Серебряный век русской поэзии на уроках литературы (XI класс)

ДАТА ПУБЛИКАЦИИ: 05 марта 2008
ИСТОЧНИК: http://portalus.ru (c)


© А. А. Холиков

Тематический план:

1. Серебряный век русской поэзии: введение в тему, общие замечания (1 урок).

2. Символизм как основополагающее направление серебряного века русской поэзии (3 урока):

* Урок 1: символ, история, основные имена;

* Урок 2: характеристика символистского творчества с точки зрения формы (связь с музыкой и живописью);

* Урок 3: характеристика символистского творчества с точки зрения содержания (связь с философией);

3. Кризис символизма и акмеизм (1 урок);

4. Русский футуризм в литературе и живописи (1 урок);

5. Проверочный урок.

В XI классах негуманитарного профиля особую сложность для восприятия представляет тема "Серебряный век русской поэзии". Предлагаемые планы-конспекты рассчитаны на 6 лекционных и 1 проверочный урок. В результате учащиеся получат общее представление о таких литературных направлениях рубежа XIX-XX вв., как символизм, акмеизм, футуризм; познакомятся с наиболее яркими их представителями; узнают о связях литературы с другими видами искусства. В дальнейшем (на практических занятиях) полученная информация поможет изучать творчество писателей Серебряного века не изолированно, а в контексте исторического времени и с учетом господствовавших тогда эстетических принципов. В качестве основных источников при составлении планов-конспектов использованы следующие работы: 1) Келдыш В. А. Русская литература "серебряного века" как сложная целостность // Русская литература рубежа веков (1890-е - начало 1920-х гг.). - Кн. 1. - М., 2001. - С. 13 - 69; 2) Корецкая И. В. Символизм // Там же. - С. 688 - 732; 3) Богомолов Н. А. Постсимволизм (общие замечания) // Там же. - Кн. 2. - М., 2001. - С. 381 - 391; 4) Баран Х., Гурьянова Н. А. Футуризм // Там же. - С. 501 - 575; 5) Колобаева Л. А. Русский символизм. - М., 2000; 6) Альфонсов В. Н. Поэзия русского футуризма (вступительная статья) // Поэзия русского футуризма. - СПб., 2001. - С. 5 - 66; 7) Минц З. Г. Поэтика русского символизма. - СПб., 2004.

Урок 1.

Серебряный век русской поэзии: введение в тему, общие замечания

В начале урока необходимо сказать несколько слов о чередовании периодов развития прозы и поэзии в истории русской литературы: на смену "золотому" веку русской поэзии (В. А. Жуковский, К. Н. Батюшков, А. С. Пушкин, Е. А. Баратынский, М. Ю. Лермонтов) приходит "золотой" век русской прозы (Н. В. Гоголь, И. А. Гончаров, И. С. Тургенев, Ф. М. Достоевский, Л. Н. Толстой). Поэзия не исчезает, однако в авангарде не "чистые" лирики (Ф. И. Тютчев, А. А. Фет), а демократически настроенный Н. А. Некрасов с его знаменитыми строками: "Поэтом можешь ты не быть, / Но гражданином быть обязан". После смерти Ф. М. Достоевского (1881), И. С. Тургенева (1883), "отречения" Л. Н. Толстого от своих художественных произведений проза вновь уступает лидерство поэзии. На смену реализму XIX в. грядет эпоха модернизма. Здесь целесообразно вместе с учениками вспомнить о том, что такое реализм и каких писателей традиционно называют реалистами. После чего необходимо перечислить характерные черты модернизма: установка на осознанное экспериментаторство, ориентация на творческую активность читателя и т.д. (см. подробно: Колобаева Л. А. Указ. изд.). Важно подчеркнуть, что проза никуда не исчезает и реализм продолжает существовать. Но это уже не тот реализм, что прежде. Поэзия рубежа

стр. 32


--------------------------------------------------------------------------------

XIX - XX вв. влияет на прозу. Чтобы убедиться в этом, достаточно вспомнить А. И. Куприна или И. А. Бунина. Прозу последнего не случайно называют "лирической". Прочитайте рассказ "Антоновские яблоки". В нем нет традиционного сюжета или развития действия. Точно в стихотворении, нам открываются сокровенные чувства повествователя, передается настроение тоски по исчезающим помещичьим усадьбам, вместе с которыми улетучивается запах антоновских яблок: "Помню раннее, свежее, тихое утро... Помню большой, весь золотой, подсохший и поредевший сад, помню кленовые аллеи, тонкий аромат опавшей листвы и - запах антоновских яблок, запах меда и осенней свежести" (И. Бунин. "Антоновские яблоки"). Другой бунинский рассказ - "Легкое дыхание" - своей кольцевой композицией также обязан поэзии. За остальными примерами можно обратиться к творчеству А. П. Чехова, раннего А. М. Горького и др. В связи с обозначенной тенденцией принято говорить о "неореализме" рубежа веков.

