ЗНАЧЕНИЕ ПОДЧИНИТЕЛЬНЫХ СОЮЗОВ И УПОТРЕБЛЕНИЕ ИХ В РЕЧИ

ДАТА ПУБЛИКАЦИИ: 20 марта 2008
ИСТОЧНИК: http://portalus.ru (c)


© Л. Н. Леонтьева

найти другие работы автора

УРОК В VII КЛАССЕ

Цели: 1) закрепить знания учащихся о группах подчинительных союзов; 2) формировать умение анализировать союз как часть речи; 3) развивать умение целесообразно использовать выразительную функцию союза в текстах разного стиля.

I. Эпиграф урока

Один ученик на доске, остальные в тетрадях под диктовку записывают эпиграф:

Союзы подчинительные
Привыкли подчинять,
И, строя предложения,
Об этом нужно знать!

Объясняем пунктуацию.

II. Закрепление изученного материала

1. Ученик рассказывает о значениях подчинительных союзов. Остальные готовят рецензию на его ответ.

2. В это же время два ученика выполняют индивидуальное задание.

Карточка N 1. Определите значения выделенных союзов. В каком стиле они чаще всего употребляются? Дайте полную характеристику одному союзу.

1. Жили да были два генерала, и так как оба были легкомысленны, то в скором времени, по щучьему веленью, по моему хотенью, очутились на необитаемом острове. 2. Разумеется, сначала ничего не поняли, и стали разговаривать, как будто ничего с ними не случилось. 3. Стали они друг друга рассматривать и увидели, что они в ночных рубашках, а на шеях у них висит по ордену. 4. "Что же мы будем, однако, делать? - продолжал он сквозь слезы, - ежели теперича доклад написать - какая польза из этого выйдет?"

Карточка N 2. (Задание то же самое.)

1. Пришел генерал к ручью, видит: рыба там, словно в садке на Фонтанке, так и кишит. 2. Кто бы мог думать, ваше превосходительство, что человеческая пища, в первоначальном виде, летает, плавает и на деревьях растет? 3. Доктор П., бывший в тот же день дежурным старшиною, заботливо наблюдал, дабы все гости получили по куску. 4. Собственные их мысли злоумышляли против них, ибо как они ни старались отгонять представления о бифштексах, но представления эти пробивали себе путь насильственным образом.

Дополнительный вопрос; как вы думаете, играют ли эти союзы свою роль в создании комической ситуации? К стилистической работе привлекается весь класс.

3. Задание по вариантам всему классу

1-й вариант

Какие значения у подчинительных союзов в данных предложениях? (1 - временное; 2 - целевое; 3 - условное; 4 - уступительное.)

1. Когда родину охраняешь - сам мужаешь. 2. Если приложить руки к земле - она станет золотой. 3. Хоть дверь и открыта - не входи без спросу. 4. Если есть начало - будет и конец. 5. Чтобы скрыть одну ложь, надо солгать тысячу раз. 6. Когда вспыхнул пожар, поздно копать колодец. 7. Если хочешь узнать человека, посмотри на его друга. 8. Пусть парень беден - зато честью богат. 9. Хоть серая ворона и хищная птица, да ястреба не заменит. 10. Когда враг бежит, храбрецы отыщутся.

(Ответ: 1 - 1, 2 - 3, 3 - 4, 4 - 3, 5 - 2, 6 - 1,7 - 3,8 - 4,9 - 4, 10 - 1.)

2-й вариант

Определите значения подчеркнутых союзов. (1 - временное; 2 - причинное; 3 - сравнительное; 4 - следственное; 5 - изъяснительное.)

Заботливый цветок

Есть такое растение - высокое с красными цветами. Называется оно кипрей. В

стр. 54


--------------------------------------------------------------------------------

народе его зовут иван-чаем. Недавно кипрей считался сорной травой. Он только и годился, что на дешевый чай. Лесники вырывали его потому, что считали, будто кипрей заглушает побеги сосны. Но вскоре заметили, что сосны в тех местах, где уничтожен кипрей, начисто погибают. Оказалось, что кипрей - очень теплый цветок. Когда ударит осенний мороз и иней посеребрит траву, то около кипрея инея нет. Потому что вокруг кипрея стоит теплый воздух. И в этой теплоте растут себе без страха все слабенькие побеги, пока зима не прикроет их, как ватным одеялом, глубоким снежком. Кипрей не только воздух обогревает, но и почву, так что и корешки этих побегов не замерзнут.

