе Молвитине. Довольно большое село со старинной церковью на окраине. Он увидел здесь то, что ждал, что смутно надеялся увидеть. Белый храм, колокольня, неказистые березы у низенького забора и грачи, грачи, грачи... Ведь уже прошел день Герасима-грачевника, когда они обычно появляются. (По О.М. Добровольскому.)

Диктант 3 (по тексту N 46)

РОЖДЕНИЕ СТИХА

Зимой 1935 года мы шли с Луговским по пустынной Массандровской улице в Ялте.

Было пасмурно, тепло, дул ветер. Обгоняя нас, бежали, шурша по мостовой, высохшие листья клена. Они останавливались толпами на перекрестках, как бы раздумывая, куда бежать дальше. Но налетал ветер, завивал в трескучий смерч и уносил.

Луговской с мальчишеским восхищением смотрел на перебежку листьев, потом поднял один лист и показал мне, как он устроен.

Вечером поэт пришел ко мне и, явно смущаясь, сказал:

- Понимаешь, какой странный случай. Я только что ходил на телефонную станцию звонить в Москву, и от самых ворот нашего парка за мной увязался лист клена. Когда я останавливался, он тоже останавливался. Когда я шел быстрее, он тоже бежал быстрее.

Он не отставал от меня ни на шаг, но на телефонную станцию не пошел. Там слишком крутая для него гранитная лестница. К тому же это учреждение. Должно быть, осенним листьям вход туда воспрещен. Я погладил его по спинке, и он остался ждать меня у дверей. Когда я вышел, его уже не было. И мне стало нехорошо, будто я предал и не уберег смешного маленького друга. Правда, глупо?

- Не знаю, - ответил я, - больше грустно... Тогда Луговской достал из кармана куртки пустую коробку от папирос "Казбек" и прочел только что написанные на ней стихи об этом листке клена. Они были похожи на печальную и виноватую улыбку. (По К.Г. Паустовскому.)

ТЕМА "Однородные члены предложения"

Диктант 1 (по тексту N 6)

ХОХЛОМА

Еще совсем недавно в селах Горьковской области можно было услышать легенду о том, как пришла на волжскую землю "хохлома", где она взяла свои огненные краски.

Рассказывают, что жил в давние времена в Москве мастер- иконописец. Царь высоко ценил его мастерство и щедро награждал его за труды. Любил мастер свое ремесло, но больше всего по сердцу ему была вольная жизнь. Однажды тайно покинул он царский двор и бежал в глухие керженские леса.

Срубил мастер себе избу и стал заниматься любимым делом. Мечтал он о таком искусстве, которое стало бы родным, как простая русская песня, чтобы отразилась в нем красота родной земли. Так и появились первые хохломские чашки, украшенные пышными цветами и тонкими веточками.

Слава о великом мастере разнеслась по всей земле. Многие приезжали сюда, рубили избы и селились рядом.

Дошла слава мастера и до грозного государя. Узнал мастер о беде, собрал односельчан и раскрыл им секреты своего мастерства. Вошли в село царские посланцы-стрельцы и увидели, как горит ярким пламенем изба чудо-художника. Исчез мастер, а на земле остались его краски, которые словно вобрали в себя и жар пламени, и чернь пепелища.

"Хохлома" живет и в наши дни. Работы современных хохломских мастеров из городка Семенова можно увидеть на художественных выставках и в экспозициях крупнейших музеев России. (По Н. Бедник. Хохлома.)

стр. 49


--------------------------------------------------------------------------------

Диктант 2 (по тексту N 10)

ЛЕГЕНДА И БЫЛЬ О БАЙКАЛЕ

Много есть озер на свете, больших и малых, глубоких и мелких, суровых и живописных, но ни одно из них не может сравниться с Байкалом.

О Байкале есть древняя легенда, которую знает в тех краях и стар и млад.

Давным-давно там, где нынче плещутся воды Байкала и начинает свой бег стремительная река Ангара, жил суровый богатырь по имени Байкал с дочерью Ангарой. И не было на свете никого ее краше.

Было у старика 336 сыновей. В черном теле держал их Байкал. Сыновья трудились не покладая рук. Они топили снега и ледники и гнали хрустальную воду из гор в огромную котловину. Все добытое братьями проматывала их сестра на наряды и разные прихоти.

Услышала ветреница однажды о жившем за горами юном богатыре Енисее и полюбила его за красоту и силу. Отец же прочил ей другую судьбу. Он решил выдать дочь замуж за старого богатого Иркута. И спрятал суровый старик дочь в хрустальный дворец на дне подводного царства. Боги же сжалились над юной красавицей и помогли ей бежать.

Бежит Ангара по узкому проходу в скалах, а разбушевавшийся отец кидает вслед беглянке обломки скал. Прибежала Ангара к Енисею, обняла его, и потекли они вместе к Студеному морю.