Однако вернемся к поэзии, которая в конце XIX - начале XX в. выходит в авангард литературного творчества. С легкой руки Николая Авдеевича Оцупа (1894- 1958), русского поэта первой волны эмиграции, литературоведа, мемуариста, этот период получил название Серебряного века русской поэзии. В статье 1933 г. (которая так и называется: ""Серебряный век" русской поэзии") Оцуп писал: "Есть золотой и есть серебряный век искусства. И в тот, и в другой - люди друг друга стоят. Вряд ли первые другой породы, чем вторые". Необходимо подчеркнуть объективную важность этих слов. Можно также порассуждать с учениками о том, почему в качестве эпитетов возникли "золотой" и "серебряный", связано ли это с ценностью, значимостью литературных произведений?

Переходим к хронологическим границам. Когда же начался и когда закончился Серебряный век? До сих пор нет однозначного ответа. Известно, что формальная хронология и хронология цельных литературных полос редко совпадают.

В первой части "Поэмы без героя" - в главе "Девятьсот тринадцатый год" - А. А. Ахматова писала: "А по набережной легендарной / Приближался не календарный - / Настоящий Двадцатый Век". Считается, что русская литература XX столетия начинается с Серебряного века, который, заявив о себе в 1890-е гг., продолжался до начала 1920-х гг.

Какое это было время - рубеж веков? Жизнь людей изменялась стремительно. Во-первых, технический прогресс: изобретение беспроволочной связи (радио), исследование феномена радиации, первые полеты аэропланов (которые тогда назывались летательными аппаратами), создание специальной и общей теории относительности, появление кинокамеры и многое другое. Прежде всего технический прогресс повлиял на скорость жизни. Люди стали не только передвигаться, но и мыслить, чувствовать быстрее. Ускорение затронуло почти все сферы человеческой деятельности, даже искусство. Существует мнение, что сегодня произведения Моцарта или Бетховена исполняются быстрее, чем при жизни самих композиторов (См.: Тоффлер Э. "Шок будущего"). Переворот в жизни общества осознавался современниками как "геологический". Зинаида Николаевна Гиппиус (1869 - 1945), известная писательница, супруга Дмитрия Сергеевича Мережковского (1865 - 1941), впоследствии вспоминала: "Время было, по-моему, интересное. Что-то... ломалось, что-то оставалось позади, что-то, народившись или воскреснув, стремилось вперед... Куда? Это никому не было известно, но уже тогда, на рубеже веков, в воздухе чувствовалась трагедия". Вопрос: почему трагедия? Какие исторические события выпали на Серебряный век? Примерный ответ: первая русская революция 1905 г., Первая мировая война, Февральская и Октябрьская революции 1917 г.

Известно, что трепетное сознание художников (в широком смысле этого слова) особенно восприимчиво в переходные эпохи. Так, понятие "мировая война" возникло задолго до начала Первой мировой войны в одной из эпиграмм философа и

стр. 33


--------------------------------------------------------------------------------

поэта В. С. Соловьева (1853 - 1900): "Этот год water-closet'ный / Предвещает, может быть, / Что морской войной всесветной / Будет Англия грозить". Другой пример: еще до изобретения атомной бомбы Андрей Белый (1880 - 1934) в поэме "Первое свиданье" (1921) писал: "...Мир - взлетит!" - / Сказал, взрываясь, Фридрих Нитче... / Мир - рвался в опытах Кюри / Атомной, лопнувшею бомбой / На электронные струи / Невоплощенной гекатомбой..."

