Имена и судьбы. Художник Павел Федотов. А майор все сватается... (эссе)

ДАТА ПУБЛИКАЦИИ: 24 октября 2016
ИСТОЧНИК: http://literary.ru (c)


© Юрий ГРИБОВ

В небольшой дачной комнатке на освещенной стене висели репродукции самых популярных в народе картин. Были тут и репинские "Бурлаки", и симпатичные шишкинские медвежата, которые попали даже на обертки конфет, "Грачи прилетели" Саврасова, левитановские пейзажи. А чуть в сторонке вставленное в самодельную рамку "Сватовство майора" Павла Федотова.



Хозяин дачи, ценитель и знаток разных искусств, сам не расстающийся с мольбертом и красками, говорил, оживляясь:

- Ну это же чудо какое-то! Талант не подвластен времени! Век прошел, а "Бурлаки" так и тянут свою лямку и грачи саврасовские летят, И шишкинские медвежата резвятся...

- А майор все сватается...

- Да, майор все сватается... Эта работа вообще особенная. Не картина, а весомый насыщенный роман. Сколько ни смотрю на это полотно - и всегда нахожу что-то новое. Какой пласт жизни схвачен, как умело сбит сюжет! Не надо учебника истории, вот она история в лицах и образах!

Выпукло и правдиво вылепленные образы и притягивают людей к картине. С первых же секунд все ясно начинаешь понимать. Армейский офицер, майор, скорей всего, - гуляка и картежник, ночной завсегдатай интернет-сайтов наподобие http://azart-freeplay.com/sloty/, крепко поиздержался и поистаскался, влез в долги, а состояния у него нет, поместья тоже. И что делать перед отставкой? Не стреляться же? Надо искать выход, жениться на богатой, лучше всего на купеческой дочке, взять хорошее приданое. И вот найдена хитроватая сваха, Проведены переговоры, старому купцу лестно породниться с благородным офицером. Мы на картине видим тот миг, когда майор при полном параде, с саблей на боку стоит в открытых дверях и молодцевато покручивает усы, а молоденькая невеста, милая и изящная, как лебедушка белая, порывается убежать. Восемь человек на полотне, и у каждого из них можно определить сословие и характер: рука и глаз художника сделали их на век живыми и неповторимыми...

Павел Андреевич Федотов за картину "Сватовство майора" стал почетным академиком. Было ему тогда тридцать три года. Живописному делу он, собственно, нигде по-настоящему не учился. Крупнейшим художником России он сделал себя сам. Всесторонне одаренный от природы, Федотов шел к своей заветной мечте смело и упорно, как солдат в бою. А он и был солдатом, в мундир кадета обрядился десятилетним мальчишкой.


В своих ранних стихах, а Федотов, помимо картин, писал еще поэмы и романсы, он скажет:

Меня судьба, отец и мать Назначили маршировать... Упорство и выносливость и еще правдивость, порядочность Федотов унаследовал от своего отца - суворовского воина, побывавшего во многих походах и сражениях, "колотого, резаного, стреляного, обожженного и рубленого". За храбрость, за долгое и верное служение Отечеству он получил офицерский чин и вернулся домой с женой, пленной турчанкой: тоже ведь надо характер и смелость иметь! Турчанка вскоре скончалась, и отставной поручик Андрей Илларионович Федотов женился на вдове Наталье Алексеевне Григорьевой. Детей у них было много, но все умерли малолетними, и только Павел, родившийся в 1815 году, остался в живых.

Кадетский корпус Павел Федотов закончил с отличием, его имя занесли на мраморную доску. Благодаря этому он прапорщиком попал не куда-нибудь - в Санкт-Петербург, в лейб-гвардии Финляндский полк.

Прапорщик, а потом и штабс-капитан Федотов был типичным строевым командиром. Тогда в армии насаждались муштра, бездумная зубрежка, но Федотов спокойно переносил все тяготы. В полку его очень любили. Он прекрасно играл на гитаре и флейте, пел свои романсы, читал стихи, рисовал смешные карикатуры на товарищей, набрасывал сценки из военной жизни. И собой он был привлекателен: высокий умный лоб, глаза пытливые и добрые, брови вразлет, усы гвардейские. Ему помогли получить билет на право занятий в рисовальных классах Академии художеств, и Федотов, уже будучи командиром роты, выкраивает каждый час свободного времени для своего творчества.


