Об интеграции уроков русского языка и литературы

ДАТА ПУБЛИКАЦИИ: 12 марта 2008
ИСТОЧНИК: http://portalus.ru (c)


© З. М. Данильцева

Ремарка практика

На рабочем столе нынешнего словесника (и молодого, и состарившегося над тетрадями) стопками лежат книги: "Русская словесность" А. И. Власенкова (М., 2000), "Уроки словесности" С. И. Львовой (М., 2000), "Уроки словесности: Дидактические материалы по русскому языку и литературе. А. С. Пушкин" (М., 1999) С. В. Карпушкина, Н. И. Ломилиной, "Тайны словесного искусства" Т. Н. Авловой и пр. и пр. Все умно, все интересно... Но как использовать эти богатства? На педсоветах обсуждаем учебные планы. Как быть? Что сократить? Как разгрузить учащихся? В классах практически нет здоровых детей: часто болеют, много "хроников", некоторые перешли на домашнее обучение. Клубок проблем...

Пусть где-то в гимназиях картина гуманитарного образования и пополнится уроками словесности... Но мне думается, что даже один урок русского языка, включенный в учебный план X-XI классов, может дать очень много, если его вести на основе связи с программным материалом по литературе и с практическими потребностями выпускника средней школы. Разрабатывая систему таких уроков, я стремилась учесть возрастные особенности старшеклассников, приобщить их к самостоятельной* исследовательской работе с текстом. Эти уроки помогают им овладеть нормами литературного языка, литературоведческими понятиями, формируется представление об авторском стиле, развиваются навыки внимательного чтения (чтения- наслаждения, ,а не чтения-наказания), возникает любовь к классике, ведется подготовка к таким видам творческих работ, как анализ эпизода, рецензия, интерпретация поэтического текста и др. В основе уроков - комплексный анализ текста с использованием памяток (блоков-схем по лексике, орфографии, фонике, синтаксису, образности речи, анализу содержания текста).

Привожу в качестве иллюстрации один из уроков. Тема - "Своеобразие стиля писателя. Комплексный анализ текста из романа И. С. Тургенева "Отцы и дети", глава 4" (лабораторное занятие).

I. Мотивация познавательной деятельности на уроке. Викторина. Читаю фрагменты из прозы А. С. Пушкина, Н. В. Гоголя, Н. С. Лескова, И. А. Гончарова. Ученики безошибочно узнали авторов. Почему? Приходим к выводу: эстетическое воздействие художественного произведения на читателя обусловлено именно наличием стиля (не путать с лингвистическим понятием стиля как функциональной разновидности языка).

II. Целеполагание: совместно с учащимися, читая IV главу, исследовать языковую манеру писателя.

III. Анализ текста. Первое задание: читая, составить план главы (можно цитатный), одновременно сформулировать вопросы для анализа.

Выводы: оказывается, читать Тургенева, не вступая в диалог с повествователем, нельзя. Нужно постоянно додумывать, расшифровывать... Чрезвычайно информативно насыщены глаголы.

Далее работа проводится по группам. Учащиеся, анализирующие лексику,

Примерная запись:

План
Вопросы

1. " Толпа дворовых не высыпала на крыльцо встречать господ..."
Почему? Почему автор отмечает этот факт?

2. Диалог при встрече господ и слуги. "Прокофьич подошел к ручке к Аркадию и, поклонившись гостю, отступил к двери и положил руки за спину " .
Чем объяснить поведение Прокофьича?

3. Желание Базарова остаться в зале. "Прокофьич "как бы в недоумении взял обеими руками одеженку" Базарова.
Чем вызвано его недоумение?

4. Потрет П. П. Кирсанова.
Какие детали внешности подчеркивает автор? Почему так подробно описывает костюм П. П., хотя не сообщает, как одеты другие герои? (Исключение - Базаров.)

5. Обряд приветствия Павлом Петровичем гостей. Базарову "руки не подал и даже положил ее обратно в карман".
Почему? В чем поведение П. П. сходно с поведением Прокофьича?

6. Уход Базарова.
Почему Б. ушел?

7. Разговор братьев после ухода гостей.
Как относится П. П. к Базарову?

