Рецензия. "Казино Рояль" Яна Флеминга: "настоящий литературный шедевр"

ДАТА ПУБЛИКАЦИИ: 01 апреля 2021
ИСТОЧНИК: http://literary.ru (c)


© Елена Гавруш

найти другие работы автора

Джеймс Бонд отправляется с миссией в Рояль-ле-О, Франция. Есть некий Ле Шиффр - подозреваемый в сотрудничестве с советской контрразведкой СМЕРШ. Эта организация занимается ликвидацией врагов СССР за границей - и действует в этом безжалостно. Этот Ле Шиффр вложил 50 миллионов франков, доверенных ему СМЕРШ, в сеть публичных домов во Франции. К сожалению, после принятия крайне невыгодного для этого закона, публичные дома были закрыты, а деньги - потеряны. Теперь он хочет выиграть проигранную сумму во французских казино. Онлайн-проектов, таких как http://2a3a.ru/, в середине ХХ века не существовало. Поэтому Секретная служба отправляет в Рояль-ле-О лучшего игрока в своих рядах, Джеймса Бонда, чтобы уничтожить Ле Шиффра, скомпрометировать контролируемый и финансируемый Россией коммунистический союз пятой колонны в случае войны и помешать планам СМЕРШа.

«В три часа ночи от запаха, дыма и пота в казино тошнит. Тогда тревога души, вызванная игрой с высокими ставками - смесь жадности, страха и нервного напряжения - становится невыносимой, и чувства восстают против всего этого» (перевод Рафала Смиетана). Когда Ян Флеминг писал эти слова в январе 1952 года в своем ямайском поместье Goldeneye, он даже не предполагал, что они оставят свой след в поколениях читателей и что его персонаж Джеймса Бонда, агента британской секретной разведывательной службы, будет стать иконой популярной культуры.

В Casino Royale удивительно, как мало мы узнаем о самом Джеймсе Бонде. Обычно при написании первого романа серии их авторы стараются представить главного героя в своих книгах до такой степени, чтобы читатель мог идентифицировать себя с ним. Флеминг, вопреки правилам, блестяще рисует других персонажей драмы - особенно антагонистов, что будет характерно для всех его романов. Он подробно проиллюстрировал историю Le Chiffre, уделяя большое внимание событиям, которые привели его к злополучной игре с высокими ставками в Royale-les-Eaux.

Наконец-то раскрывается трагическая история Веспера Линда. Однако о самом Джеймсе Бонде мы узнаем относительно мало. Действительно, Флеминг не жалеет описаний своей личности, проявляющихся одновременно и пристрастием к определенному образу жизни - он не чурается гламура, элегантности, имеет вкус к изысканным напиткам и блюдам. Кроме того, такая прозаическая вещь, как страсть к автомобилизации, благодаря Bentley, которым он владеет, доказывает, что он старается извлечь из жизни все самое лучшее и окружить себя лучшим. В этом и следующих романах мы узнаем много нового о его привычках, пристрастиях и увлечениях, часто отражающих привычки самого Флеминга. Но прошлое Бонда будет оставаться скрытым в течение долгого времени - только в Live Only Twice (1964) из некролога, написанного после того, как агент 007 был объявлен мертвым в бою, мы наконец сможем узнать о нем немного больше.

Особый стиль, характерный для Флеминга, заслуживает отдельного абзаца. Повествование в его романах (за исключением интересного эксперимента «Шпион, который меня любил») ведется от третьего лица, но основное внимание уделяется почти исключительно событиям, в которых Бонд участвует или свидетелем которых является. Это интересная процедура, позволяющая автору нагнетать напряжение. Отдельные элементы вымышленной головоломки читатель открывает вместе с главным героем романа.

Сериал фильмов приучил нас к тому, что действие каждой части всегда происходит как минимум в нескольких более-менее экзотических уголках мира. Между тем, роман «Казино Рояль» в этом отношении полностью интимен, а драматическая сцена была ограничена почти исключительно упомянутым Рояль-ле-О, вымышленным французским городком, в котором находится одноименное казино. Благодаря этому удалось получить дополнительный элемент, создающий почти клаустрофобную атмосферу опасности.


Так или иначе, Флеминг овладел искусством использования настроения до совершенства, умело вписывая многочисленные кульминационные моменты романа, обычно заканчивая главу, так что читатель просто не может перестать читать.
В Casino Royale есть как минимум три сцены, которые можно смело назвать выдающимися: важная, тщательно описанная игра в баккара, описание пыток, которым Ле Шиффр подвергает Джеймса Бонда, в которых напряжение (и ужас) достигает своего апогея. И трагический финал отношений Бонда и Веспера Линда.

Было бы преувеличением сказать, что роман не лишен недостатков. Флеминг только создавал свой стиль. Ему также не совсем удавалось поддерживать идеальный темп книги, который иногда характеризовался чрезмерной поспешностью. Даже в последнем акте, определенно более эмоциональном, ближе к жанровой драме, в которой он сосредотачивается на описании зарождающегося, а затем умирающего чувства между Бондом и Веспером. Однако это детали, которые не умаляют самой работы.

Обязательно прочтите Casino Royale. Хотя это не типичный роман Флеминга, это квинтэссенция всего, что лучше всего подходит для этого писателя: увлекательный рассказ, умело выстроенное напряжение, особый стиль, отличающийся великолепием и элегантностью, и, прежде всего, идеально очерченные персонажи.

Отправить на принтер



КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА (нажмите для поиска): Казино Рояль Яна Флеминга РЕЦЕНЗИЯ


Готовая ссылка для списка литературы

Елена Гавруш, Рецензия. "Казино Рояль" Яна Флеминга: "настоящий литературный шедевр" // Москва: Портал "О литературе", LITERARY.RU. Дата обновления: 01 апреля 2021. URL: http://literary.ru/literary.ru/readme.php?subaction=showfull&id=1617280554&archive= (дата обращения: 26.07.2021).

По ГОСТу РФ (ГОСТ 7.0.5—2008, "Библиографическая ссылка"):


Ваши комментарии