Прощай, XX век! Русские писатели. Сокровенные встречи

ДАТА ПУБЛИКАЦИИ: 25 января 2023
ИСТОЧНИК: У книжной полки, № 4, 2008, C. 67-68 (c)


© Ольга Рычкова

Золотусский И. Прощай, XX век! Русские писатели. Сокровенные встречи

М: Алгоритм, 2008



Сегодня книги, написанные в жанре литературного портрета, - явление редкое. Тем ценнее работа известного критика и литературоведа Игоря Петровича Золотусского, собравшего под одной обложкой зарисовки-воспоминания о русских писателях XX века - Владимире Набокове и Андрее Платонове, Константине Симонове и Александре Твардовском, Василии Шукшине и Фёдоре Абрамове, Викторе Астафьеве и Борисе Можаеве, Александре Солженицыне и Василии Белове... Многих автор знал лично - и не просто знал, а по большей части - любил. Поэтому он пишет не только и не столько о литературных достижениях, сколько о человеческих качествах своих героев.

Например, с Владимиром Максимовым - прозаиком, основателем журнала "Континент" - Золотусского связывала многолетняя дружба, которая не прервалась даже после отъезда Максимова на Запад. У меня до сих пор хранится бумажный мешочек с лекарствами, присланный из Парижа... Эти мешочки я получал регулярно. Тогда в Москве было туго с лекарствами, и Максимов рассылал их друзьям. Перед тем, как отправить посылочку, всегда звонил и спрашивал, что ещё нужно. Его опека была ненавязчивой, ничего не требующей взамен и постоянной. Когда я приехал в 1989 году в Париж, Володя тут же повёл меня к своему врачу и долго сидел в приёмной, ожидая, пока тот разберётся со мной...

Но это не значит, что все портреты написаны исключительно радужными красками. Автор умеет быть объективным, показывая своих героев с разных сторон. Писатель-"деревенщик", автор знаменитой повести "Из жизни Фёдора Кузькина" Борис Можаев предстаёт у него рубящим в своих книгах правду-матку - и в то же время своим человеком в Кремле. Тактика Можаева была такая: не только смехом прикрыться и выдать себя не за того, кто он есть, но, прикинувшись простаком, всё от советской власти взять.

Среди персонажей есть насквозь "советские" - те, кого сейчас почти не вспоминают. А если и вспоминают, то исключительно как литфункционеров, душителей инакомыслия и губителей талантов. Бывший первый секретарь Союза писателей Георгий Марков для многих остался человеком, на чьей совести исключение Солженицына из СП... поощрение верноподданных и просто бездарных, лесть по отношению к власти (Ленинская премия по литературе Брежневу и выдача тому писательского билета N 1)... А вот Игорь Петрович запомнил его мягким, чрезвычайно радушным и нелицемерно внимательным, готовым прийти на помощь даже незнакомому человеку. В конце 1970-х Золотусский, работавший над биографией Гоголя, несколько лет безуспешно добивался командировки в Италию, регулярно выслушивая в иностранной комиссии СП фразу: "Не имеем возможности". Обращение к Маркову решило проблему за месяц. Хотя что я был ему? Критик, который никогда о нём не писал... Или эпизод с главным редактором "Литературной газеты" Александром Чаковским - "цепным псом коммунизма", для которого, тем не менее, интересы дела были важнее личных амбиций. Вскоре после того, как "Новый мир" напечатал разгромную рецензию на его роман, Чаковский взял на должность заведующего отделом "ЛГ" автора этой рецензии Юрия Буртина. Я до сих пор вспоминаю эту историю и думаю: могло ли такое произойти сейчас? Или последние столпы советского редкими были человечнее нынешних? Ей-богу, были.

Похожие публикации:



Цитирование документа:

Ольга Рычкова, Прощай, XX век! Русские писатели. Сокровенные встречи // Москва: Портал "О литературе", LITERARY.RU. Дата обновления: 25 января 2023. URL: https://literary.ru/literary.ru/readme.php?subaction=showfull&id=1674655404&archive= (дата обращения: 08.09.2024).

По ГОСТу РФ (ГОСТ 7.0.5—2008, "Библиографическая ссылка"):

Ваши комментарии