Изучение романтической прозы в школе (IX класс)

ДАТА ПУБЛИКАЦИИ: 05 марта 2008
ИСТОЧНИК: http://portalus.ru (c)


© А.В. Федоров

Данная статья представляет собой анализ и обоснование нескольких уроков по литературе в IX классе одной из московских гимназий. Это не столько попытка поделиться педагогическим опытом, сколько приглашение к соразмышлению по поводу одной из многочисленных проблем, с которыми сталкивается учитель- словесник в старших классах с углубленным изучением предмета: традиционная программа перестает удовлетворять возросшим требованиям.

Романтическая проза и один из ее наиболее примечательных и характерных жанров - фантастическая повесть - в старших классах практически не изучается. Упоминания о "Пиковой даме", "Вечерах на хуторе близ Диканьки", "Петербургских повестях" и т.д. сводятся к определенной схеме "творческого роста" великих русских поэтов и писателей: от романтизма к реализму. Мало того, что данное противопоставление, как правило, содержит в себе определенную оценочную характеристику ("от заблуждения к истине"), что в применении к эстетическим явлениям недопустимо, еще тем самым обедняется представление о литературном процессе 20?40-х гг. XIX в. "Повесть есть вывеска современной литературы" (С.П.Шевырев, 1835).

Фантастическая повесть как литературный жанр до сих пор нуждается в четком определении, поскольку не существует пока общепризнанных критериев для разграничения романтической повести с элементами фантастики, выполняющими вспомогательные функции, и собственно фантастической повести, где фантастика связана с проблематикой произведения и его идеей. Дело в том, что категории вымышленного и непознанного ("формальная" и "содержательная" сторона романтической фантастики) зачастую оказываются тесно связанными и "взаимопроникающими", к тому же мировоззренческая позиция того или иного писателя-романтика далеко не всегда доступна для литературоведческого изучения. В силу данных причин предлагается "упрощение задачи": при изучении романтизма в средней школе считать достаточным признаком фантастической повести наличие любых элементов вторичной художественной условности ("не было и быть не могло"), так или иначе связанных с романтическим двоемирием (сохранение "дистанции удивления" между первичной и вторичной художественной условностью).

Обращение к жанру фантастической повести поможет ярче показать особенности русского романтизма, создать определенную картину литературно- общественной жизни данного периода за счет знакомства с именами "второго и третьего ряда"; кроме того, возможны многочисленные и плодотворные аналогии как с жанром массовой культуры конца XX в., так и с личным жизненным опытом самих учащихся.

Все вышесказанное нуждается в подтверждении; им и будет являться приблизительный план урока (уроков) по теме "Русская фантастическая проза эпохи романтизма".

Тема раскрывается на примере следующих произведений: "Страшное гадание (А.А.Бестужев-Марлинский), "Киевские ведьмы" (О.М.Сомов), "Упырь" (А.К.Толстой), "Город без имени" (В.Ф.Одоевский) и "Большой выход у сатаны" (О.И.Сенковский). Произведения этих авторов, с одной стороны, расширяют историко-литературный кругозор учащихся, знакомя их с творчеством малоизвестных (на школьном уровне) авторов; с другой стороны, вышеперечисленные повести наиболее "удобны" с теоретико-литературной точки зрения (особенности использования фантастического).

Урок состоит из нескольких частей - информационной, аналитической и творческой (хочется подчеркнуть, что основной акцент в данном случае делается на содержании; формальная и композиционная стороны допускают различные варианты, вплоть до стилизации литературного салона начала XIX в.).

