На пути к словесности. (Из опыта работы)

ДАТА ПУБЛИКАЦИИ: 12 марта 2008
ИСТОЧНИК: http://portalus.ru (c)


© В. И. Короткова

Интеграция двух школьных предметов - русского языка и литературы - рассматривается сегодня, в частности Н. М. Шанским, как путь к преодолению филологических просчетов в методике преподавания обоих предметов.

Ознакомившись с опубликованными программами курсов "Словесность" (Власенков А. И. "Интегрированный курс русского языка и литературы (I-XI классы)"; Львова С. И. "Словесность (VIII-IX классы)"), определяем для себя задачи : 1) научить школьников чтению художественной литературы под "лингвистическим микроскопом" (Н. М. Шанский); 2) ознакомить ребят с выдающимися русскими учеными-языковедами; 3) всю работу строить на материале художественных текстов, на уроках словесности изучать только великих писателей, оказавших большое влияние на развитие русского языка.

В течение двух лет (V-VI классы) обучение русскому языку ведется по программе М. М. Разумовской и П. А. Леканта. Эта система, направленная на интенсивное развитие речи, на ознакомление детей с отечественной лингвистикой, на внимание к внутренней форме слова, органично включает в себя задачу комплексного анализа художественного произведения. Поэтому программа М. М. Разумовской и П. А. Леканта, на наш взгляд, создает благоприятные условия для проведения интегрированных уроков.

Проиллюстрируем это примерами.

V класс

Тема: "Повторение орфографии (на основе изученного в начальной школе)"

После беседы о том, нужны ли правила написания, знакомимся с личностью замечательного филолога Я. К. Грота, автора труда "Русское правописание". Я. К. Грот, как и А. С. Пушкин, окончил Царскосельский Лицей, занимался литературой, переводами, исследовал творчество русских писателей.

Естественно, работу по орфографии проводим на материале пушкинского произведения. Мы выбрали стихотворение "В начале жизни школу помню я ..."

В начале жизни школу помню я;

Там нас, детей беспечных, было много;

Неровная и резвая семья...

Начинаем с подготовленного чтения. Здесь важно четкое проговаривание каждого слова, пусть даже не совсем

стр. 62


--------------------------------------------------------------------------------

осознанного. Затем - беседа о той поре жизни поэта, которая отразилась в стихотворении, и о теплом, нежном чувстве, согревающем строки.

- Как поэту удалось передать читателю это чувство? Какими средствами?

Дети получают первое представление о стихотворной строфе как способе организации поэтической речи. В большей степени они знакомы с четверостишием;

названное стихотворение состоит из 17 трехстиший. Что достигается тем самым? Картины школьных лет, заключенные в трехстишия, быстро сменяют друг друга, создавая впечатление яркого калейдоскопа.

Отмечаем простоту рифмы: я - семья, много - убого, бывало - покрывало и т. д. Простота здесь как откровение, потому что автор вспоминает о чистой, светлой поре жизни.

Затем ребята получают задание: воспроизвести картины школьных лет А. С. Пушкина. Таким образом пытаемся "погрузить" детей в мир пушкинских воспоминаний.

Следующее задание: выписать устаревшие "высокие" слова ( чело, очи, уста, взоры, дерев, лик, отрок, словеса ). В ходе лексической работы ставим вопрос о роли этих слов в стихотворении. Детям вполне доступны понятия "простое" и "высокое", их сочетаемость в этом произведении. На примере словосочетаний "на главах лавры", "пред ним", "лик младой" знакомим класс с неполногласием как явлением старославянского языка, объясняем этот факт тем, что А. С. Пушкин испытал на себе влияние литературы XVIII века, когда старославянизмы были нормой.

Для поэта воспоминания о школе - святые воспоминания.

Вот образ той, которая "над школою надзор хранила строго":

Меня смущала строгая краса

Ее чела, спокойных уст и взоров,

И полные святыни словеса...

