Русский язык на уроке физики
Елена Рузаева, учительница физики Оболенской средней школы, Московская обл.
Как ни странно, считает автор, большинство детей прекрасно понимают процесс диффузии, а вот с правописанием, увы, бывает гораздо труднее. Однако урок русского языка не только не помешал, а, скорее наоборот, помог ученикам 7 классов вникнуть в суть этого явления.
Как только ни писали мои семиклассники в своих тетрадях слово "диффузия": и "дефузия", и "дефозия" и даже "дефизика".
Терпение у меня лопнуло. И я решила обратить внимание именно на написание слова, решив, что, если написание термина будет сопряжено с неординарными действиями, то и само явление лучше запомнится в нужном свете.
* * *
Объяснение нового материала начинаю с того, что молча пишу на доске слово "Диффузия". Спрашиваю: "Какая это часть речи?"
Вопрос повис в воздухе. В глазах у ребят полное недоумение.
В 7 "Б" классе молчание закончилось довольно быстро. Прозвучал ответ: "Существительное". И посыпался град вопросов:
- А почему вы это спросили?
- А зачем?
- А разве в физике изучают существительные?
А вот в 7 "А" классе тишина длилась подозрительно долго. Её прервал уж очень тихий голосок:
- У нас что, опять русский?!
Пришлось ответить всем и сразу:
- Сегодня занимаемся русским языком на физике.
стр. 29
Тут же предлагаю назвать части речи, которые они знают. Чуть ли не хором:
- Глагол! Прилагательное! Причастие!..
После этих частей речи поднимаю руки вверх:
- Всё, хватит.
Записываю сказанное на доске: "глагол", "прилагательное", "причастие" - так, чтобы получилось три колонки.
* * *
Прошу ребят записать в тетрадях тему урока и под словом "диффузия" сделать три колонки, как у меня на доске. После этого прошу образовать от слова "диффузия" как можно больше слов, записывая в столбик под соответствующей частью речи. На работу даю три минуты.
После того, как время истекло, прошу по цепочке выйти к доске и записать одно новообразованное слово в любой из столбиков (повторяющиеся слова не записывать!).
* * *
Тут началось самое интересное. Слов можно образовать немного, а выйти и написать слово на доске хочется всем. Поэтому стали записывать слова и во множественном числе и в различных временах и падежах. Написанными оказались все придуманные слова.
После того как все приложили руку к доске, мы вместе пересмотрели слова и оставили самые "основные". Их оказалось не так много: 1 глагол, 2 - 3 прилагательных, 3 причастия. Вопрос возник сам:
- А какие правильные?
- А правильные вы найдёте сами. Поищите в орфографических и толковых словарях. А если ничего не получится, у вас есть надёжный помощник и друг - ваш учитель русского языка.
* * *
Это была одна из частей домашнего задания. Кстати, на этот маленький эксперимент ушло не так много времени - 7 - 8 минут. Зато проверка этой части домашнего задания на следующем уроке заняла 1 - 2 минуты. Ученики 7 "Б" практически хором зачитывали части речи, при этом тихо хвалились, что им помогала сама учительница русского языка.
Моя цель была достигнута: теперь в тетрадях слово "диффузия" все стали писать правильно. А всё потому, что на физике мы затеяли повторение частей речи и правил словообразования.
/По материалам сайта openlesson.ru./