С одной стороны, все говорило о грядущем вырождении. "Историческая драма сыграна, и остался... один эпилог", - утверждал В. С. Соловьев. Но почему же тогда Н. А. Бердяев и В. В. Розанов называли свое время "Ренессансом" (т.е. Возрождением)? Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо обратиться к искусству. В России за три десятилетия творчество писателей, живописцев, композиторов и других деятелей искусства достигло результатов, по значимости сопоставимых с достижениями эпохи европейского Возрождения. Вопрос: каких представителей европейского Возрождения вы знаете? Примерный ответ: архитектура: Ф. Брунеллески; живопись: Леонардо да Винчи, Микеланджело, Рафаэль; литература: Ф. Рабле, В. Шекспир, Дж. Боккаччо и др. Сравните с русским "Ренессансом": архитектура: Ф. О. Шехтель; музыка: А. Н. Скрябин, С. С. Прокофьев; живопись: М. А. Врубель, К. С. Малевич; театр: К. С. Станиславский, Вл. И. Немирович-Данченко, В. Э. Мейерхольд. Тенденции обновления наблюдались во всем. В 1907 г., благодаря "Русским сезонам" С. П. Дягилева, весь мир узнал Федора Шаляпина, Анну Павлову, Михаила Фокина. Содружество артистов дополняли художники: Лев Бакст, Александр Бенуа и др. При их непосредственном участии С. П. Дягилев организовал творческое объединение и одноименный журнал "Мир искусства". В связи с этим уместно вспомнить слова А. Блока: "Неразлучимы в России живопись, музыка, проза, поэзия, неотлучимы от них и друг от друга - философия, религия, общественность, даже - политика. Вместе они и образуют единый мощный поток, который несет на себе драгоценную ношу национальной культуры" ("Без божества, без вдохновенья"). Достойное место в ряду искусств на рубеже веков занимала литература. Вопрос: каких поэтов Серебряного века вы знаете?

На доске преподаватель записывает основные имена: А. А. Блок (1880 - 1921), В. Я. Брюсов (1873 - 1924), С. А. Есенин (1895 - 1925), В. В. Маяковский (1893 - 1930), А. А. Ахматова, наст. фамилия: Горенко (1889 - 1966), А. Белый, наст. имя и фамилия: Б. Н. Бугаев (1880 - 1934). Можно включить звукозаписи голосов кого-нибудь из названных поэтов. Например, В. Я. Брюсова, С. А. Есенина, А. А. Ахматовой. Сделать вывод об индивидуальном своеобразии каждого.

Несмотря на свою непохожесть, поэты объединялись в кружки, создавали салоны, из которых порой вырастали литературные общности (другой термин - направления). Во времена Серебряного века существовало множество таких направлений: имажинизм, биоко-

стр. 34


--------------------------------------------------------------------------------

смизм, люминизм, ничевоки, фуизм и др. Однако самыми влиятельными до сих пор признаются символизм, акмеизм и футуризм. Иногда, стремясь обозначить преемственность, акмеизм и футуризм называют постсимволизмом. В дальнейшем речь пойдет об этих трех направлениях.

Символизм как основополагающее направление Серебряного века русской поэзии (3 урока)

Урок 2. Символ, история, основные имена

Начиная разговор о символизме, важно определить способность учащихся к абстрактному мышлению. Можно начать с вопроса: какого цвета ваше имя? В связи с этим вспомнить о сонете французского символиста Артюра Рембо "Гласные", где описывается система соответствий между гласньти звуками и цветами:



А - черный; белый - Е; И - красный;
У - зеленый.
О - синий; тайну их скажу я в свой черед.
А - бархатный корсет на теле насекомых,
Которые жужжат над смрадом нечистот.

Я - белизна холстов, палаток и тумана,
Блеск горных ледников и хрупких опахал.
И - пурпурная кровь, сочащаяся рана
Иль алые уста средь гнева и похвал.

У - трепетная рябь зеленых вод широких,
Спокойные луга, покой морщин глубоких
На трудовом челе алхимиков седых.
О - звонкий рев трубы, пронзительный
и странный,
Полеты ангелов в тиши небес пространной,
О - дивных глаз ее лиловые лучи.





Чтобы понять, почему этот текст называется символистским, необходимо обратиться к понятию символизм, в основе которого находится символ (от греч. symbolon - знак, опознавательная примета). Символы с древнейших времен сопровождают человека. Один из родоначальников русского символизма - Д. С. Мережковский - писал, что символы - "не вчерашнее изобретение французской моды", а вечный признак подлинного искусства ("О причинах упадка и о новых течениях современной русской литературы"). С одной стороны, можно говорить о символе как знаке: якорь - спасение; собака - преданность; книга - знания; змея - мудрость. В нашем случае речь идет не о знаках (примеры которых можно также найти в логике, математике), а о художественных символах, которые имеют принципиально иную семантику. Смысл символа не отделим от его образной структуры и характеризуется неисчерпаемой многозначностью (в отличие от аллегории). Задание: на примере басни И. А. Крылова "Стрекоза и муравей" и стихотворения "Облака" В. Я. Брюсова продемонстрировать отличие символа от аллегории. Учащиеся должны самостоятельно выполнить это задание на уроке.