Информационная часть предполагает три основные темы - "Романтизм и фантастика", "Типология чудесного" (Жан-Поль), "Жанр повести первой половины XIX в.". Первая тема скорее всего должна являться

стр. 54


--------------------------------------------------------------------------------

"докладом" учителя, поскольку наиболее сложна с теоретико- литературной точки зрения. Непосредственную связь романтического двоемирия с фантастикой можно восстановить при помощи беседы с учащимися: именно в эпоху романтизма фантастика приобретает эстетический статус. Также стоит указать на частое совмещение в романтической фантастике двух аспектов - мировоззренческого (так называемая содержательная фантастика) и формального ("фантастика - средство"). (Возможно использование следующих работ: Гуляев Н.А. Теория литературы в связи с проблемами эстетики. М., 1970; Кагарлицкий Ю.И. Что такое фантастика? М., 1974; Дмитриев А.С. Проблемы иенского романтизма. М., 1975; Маймин Е.А. О русском романтизме. М., 1975; Манн Ю.В. Поэтика русского романтизма. М., 1976; Чернышева Т.А. Природа фантастики. Иркутск, 1984; Манн Ю.В. Динамика русского романтизма. М., 1996; также необходимо познакомиться с "Литературными манифестами западноевропейских романтиков". М., 1980).

Доклад одного из учащихся по теме "Типология чудесного" должен быть основан на работе Жан-Поля "Приготовительная школа эстетики" (наиболее распространенное издание - М., 1981). Данное произведение немецкого писателя и философа представляет собой наиболее известную и адекватную попытку систематизации фантастического в литературе. Обращение к ней создаст у учащихся теоретико-литературную базу, необходимую для изучения русской фантастической повести. Основная задача докладчика - знакомство с тремя типами фантастики ("дневная", "ночная", "сумеречная"), а также их иллюстрация на материале произведений западноевропейского романтизма.

Сообщение одного из учащихся "Жанр повести первой половины XIX в." должно содержать определение жанра, его основные особенности и разновидности, а также объяснение необычайной популярности повести в данный период. (Возможно использование следующих работ: Канунова Ф.З. Эстетика русской романтической повести. Томск, 1973; Русская повесть XIX в. История и проблематика жанра. Л., 1973; Троицкий В.Ю. Художественные открытия русской романтической прозы 20?30-х гг. XIX в. М., 1985.)

После информационной части урока следует аналитическая (беседа- обсуждение пяти произведений русских романтиков), которую предлагается построить следующим образом.

Основная задача данного этапа урока - разобраться в особенностях использования фантастического в русских романтических повестях, применяя полученные теоретические знания в разговоре о конкретных художественных произведениях; последовательность этого разговора - от простого к сложному. Возможны краткие сообщения о жизни и творчестве каждого из писателей. (Произведения О.М.Сомова, В.Ф.Одоевского, А.К.Толстого и А.А.Бестужева- Марлинского изданы в сборнике "Русская фантастическая проза эпохи романтизма". Л., 1990, который снабжен подробным комментарием и серьезной вступительной статьей В.М.Марковича; также важные историко-литературные сведения содержатся в двухтомной "Истории романтизма в русской литературе". М., 1979.)

Первые три произведения ("Киевские ведьмы", "Страшное гадание", "Упырь") соответствуют трем типам фантастики по классификации Жан-Поля.

1. О.М.Сомов. "Киевские ведьмы".

Сюжет произведения строится на грехопадении главного героя - Федора, решившего раскрыть тайну свой жены и отправляющегося на шабаш ведьм. Расплата за невольное приобщение к нечистой силе приходит от жены, оказавшейся киевской ведьмой, - герой погибает.

В беседе с учащимися ставятся следующие проблемные вопросы:

можно ли найти естественное (реальное) объяснение экстраординарным событиям, происходящим в повести? Назовите эти события.

Какой из фольклорных жанров наиболее близок данному способу изображения? В чем принципиальное отличие этого жанра от фантастической повести?

К какому типу фантастики можно отнести повесть О.М.Сомова?