(К. Паустовский)

(Ответ: 1 - 5, 2 - 2, 3 - 3, 4 - 5, 5 - 5, 6 - 1,7 - 2, 8 - 1,9 - 4.)

Пока ребята выполняют задания по вариантам, у доски отвечают два ученика, работавшие с карточками N 1 и N2.

4. Анализ текста из учебника физики с целью выяснения роли союзов в нем

Сила трения

Силу трения можно измерить.

Чтобы измерить, например, силу трения скольжения деревянного бруска по доске или по столу, надо прикрепить к бруску динамометр и равномерно двигать брусок по доске. Что при этом покажет динамометр? На брусок действуют две силы - сила упругости динамометра, направленная в сторону движения, и сила трения, направленная против движения.

Так как брусок движется равномерно, то это значит, что равнодействующая этих двух сил равна нулю, т.е. эти силы равны по модулю, но противоположны по направлению. Динамометр показывает силу упругости, равную по модулю силе трения.

Таким образом, измеряя силу, с которой динамометр действует на тело при его равномерном движении, мы находим силу трения. (Перышкин А. В., Родина Н. А. физика. Учебник для 6-7 кл. М., 1982. С. 57.)

Вопросы и задания:

1. К какому стилю и типу рассуждения относится текст? Назовите его основные стилевые приметы.

2. Как выражаются логичность, аргументированность изложения в научном стиле ?

3. Участвуют ли союзы в создании стиля?

Вывод. Союзы участвуют в создании определенного стиля речи и несут эмоционально-смысловую нагрузку.

5. Письменная работа по вариантам

1-й вариант

Задание.

1. Прочитайте предложения и укажите, какие они по строению.

2. Выпишите предложения с подчинительными союзами в таком порядке:

а) изъяснительные, б) целевые, в) временные, г) сравнительные. Союзы заключите в овал и расставьте недостающие запятые. Письменно объясните подчеркнутые орфограммы.

1. Осмотрев чудесную вещь, Митраша запер компас, чтобы стрелка в пути зря не дрожала (М. Пришвин). 2. Как только тюленята начинают самостоятельно плавать, заботливые мамаши теряют интерес к ним, и дети растут самостоятельно (Ю. Егоров). 3. И каждый знал, что есть добро и зло, и что живется бедным тяжело, и что для бедных правда есть одна но у царей не в милости она (С. Михалков). 4. Когда чеканный шаг ровняя, идут солдаты на парад, я замираю (М. Агашина). 5. И он по площади пустой бежит и слышит за собой как грома грохотанье (А. Пушкин).

2-й вариант

Упр. 339. (Баранов М. Т. и др. Русский язык: Учебник для 7 кл. - М., 2002.)

Пока класс работает, у доски ученик записывает под диктовку предложение, объясняет пунктуацию и орфографию, дает характеристику предложения.

Салтыков-Щедрин подчеркивал, что если в его сочинениях "и обретается что- либо неясное, то никак уж не мысль, а разве только манеры".

6. Творческая работа

Составить связный текст по опорным словам (слова записаны на доске до урока): Как только (лишь только), вначале,

стр. 55


--------------------------------------------------------------------------------

чтобы, во-первых, во-вторых, в течение некоторого времени, как будто, потому что, если бы, наконец, однако же, так как. Темы: "Контрольная работа по алгебре", "На стадионе".

Через 5 - 6 минут ученики читают свои тексты.

III. Итоги урока

1. Назовите группы подчинительных союзов по значению.

2. Какую роль играют подчинительные союзы в текстах художественного, научного стилей?

3. Какие орфограммы и пунктограммы повторили?

IV. Домашнее задание

§ 59, упр. 340, записать 5 предложений из текстов разного стиля с подчинительными союзами.

Индивидуальное задание. Подготовить пересказ любого параграфа или части его по учебникам алгебры, геометрии, физики. Проанализировать роль союза в нем по плану: 1) назовите союзы; 2) охарактеризуйте их; 3) какова их роль в тексте?

стр. 56


Отправить на принтер


Готовая ссылка для списка литературы

Л. Н. Леонтьева , ЗНАЧЕНИЕ ПОДЧИНИТЕЛЬНЫХ СОЮЗОВ И УПОТРЕБЛЕНИЕ ИХ В РЕЧИ // Москва: Портал "О литературе", LITERARY.RU. Дата обновления: 20 марта 2008. URL: http://www.literary.ru/literary.ru/readme.php?subaction=showfull&id=1206018022&archive=1206184559 (дата обращения: 25.05.2017).

По ГОСТу РФ (ГОСТ 7.0.5—2008, "Библиографическая ссылка"):


Ваши комментарии