Найдено ключевое слово - святыня! Оказывается - то, что говорила она, свято для поэта. Именно в этом контексте корневая морфема выступает ярко, выпукло - за ней художественный образ, окруженный святостью. Убедительный повод для подбора и сравнения слов с корнями -свет- и -свят-.

Ощущение торжественности поддерживается на протяжении стихотворения соответствующей лексикой, требующей пояснения, обращения к древнегреческой мифологии: мраморная лира; Дельфийский идол; волшебный демон, лживый и прекрасный. Объясняя, расскажем о том, что атмосфера Лицея была пропитана духом античной культуры, поэтому появление мифологических образов в стихотворении весьма естественно для А. С. Пушкина.

Произведение дает богатый материал для работы над орфографией. Вот ряд слов: толковали, великолепный, искусственный, праздно мыслить, чудесный, изображения, ужасный, сладострастный, женообразный, прекрасный, безвестный, наслажденья, беспечный и др.

Таким образом, путь к грамотному письму укладывается в следующую цепочку: выразительное чтение - художественное, образное восприятие - морфемный анализ - правописание.

Завершается урок вопросом, поставленным вначале: нужны ли правила орфографии? Подводим учеников к мысли: отказаться от правил - это значит отказаться от языка А. С. Пушкина. Ученые-лингвисты только "узаконивают" написание, а создают язык великие писатели!

В V классе подобные уроки проводились часто, так что к шестому классу учащиеся научились определять тему, главную мысль художественного текста, настроение, которое в нем выражено; владеют понятиями: "эпитет", "метафора", "сравнение", "олицетворение", "стиль речи", "тип речи", "рифма", "художественный образ" и др.

Также в V классе дети получили сведения о выдающихся лингвистах: Аванесове, Ожегове, Дале, Гроте, Пешковском, Виноградове.

В VI классе интегрированная работа углубляется.

стр. 63


--------------------------------------------------------------------------------

VI класс Тема: "Употребление прилагательных в художественной речи"

В начале урока говорим о вкладе в языкознание В. В. Виноградова (используем учебник V класса), который "с большим увлечением изучал строение художественных произведений, язык и стиль русских писателей", "создал новое направление в лингвистике - науку о языке художественной литературы".

Также беседуем о И. А. Бодуэне де Куртене, который ввел в науку понятие "морфема".

Анализируем художественный текст с точки зрения В.В.Виноградова и И.А.Бодуэна де Куртене.

Учебник VI класса предлагает для комплексного анализа разные стихи, в том числе стихотворение В. Брюсова. "Воздух живительный..."

Перед анализом повторяем все, что знаем о художественном стиле, записывая выводы в виде схемы, предложенной учебником:



Условные обозначения дети знают с V класса: р. с. - речевая ситуация. Далее идет характеристика художественного стиля: один - автор произведения - обращается ко всем нам (много) в официальной обстановке (о/о) с целью воздействия посредством образов.

- Как особенности художественного стиля преломляются в стихотворении В. Брюсова?

Воздух живительный, воздух смолистый

Я узнаю.

Свет не слепит, упоительный, чистый,

Словно в раю...

- Какая картина возникает в вашем воображении? Назовите чувство, которым оно проникнуто. Удается ли автору передать свое состояние нам?

На уроках литературы, читая стихи А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, ребята познакомились с ритмикой стиха, с его размерами. В стихотворении В. Брюсова они замечают сразу: первая строка - удлиненная, вторая - короткая.

Определяем размер стиха.



Дактилические строки с разным количеством слогов (11 и 4) чередуются, создавая необычную для пейзажной лирики прерывистость звучания.

Может быть, в такой ритмике дети почувствуют авторский восторг, душевное волнение лирического героя от красоты мира?

Сосны недвижны на острове, словно

В дивном краю.

Тихие волны лепечут любовно

Сказку свою.

Это же настроение подчеркивается своеобразной рифмовкой: через все стихотворение проходит созвучие [йу], оно отдается, как эхо: узнаю - в раю - стою - мою - краю - свою. Однообразная, напевная рифма усиливает впечатление.

