ДЕНЬ СЛАВЯНСКОЙ ПИСЬМЕННОСТИ. УСТНЫЙ ЖУРНАЛ. VIII-IX классы

ДАТА ПУБЛИКАЦИИ: 20 марта 2008
ИСТОЧНИК: http://portalus.ru (c)


© И. Е. ЛАРИКОВА

Предварительно учащиеся подбирают материалы, рассказывающие о праздновании Дня славянской письменности в разных городах и странах, и оформляют все найденные сведения в виде газеты; готовят рассказ о существующих памятниках Кириллу и Мефодию (памятник в г. Казанлыке в Болгарии, 1932, скульптор И. Топалов; памятник на территории Новгородского Кремля "Тысячелетие России", 1862, скульптор М. Микешин; памятник в Москве, 1992, скульптор В. Клыков); красочно оформляют буквы кириллического алфавита на листе ватмана.

Каждую страницу устного журнала готовят три ученика, они поочередно выступают с краткими сообщениями.

Ход вечера

Вступительное слово учителя

Более 1150 лет назад произошло событие исторического масштаба. Двумя учеными, братьями Константином (в монашестве - Кириллом) и Мефодием, был изобретен славянский алфавит. Ежегодно 24 мая в России и других славянских странах отмечается День славянской письменности и культуры.

стр. 71


--------------------------------------------------------------------------------

Н. М. Карамзину принадлежат замечательные слова: "История предков всегда любопытна для того, кто достоин иметь Отечество". Часто ли мы задумываемся над тем, как жили наши предки, как общались, о чем думали и мечтали? Узнать об этом нам помогают книги - настоящее чудо рук человеческих. В книге сосредоточена мудрость многих поколений. Но для того, чтобы написать книгу, надо обладать еще одним чудом - азбукой. С помощью 33 букв появились на свет мировые шедевры Ф. М. Достоевского, А. С. Пушкина, А. А. Ахматовой и многих других... Это чудо сопровождает нас с раннего детства до последних дней. И еще одно чудо в том, что имена людей, создавших нашу азбуку, известны. Это солунские братья - монахи Кирилл и Мефодий. По имени одного из них славянскую азбуку назвали кириллицей.

Каким был путь создания азбуки? Какими людьми были Кирилл и Мефодий? В чем состоит их подвиг? Как люди хранят память о великих просветителях? На эти вопросы нам и предстоит найти ответы.

Первая страница

Жизнь Кирилла и Мефодия

* До Кирилла и Мефодия в Европе и Византии существовало твердое убеждение, будто только три языка созданы для богослужения и написания книг: древнееврейский, греческий, латинский. Солунские же братья попытались утвердить мысль о равенстве всех существующих языков. "Как вам не стыдно, - упрекал Кирилл венецианское духовенство, - принимать во внимание только три языка, а прочие народы и племена заставлять быть слепыми и глухими? Мы же знаем много народов, имеющих письмена на своем языке". Славянский просветитель опирался здесь не только на славянскую письменность. Он говорил о том, что свое письмо имеют также "армяне, персы, абхазцы, грузины, арабы, египтяне и многие другие".

* Исторический подвиг солунских братьев в том, что они составили славянскую азбуку, перевели с греческого на славянский язык несколько богослужебных книг, в том числе избранные чтения из Евангелия, апостольские послания, псалтырь, и способствовали введению и распространению славянского богослужения. В честь Кирилла и Мефодия сочинены молитвенные песнопения, церковные службы, духовные стихи, романы. Со временем у православных христиан установилась общая дата чествования изобретенных Кириллом славянских письмен - 11 мая по старому стилю (24 мая по новому стилю).

* Создатель славянской азбуки Константин (при пострижении в монахи он был назван Кириллом) родился в 827 г., Мефодий - в 815. Они происходили из византийского города Солуни (ныне Салоники в Северной Греции), в котором проживало многочисленное славянское население. Отец братьев был богат и "доброго рода", занимал в Солуни значительную должность при солунском стратеге - военачальнике.

* Кирилл начал посещать школу в восьмилетнем возрасте. Он прилежно учился, осваивал греческий язык, счет, овладевал верховой ездой и воинскими приемами. Но любимым его занятием было чтение книг. Детство великих славянских просветителей прошло в двуязычной среде - греческой и славянской. Латинский язык не был известен солунцам.