Символизм - как явление мирового искусства - впервые возник во Франции (1870-е гг.) в творчестве А. Рембо (1854 - 1891), П. Верлена (1844 - 1896), С. Малларме (1842 - 1898), Ш. Бодлера (1821 - 1867). Основная причина возникновения - протест против натурализма

стр. 35


--------------------------------------------------------------------------------

второй половины XIX столетия (влияния позитивистской философии). Позднее символизм появился в Германии, Бельгии, Англии, Японии, Грузии и других странах. Одной из дат рождения русского символизма считается 1892 г. - выступление Д. С. Мережковского с лекцией "О причинах упадка русской литературы". На следующий год работа вышла отдельным изданием ("О причинах упадка и о новых течениях современной русской литературы") и была названа первым "манифестом" русского символизма. Здесь уместно поговорить с учениками о том, что такое "манифест" в искусстве, какое место этот жанр занимает в литературном процессе рубежа XIX-XX вв. Принимая такое определение, целесообразно рассматривать лекцию Мережковского в контексте его же сборника "Символы" (1892). Так, теоретические суждения могут быть естественным образом подкреплены их творческой реализацией. По всей вероятности, именно к этому писатель стремился. Недаром он говорил: "Критики - всегда враги, поэты - всегда друзья, и стремятся разными путями к одной цели" ("Вечные спутники"), Дмитрий Сергеевич утверждает, что поэтическое произведение должно быть символично, и сразу же задается вопросом: "Что такое символ?" Ответ на него занимает около двух страниц. Главное, на что следует обратить внимание, - это способность символов выражать безграничную сторону мысли. Благодаря символам, пишет Мережковский, "художественное вещество" поэзии делается "одухотворенным, прозрачным, насквозь просвечивающим, как тонкие стенки алебастровой амфоры, в которой зажжено пламя" ("О причинах упадка и о новых течениях современной русской литературы").

Если говорить о связях символизма в России со сходными художественными направлениями в других мировых литературах, то приходится признать определенную долю зависимости отечественных авторов от их зарубежных коллег. "Ранний русский символизм, - писал О. Мандельштам, - был сильнейшим сквозняком с Запада" ("Буря и натиск"). Основное влияние на русский символизм оказали: сходное художественное направление во Франции, а также немецкий романтизм. Однако, несмотря на типологические сходства или прямую зависимость, уже Мережковский закладывает основы понимания национального

стр. 36


--------------------------------------------------------------------------------

своеобразия русского символизма, называя в качестве предшественников "нового" искусства Л. Н. Толстого, И. С. Тургенева, Ф. М. Достоевского, И. А. Гончарова. "Критики, - напишет позднее А. Белый, - часто выводят русский символизм из французского. Это ошибка. Русский символизм и глубже, и почвеннее... Достоевский, Гоголь и Чехов оспаривают у Ницше, Ибсена и Гамсуна влияние на молодую русскую литературу. Фет, Лермонтов, Баратынский, Тютчев больше влияли на наших поэтов, нежели Бодлер, Верлен, Метерлинк, Розенбах и Верхарн. Лучшие поэты наших дней кровно связаны с нашим прошлым" ("Арабески"). Предшественниками русского символизма в поэзии можно назвать Ф. И. Тютчева, А. А. Фета, Я. П. Полонского. К родоначальникам русского символизма, помимо Д. С. Мережковского, относятся: Николай Минский, наст. фамилия - Виленкин (1855 - 1937), Иероним Ясинский (1850 - 1931), а также Валерий Брюсов (1873 - 1924). Последний выпустил три сборника "Русские символисты" (1894 - 1895), в которых под разными псевдонимами разместил собственные стихотворения.



Мне помнятся и книги эти,
Как в полусне недавний день!
Мы были дерзки, были дети,
Нам все казалось в ярком свете...
Теперь в душе и тишь и тень.
Далеко первая ступень.
Пять беглых лет - как пять столетий, -





напишет Брюсов в 1900 г. ("По поводу сборников "Русские символисты""). Здесь уместно сказать не только о свойственной поэту эпатажности (скандальную известность приобрело знаменитое стихотворение "О, закрой свои бледные ноги!", состоящее из одной строки), но также поговорить об артистичности символистов (псевдоним как характерная черта поэтического образа: Антон Крайний /З. Н. Гштиус/, Андрей Белый /Б. Н. Бугаев/, Федор Сологуб /Ф. К. Тетерников/), ввести понятие "ролевой лирики" (А. Блок "Я в дольний мир вошла, как в ложу..."). В связи с этим важно назвать характерную черту русского символизма - стремление стать жизненно-творческим методом.