Следующий шаг анализа - лексический. Дети называют слова, помогающие автору описать пейзаж. Отмечая эпитеты, олицетворения, истолковываем наиболее важные в смысловом отношении слова: смолистый и упоительный - так, чтобы корень слова раскрыл свое поэтическое значение, образ.

В ходе разбора художественного произведения понятнее синтаксис: сравнительные обороты, однородные члены, обращения. Так, в стихотворении В. Брюсова обороты словно в раю, словно в дивном краю при чтении мы выделяем интонацией, подчеркивая их роль в тексте.

стр. 64


--------------------------------------------------------------------------------

В этом же ключе (стилистики и морфемики) на другом уроке читаем стихотворение И. А. Бунина "Листопад" (приведенные в учебнике 14 строк представляют собой законченный отрывок):

Лес, точно терем расписной, Лиловый, золотой, багряный...

Как часто мы досадуем по поводу повторяющихся ошибок в прилагательных лиловый, багряный, лазурный. В стихотворении И. А. Бунина они несут цветовые образы и поэтому ярко проявляются и лучше запоминаются. Художественное восприятие этих эпитетов можно подкрепить их этимологией и сочинением-миниатюрой "Осенний букет".

Важная часть работы в анализе стихотворения - синтаксическая и пунктуационная. Вспоминаем слова М. В. Ломоносова: "Знаки ставятся по силе разума". Мы должны понять стихотворение И. А. Бунина и объяснить знаки в соответствии с пониманием смысла. То есть к сознательному овладению синтаксисом и пунктуацией мы тоже идем через художественный анализ.

- Почему стихотворение состоит из четырех предложений? (Каждое предложение - это законченная картина.)

- В стихотворении использованы шесть сравнений. Найдите их. Всмотритесь в языковую форму сравнительных оборотов. Всегда ли в них есть союзы, какие это союзы, какая падежная форма не требует союза?

Приходим к выводу: сравнительный оборот отличается характерными союзами: точно, как, что. Он строится по сходству понятий: лес - терем, елочки - вышки и т. д. Ему свойственна яркая образность. Поэтому он как бы "заслуживает" тем самым особого положения - выделения запятыми.

Сравнение без союза приближается к метафоре. В скрытом сравнении нет союза, ибо его не требует творительный падеж имени существительного ("осень тихою вдовой вступает"), нет знаков препинания.

В многообразии художественных средств (эпитеты, сравнения, олицетворения), т.е. в образной насыщенности стиха проявляется мастерство И. А. Бунина.

Синтаксис стихотворения - отражение образности: однородные члены предложения - это не что иное, как необходимые и оправданные эпитеты, тщательно отобранные автором; количество предложений соответствует нарисованным картинам; сравнительные обороты (их шесть) выражают авторское стремление донести до нас эти картины через сходство предметов.

В заключение урока приводим мысль выдающегося ученого- лингвиста А. М. Пешковского из учебника V класса о том, что "только сознательное владение грамматикой делает человека по-настоящему грамотным, помогает ему ясно и правильно выражать свои мысли".

Выше описаны три интегрированных урока из опыта обучения детей на материале художественного текста. Такие уроки, по нашему мнению, служат одновременно лингвистическому и литературному образованию, а также воспитанию эстетического чувства у детей.

Подчеркиваем: в нашей школе нет пока систематического курса "Словесность", но мы в течение последних лет работаем в этом направлении, видим в интегрированных уроках глубокий смысл и перспективу школьного образования.

стр. 65

Похожие публикации:



Цитирование документа:

В. И. Короткова, На пути к словесности. (Из опыта работы) // Москва: Портал "О литературе", LITERARY.RU. Дата обновления: 12 марта 2008. URL: https://literary.ru/literary.ru/readme.php?subaction=showfull&id=1205319508&archive=1205324210 (дата обращения: 27.04.2024).

По ГОСТу РФ (ГОСТ 7.0.5—2008, "Библиографическая ссылка"):

Ваши комментарии