* В доме отца великих братьев среди немногочисленных книг была "Энеида" Вергилия на латинском языке. Эту книгу о странствиях троянца Энея решил прочитать младший из братьев, Константин. Он раскрывал увесистый том, но старинные стихи, написанные на чужом языке, оставались непонятными.

* После долгих поисков Константину, наконец, посчастливилось встретить приезжего человека, знавшего латинскую грамматику...

Инсценировка (Константин и приезжий)

Константин. Я слышал, что Вы хорошо знаете латинскую грамоту. А мне хотелось бы прочитать книгу, написанную на латыни.

Приезжий. Зачем тебе это нужно, мальчик? Да, я понимаю латинскую грамоту и мог бы объяснить тебе каждую фразу. Но зачем? Взгляни на меня. Ты думаешь, много мне пользы от того, что я читал премудрые книги? Я потому и переехал сюда в незнакомый город, что-

стр. 72


--------------------------------------------------------------------------------

бы никто не лез ко мне с учеными разговорами. Люди должны пахать землю, сеять хлеб, делать полезные вещи. И я поклялся никого больше не учить ни грамматике, ни другим наукам.

Константин. И все же я хочу понять, что написано в мудрых книгах.

Приезжий. Попробуй, только я тебе в этом не помощник.

(Уходят со сцены, затем возвращаются.)

Через год приезжий снова повстречал Константина.

Приезжий. Послушай, мальчик! Ты по-прежнему хочешь, чтобы я научил тебя премудростям латыни? Или уже забыл о своем желании?

Константин. Я не забыл, но теперь я изучаю латинский язык сам.

Приезжий. Как можно самому научиться незнакомому языку?

Константин. Я взял книгу Григория Богослова на греческом и на латыни и, сопоставляя их фраза за фразой, уяснил уже многое. Теперь не только "Энеида", но и другие латинские книги мне понятны.

(Уходят со сцены.)

* Вскоре Константин освоил арабский язык и прославился своей ученостью. После смерти отца он покинул Солунь и отправился в Константинополь, столицу Византийской империи. Там он продолжил свое обучение. Знания, полученные в то время, пригодились в будущем.

* Окончив курс наук, Константин стал патриаршим библиотекарем, затем преподавал в университете философию. Знания, полученные во время обучения, не остались лежать мертвым грузом.

По поручению византийского императора Михаила III Константин приступил к созданию славянской азбуки.

* Но создание письменности - непосильная задача для одного человека. Поэтому Константин отправился в монастырь к своему старшему брату Мефодию. Брат Мефодий был самым близким его единомышленником. Подобно отцу, Мефодий посвятил свою жизнь военной службе. Он был честным и прямодушным человеком, нетерпимым к несправедливости. Отказавшись усмирять восстание славян, Мефодий ушел с военной службы и удалился в монастырь. Независимость была ему дороже богатства и славы. Мефодия увлекла идея создания письменности для славян.

* После создания азбуки братья приступили к переводу церковных книг на язык славян. Они работали с раннего утра, едва рассветало, и кончали поздно, когда уже рябило в глазах от усталости. Когда первые книги были переведены с греческого языка на славянский, братья с просветительской миссией направились в Моравию.

* 24 мая 863 года в городе Плиске, который был в то время столицей Болгарии, Константин и Мефодий огласили изобретение славянского алфавита.

В Моравию они прибыли с уже созданной азбукой и готовыми переводами. В течение 40 месяцев до весны 867 года они просвещали славян в Моравии. А в конце 867 - начале 868 года римский папа пригласил Константина и Мефодия в Рим.

* В Риме братья получили право просвещать народ, но Константин внезапно заболел. В конце 868 года он стал монахом и принял имя Кирилл. 14 февраля 869 года создатель славянской письменности, первый учитель славян, скончался.

Мефодий стал продолжателем дела брата. В Риме он получил высокий сан архиепископа, возвратился в Моравию и продолжал просветительскую деятельность. 4 апреля 885 года скончался Мефодий.

* После смерти великих братьев их ученики претерпели гонения. Около 200 учеников славянских просветителей в 886 г. были изгнаны из Велеграда.Обосновавшись в Болгарии, они открыли там свои школы, просвещали людей, обучали их славянской грамоте.

* В 988 г. в Киеве была открыта дворцовая школа "учения книжного". Возник новый центр книжной культуры, которая соединила Киевскую Русь с европейской цивилизацией. К концу IX в. уже тысячи людей читали и писали на старославянском языке.