О попытке слить воедино жизнь и творчество не раз говорилось как о "правде" символизма. "Символисты, - писал В. Ходасевич, - не хотели отделять писателя от человека, литературную биографию от личной. Символизм не хотел быть только художественной школой, литературным течением. Все время он порывался стать жизненно-творческим методом, и в том была его глубочайшая, быть может, невоплотимая правда, но в постоянном стремлении к этой правде протекла, в сущности, вся его история. Это был ряд попыток, порой истинно героических, - найти сплав жизни и творчества, своего рода философский камень искусства. Символизм упорно искал в своей среде гения, который сумел бы слить жизнь и творчество воедино" ("Конец Ренаты").

Поэт - это демиург, т.е. мастер, творец мира и своей жизни. Он постигает природу лучше, нежели ученый. А. Блок писал: "Небесное умом не измеримо, / Лазурное сокрыто от умов. / Лишь изредка приносят серафимы / Священный

стр. 37


--------------------------------------------------------------------------------

сон избранникам миров" ("Небесное умом не измеримо..."). Кто эти избранники? Конечно же поэты, художники, создающие произведения длиною в жизнь, следующие, помимо прочего, "заветам", которые замечательно сформулировал В. Я. Брюсов:



Юноша бледный со взором горящим,
Ныне даю я тебе три завета:
Первый прими: не живи настоящим,
Только грядущее - область поэта.

Помни второй: никому не сочувствуй,
Сам же себя полюби беспредельно.
Третий храни: поклоняйся искусству,
Только ему, безраздумно, бесцельно.

Юноша бледный со взором смущенным!
Если ты примешь моих три завета,
Молча паду я бойцом побежденным,
Зная, что в мире оставлю поэта.





("Юному поэту")

Будучи "творцами" собственной жизни, некоторые из символистов предсказывали ее конец. Так, задолго до собственной смерти, наступившей в результате солнечного удара, Андрей Белый писал:



Золотому блеску верил,
А умер от солнечных стрел.
Думой века измерил,
А жизнь прожить не сумел.





("Друзьям")

Поэты-символисты верили в возможность воплощения высших начал через искусство. Но прежде чем понять, о каких началах идет речь, необходимо заметить, что русский символизм не был однороден. В основу его разделения можно положить несколько принципов: 1) возрастной: "старшие" (Д. С. Мережковский, З. Н. Гиппиус, К. Д. Бальмонт, Ф. К. Сологуб, В. Я. Брюсов) и "младшие" (А. А. Блок, А. Белый, Вяч.И. Иванов) символисты; 2) географический: московский и петербургский символизм.

Домашнее задание: самостоятельно найти примеры символов в стихотворениях В. Я. Брюсова, А. А. Блока, К. Д. Бальмонта или А. Белого. Дать не менее трех возможных толкований для каждого символа (письменно).

Урок 3.

Характеристика символистского творчества с точки зрения формы (связь с музыкой и живописью)

В прошлый раз речь зашла о неоднородности символизма. Вспомнить, какие принципы лежат в основе его разделения. Иногда московский символизм называют символизмом формы, в то время как петербургский - символизмом содержания. Здесь уместно поговорить о таких важных в литературоведении понятиях, как "форма" и "содержание". За справкой преподаватель может обратиться к изданию: Хализев В. Е. Теория литературы. - М., 2004. - С. 174 - 182. На сегодняшнем уроке речь пойдет о том, как сделаны стихотворения символистов, т.е. о форме.

Поэты символистского круга полагали, что чтение есть уже творчество. Поэтому внешней форме придавалось особенно важное значение. Далее нужно перечислить области, в которых символисты особенно преуспели:

1) Ритмика. В качестве иллюстрации можно привести стихотворение К. Д. Бальмонта "Уходящие тени":



Я мечтою ловил уходящие тени,
Уходящие тени погасавшего дня,
Я на башню всходил, и дрожали ступени,
И дрожали ступени под ногой у меня.





