Как русские писатели относились к своему жилью | О литературе
Русская литература - богатство России и её народа
Русская литература - богатство России и её народа
Любому человеку непросто без собственного жилья. Немало русских писателей, даже всемирно известных, долгое время обходилось без него и проводило годы в скитаниях по съемным квартирам. Далеко не всегда такое жилье оказывалось комфортным: пьющие соседи, перебои в работе системы отопления, низкие потолки, неприятные запахи и прочее сильно портило впечатление.
Современные писатели, которые имеют деньги и славу, могут самостоятельно купить себе недвижимость. В крайнем случае — рассмотреть вариант покупки или строительства дома за счет кредитных средств: лучшие ипотечные предложения, которые есть в российских банках, доступны всем, кто имеет достаточный доход. Увы, русским писателям 19-20 вв. даже сейчас было бы намного сложнее. Как же они относились к своему жилью?
У него было слабое здоровье, поэтому врачи советовали ему жить в Ялте с целебным морским воздухом. Как-то раз он попросил жену, чтобы она сняла у знакомого художника комнату, где можно было спокойно работать. При этом главное условие, которое выдвинул писатель — чтобы ему не было слышно, как в соседней комнате едят борщ.
Антон Чехов из-за недостатка средств и туберкулеза был вынужден приобрести имение в Подмосковье, а квартиры в Москве — снимать. Качеством такого жилья он не был удовлетворен, так как ему приходилось постоянно подниматься по лестницам, разговаривать с хозяйкой недвижимости и дворником, мириться с запахами и т.д. В результате писатель признавался другу, что лучше бы остановился в гостинице.
Впрочем, требования к жилью у писателя менялись постоянно: все зависело от его материального положения в текущий момент. Он то желает аристократической обстановки, то готов поселиться и в однокомнатной квартире с ватерклозетом.
Он был известен как поборник быта, который считал врагом для советского гражданина и даже угрозой для государственного строя. Он презирал собственников и высмеивал их в своих стихотворениях.
Однако позже он изменил свое мнение. В одном из своих произведений он жаловался на свою комнату в коммунальной квартире на Лубянке, особенно на бытовые запахи, шумящих детей и вещи, постиранные и развешенные в ванной. В результате он все же задумался о собственной квартире.
В 1925 году он активно общался с семьей Бриков, которые жили в квартире без ванной в Сокольниках. Уже через год им и Маяковскому выдали одну на троих квартиру в переулке на Таганской, который сейчас назван в честь поэта. Лиля Брик в своих воспоминаниях делится, что жилье было ужасным — повсюду были клопы и грязь. Однако втроем им удалось провести масштабный ремонт. Получилось даже выделить место для ванной. Интересно, что все расходы вызвался оплатить Владимир Маяковский, потратив на это 3 000 рублей — впечатляющую по тем временам сумму.
Поэтесса тоже очень долго ждала появления собственного жилья. Она не презирала быт так сильно, как Владимир Маяковский, однако и большого восторга не испытывала. Марина Цветаева снимала в Москве двухэтажную пятикомнатную квартиру, оставляя одну из комнат пустой, и всерьез собиралась ее сдавать — дескать, свободного пространства и так хватает.
Он тоже ненавидел жилищные условия, с которыми ему приходилось мириться. Прообразом «нехорошей квартиры» из «Мастера и Маргариты» стала та, которую он снимал до 1924 года на Большой Садовой улице. Тогда ее стены были покрыты плесенью. Сейчас же квартира превратилась в музей Михаила Булгакова.
Писатель жаловался, что потолок там был низкий, грязный и потрескавшийся, а за стеной постоянно шумели пьяные соседи. Также нередко не работало отопление и отключали воду. Впрочем, сам писатель говорил, что рад даже такому жилью. Без собственной комнаты, был уверен он, человек попросту не проживет.
У него было собственное имение — Ясная Поляна. Однако Лев Толстой всерьез раздумывал над тем, каким должно быть идеальное жилье. Он разработал проект семейной коммуны, предполагающий, что в каждом доме должно быть 3 комнаты — для женщин, для мужчин и для тех, кто хочет побыть один. Всю остальную недвижимость писатель, увлекавшийся в молодости идеями аскетизма, предложил раздать нищим.
Жена Льва Толстого, Софья, его мнения не разделяла. После женитьбы она была крайне удручена бедной обстановкой в имении писателя, из-за чего постоянно возникали ссоры. Организация жизни и ведение семейного бюджета и в наше время — непростая задача, которая требует определенных усилий: наладить финансовые отношения внутри семьи, определиться с планами на будущее и так далее. У Софьи, как у женщины, в то время практически не было шансов договориться с мужем. Лев Толстой говорил, что необходимо отучать себя от лишнего — того, в чем нет крайней необходимости.
Рабочий кабинет писателя имел своеобразный дизайн, очень похожий на современный лофт. Он располагался в подвале со сводчатым потолком, на окнах стояли решетки, а на потолке и стенах были развешаны кольца, пила и коса.
* * *
Чехов, Булгаков, Маяковский и другие русские писатели зарабатывали по-разному, причем в разные периоды жизни их заработок мог сильно отличаться. Вспомнить хотя бы Льва Толстого, который в начале писательской карьеры получал 100 рублей за печатный лист, а когда стал самым востребованным российским писателем — 1000 рублей.
В любом случае, каким бы ни было материальное положение русских писателей, в каких бы условиях они не жили: все это в определенной мере повлияло на их творчество и сделало их теми, кого мы знаем.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА (нажмите для поиска): жильё типичного писателя →