Легенда эта переплетается с былью. 336 сыновей Байкала - это притоки озера, большие и малые реки, питающие озеро. Вытекает из озера река Ангара, неустанно обновляющая озерные воды. (По А.П. Муранову. Голубые очи планеты.)

Диктант 3 (по тексту N 50)

ПОДЛИННЫЙ ГЕНИЙ

В жизни я знал только одного подлинного гения. Это был Шаляпин. Всем щедро наградил его Господь: единственным в мире по силе и красоте голосом, внешностью необыкновенною, умом острым, талантами разнообразными. Стал он первым в мире певцом и великим актером. Трудно сказать, что в "Борисе Годунове" больше волновало - пение или игра Шаляпина. Богата Россия талантами, но скольким из них удается развиться и не заглохнуть в полной безвестности? А вот Шаляпин не погиб! Поднялся с самых народных низов, пришел из Суконной слободки, чтобы дать миру, по выражению Стасова, "радость безмерную".

Впервые услышал я Шаляпина в Париже в 23 или 24 году. Шаляпин недавно выехал из России и дал свой концерт в Большой Опере.

На эстраду, как-то по-особенному закинув голову, вышел радостно и уже победоносно улыбающийся гигант, и зал грохнул от рукоплесканий, словно поднялся навстречу певцу мощный океанский вал... Все в нем было как-то празднично и необычайно: фигура, бледное лицо, белесоватые ресницы, прическа, ладно сидевший на нем фрак.

"О, где же вы, дни любви..." - запел он. И столько грусти и тоски было в эту минуту в его голосе, что слезы сами собой наворачивались на глаза. Восхищал публику дар перевоплощения великого артиста. Он пел и изображал то подвыпившего мужика и сварливую женку, то старика- гренадера. А как грозно звучали заключительные аккорды "Марсельезы"!

Много пел в этот вечер Шаляпин. Вышел я из Оперы как пьяный и долго не мог совладать с охватившим меня волнением. (По А. Седых. Далекие, близкие.)

ТЕМА "Обособленные члены предложения"

Диктант 1 (по тексту N 14)

Анну Андреевну я знал с 1912 года. Тоненькая, стройная, похожая на робкую пятнадцатилетнюю девочку, она ни на шаг не отходила от мужа, молодого поэта Николая Степановича Гумилева, который тогда же, при первом знакомстве, назвал ее своей ученицей.

То были годы ее первых стихов и необыкновенных, неожиданно шумных триумфов. Прошло два-три года, и в ее глазах, и в осанке, и в ее обращении с людьми наметилась одна главнейшая черта ее личности: величавость. Не спесивость, не надменность, не заносчивость, а именно величавость: "царственная", монументально-важная поступь, нерушимое чувство уважения к себе, к своей высокой писательской миссии.

Замечательна в ее характере и другая черта. Она была совершенно лишена чувства собственности. Не любила и не хранила вещей, расставалась с ними удивительно легко. Конечно, она очень ценила красивые вещи и понимала в них толк. Старинные подсвечники, восточные ткани, гравюры, иконы древнего письма то и дело появлялись в ее скромном быту, но через несколько недель исчезали.

И чаще всего она расставалась с вещами, нужными ей самой. Как-то в двадцатом году, в пору лютого петроградского голода, ей досталась от какого-то заезжего друга большая

стр. 50


--------------------------------------------------------------------------------

красивая жестяная банка, полная сверхпитательной, сверхвитаминной "муки", изготовленной в Англии достославною фирмою "Нестле". И что же? Эта банка очутилась в моих руках. И напрасно я отказывался.

Таких случаев я помню немало. (По К.И. Чуковскому.)

Диктант 2 (по тексту N 65)

ВСЕ НАЧИНАЕТСЯ С ДЕТСТВА

Хотя детство мое прошло в Пятигорске, я все же коренной москвич. В каких бы городах мира я ни бывал, как бы ни восхищался их красотой, Москва остается для меня лучшим городом в мире. Идешь по Москве, по ее площадям, по тихим переулкам и чувствуешь, сердцем своим ощущаешь, что это твой город. Он есть у тебя так же, как есть мать, родина, небо над головой, воздух, которым ты дышишь.

Можно бессчетно раз приходить на Красную площадь, и все- таки дух захватывает, когда смотришь на сказочный храм Василия Блаженного, устремленный в небо всеми своими цветными фантастическими куполами. Он как бы вобрал в себя красоту и мастерство русских зодчих. И тут же малиновая кремлевская стена, а за ней, как зажженные свечи, соборы, торжественные, гордые и нарядные. Словно вся красота Древней Руси пришла на эту площадь. Надо только уметь смотреть, чувствовать эту красоту. И учатся этому с детства.

