ОТРАЖЕНИЕ ПЕРИОДА "КУЛЬТУРНОЙ РЕВОЛЮЦИИ " В КИТАЕ
Чжан Сяньлян* (род. 08.12.1936) - один из корифеев новейшей китайской литературы, отсчет зарождения которой можно вести с 1976 г. Десятилетие тяжелых испытаний времен "культурной революции" привело к тому, что копившиеся в людях страдания накатной волной вылились в мощное литературное течение "ран и шрамов", ставшее в авангарде начального периода постмаоистской литературы. В безбрежном море возвратившихся к перу литераторов и новичков Чжан Сяньлян наряду с такими крупными фигурами, как Ван Мэн, Фэн Цзицай, Цзя Пинва, Чжан Цзе устойчиво закрепился на капитанском мостике китайской литературы 1980-х гг. Известность как на родине, так и за рубежом ему принесли повести "Половинка мужчины - женщина", "Акация", рассказы "Душа и плоть", "Горький источник" и др. Три последних из перечисленных произведений удостоились Всекитайских премий.
Творчество Чжан Сяньляна весьма многогранно. Активный участник общественно-политической жизни, он писал произведения на самые разные темы, моментально реагируя на события, происходящие в обновляющемся Китае. Однако тема политических катаклизмов 1960 - 1970-х гг., которые Чжан Сяньляну пришлось пережить на собственном горьком опыте, а он 22 года провел в исправительно-трудовых лагерях и тюрьмах, пожалуй, была и остается, ведущей в его творчестве. И хотя главным героем в большинстве таких произведений писатель выводит пострадавшего интеллигента, в его творчестве нашлось место и образу "маленького человека".
Наиболее удачным, на наш взгляд, произведением писателя, отобразившим человеческую трагедию простого труженика во времена произвола, стал предлагаемый ниже рассказ "История про старика Сина и его собаку" (1980). Демонстрируя фон последних лет "культурной революции", этот рассказ весьма убедительно и без лишнего пафоса обозначил глубокий духовный кризис, в котором оказалось китайское общество в этот период. Появление в раннем творчестве Чжан Сяньляна "заурядного персонажа" не было простой случайностью, скорее оно было продиктовано необходимостью излечения миллионов его сограждан от общего психоза, обуявшего страну. Вырисовывая героя как единственный незапятнанный островок на фоне убившей его черной реальности, автор добился сильного обличительного эффекта.
Приятным контрастом выглядит на этом фоне современный Китай XXI в. И здесь нельзя не признать, насколько велика роль писателей, которые подобными произведениями предостерегают молодое поколение от повторения ошибок прошлого.
Рассказ "История про старика Сина и его собаку" стал, пожалуй, первым значимым произведением, которое вывело Чжан Сяньляна в большую литературу. Этот рассказ почти всегда фигурирует среди произведений, представляющих писателя в китайских и зарубежных антологиях и словарях. Широкую известность среди китайской публики получил и снятый по нему фильм "Старик и собака" (1993). Хочется надеяться, что знакомство с этим психологичным рассказом не оставит равнодушным и нашего читателя.
(Санкт-Петербург)
* См.: "Азия и Африка сегодня", 2003, N 7.