стр. 38


--------------------------------------------------------------------------------



И чем выше я шел, тем ясней рисовались,
Тем ясней рисовались очертанья вдали,
И какие-то звуки вдали раздавались,
Вкруг меня раздавались от Небес и Земли.

Чем я выше всходил, тем светлее сверкали,
Тем светлее сверкали выси дремлющих гор,
И сияньем прощальным как будто ласкали,
Словно нежно ласкали отуманенный взор.

И внизу подо мною уж ночь наступила,
Уже ночь наступила для уснувшей Земли,
Для меня же блистало дневное светило,
Огневое светило догорало вдали.

Я узнал, как ловить уходящие тени,
Уходящие тени потускневшего дня,
И все выше я шел, и дрожали ступени,
И дрожали ступени под ногой у меня.





Вопросы: какой ритмообразующий прием использован автором? Какой эффект достигается благодаря использованию этого приема?

В качестве примера обратного эффекта можно привести стихотворение А. Белого "Веселье на Руси".

2) Звукопись (словесная музыка). Некоторые символисты считали, что звук первичнее образа. "Мир есть всегласная музыка", - писал уже упомянутый К. Д. Бальмонт. Ему же принадлежат строки: "Я - изысканность Русской медлительной речи, / Предо мною другие поэты - предтечи, / Я впервые открыл в этой речи уклоны, / Перепевные, гневные, нежные звоны" ("Я изысканность"). Среди других поэтов, отдававших предпочтение музыке, необходимо назвать А. А. Блока (за примерами звукописи можно обратиться к поэме "Двенадцать") или А. Белого, "Симфонии" которого являются попыткой синтезировать музыкальное и словесное искусства. Нужно разграничивать понятия "синкретизма" и "синтеза" по отношению к искусству. Как известно, синкретизм представлял собой состояние включенности искусства в практическую жизнь человека на раннем этапе исторического развития. Под синтезом, в свою очередь, понимают соединение уже выделившихся, сформировавшихся искусств, обладающих не утилитарной, а художественной функцией.

3) Цветопись (словесная живопись). С помощью цвета передается характер, настроение, "я" поэта. Вот почему на прошлом уроке прозвучал вопрос о цвете вашего имени. Символисты умели работать с цветом, они играли с ним. Взять хотя бы такие определения, как: "золотеющий", "снегоблещущий" и др. В качестве иллюстраций словесной живописи можно привести стихотворение В. Я. Брюсова "Творчество":



Тень несозданных созданий
Колыхается во сне,
Словно лопасти латаний
На эмалевой стене.
Фиолетовые руки
На эмалевой стене
Полусонно чертят звуки
В звонко-звучной тишине.
И прозрачные киоски
В звонко-звучной тишине
Вырастают, словно блестки,
При лазоревой луне.
Всходит месяц обнаженный
При лазоревой луне...
Звуки реют полусонно,
Звуки ластятся ко мне.





стр. 39


--------------------------------------------------------------------------------



Тайны созданных созданий
С лаской ластятся ко мне,
И трепещет тень латаний
На эмалевой стене.





Вопрос: какие цвета использует автор? Далее в качестве примера можно привести стихотворение З. Н. Гиппиус "Все кругом", в котором поэтесса использует только черный и серый цвета, однако картина получается не менее яркая (ср. с рисунком карандашом):



Страшное, грубое, липкое, грязное,
Жестко тупое, всегда безобразное,
Медленно рвущее, мелко-нечестное,
Скользкое, стыдное, низкое, тесное,
Явно-довольное, тайно-блудливое,
Плоско-смешное и тошно-трусливое,
Вязко, болотно и тинно застойное,
Жизни и смерти равно недостойное,
Рабское, хамское, гнойное, черное,
Изредка серое, в сером упорное,
Вечно лежачее, дьявольски косное,
Глупое, сохлое, сонное, злостное,
Трупно-холодное, жалко-ничтожное,
Непереносное, ложное, ложное!

Но жалоб не надо; что радости в плаче?
Мы знаем, мы знаем: все будет иначе.





При желании на примере этого стихотворения можно объяснить ученикам, что такое "минус-прием"

Среди других поэтов-символистов, увлекавшихся цветописью, необходимо упомянуть А. А. Блока (разговор о котором должен вестись отдельно). Автор "Незнакомки" писал: "Жизнь стала искусством, я произвел заклинания, и передо мною возникло, наконец, то, что я лично называю "Незнакомкой": красавица-кукла, синий призрак, земное чудо... И долго длится легкий, крылатый восторг перед своим созданием. Скрипки хвалят его на своем языке.