Москва бесконечно разнообразна. Сегодняшняя Москва, стремительная, трудовая праздничная, очень хороша. Но нельзя не восхищаться и старой Москвой.

Мы не можем, к сожалению, восстановить и сохранить все то, что напоминает нам о славном прошлом нашей столицы. Но ведь сохранились еще уголки литературной и театральной Москвы прошлого. Маросейка, Лубянка, Поварская, Ордынка, Охотный ряд, Ильинка, Кудринка - это живая история, культура и гордость наша.

Зарисовать, описать, сфотографировать - это все под силу тем, кто хочет сохранить в памяти историю своего родного края.

Не зная прошлого, нельзя любить настоящее, думать о будущем (По С.В. Михалкову. Все начинается с детства.)

Диктант 3 (по тексту N 67)

БЕЛЫЙ ГУСЬ

Если бы птицам присваивали воинские чины, то этому гусю следовало бы дать адмирала. Все у него было адмиральское: и выправка, и походка, и тон, каким он разговаривал с прочими деревенскими гусями. Ходил он важно, обдумывая каждый шаг.

Это было весной. Гусь самозабвенно охранял свое потомство, шипя на каждого, кто оказывался рядом с его выводком. Его подругу переехала машина.

Переругиваясь с гусем, я и не заметил, как из-за леса наползла туча, пожирая синеву неба. Внезапно туча прорвалась и обрушилась холодным косым дождем. Гуси, растопырив крылья, полегли в траву, а под ними спрятались выводки. Пошел град. Белый гусь сидел, высоко вытянув шею. Гуси не выдержали ударов града и побежали к воде. К моим ногам скатывались уже не круглые горошины, а куски наспех обкатанного льда, которые больно секли меня по спине.

Туча промчалась так же внезапно, как и набежала. Луг, согретый солнцем, снова зазеленел. В поваленной мокрой траве, будто в сетях, запутались иссеченные гусята. Они погибли почти все, так и не добежав до воды.

На середине луга никак не таяла белая кочка. Я подошел ближе. То был Белый Гусь. Он лежал, раскинув могучие полутораметровые крылья и вытянув по траве шею. По клюву из маленькой ноздри сбегала струйка крови.

Все двенадцать пушистых "одуванчиков", целые и невредимые, толкаясь и давя друг друга, высыпали наружу. (По Е.И. Носову.)

ТЕМА

"Конструкции вне структуры предложения"

Диктант 1 (по тексту N 40)

ДОРОГА ДОМОЙ

Бывают вороватые коты. А среди них - неисправимо вороватые. Одесский кот Мордан был как раз таким, вороватым неисправимо. Что касается его внешности, то имя его, мне кажется, дает достаточное о том представление. О внутренней его сути, напоминаю, было сказано выше.

Жил кот в коммунальной квартире, отнюдь не голодая, призвание же свое видел, бесспорно, не в ловле мышей, а в том, чтобы следовать своей врожденной преступной склонности - воровать. Он умудрялся вытаскивать мясо даже из кастрюли с кипящим супом.

Ловкость и наглость, с которой совершал кот свои налеты, постоянно держала всех обитателей квартиры как бы на осадном положении.

стр. 51


--------------------------------------------------------------------------------

Конечно, с одной стороны, это было полезно, так как представляло собой постоянную тренировку бдительности, внимательности и устойчивости нервной системы. Но, с другой стороны, квартирные обитатели, конечно, не понимая положительной стороны таких испытаний, предпочли искать легкой жизни и малодушно решили избавиться от кота. Бедное животное отвезли в дальний конец города и оставили там на глухой окраине. Все жили расслабленно, спокойно (это продолжалось месяц) и думали, что так будет всегда. Но ошиблись: через месяц, к их огорчению, Мордан вернулся. Вернулся злой, похудевший и неизменно верный прежним преступным своим пристрастиям.

На этом, видимо, история с вороватым котом должна была бы завершиться. Однако этого не случилось. (По А. Горбовскому.)

Диктант 2 (по тексту N 60)

РОЖДЕНИЕ МУЗЫКИ

Жизнь была уже полна звуков. Над горными склонами Фракии - можете себе представить? - шумно разносилось ржание коней, еще не знавших узды. Из зарослей выбегал горный ощетинившийся вепрь и, суетливо хрюкая, звал за собой, вероятно, кабаниху и дюжину полосатых поросят. Медведь под дуплом дуба ревел, очевидно, отбиваясь лапой от гудящего роя. Густо населенные зверьем, птицами и насекомыми леса клокотали от нестройного хора голосов. Человек жил тут же рядом, внушая к себе уважение и вызывая страх. Его голос, однако, почти не выделялся из разноголосицы природы, частью которой он себя считал.

