Терёхина В. Экспрессионизм в русской литературе первой трети XX века

ДАТА ПУБЛИКАЦИИ: 15 января 2023
ИСТОЧНИК: У книжной полки, № 3, 2009, C. 15-16 (c)


© Алексей Зименков

Терёхина В. Экспрессионизм в русской литературе первой трети XX века. М.: ИМЛИ РАН, 2009



А. Белый. Аблеухов. Иллюстрация к роману "Петербург". 1910-е гг.

Книга известного специалиста в области литературы и искусства русского авангарда Веры Терёхиной открывает новые исследовательские горизонты и позволяет читателям взглянуть на, казалось бы, изученные произведения под необычным для нас - экспрессионистским! - углом зрения.

Автор обращается не только к тем, кто имеет представление о немецком экспрессионизме, возникшем в живописи мюнхенской группы "Мост" в 1905 году и воплотившем "эстетику крика", преувеличенной, болезненной эмоциональности. Мы узнаём, что задолго до этого слово "экспрессионисты" появилось в рассказе А. П. Чехова "Попрыгунья" (1892), героиня которого называла так импрессионистов: "...преоригинально, во вкусе французских экспрессионистов".

Предвосхищавшие экспрессионизм произведения возникали накануне кризиса, вызванного поражением в русско-японской войне и разгромом революции 1905 - 1907 гг. О том, что "катастрофа близка" и "ужас при дверях", по словам Александра Блока, оповестил современников Леонид Андреев. В рассказе "Стена" (1901), повестях "Жизнь Василия Фивейского" (1903), "Красный смех" (1904) он стремился к предельной степени выразительности. Вяч. Иванов назвал "Красный смех" экстатическим произведением, при чтении которого нельзя не почувствовать "неподдельного крика ужаснувшейся и исступленной души, не ощутить себя вовлеченным в вихрь безумного кошмара". Изданный в 1905 году на немецком языке с предисловием нобелевского лауреата Берты фон Зуттнер, "Красный смех" явил пример общности экспрессионистского мировосприятия.

И хотя автор признает, что экспрессионизм как художественное движение не получил на русской почве достаточно цельного программно-теоретического оформления, мы видим на многочисленных примерах, что характерные для него идеи и образы воплощались в деятельности ряда групп и в творчестве отдельных писателей. В качестве названия литературной группы в России слово "экспрессионизм" использовано семнадцатилетним поэтом Ипполитом Соколовым летом 1919 года. Деятельности этой малоизвестной группы, а также объединений "Московский Парнас", фуистов, эмоционалистов посвящена центральная глава книги, основанная на редких материалах, собранных в антологии "Русский экспрессионизм: Теория. Практика. Критика" (составитель В. Терёхина. М.: ИМЛИ РАН, 2005).

стр. 15


А. Белый. Отец и сын Аблеуховы. 1910-е гг.



А. Белый. Тителева. Иллюстрация к роману "Маски". Начало 1930-х гг.



Л. Андреев. Музыканты.

Иллюстрация к драме "Жизнь человека". 1911

Интересные наблюдения касаются писателей, чье творчество относили к экспрессионизму еще их современники (Л. Андреев, В. Маяковский), и писателей, для произведений которых характерна особая экспрессионистская составляющая (А. Белый, М. Зенкевич). Одним из важнейших является вывод о том, что творчество русских экспрессионистов имело собственные истоки и в то же время было частью "всеевропейского течения". "Смысл его, - писал Михаил Кузмин, - в вопле, крике против механизации, автоматизации, расчленения и обездушивания жизни, против технической цивилизации, приведшей к войне и ужасам капитализма, - во имя души, человечности, факта и частного случая. Бунт против отвлеченности и идеологии с одной стороны и против тупого обожествления - с другой. Бунт против методов и канонов..." В этом бунтарстве немало созвучного с нашим временем.

Похожие публикации:



Цитирование документа:

Алексей Зименков, Терёхина В. Экспрессионизм в русской литературе первой трети XX века // Москва: Портал "О литературе", LITERARY.RU. Дата обновления: 15 января 2023. URL: https://literary.ru/literary.ru/readme.php?subaction=showfull&id=1673799702&archive= (дата обращения: 19.04.2024).

По ГОСТу РФ (ГОСТ 7.0.5—2008, "Библиографическая ссылка"):

Ваши комментарии