ЗАБЫТОЕ ИМЯ (А. Н. КРЕНИЦЫН)

ДАТА ПУБЛИКАЦИИ: 03 ноября 2016
ИСТОЧНИК: Вопросы истории, № 8, Август 1968, C. 217-218 (c)


© М. Н. МИХАЙЛОВА

Среди потока литературных откликов на гибель А. С. Пушкина одни увидели свет, другие остались для потомков почти неизвестными. Судьбу последних разделили стихи Александра Николаевича Креницына (1801 - 1865 гг.), в свое время волновавшие передовые круги русского общества. Цензура не разрешила их печатать.

Даже в 1865 г. "Отечественные записки" не смогли добиться разрешения опубликовать их полностью: слишком прямым и точным было заключенное в них обвинение. Автор не сомневался, что смерть поэта была, по существу, политическим убийством:

О! Сколько сладостных надежд,
И дум заветных, и видений,
На радость сильных и невежд
Ты в гроб унес, могучий гений!1
Он не вспоминает ни высшего света, общение с которым так дорого стоило А. С. Пушкину, ни тех семейных неприятностей, которые послужили непосредственным поводом к дуэли. Для автора стихов А. С. Пушкин - "кумир народной", глашатай его прав.

Во мраке ссылки был он тверд,
На лоне счастья благороден.
С временщиком и смел, и горд,
С владыкой честен и свободен.

Рабы! Его святую тень
Не возмущайте укоризной:
Он вам готовил светлый день,
Он жил свободой и отчизной...
Имя автора этих строк сейчас известно только небольшому числу специалистов. Но во времена Пушкина оно было довольно популярно, особенно в кругах, связанных с декабристами. Однако произведения Креницына из-за цензурных рогаток редко попадали в печать. А. Н. Креницын познакомился с А. С. Пушкиным в годы первой ссылки поэта в село Михайловское, которую Александр Сергеевич поначалу тяжко переносил. Близких по духу людей вокруг него не было, да он в первое время и не пытался их искать. "Соседей около меня мало, - замечал поэт через полгода, - я знаком только с одним семейством, и то вижу его довольно редко. Совершенный Онегин"2 . Но молодость и жизнелюбие взяли свое. Письма его к матери, Н. О. Пушкиной, полны живых и остроумных рассказов о тех, чьим гостем бывал поэт, о местных развлечениях, в которых он принимал участие. Эта незнакомая ему ранее среда была не чужда интеллектуальных и литературных интересов. Некоторое время спустя он находит в Михайловском настоящих друзей - П. А. Осипову, А. П. Керн, Е. Н. Вульф-Вревскую. Симпатией А. С. Пушкина пользовались и другие семьи, в том числе Креницыны. Богатые псковские помещики, Креницыны зиму проводили обычно в Петербурге, лето - в своем прекрасно оборудованном имении Цевлово, Новоржевского уезда, вблизи озера Дубец. Они располагали огромной библиотекой, имели свой оркестр с капельмейстером-крепостным, которого специально посылали учиться за границу. Александр Креницын, один из их сыновей, воспитывался в лицее, затем перевелся в Пажеский корпус. Здесь он начал писать стихи, на почве увлечения поэзией сблизился с Е. А. Баратынским. Независимость и свободомыслие двух друзей вызывали резкое недовольство начальства. В 1817 г. был разжалован в рядовые и сослан в Финляндию Е. А. Баратынский. Тремя годами позже А. Креницын был исключен из корпуса и также разжалован в солдаты в 18-й егерский полк. Формальным поводом послужило для этого непочтительное отношение к преподавателям, действительной же причиной были крамольные стихи, в том числе "Панский бульвар", в которых зло высмеивались высокопоставленные лица. А. Креницын нашел в полку новых друзей в лице будущих декабристов братьев Муравьевых и ротного командира литератора В. С. Норова. К этому времени относится его знакомство с А. А. Бестужевым, высоко оценившим дарование молодого поэта. В личном архиве В. А. Жуковского (Отдел рукописей Государственной публичной библиотеки имени М. Е. Салтыкова- Щедрина) сохранилось переписанное рукой декабриста В. К. Кюхельбекера послание "К Креницыну" Е. А. Баратынского:

...Узнал ли друга ты? - Болезни и печали
Его состарели во цвете юных лет;
Уж много слабостей тебе знакомых нет.
Уж многие мечты ему чужими стали!
Рассудок тверже и верней,
1 Пушкинский Дом. Архив журнала "Отечественные записки" за 1865 год.

2 А. С. Пушкин. Соч. Т. 15. М. 1959, письмо N 900.

стр. 217
Поступки, разговор скромнее:
Он осторожней стал, быть может, стал умнее,
Но, верно, счастием стократ теперь бедней.
А. Креницына глубоко взволновало восстание декабристов. На это событие он отозвался новыми стихами, которые цензура не разрешила напечатать. Только в 1828 Г. С большим трудом Л. Креницын получил чин поручика, что дало ему возможность выйти в отставку. Он поселился в небольшой деревеньке Мишнево, Великодуцкого уезда, с головой ушел в занятия литературой и лишь изредка наезжал в столицу. Во время одной из таких поездок произошла его встреча с А. С. Пушкиным. В роковую зиму 1837 г. А. Креницын одним из первых пришел в квартиру на Мойке, чтобы проститься с поэтом. Он был в числе тех немногих, кто несколько дней спустя глубокой ночью присутствовал при тайном вывозе тела покойного поэта из Петербурга в Святогорский монастырь. Под впечатлением этих событий и были написаны строки, многие из которых стали крылатыми, хотя имя их автора, по вполне понятным причинам, и не называлось:

И кто ж убийца твой? Пришлец,
Барона пажик развращенный,
Порока жалкий первенец...
Мысли и чувства автора этих строк были мыслями многих передовых людей России.

Похожие публикации:



Цитирование документа:

М. Н. МИХАЙЛОВА, ЗАБЫТОЕ ИМЯ (А. Н. КРЕНИЦЫН) // Москва: Портал "О литературе", LITERARY.RU. Дата обновления: 03 ноября 2016. URL: https://literary.ru/literary.ru/readme.php?subaction=showfull&id=1478163302&archive= (дата обращения: 24.04.2024).

По ГОСТу РФ (ГОСТ 7.0.5—2008, "Библиографическая ссылка"):

Ваши комментарии