Но однажды - как рассказывает предание - на поляну вступил юноша. В руках его не было ни камня, ни палки, без которых тогда не осмеливался покинуть пещеру или землянку ни один человек. Кажется, юноша никого не боялся. Он расположился на камне и снял с плеча предмет, не знакомый обитателям леса. Наверное, его можно было принять за лук, со свистом выпускающий жалящие и пронизывающие насквозь стрелы. Однако на луке была одна тетива, а здесь семь, и укреплены они так, что для стрелы нет упора. Юноша ударил пальцами по натянутым нитям своего странного лука и исторг звуки, каких никогда не слышал ни один зверь и ни один человек. Они напоминали что-то давно забытое или потерянное, что-то разлитое в самой природе, но еще никем не извлеченное.

Музыканта, как вы поняли, звали Орфей. (По А.И. Немировскому. Мифы древней Эллады.)

ТЕМА

"Способы передачи чужой речи на письме"

Диктант 1 (по тексту N 7)

Первого апреля 1961 года нашей эры от Земли отрывается первый человек, герой и любимец века.

Стоя между небом и землей, прежде чем войти в ракету, он только улыбнулся и поднял обе руки кверху.

- До скорой встречи!

Ракета, приподнятая столбом тугого пламени, тронулась с места...

- Поехали! - бросил лихо, с чисто русским пренебрежением к тяготам и опасностям первый космонавт.

"Взгляд мой остановился на часах. Стрелки показывали 9 часов 7 минут по московскому времени. Я услышал свист и все нарастающий гул, почувствовал, как гигантская ракета задрожала всем своим корпусом и медленно, очень медленно оторвалась от стартового устройства", - вспоминал позже Гагарин.

С Земли голос Королева ему сообщил, что прошло семьдесят секунд после взлета.

"Самочувствие отличное. Все хорошо", - отрапортовал космонавт, а сам подумал: "Неужели только семьдесят? Секунды длинные, как минуты". Но тотчас утешился воспоминанием: "На центрифуге приходилось переносить и не такое".

И вот корабль на орбите. Землю, бледно-сапфировый шар, окольцованный зарей, до Юрия Гагарина не видел никто.

Краски родной планеты по-детски обрадовали его.

"Красота-то какая!" - воскликнул он, видимо совсем забыв, что его схваченный микрофоном голос уже полетел из пределов внеземных обратно на Землю. (По Л. Обуховой. Любимец века.)

Диктант 2 (по тексту N 31)

Для меня русский язык в не меньшей степени родной, чем киргизский, родной с детства, родной на всю жизнь.

Мне было пять лет, когда я впервые оказался в роли переводчика. Это случилось в горах, где я был с бабушкой.

В то лето случилась беда. Племенной жеребец, купленный колхозом, внезапно околел. Табунщики переполошились: жеребец был ценный, донской породы, привезенный из далекой России.

Приехал человек, рыжебородый, с голубыми глазами, в черной кожаной куртке, с

стр. 52


--------------------------------------------------------------------------------

полевой сумкой на боку. Он не знал ни слова по-киргизски, а наши - по-русски. Табунщики, не долго думая, решили, что переводчиком буду я.

- Пошли, - сказал мне один из них. - Этот человек не знает языка, ты переведи, что он говорит, а то, что мы скажем, скажешь ему.

Я застеснялся, испугался и убежал к бабушке.

- Ты что, стыдишься говорить по-русски или стыдишься своего языка? - строго нахмурилась она, взяла меня за руку и повела.

Приезжий ветеринар начал расспрашивать меня. Я на всю жизнь запомнил тот синхронный перевод разговора, слово в слово на обоих языках.

Жеребец, оказывается, отравился ядовитой травой. На вопрос, почему не едят эту траву другие лошади, табунщики ответили, что местные лошади не трогают эту траву, они знают, что она несъедобная. Так я и перевел.

Приезжий похвалил меня, бабушка радовалась.

Ребята вмиг окружили:

- Ты по-русски шпаришь, как вода в реке, без остановки!

Стоит ли в литературной биографии упоминать о таких вещах? По-моему, стоит. Надо начинать с того, что впервые в жизни запомнил человек, когда, как это было. (По Ч. Айтматову.)

стр. 53

Похожие публикации:



Цитирование документа:

О. А. Алексеева, Л. Л. Вишневская, Н. В. Савинкова, И. Л. Старикова, Диктанты на основе текстов для изложения. Подготовка к письменному экзамену в IX классе // Москва: Портал "О литературе", LITERARY.RU. Дата обновления: 02 апреля 2008. URL: https://literary.ru/literary.ru/readme.php?subaction=showfull&id=1207128862&archive= (дата обращения: 26.04.2024).

По ГОСТу РФ (ГОСТ 7.0.5—2008, "Библиографическая ссылка"):

Ваши комментарии