Желаемые результаты

Некоторые события повести (шабаш, чудесное снадобье, смерть главного героя от поцелуя и т.д.) не получают реального объяснения - читатель вынужден мириться с тем, что

стр. 55


--------------------------------------------------------------------------------

сверхъестественное в данном произведении "имеет место быть". Сходство с жанром сказки вполне очевидно (фантастические персонажи фольклорного происхождения, явное отличие от жизнеподобия), однако в сказке отсутствует само понятие чуда как нарушения естественного хода вещей - сказка не знает двоемирия, тогда как романтическая фантастика чаще всего связана с проникновением мира сверхъестественного в мир реальный (отсюда эффект удивления и у героя, и у читателя). Повесть О.М.Сомова можно отнести к первому типу фантастики по классификации Жан-Поля - "нагромождение чудес" ("ночная"). Фантастические произведения, так или иначе связанные с поэтикой и мифологией фольклора, получили широкое распространение в литературе романтизма (Л.Тик. "Белокурый Экберт"; Э.Т.А.Гофман. "Золотой горшок"; В.Ф.Одоевский. "Игоша"; Н.В.Гоголь. "Ночь перед Рождеством" и т.д.).

Закончить разговор о произведении можно постановкой нравственных проблем: справедливо ли наказание, которое понес главный герой? Чем можно объяснить тот факт, что герой не пытается его избежать?

2. А.А.Бестужев-Марлинский. "Страшное гадание".

Главный герой этого произведения, полюбивший замужнюю женщину, соглашается на участие в гадании, которое предлагает ему таинственный незнакомец. После этого герой похищает возлюбленную, убивает ее мужа, а незнакомец (персонаж явно дьявольского происхождения) сбрасывает влюбленных в могилу и заживо хоронит их. В этот момент главный герой, просыпаясь, понимает, что все события после гадания были страшным сном, и дает слово не искать больше встреч с предметом своей греховной страсти. При помощи какого приема происходит объяснение странных событий в повести? Почему этот прием получил такое распространение в литературе романтизма? По каким причинам произведения подобного рода имеют право относиться к фантастическим? Какому типу фантастики соответствует повесть А.А.Бестужева-Марлинского?

Желаемые результаты

Происходящие в повести экстраординарные события получают в финале объяснение при помощи сна (главный герой просыпается и понимает, что в реальности ничего не произошло). Данный прием получил большое распространение в литературе романтизма (Ж.Казот. "Влюбленный дьявол"; Э.Т.А.Гофман. "Магнетизер", "Эликсиры сатаны", "Сон в новогоднюю ночь"; В.А.Жуковский. Баллада "Светлана" и т.д.), поскольку одновременно является способом раскрытия подсознательных" желаний и мечтаний героя, а также средством соотнесения сверхъестественного с реальным миром и "просвещенным читателем". Несмотря на финальное "развенчание", данное произведение является фантастическим, поскольку основной сюжетный и идейно-тематический узел его составляют именно те события, которые происходят в сновидении героя: "Все это для меня существовало, страшно существовало, как наяву, как на деле". Повесть А.А.Бестужева-Марлинского соответствует второму типу фантастики по классификации Жана Поля - "разоблачение мнимых чудес" ("дневная"). (Тему сна как художественного приема в дальнейшем можно продолжить при знакомстве с русским реализмом - творчеством А.С.Пушкина, И.А.Гончарова, Н.Г.Чернышевского, Ф.М.Достоевского и т.д.)

Закончить разговор о произведении можно постановкой нравственной проблемы: почему такое возвышенно-романтическое чувство, как любовь, показано в этой повести преступным и дьявольским соблазном? (Чуть позже подобная проблема столкновения чувства и морального долга станет актуальной при разговоре о финале романа "Евгений Онегин".)

3. А.К.Толстой. "Упырь".

Сюжетные линии повести настолько сложны и запутанны, что при разговоре о ней необходимо использовать таблицу, в левой части которой выписаны все события, претендующие на статус сверхъестественных (оживление портретов, перемещение "чертова дома", явления мертвецов, путешествие в ад и т.д.), а в правой части - возможные объяснения этих событий (опиум, сон, болезненный бред, непроверенные слухи). Необходимо подчеркнуть центральную роль старинной баллады, рассказывающей о родовом проклятии, поскольку именно эта баллада