Незнакомка. Это вовсе не просто дама в черном платье со страусовыми перьями на шляпе. Это - дьявольский сплав из многих миров, преимущественно синего и лилового. Если бы я обладал средствами Врубеля, я бы создал Демона..." ("О современном состоянии русского символизма"). Можно показать репродукцию названной картины Врубеля. В качестве самостоятельного задания на уроке учащимся предлагается также сравнить символику цвета в стихотворении А. Блока "Фабрика" и романе Ф. М. Достоевского "Преступление и наказание".

Поскольку речь идет о классах негуманитарного профиля, то не следует специально останавливаться на вопросе о строфике символистских текстов, однако в качестве домашнего задания можно предложить следующее: какие известные вам стихотворные размеры использовали в своем творчестве В. Я. Брюсов, А. А. Блок и А. Белый? Приведите примеры (письменно).

Урок 4.

Характеристика символистского творчества с точки зрения содержания (связь с философией)

Мы уже говорили о том, что поэты-символисты верили в возможность воплощения высших начал через искусство. Чтобы понять, о каких началах идет речь, обратимся к идейному содержанию символистских текстов. О чем писали символисты? Исходя из рассмотренных на предыдущих уроках текс-

стр. 40


--------------------------------------------------------------------------------

тов, учащиеся уже могут частично ответить на этот вопрос. Как видно, тематический диапазон чрезвычайно широк. Подобно деятелям европейского Возрождения, русские символисты были всесторонне развитыми личностями, энциклопедически подкованными. Следует сказать несколько слов о семейном окружении, воспитании и образовании А. Блока, А. Белого, В. Брюсова. Их интересовали все времена, эпохи и нации. С одной стороны, символисты жили вне времени и пространства, но с другой - были кровно связаны с современностью. Время плыло в их сознании. Высказанное суждение можно проиллюстрировать на примере стихотворения А. Блока "Шаги командора":



Тяжкий, плотный занавес у входа,
За ночным окном - туман.
Что теперь твоя постылая свобода,
Страх познавший Дон Жуан?

Холодно и пусто в пышной спальне,
Слуги спят, и ночь глуха.
Из страны блаженной, незнакомой, дальней
Слышно пенье петуха.

Что изменнику блаженства звуки?
Миги жизни сочтены.
Донна Анна спит, скрестив на сердце руки,
Донна Анна видит сны...

Чьи черты жестокие застыли,
В зеркалах отражены?
Анна, Анна, сладко ль спать в могиле?
Сладко ль видеть неземные сны?

Жизнь пуста, безумна и бездонна!
Выходи на битву, старый рок!
И в ответ - победно и влюбленно -
В снежной мгле поет рожок...

Пролетает, брызнув в ночь огнями,
Черный, тихий, как сова, мотор,
Тихими, тяжелыми шагами
В дом вступает Командор...

Настежь дверь. Из непомерной стужи,
Словно хриплый бой ночных часов -
Бой часов: "Ты звал меня на ужин.
Я пришел. А ты готов?.."

На вопрос жестокий нет ответа,
Нет ответа - тишина.
В пышной спальне страшно в час рассвета,
Слуги спят, и ночь бледна.

В час рассвета холодно и странно,
В час рассвета - ночь мутна.
Дева Света! Где ты, донна Анна?
Анна! Анна! - Тишина.

Только в грозном утреннем тумане
Бьют часы в последний раз:
Донна Анна в смертный час твой встанет.
Анна встанет в смертный час.





Вопросы: когда и где происходит действие? Как долго оно развивается?

С приходом символистов изменились представления не только о времени и пространстве, но и о нравственности, о красоте. С одной стороны, мы говорим о "возрождении" искусства, но нельзя забывать о том, что толчком к нему послужило осознание сложившегося упадка (помните название брошюры Д. С. Мережковского? "О причинах упадка и о новых течениях современной русской литературы"). Нужно понимать, что русский символизм начался с декадентства (от фр. decadence - упадок), адепты которого именовались декадентами. В отличие от символизма декадентство не было литературным направлением. Речь идет только о настроении тоски, одиночества человека fin de siecle, о бесконечном сетовании на бессмыслицу бытия. Ранние Мережковский, Сологуб, Бальмонт называли себя "детьми ночи":



Устремляя наши очи
На бледнеющий восток,
Дети скорби, дети ночи,
Ждем, придет ли наш пророк.
Мы неведомое чуем,
И, с надеждою в сердцах,
Умирая, мы тоскуем
О несозданных мирах.





