Формы экспресс-контроля на уроках русского языка

ДАТА ПУБЛИКАЦИИ: 12 марта 2008
ИСТОЧНИК: http://portalus.ru (c)


© Н. М. Матвеева

На современном этапе многопрофильного и разноуровневого образования в средних школах до сих пор отсутствует система интенсификации обучения русскому (родному) языку, полно удовлетворяющая реальным условиям, целям и задачам преподавания курса с помощью как новых, так и известных каждому учителю форм и средств.

Одним из таких средств, на наш взгляд, является контроль знаний, умений и навыков, который в учебном процессе общеобразовательной школы используется фрагментарно, отнимает много учебного времени и основывается чаще всего на субъективном мнении учителя об ответе учащегося.

В настоящее время очевидно, что управление процессом обучения русскому языку должно опираться на более объективные формы, обладающие необходимой точностью, воспроизводимостью результатов и системностью использования, чтобы достичь высоких показателей в обучении при минимальной затрате усилий учащихся и времени.

Этими формами являются индивидуальные карточки контроля, орфографические и синтаксические пятиминутки, тесты, опрос-контроль с помощью таблиц, графическое и цифровое обозначение написанного 1 , использование перфокарт, линокарт, матриц, получивших в методике название форм эспресс-контроля 2 .

В нашей статье мы рассмотрим некоторые из них. В индивидуальных карточках контроля могут быть представлены вопросы по теории и практические задания или только практические задания. Работать с карточкой ученик может либо у доски (5-7 минут, часть ответа устно, а часть - письменно), либо в тетради (10 минут, ответ в письменной форме).

Карточка может быть тематической, содержащей теоретический и практический материал на определенную тему. Она используется в ходе текущего или итогового контроля по теме, а также при ликвидации пробелов в знаниях того или иного ученика. Например, карточка на тему "Слово и его значение. Лексика" (V класс) содержит задание выписать из толкового словаря 3 слова и их лексические значения, подобрать синонимы и антонимы, составить и записать с этими словами свои предложения.

Карточка с комбинированным заданием широко включает и разнообразное повторение. С ее помощью удобно проверять умения и навыки и по развитию речи: дается связный текст с заданиями - определить тему текста и его главную мысль, озаглавить его, составить план, доказать, что этот отрывок является текстом, указать стиль и тип речи и т.д.

Посредством карточек удобно осуществлять принцип индивидуального подхода к ученикам при опросе. Карточки для слабых учащихся могут содержать консультацию, подсказку в виде образца рассуждения, алгоритма, опорной схемы, которые помогут провести анализ и сделать правильные выводы, снимут стресс и помогут усвоить способ действия 3 .

В карточках для средних учащихся подсказка убирается. Наряду с обычными упражнениями они могут включать в себя задания типа "исправьте ошибки", "сделайте выборку", "произведите классификацию", "поработайте со схемами", "найдите общее и различное", "переконструируйте предложение", которые рассчитаны на сообразительность и развитие мыслительных способностей школьников.

Сильным ученикам предлагаются карточки с творческими заданиями, предусматривающими большой объем самостоятельных мыслительных операций, например:

1. Приведите примеры слов: а) с разделительными Ъ и Ь; б) с Ь после шипящих в глаголах и существительных; в) с сочетаниями чт, чн, нч, нщ.

2. Письменно покажите, что данная словообразовательная модель образует две группы слов, отличающихся значением:

стр. 37


--------------------------------------------------------------------------------



Аптека, врата (ворота), глава (голова), слова, виноград, дикий, буква, сухой, пахать.

3. Придумайте предложения, в которых сочетания умывать руки, прикусить язык, воды в рот набрал были употреблены в прямом и переносном значении.

Формы проверки заданий, выполненных по карточкам, разнообразны. Если задание выполняется на доске, то проверкой занимается весь класс под руководством учителя. Если карточка дается сидящему за партой, то результаты можно проверить следующими способами:

* проверка работы после урока или на уроке в момент, когда все ученики заняты самостоятельной письменной работой;

* проверка ассистентами и консультантами из числа сильных учеников, которые сами выставляют оценку;

* самопроверка при помощи карточки-информатора (ученик сравнивает с ней свой ответ и выставляет себе оценку);

* обмен учащихся работами и взаимная проверка.

Орфографические и синтаксические пятиминутки как формы контроля на уроках русского языка занимают немного времени, дают возможность учителю получить быструю и достаточно полную информацию о степени овладения умениями. На проведение пятиминуток отводится 5 - 7 минут. В зависимости от того, формирование каких умений и навыков берется под контроль на конкретном этапе обучения, избирается и форма пятиминутки (устная, письменная). При этом обязательно учитываются состав класса, степень его подготовленности, что изучалось, что изучается и какие умения требуют закрепления.

Задания пятиминуток могут быть разными: определите, в каких словах есть орфограмма, а в каких ее нет; в выделенных словах обозначьте орфограмму и ту часть слова, в которой она находится; вставьте пропущенные орфограммы и подберите проверочные слова; составьте словосочетания по схемам; выделите словосочетания из предложения; найдите грамматическую основу предложения, определите, чем она выражена; вставьте пропущенные пунктограммы, объясните их постановку и т.д.

Этот вид контроля является не только формой проверки орфографических, синтаксических и пунктуационных навыков, но и средством обучения, способствует формированию системы знаний по тем или иным разделам курса.

Эту работу можно проводить и при проверке выполнения домашнего задания, когда вызванный к доске ученик подбирает проверочные слова или составляет схему указанного предложения, а весь класс проверяет выполнение других заданий.

Учитывая возрастные особенности учащихся, рекомендуется использовать для пятиминуток отрывки из знакомых учащимся художественных произведений, стихотворений. Это оживляет урок, активизирует внимание, развивает память, повышает общую языковую культуру школьников.