8. Ужин. "За ужином разговаривали мало". Прокофьич не спускал глаз с Аркадия "и только губами пожевывал".
Почему? (ситуация, обратная ожидаемой...) Почему? Каково его внутреннее состояние?

" После ужина все тотчас разошлись".
Почему?


стр. 37


--------------------------------------------------------------------------------

отмечают преобладание общеупотребительных слов. Они находят слова английского и французского языков (варваризмы) в речи Павла Петровича, что подчеркивает его европейский аристократизм... Простонародность лексики Базарова - признак демократизма. В словах "одеженка", "чемоданишко", "стащить балахон" выражено пренебрежительно-ироническое отношение героя к вещам. Учащиеся называют слова, трудные в написании, объясняют орфограммы.

Учащиеся второй группы сообщают о своих наблюдениях за синтаксическим строем языка главы. Они обнаруживают преимущественное употребление простых предложений в прямой речи. Объясняют знаки препинания в сложных предложения (портрет Павла Петровича).

Оценивая образность ре ч и, десятиклассники обращают внимание на выразительность эпитетов, сравнений ( изящный, породистый, юношеская стройность, длинные розовые ногти, душистые усы, снежная белизна рукавчиков; волосы "отливали темным блеском, как новое серебро", лицо "словно выведенное тонким и легким резцом"). Изобразительно-выразительными средствами языка подчеркнуто главное в образе Павла Петровича - его аристократизм.

Группа школьников, работавшая над анализом содержания главы, отвечает на вопрос: чем же важна эта глава, какое настроение она создает у читателя, какие прогнозы можно сделать? "Поведение героев нас настораживает. Почти каждый глагол заставляет думать о том, что' переживает действующее лицо".

Тургенев - сторонник "характеристических деталей" (из письма к Я. П. Полонскому) замечает учитель. Это касается и психологического анализа. Чувство у Тургенева чаще всего передается глаголом физического действия. Кредо Тургенева - "поэт должен быть психологом, но тайным".

Учащиеся приходят к выводу, что Прокофьич в этой главе изображен как своего рода аристократ, как тень, копия Павла Петровича. В 4-й главе сошлись представители не только разных поколений, но и социально- политические антиподы: аристократы и демократ. Разговор не клеится. Они чужие. Чувствуется взаимная настороженность. Поймут ли они друг друга? Как сложатся их отношения? У читателя появляется напряженный интерес к дальнейшему действию романа.

Так анализ языка одной главы романа помогает проникнуться интересом к авторской концепции. В качестве домашнего задания предлагаю сделать подобный анализ последнего абзаца главы 8-й ("А Павел Петрович вернулся в свой изящный кабинет...").

Уроки русского языка становятся значимыми, весомыми не только в обучении, но и в образовании личности ученика...

В XI классе необходимо усилить практическую направленность занятий. Будем помнить, что наши выпускники без пяти минут студенты, причем "студенты вечные", как и мы. Им придется на практике использовать особенности функциональных стилей - научного, публицистического, официально-делового, разговорного: записывать лекции, писать рефераты, выступать в качестве оппонента, перерабатывать информацию многих статей... И тут нам служит подспорьем учебник "Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи" А. И. Власенкова, Л. М. Рыбченковой. Групповая форма работы позволяет успешно проводить лабораторные занятия по комплексному анализу различных текстов (лексика, морфология, синтаксис, структурный анализ информации текста с включением оценки - разработаны блоки-схемы). На всех уроках русского языка учащиеся приобщаются к оперативной работе с различными словарями и учебными пособиями, овладевают общенаучной лексикой. У школьников развивается тяга к самообразованию, под руководством учителя они "выходят" за рамки школьной программы. После проведения диагностических диктантов учащиеся самостоятельно работают над повышением своей орфографической и пунктуационной грамотности, их деятельность направляется и контролируется учителем.

стр. 38

Похожие публикации:



Цитирование документа:

З. М. Данильцева, Об интеграции уроков русского языка и литературы // Москва: Портал "О литературе", LITERARY.RU. Дата обновления: 12 марта 2008. URL: https://literary.ru/literary.ru/readme.php?subaction=showfull&id=1205319952&archive=1205324210 (дата обращения: 27.04.2024).

По ГОСТу РФ (ГОСТ 7.0.5—2008, "Библиографическая ссылка"):

Ваши комментарии