(Д. С. Мережковский. "Дети ночи")

Настроения пессимизма, упадничества были вызваны не только всеобщей атмосферой конца века, разговорами о грядущем апокалипсисе, но и философией Ф. Ницше (1844 - 1900). В своих работах философ утверждал, что бог "умер" и бога "больше нет", что единственный бог - сам человек, или сверхчеловек, живущий "по ту сторону добра и зла". Таким образом проповедовался нравственный дальтонизм, очень популярный в среде "старших" символистов. К. Д. Бальмонт писал: "Все равно мне, человек плох или хорош, / Все равно мне, говорит правду или ложь" ("Все равно мне, человек плох или хорош..."). Не менее эпатажно заявлял В. Я. Брюсов: "Я не знаю других обязательств, / Кроме дев-

стр. 41


--------------------------------------------------------------------------------

ственной веры в себя" ("Обязательства"). Наряду с привычной нам красотой по-декадентски настроенные символисты эстетизировали практически все, даже безобразие. Прочитайте стихотворение К. Д. Бальмонта "Уроды":



Я горько вас люблю, о бедные уроды,
Слепорожденные, хромые, горбуны,
Убогие рабы, не знавшие свободы,
Ладьи, разбитые веселостью волны.

И вы мне дороги, мучительные сны
Жестокой матери, безжалостной Природы,
Кривые кактусы, побеги белены,
И змей и ящериц отверженные роды.

Чума, проказа, тьма, убийство и беда,
Гоморра и Содом, слепые города,
Надежды хищные с раскрытыми губами, -

О, есть же и для вас в молитве череда!
Во имя Господа, блаженного всегда,
Благословляю вас, да будет счастье с вами!





Если "старшие" символисты пережили в свое время декадентство, ницшеанство, то "младшие" испытали на себе сильнейшее влияние идей В. С. Соловьева, одного из предвестников русского символизма. В чем же заключалось это влияние?

По мнению В. Соловьева, как впоследствии и "младших" символистов, существует два мира (платоновская идея): материальный (земной) и идеальный (мир идей). При этом второй оказывается реальнее первого. Человек как бы сидит в пещере спиной к выходу и видит перед собой только тени настоящего, идеального мира.

В сне земном мы тени, тени... Жизнь - игра теней, Ряд далеких отражений Вечно светлых дней.

(В. Соловьев. "В сне земном мы тени, тени...")

Важно сказать, что идеальная сущность мира, по мнению "младших" символистов, не может быть познана рационально, с помощью разума:



Небесное умом не измеримо,
Лазурное сокрыто от умов.
Лишь изредка приносят серафимы
Священный сон избранникам миров.





(А. Блок. "Небесное умом не измеримо...")

Ученый оказывается бессилен по сравнению с поэтом ("избранником миров"). Только духовная интуиция, доступная художнику, позволяет увидеть истину во сне или видении. "Скажи мне, что тебе снится, и я скажу тебе, кто ты", - говорил Мережковский. Огромное место в своей творческой практике символисты отводили подсознательному. Не случайно в их среде была так популярна книга З. Фрейда "Толкование сновидений" (1900).

Но согласитесь, что если материальный мир можно описать с помощью естественного языка, то для описания идеальных сущностей нужен особый язык. И таким специальным языком стал язык символов. Только с его помощью можно было выразить высшую реальность - божественную любовь, которая отражается в человеческой. Для В. Соловьева олицетворением высшей любви стала Вечная Женственность (Дева Мария, Божья Матерь), а для символиста А. Блока - Прекрасная Дама, к которой поэт испытывал мистическое чувство, роднящее его со средневековыми рыцарями. А. Блок не только увидел воплощение идеи Соловьева в образе Прекрасной Дамы, но и посвятил ей цикл стихотворений. Так как на изучение творчества А. Блока отводятся специальные часы, характеристику символизма можно завершить кратким обобщением.

(Продолжение следует.)

стр. 42


Похожие публикации:



Цитирование документа:

А. А. Холиков, Серебряный век русской поэзии на уроках литературы (XI класс) // Москва: Портал "О литературе", LITERARY.RU. Дата обновления: 05 марта 2008. URL: https://literary.ru/literary.ru/readme.php?subaction=showfull&id=1204720166&archive=1205324210 (дата обращения: 26.04.2024).

По ГОСТу РФ (ГОСТ 7.0.5—2008, "Библиографическая ссылка"):

Ваши комментарии