Одним из наиболее часто используемых в настоящее время средств контроля умений и навыков по русскому языку является тестирование. Методические тесты отличаются разнообразием 4 . Они могут состоять как из одного, так и из нескольких контрольных заданий, объединенных в комплексы, быть как очень краткими, так и довольно длительными, аспектными и комплексными, устными и письменными или смешанными.

Тесты могут быть тематическими, которые проводятся во время или после изучения темы, и итоговыми (после изучения раздела, в конце четверти, года). По сравнению с традиционной контрольной работой, итоговые тесты позволяют существенно увеличить объем проверяемого материала и получить более объективные данные о состоянии знаний детей. Итоговые тесты могут включать как новые задания, так и задания тематических тестов.

Учитель затрачивает на проведение тестирования 7-10 минут и еще 10 минут на получение результатов и определение наиболее трудных для учащихся заданий, которые можно обсудить на текущем или следующем уроке.

Результаты тестирования дают возможность определить индивидуальные уровни овладения материалом и на основе дифференцированного подхода к обучению целе-

стр. 38


--------------------------------------------------------------------------------

направленно работать над преодолением своевременно выявленного отставания школьников.

На основании анализа результатов тестирования может быть составлена диагностическая карта отдельного ученика или всего класса, которая будет отражать пробелы в знаниях учащихся. Это поможет учителю скорректировать уроки повторения в начале учебного года. Кроме того, анализ последующих работ и сравнение их результатов с результатами предыдущих тестов позволят проследить, есть ли продвижение у учащихся в ликвидации тех пробелов, которые были зафиксированы ранее.

Положительно сказывается на развитии навыков обобщения и систематизации изученного на основе сопоставления языковых явлений опрос с использованием таблиц. Эта работа делает усвоение знаний школьниками более осознанным, системным, учит классифицировать языковые явления, например:

1. Заполните таблицу своими примерами. Подготовьте сообщение - объяснение роли существительного в предложении (V класс).



2. Заполните таблицу своими примерами.

Виды именных словосочетаний



С помощью таблиц могут быть проведены различные виды обучающих диктантов, например цифровой, выборочный и др.

3. Заполните таблицу, указывая номер предложений (дается карточка с 10 предложениями).

Виды односоставных предложений



Как показывает практика, сочетание данной формы контроля с регулярной проверкой выполнения заданий к упражнениям учебника (разобрать предложение по членам, подчеркнуть основу, составить схему предложения, выписать словосочетания и пр.) создает эффективную систему контроля знаний, умений и навыков по русскому языку.

Экспресс-контроль помогает осуществить перфокарты, о которых многие учителя уже забыли.

Творчески работающие учителя используют различные виды перфокарт 5 .

Незначительные затраты времени на выполнение задания и проверку перфокарт позволяют при повторении работы над определенными орфограммами в течение нескольких уроков свести до минимума количество ошибок в их написании.

Данный вид работы выполняет не только контролирующую, но и обучающую функцию. Принцип отбора материала для перфокарт - составление трудноразличимых и смешиваемых орфограмм: правописание приставок на - з/-с ; разделительные ъ и ь ; -н- и -нн- в суффиксах прилагательных и причастий и т.д.

К видам интенсивного контроля относятся и перфоконверты 6 .

Экспресс-контроль можно осуществить с помощью линокарт и матриц. Линокарты - это карточки, разлинованные в соответствии с интересами проверки.

Например, правописание гласной буквы в суффиксах действительных причастий настоящего времени: первая графа обозначает I спряжение, вторая графа - II спряжение, третья - суффиксы, которые употребляются при образовании причастий от глаголов I спряжения, четвертая - суффиксы, употребляемые при образовании причастий от глаголов II спряжения. Учитель читает первое слово: строящий - ученик ставит точку во вторую графу и точку в графу с суффиксом -ящ-.

стр. 39


--------------------------------------------------------------------------------



Матрица - разлинованный на клетки листок, каждая клетка пронумерована:



Номер в матрице соответствует порядковому номеру примера, ученики заштриховывают цифру, соответствующую предложению с необособленным определением или написанию ы после ц и т.п.

Эти способы контроля помогают быстро (за 7-10 минут) провести и проверить контрольную работу.

Цель системного использования форм экспресс-контроля на уроках русского языка состоит в дополнении к традиционным формам контроля (диктант, изложение, сочинение, индивидуальный и фронтальный опросы), в частичной их замене там, где это необходимо, чтобы сэкономить время урока для продуктивной деятельности учащихся и интенсифицировать процесс обучения родному языку на объективной основе.


--------------------------------------------------------------------------------

1 См.: Матвеева Н. М. Графический диктант // Русская словесность. - 1999. - N 1. - С. 38 - 42.

2 См.: Киселева О. Н. Структура урока русского языка в средней школе. - Томск, 1993.

3 См.: Богданова Г.А. Опрос на уроках русского языка: Книга для учителя. - М., 1989.

4 См.: Матвеева Н.М. Тест как средство контроля знаний учащихся по русскому языку в школе // Образование детей и молодежи: Современные подходы. - М., 1996. - С. 77- 82.

5 См.: Киселева О. Н. Указ. соч.

6 Там же.

стр. 40

Похожие публикации:



Цитирование документа:

Н. М. Матвеева, Формы экспресс-контроля на уроках русского языка // Москва: Портал "О литературе", LITERARY.RU. Дата обновления: 12 марта 2008. URL: https://literary.ru/literary.ru/readme.php?subaction=showfull&id=1205317571&archive=1205324210 (дата обращения: 26.04.2024).

По ГОСТу РФ (ГОСТ 7.0.5—2008, "Библиографическая ссылка"):

Ваши комментарии