Но служба стала все больше и больше мешать Федотову. А раздваиваться, относиться к военному делу кое-как он не мог, и после беседы с великим художником Карлом Брюлловым, который ободрил молодого живописца, Павел Андреевич решил просить отставку.

Жалко ему было расставаться с гвардейским полком, но что поделаешь: огонь творчества разгорался в его груди с новой силой. Он это чувствовал и, сняв мундир, поселившись в небольшой квартирке со своим верным вестовым Коршуновым, который к этому времени тоже оставил службу, целиком погрузился в работу. Скромно стали они жить вдвоем, тратя на еду двадцать пять копеек в день. Пансион у Федотова был небольшой, но и из этих денег он половину отсылал отцу и матери. А ведь нужны были холсты, кисти, краски. Картины его и портреты пока давали немного, да и не стремился он к деньгам: лишь бы самую малость добыть, чтобы спокойнее работать было, здоровье поддерживать.

Трудолюбию и упорству Федотова все удивлялись. Заходили в его уголок, именуемый мастерской, поэт Плещеев, молодой Федор Достоевский, товарищи по гвардейскому полку и преклонялись перед художником, перед его работами и набросками, смелыми замыслами. Уже были известны такие федотовские картины, как "Смерть Фидель ки", "Свежий кавалер", "Разборчивая невеста". Благодаря друзей, Павел Андреевич пояснял: "Моего труда в мастерской только десятая доля: главная моя работа на улицах и в чужих домах. Я учусь жизнью, глядя в оба глаза; мои сюжеты рассыпаны по всему городу, и я сам должен их разыскивать"...

Известны факты, как Федотов мучился над образом купца в картине "Сватовство майора". Не удавался ему старик, да и только. Сделает набросок и отложит - не то, нет в фигуре колорита. Или борода не такая, кафтан старомоден. Часами бродил он по петербургским улицам, заглядывал в лавки и амбары купцов, подолгу сиживал в трактирах... И вот наконец высмотрел нужный персонаж, еле уговорил набожного купца попозировать немного. И к мебели он был придирчив, к одежде, хотел, чтобы все выглядело, как надо, как в жизни, чтобы каждая деталь была ему мила и приятна.

Была у Федотова еще одна встреча с Брюлловым, познакомился он и с Тарасом Шевченко. Он учился у них, сравнивал, запоминал. "Сватовство майора", попавшее на академическую выставку, выдвинуло Павла Андреевича в первые ряды русских художников. О нем заговорили как о мастере бытового жанра. Он везет свои картины в Москву, и там большой успех. Знакомится в Москве с драматургом Островским, с Гоголем. К произведениям великого сатирика Федотов создает иллюстрации. И также к книгам Достоевского, Тургенева. А потом появляются его новые полотна, о которых говорят и пишут в обеих российских столицах. Это "Анкор, еще анкор!", "Вдовушка", "Игроки". Он становится знаменитым, его зовут в гости важные особы, хотят купить его картины...

А однажды припожаловал в его скромное жилище оживленный господин, поставил у стола корзину с шампанским и закусками.

- Вы художник Федотов?

- Так точно! - ответил по-военному Павел Андреевич.

- А я некоторым образом -тот самый майор, который к купеческой дочке сватался.

- Но позвольте? Такого майора нет в природе! Я его выдумал!

- А вот и есть такой майор! Я самый! Все, как в картине получилось! Хорошо мы с купеческой дочкой живем! Спасибо вам, Павел Андреевич!

Много бы еще создал Федотов замечательных картин, но подкосила его неожиданная болезнь. Он попал в сумасшедший дом. В этом доме он и скончался...

Хоронили его в мундире гвардейского офицера. За гробом вместе с друзьями художника шел и отставной солдат Коршунов, верный вестовой Федотова. Прожил Павел Андреевич тридцать семь лет, как и Пушкин...

Русский художник Федотов не умер, а ушел в бессмертие. В эти дни мы отмечаем 180 лет со дня его рождения.

Похожие публикации:




КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА (нажмите для поиска): эссе, армейские истории


Цитирование документа:

Юрий ГРИБОВ, Имена и судьбы. Художник Павел Федотов. А майор все сватается... (эссе) // Москва: Портал "О литературе", LITERARY.RU. Дата обновления: 24 октября 2016. URL: https://literary.ru/literary.ru/readme.php?subaction=showfull&id=1477257620&archive= (дата обращения: 19.04.2024).

По ГОСТу РФ (ГОСТ 7.0.5—2008, "Библиографическая ссылка"):

Ваши комментарии