стр. 56


--------------------------------------------------------------------------------

содержит "альтернативное" (на самом деле - главное) объяснение происходящих событий с универсально-нравственной точки зрения: грех, не искупленный при жизни грешника, становится проклятием для его потомков, зачастую против воли и без личной вины включенных в реализацию закона нравственного детерминизма, за преступлением неизбежно наказание. (Тема родового проклятия получила распространение в предромантической и романтической литературе - Г.Уолпол. "Замок Отранто"; Э.Т.А.Гофман. "Эликсиры сатаны"; Н.В.Гоголь. "Страшная месть".) Для учащихся должен быть очевидным тот факт, что эта повесть представляет собой вариант так называемой сумеречной (Жан Поль) или "завуалированной" (Ю.В.Манн) фантастики, в которой сверхъестественное и реальное как бы "уравниваются в правах" - существуют параллельно, не исключая друг друга, в связи с чем самому читателю предоставляется выбор - верить или не верить. (Примерами этого типа фантастического являются следующие произведения: Э.Т.А.Гофман. "Песочный человек"; В.Ф.Одоевский. "Привидение"; А.С.Пушкин. "Пиковая дама" и т.д.) С учащимися стоит выяснить, почему Жан Поль относит третий тип фантастики к "истинному способу изображения чудесного" ("Пусть чудо летит не как дневная и не как ночная, а как сумеречная бабочка"). Нравственная проблематика повести также предполагает обсуждение некоторых вопросов: насколько справедливо такое понятие, как "родовая вина"? Могут ли и должны ли потомки нести ответственность за грехи предков? Почему именно дьявольская сила является "проводником" высшей справедливости? (В XI классе об этом стоит вспомнить в связи с романом "Мастер и Маргарита".)

Если первые три произведения не представляли серьезной сложности для классификации, поскольку соответствовали известной типологии немецкого писателя и философа, то при разговоре о последующих двух фантастических повестях задача усложняется - деятельность учащихся приобретает исследовательский характер.

4. В.Ф.Одоевский. "Город без имени".

Сюжет данного произведения построен на рассказе главного героя о некогда процветавшем государстве - Бентамии, построенном по законам пользы и личной выгоды. Однако именно ориентация на личные интересы каждого привела к неизбежному столкновению этих интересов, началась "война всех против всех" - и казавшееся благополучным государство пришло к вырождению и гибели.

Как мы можем охарактеризовать этот вид русской романтической повести?

С какими традициями он связан?

С какими целями в данном произведении используется фантастика?

Является ли фантастика самоценной или играет явно вспомогательную роль?

В чем коренное отличие данной повести от предыдущих и почему ее невозможно соотнести с типологией Жана Поля?

Желаемые результаты

Данный вид русской романтической повести мы имеем право отнести к жанру утопии (точнее - антиутопии), наивысшее развитие получившему в эпоху Возрождения (Томас Мор, Томазо Кампанелла, Франсуа Рабле) и Просвещения (Ж.-Ж.Руссо, А.Радищев, Н.Новиков). Фантастика в повести В.Ф.Одоевского является способом авторского предупреждения о возможных последствиях реально существовавшей политико-экономической теории Иеремии Бентама. Трагедия, произошедшая в стране Бентамии, где мнимое благоденствие жителей было подчинено принципу пользы и выгоды, с наибольшей художественной силой раскрывает позицию автора: "Горе тебе, страна нечестия? Ты растлила свою душу, ты отдала свое сердце в куплю и забыла все великое и святое; ты смешала значения слов и назвала златом добро, добром - злато, коварство ? умом и ум - коварством; ты презрела любовь, ты презрела науку ума и науку сердца. Падут твои чертоги, порвется твоя одежда, травою порастут твои стогны, и имя твое будет забыто". Фантастика в данном произведении занимает подчиненную позицию и является средством сатирического развенчания некоторых сторон действительности, по значению сближаясь с гротеском (стоит заранее указать на дальнейшее, более глубокое знакомство с этим понятием в курсе литературы от Гоголя и Салтыкова- Щедрина до Платонова и Булгакова). Фантастическое в данном произведении

стр. 57


--------------------------------------------------------------------------------

не является следствием романтического двоемирия, и поэтому подобный вид выходит за рамки романтической фантастики, подтверждением чего являются антиутопии многих русских и зарубежных авторов второй половины XIX и XX вв. (Е.Замятин, А.Платонов, Д.Оруэлл, О.Хаксли, К.Воннегут). Разговор о повести "Город без имени" можно закончить вопросом, не имеющим прямого отношения к литературоведческим проблемам: как вы считаете, избежало ли человечество опасности, о которой предупреждала романтическая антиутопия?

