РЕЦЕНЗИЯ. Постановка классического романа Достоевского «Игрок» в чешском Современном театре

ДАТА ПУБЛИКАЦИИ: 12 сентября 2021

Постановка классического романа Достоевского «Игрок» в Чехии особенно интересна его анархистским подходом к оригиналу. В нем режиссер Михал Хаба разбирает все, что попадется под руку. Следуя примеру девиза All Night Imagination, зритель увидит зрелище, балансирующее на грани наготы, шока и отчуждения.

Мы находимся в Рюлеттенбурге, Германия, где, возможно, наступают лучшие времена, о которых многие мечтают. Настоящий генерал (Томаш Милостны) идет к досрочному погашению долгов французу (Ян Коларжик) и медленно готовится к свадьбе на любимой куртизанке Бланш (Ружена Дворжакова). Что еще хуже, француз пытается бежать, взяв с собой дочь генерала Полину (Simona Zmrzlá), в которую, среди прочего, влюбляется русский парень Алексей (Dalibor Buš), которому угрожают азартные игры.

Из России поступают сообщения о том, что здоровье его бабушки (Иваны Глоужковой) ухудшается, так что, похоже, скоро унаследуются большие деньги. Но что, если бабушка просто смеется подальше от других и отправляет фальшивые сообщения? Если бы умы героев не были запятнаны жаждой денег, они бы наверняка насторожились. Но он лишь видит деньги без заработка, что привлекает каждого игромана.

Образцом для постановки является роман Достоевского "Игрок" 1866 года, написанный за рекордные двадцать шесть дней. После смерти брата Достоевский взял на себя все свои финансовые обязательства от долгового журнала «Доба». И, не требуя подтверждения, снова выписал гонорар разным мошенникам или псевдо-авторам. Из-за неминуемого тюремного заключения от жалоб должников ему пришлось принять невыгодные условия издателя Ф. Т. Стелловеского.

Роман создавался в то время, когда Достоевский был полностью занят работой над шедевром «Преступление и наказание», поэтому он не уделял должного внимания "Игроку". По этой причине многие считают его самым слабым произведением в творчестве писателя. Помимо автобиографического романа, «Игрок» также представляет собой замечательное исследование психологии игрока. Среди прочего, он испытал на себе две замечательные экранизации - в 1958 году с Жераром Филиппом и в специальной британо-венгерской совместной постановке 1997 года, которую поставил Карой Макка.

Театр «Гусь на струне» в шестой раз представляет творчество Достоевского в «Игроке», в последний раз в 2017 году - на возобновленной премьере «Идиота» князя Мышкина. Режиссер Михал Хаба дебютирует в Брно «На Провазку», где он больше всего известен как актер. Он привносит в пьесу свое увлечение немецким театром и Брехтом, включая эффект отчуждения, когда зритель отстраняется от реальности, которую он переживает.

Игра очень часто работает под лозунгом «Вся сила воображения, исходящая из уст французских бунтующих студентов во время майских забастовок 1968 года». Слоган указывает на недостаток воображения и прямо поощряет его. Игрок, который работает с воображением, разбирая текст, дополняя его открытыми аллюзиями и значениями, идет аналогичным образом. Достоевский становится рабом своего дела и рабом актеров, которые относятся к нему очень фривольно. Как выразился сам Алексей, «эта игра не о любви или капитализме», а об обществе без будущего, вовлеченном в самоуничтожение мира.

При взгляде на сцену его взгляд сначала ловит большой фон из американского вестерна, на котором мужчина приставляет пистолет к голове, а через несколько минут - квадратную дыру в земле, заполненную грязью. Грязь символизирует грязь азартных игр и погружает всех игроков в водоворот рулетки, где правят крупье и бесплатные игровые автоматы онлайн с яркими картинками. Вступление Далибора Буша в сцену начинается с истории Игрока в брехтианской презентации, включая украденные реплики, различные комментарии в их форме или жестокие метафоры. Какую-то часть шоу Буш проводит буквально голым. Первоначальное потрясение вскоре проходит, и перед зрителем открывается долгий вечер. Приятное возрождение - театрализованное изображение игры в рулетку, вызывающее безумие танцевальных сцен Сорренто.

Посмотрев на игрока, невозможно точно определить, о чем он говорит. В нем есть жанровое всемогущество, в котором форма явно побеждает содержание. У нас там какое-то время капитализм, потом любовь и, может быть, даже отголоски прошлого и задатки будущего. За многословием скрывается катарсическая кульминация в виде открытия, что зритель сам является одним из игроков.

Общий рейтинг постановке: 75%

Похожие публикации:



Цитирование документа:

РЕЦЕНЗИЯ. Постановка классического романа Достоевского «Игрок» в чешском Современном театре // Москва: Портал "О литературе", LITERARY.RU. Дата обновления: 12 сентября 2021. URL: https://literary.ru/literary.ru/readme.php?subaction=showfull&id=1631449451&archive= (дата обращения: 19.04.2024).

По ГОСТу РФ (ГОСТ 7.0.5—2008, "Библиографическая ссылка"):

Ваши комментарии