Как "блуждание" по тексту на литературе помогает готовиться к ЕГЭ по русскому
Людмила Скирневская, учительница русского языка и литературы, Оболенская средняя общеобразовательная школа, Московская обл.
Оказывается, работая над сложной статьёй из учебника о творчестве Салтыкова-Щедрина, можно невзначай подготовиться к ГИА и ЕГЭ.
Когда спрашиваю у девяти- и одиннадцатиклассников, почему они допустили ошибки при выполнении ГИА и ЕГЭ, часто слышу: "Невнимательно прочитали задание", "Не все примеры нашли" и т.д.
Решила проверить внимательность и сообразительность учеников в 8 классе. Обратилась не к привычному словарному диктанту, а к тексту N 7 на стр. 59 пособия Егораевой Г. Т. для подготовки к ГИА.
Предложила найти в тексте все слова с НЕ - за 2 мин. В тексте 10 таких слов. Нашли от 9 до 6 (!)...
Теперь предлагаю сгруппировать их по частям речи. И опять трудность - в определении частей речи...
Вспоминаем. А потом уж объясняем слитное и раздельное написание.
* * *
Учимся выполнять задание: найти слово с приставкой ПРЕ, где написание "е" зависит от лексического значения. Всего три предложения. Предлагаю выписать все слова с ПРЕ. Их три.
Называют невпопад. Например, "прибывать". С трудом находят слово "беспрерывно". Анализируем значение приставок и выбираем нужное слово.
стр. 19
И знаете, что тогда я в очередной раз поняла? Блуждание-обживание по тексту - вот то, что поможет справиться с этой бедой!
Поэтому на литературе, как только появляется возможность, "блуждаем" (о процедурной драматургии "цепочки понимания": блуждание - поиск странностей -реконструкция - вариативность смыслов - выражение замысла читайте в статье В. М. Букатова на http://openlesson.ru/?p=14839 - Прим. ред.).
* * *
12 января, 8 класс. Знакомимся с Салтыковым-Щедриным. Учебник Коровиной В. Я. На стр. 3 - 5 помещена сложная для восприятия статья о творчестве писателя. У самой с первого прочтения мало что в голове остаётся...
Класс дежурит, на уроке 10 человек...
На команды решила не делиться. Работали в парах.
Задание 1
Предложила ученикам высказать свои предположения, сколько будет в статье абзацев. Предположения разные: от 5 до 9.
Полезли проверять. Оказалось, что всего три!
Возник вопрос "Почему?", ведь в статьях учебников почти всегда по 6 - 7 абзацев. А здесь всего три.
Посыпались предположения:
- не было ничего интересного в жизни,
- малоизвестный писатель и т.д.
Посмотрели на годы жизни. Оказывается, что жил долго. Событий случилось много. Издаётся часто, не даром считается классиком.
Значит, выдвинутые предположения не оправдались. Пытаемся сыскать ответ в тексте статьи.
Задание 2
- Посчитайте количество слов, которые пишутся через дефис.
Посчитали и назвали. И тут Женя, спохватившись, дополняет:
- А ведь Салтыков-Щедрин тоже через дефис пишется.
Возникло недоумение: "А почему?". К нему добавился новый вопрос: "А в записи годов жизни - это дефис или тире?"...
Дальше - больше!..
- Посчитайте, сколько предложений, в которых употребляются однородные члены.
Сначала - ступор. Потом до восьмиклассников дошло, что эта тема только что изучалась на русском...
Для разминки вспомнила и социо-игровую "классику":
- Найдите на стр. 4 самое длинное предложение.
И опять - полный энтузиазм! Вот уж от восьмиклассников не ожидала...
стр. 20
Задание 3
- Посчитайте количество слов, которые пишутся в кавычках? Почему?
- Какие знаки препинания используются на последней странице статьи? Каких больше? (В последнюю очередь вспоминаем о точке.)
- Найти предложение, соответствующее схеме такой-то схеме.
Задание 4
Опять "классика":
- Найдите, что есть и в тексте статьи и в классе вокруг вас (то есть - похожего, одинакового, "одного и того же").
И опять, к моему удивлению, 10 восьмиклассников (пять пар) с большим интересом берутся за выполнение и этого задания.
Смотрю на часы: 25 минут урока прошло, но время потрачено явно не зря.
Задание 5
Даю пять минут, чтобы записать в тетрадях то, что запомнилось из статьи.
И вот тут - самое интересное. Опешили, округлились глаза:
- Мы не запомнили. Установки ведь не было...
Я напоминаю, что с текстом на уроке работали все (за исключением двоих сильно опоздавших, которые присоединились к десяти присутствующим на уроке).
- Кто что запомнил, то в своих рабочих парочках и записывайте.
Стали писать. Кто - только одни словосочетания, у кого-то - отдельные предложения появляются. А у некоторых даже вполне связный текст получился!
Через пять минут заслушали всех, даже тех двоих, кто был крайне удивлён предложенной работой (они опоздали и в блужданиях не участвовали, но кое-что сумели-таки написать).
Потом все эти варианты сравнивали с самим тестом статьи...
Свою работу каждый из восьмиклассников оценивал самостоятельно. Отметки оказались такими: две пятёрки, четыре четвёрки и четыре тройки.
* * *
Я удовлетворена. Надеюсь, что они тоже. Но скрытая польза проявится не сейчас, а потом. Уверена, что положительные результаты обнаружатся при подготовке к ГИА и ЕГЭ.
/По материалам сайта openlesson.ru/