5. О.И.Сенковский. "Большой выход у сатаны".

Сюжетная линия произведения - разговор Вельзевула со своими служителями - бесами, которые представляют "отчет о проделанной работе" на земле.

Разговор о произведении во многом подготовлен предшествующим, и в данном случае основной акцент стоит сделать лишь на видоизменении авторской задачи, которой подчинено использование фантастического, - сатирическая, едкая насмешка над литературными оппонентами, что непосредственно связано с публицистической деятельностью автора как главного редактора журнала "Библиотека для чтения". Сатирические функции фантастического можно обнаружить в некоторых произведениях В.Ф.Одоевского ("Сказка о том, как опасно девушкам ходить по Невскому проспекту"); позже достижения писателей-романтиков будут использованы в реалистическом гротеске (М.Е.Салтыков-Щедрин. "История одного города").

В качестве обобщения необходимо отметить, что в русской фантастической повести эпохи романтизма, наряду с традиционными видами романтической фантастики ("дневная", "ночная", "сумеречная"), распространение получила фантастика, не связанная с двоемирием (вопрос о реальности необъяснимых событий - было или не было? - перестает быть существенным; фантастическая образность служит в качестве средства вполне рационалистическим целям), - в истории русского реализма именно этот вид сыграет весьма значительную роль. Таким образом, для учащихся должна стать очевидной разница между романтической фантастической повестью и фантастической повестью эпохи романтизма, что поможет создать представление о связи, а не только оппозиции между романтизмом и реализмом - историко-литературный процесс должен восприниматься не только как борьба, но и как единство.

Творческая часть урока должна решать следующие задачи:

раскрытие творческих способностей учащихся;

иллюстрация тесной взаимосвязи между литературным явлением и общественным сознанием, характерным для определенной эпохи;

возможное объяснение современного интереса к проблемам потустороннего.

Формы работы с учащимися и задания для самостоятельной деятельности могут быть самыми разнообразными:

доклад (фильм) "Литературные салоны первой половины XIX в.", направленный на создание определенного общественно-исторического контекста (романтизм как тип сознания и способ отношения к жизни);

разговор о необъяснимом в реальной жизни (собственные воспоминания учащихся или слышанные от знакомых "достоверные истории");

по каким-то предметам наиболее удобным в качестве "носителей романтической тайны" - старинная книга, часы, перо, свеча, кинжал, зеркало, крестик и т.п. - написать фантастическую повесть, соотнесенную с типологией Жана Поля;

написать пародию на романтическую повесть, соединив наиболее распространенные элементы романтической поэтики с известным сюжетом ("У попа была собака", "Серенький козлик", "Колобок" и т.д.);

написать критическую статью об увлечении фантастикой в конце XX в. (проблема массовой литературы) от лица любого писателя-романтика XIX в.;

написать отзыв о данном уроке от лица "здравомыслящего человека";

заполнить альбом романтически настроенной уездной барышни, используя традиционные романтические штампы и символы.

Помимо всего вышеперечисленного, возможны задания, связанные с музыкой или живописью, а также викторина, показывающая уровень знакомства учащихся с другими представителями мирового романтизма.

стр. 58


Похожие публикации:



Цитирование документа:

А.В. Федоров, Изучение романтической прозы в школе (IX класс) // Москва: Портал "О литературе", LITERARY.RU. Дата обновления: 05 марта 2008. URL: https://literary.ru/literary.ru/readme.php?subaction=showfull&id=1204714523&archive=1205324254 (дата обращения: 26.04.2024).

По ГОСТу РФ (ГОСТ 7.0.5—2008, "Библиографическая ссылка"):

Ваши комментарии