Вторая страница

Жизнь славянской азбуки

* Славянский алфавит просуществовал на Руси неизменным более семи столетий. Его создатели постарались, чтобы каждая

стр. 73


--------------------------------------------------------------------------------

буква первой русской азбуки была простой и четкой, легкой для письма. Они помнили о том, что буквы должны быть и красивыми, чтобы человек, едва увидевший их, сразу захотел овладеть письмом.

* Лишь в Петровское время понадобилось внести в алфавит изменения. Царским указом велено было упростить и отменить буквы "юс малый", "юс большой", "кси", "пси", S "зело", "омегу", которые стали обузой в русском алфавите. Во второй половине XII столетия русский алфавит пополнился новыми буквами, которых не было в славянской азбуке. Это буквы "и краткое" и е .

* В начале XX в. в России возникла потребность в упрощении алфавита и правописания. Реформа была проведена в 1918 г. Указом Наркомпроса упразднились буквы i "и десятеричное", "ять", "фита", "ижица" и букву Ъ "ер" на конце слов.

* Сейчас наша азбука, составленная Кириллом и Мефодием, является самой простой и удобной. Она содержит оптимальное количество букв - 33. Европейские народы, которые не составили для себя алфавита, а взяли латинский, до сих пор страдают от неудобств.

* Наша азбука удивительна! Она поражает простотой и удобством. Каждый человек, изучающий русский язык, должен знать и хранить в памяти имена первых славянских просветителей - братьев Кирилла и Мефодия.

Третья страница

История праздника, посвященного Кириллу и Мефодию

* Праздник славянских первоучителей отмечался только в храмах и монастырях. Характер массовых торжеств он приобрел в 50-х годах XIX века.

Начало этому было положено в болгарских школах. В 1851 г. пловдивский учитель Найден Геров устроил в школе празднование Дня Кирилла и Мефодия. Скоро торжества выплеснулись на улицы всей Болгарии. Так в Болгарии сложился новый обычай - в День Кирилла и Мефодия торжественно заканчивать в школах учебный год.

(Далее фоном идет "Херувимская N7" Д. С. Бортнянского.)

* В России к судьбе праздника славянских просветителей широкое внимание привлек епископ смоленский Антоний (Амфитеатров). В 1861 г. прошли первые чествования славянского слова. В Москве они, правда, ограничились молебном в университетском храме. Но эта служба вызвала широкий общественный резонанс.

* Сразу после окончания литургии по предложению преподавателей была открыта подписка на сооружение иконы Кирилла и Мефодия для университетского храма.

* По-своему отметили память славянских первоучителей в 1862 г. в Новгороде. В этом древнем русском городе чествование подвига солунских братьев органично вписывалось в программу торжеств, посвященных 1000-летию России. Центральным событием праздника стало открытие на территории Новгородского Кремля памятника "Тысячелетие России" (скульптор Михаил Микешин), увековечившего наряду с другими людьми и образы Кирилла и Мефодия.

* Сразу после юбилейных торжеств император России подписал указ об учреждении Кирилло-Мефодиевских стипендий. Второй шаг был сделан Русской православной церковью в преддверии очередных торжеств. 18 марта 1863 г. Святейший синод издал указ, которым 24 мая официально объявлялось церковным праздником.

* Постепенно расширялась география праздника. Уже в 1863 г. торжества проходили в Харькове и Полтаве, Петербурге и Петрозаводске, Белгороде и Киеве. Особенно пышно отмечали тысячелетие со дня смерти Кирилла в 1869 г. и со дня смерти Мефодия в 1885 г. Святейший синод к этому событию издал целый ряд книг с биографиями первоучителей, описанием церковных служб и похвальными словами. В Праге вышла брошюра о праздновании тысячелетней годовщины. В этой тоненькой книжице впервые было опубликовано стихотворение Ф. И. Тютчева "Великий день Кирилловой кончины..."

стр. 74


--------------------------------------------------------------------------------
Великий день Кирилловой кончины -
Каким приветствием сердечным и простым
Тысячелетней годовщины
Святую память мы почтим?

Какими этот день запечатлеть словами,
Как не словами, сказанными им,
Когда, прощаяся и с братом и с друзьями,
Он нехотя свой прах тебе оставил, Рим...

Причастные его труду,
Чрез целый ряд веков, чрез столько поколений,
И мы, и мы его тянули борозду
Среди соблазнов и сомнений.

И в свой черед, как он, не довершив труда,
И мы с нее сойдем, и, словеса святые
Его воспомянув, воскликнем мы тогда:
"Не изменяй себе, великая Россия!"

Не верь, не верь чужим, родимый край,
Их ложной мудрости иль наглым их обманам,
И, как святой Кирилл, и ты не покидай
Великого служения славянам..."
13 февраля 1869г.

К сожалению, вскоре в нашей стране от торжеств в честь авторов первой славянской азбуки отказались. Праздник был возрожден только в 1986 г.Группой энтузиастов в Мурманске был отмечен День славянской письменности и культуры. В следующем году в Вологде прошло более массовое празднество.

* В 1988 г., когда состоялись торжества в Новгороде, к организации праздничных мероприятий подключилось государство. В 1992 г. в Москве открылся памятник Кириллу и Мефодию, рядом зажглась неугасимая лампада.

Выразительное чтение стихотворения Стояна Михалковского "Гимн святым Кириллу и Мефодию" (1892).

Иди вперед, народ наш милый,
К сиянью будущей зари!
Наукой - этой новой силой -
Свою дорогу озари!
Иди и светом просвещенья
Свою судьбу ты обнови,
Светить - твое предначертанье,
И Бог тебя благослови!
Наука - солнце и свобода,
Ее неся, иди вперед.
Да не иссякнет дух народа,
В чьих недрах знание живет!
Так пели два Солунских брата
Тому назад немного лет.
А прошлому хоть нет возврата,
Но и забвенья тоже нет.
Заключительное слово учителя.

Перед нашими глазами прошла история жизни двух великих людей, двух славянских просветителей - Кирилла и Мефодия. Судьба их была трудной, сложной, но интересной. Не менее сложной, но интересной была и жизнь их детища - славянской азбуки. Благодаря кириллице мы можем читать и писать, общаться с великими писателями прошлого и настоящего. Очень хочется, чтобы вы осознали, с каким удивительным явлением мы сталкиваемся каждый день - удивительным, поистине чудесным является наш алфавит, удивительным и чудесным является русское слово, русский язык.

Хочу напомнить вам слова Н. В. Гоголя: "Дивишься драгоценности нашего языка: что ни звук, то подарок, все зернисто, крупно, как сам жемчуг, и, право, иное название драгоценнее самой вещи".

Давайте же бережно относиться к драгоценностям, подаренным нам нашим народом, нашей Родиной - Великой Россией. Ваши бабушки и дедушки бережно хранили наш язык и передавали его своим детям, вашим родителям, а родители передали его вам, вы передадите великое русское слово своим детям, и в этом вам поможет детище солунских братьев.

В 1915 г. наш земляк, великий поэт и прозаик XX в. Иван Бунин, написал стихотворение "Слово", им я хочу закончить наш вечер (во время чтения стихотворения фоном идет "Да исправится молитва" Д. С. Бортнянского).

Слово

Молчат гробницы, мумии и кости, -
Лишь слову жизнь дана:
Из древней тьмы, на мировом погосте,
Звучат лишь Письмена.
И нет у нас иного достоянья!
Умейте же беречь
Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья,
Наш дар бессмертный - речь.
Литература

Воскобойников В. М. Братья. - М., 1979.

Граник Г. Т., Бондаренко С. М., Концевая Л. А. Секреты орфографии. - М., 1991.

Огрызко В. Кирилл и Мефодий - покровители народного образования // Литература в школе. - 1992. - N 2.

Энциклопедия для детей. Т. 10. Языкознание. Русский язык. - 2-е изд., перераб. и доп. / Гл. ред. М. Д. Аксенова. - М., 2000.

стр. 75

Похожие публикации:



Цитирование документа:

И. Е. ЛАРИКОВА, ДЕНЬ СЛАВЯНСКОЙ ПИСЬМЕННОСТИ. УСТНЫЙ ЖУРНАЛ. VIII-IX классы // Москва: Портал "О литературе", LITERARY.RU. Дата обновления: 20 марта 2008. URL: https://literary.ru/literary.ru/readme.php?subaction=showfull&id=1206017528&archive=1206184559 (дата обращения: 26.04.2024).

По ГОСТу РФ (ГОСТ 7.0.5—2008, "Библиографическая ссылка"):

Ваши комментарии