МАКСИМИЛИАН РОБЕСПЬЕР. ИЗБРАННЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ В ТРЕХ ТОМАХ

ДАТА ПУБЛИКАЦИИ: 11 октября 2016
ИСТОЧНИК: Вопросы истории, № 2, Февраль 1967, C. 171-173 (c)


© А. Р. ИОАННИСЯН

(Серия "Литературные памятники"). Т. I. 378 стр.; т. II. 399 стр.; т. III. 318 стр. М. "Наука". 1965. Тираж 9000. Общая цена 4 руб. 80 коп.

Произведения Робеспьера, его печатные брошюры, статьи и речи публиковались во Франции неоднократно начиная с первой половины XIX столетия1 . Но лишь в 1912 г. было предпринято издание полного десятитомного собрания сочинений, первые девять томов которого2 (десятый том только сейчас выходит из печати) и были использованы для советской публикации; речи же и выступления Робеспьера с июля 1793 г. по июль 1794 г. приведены по изданию Лапоннрея. Составители трехтомника А. З. Манфред, А. Н. Рогинская и Е. В. Рубинин отобрали все самое существенное из литературного наследия выдающегося политического деятеля Великой Французской буржуазной революции. Теперь на русском языке имеются все его основные статьи, брошюры и речи. Сравнение с другими аналогичными изданиями, даже самыми удачными3 , подтверждает этот вывод. Хотелось бы сде-

1 Отметим, в частности. "Robespierre. Oeuvres... avec une notice historique, des notes et commentaires par Laponneraye". Tt. I - III. Paris. 1840; "Oeuvres de Robespierre fecueillis et annotees par A. Vermorel. Paris. 1866.

2 "Oeuvres completes de Robespierre". Tt. I - IX. Paris. 1912 - 1961.

3 См., например, M. Robespierre. Textes choisies. Tt. I - III. Paris. 1956 - 1958.

стр. 171
лать, однако, замечание. Составители сборника поступили правильно, не включив в него дореволюционные произведения Робеспьера, занявшие первые два тома его Полного собрания сочинений. Естественно" что необходимо было использовать предоставленный листаж прежде всего для освещения политической деятельности Робеспьера в период революции. И все же, как нам кажется, следовало начать первый том избранных произведений не с письма Буиссару от 24 мая 1789 г., ас брошюры "К народу Артуа" и с составленного Робеспьерам наказа от избирателей Аррасского округа, поскольку в этих документах изложены его политические убеждения, накануне революции, которые, свидетельствуют, с каким идейным багажом встретил Робеспьер революционные события.

Опубликованные ныне произведения имеют большое познавательное значение для изучения общественно-политической борьбы на различных этапах революции. Это как бы живая её история, яркие иллюстрации к повседневным событиям, ценный материал для характеристики идейных позиций, политических взглядов и морального облика как самого Робеспьера, так и других деятелей революции. Произведения Робеспьера важны также с теоретической стороны. В его статьях и выступлениях сформулированы и обоснованы буржуазно-демократические идеалы, выдвинутые Великой Французской буржуазной революцией. То, что французские просветители, прежде всего Руссо, провозглашали как общие принципы, Робеспьер конкретизировал в виде политических лозунгов и конституционных положений. С этой точки зрения большое значение имеют его многочисленные выступления в период Учредительного собрания и Конвента, в частности разработанный им в апреле 1793 г. и опубликованный по постановлению Якобинского клуба проект Декларации прав (т. III, стр. 323 - 329).

Особый интерес представляет обоснование Робеспьером "теории революционного правления", режима революционной диктатуры, которую он рассматривал как необходимый переходный период для построения нового общества. В докладе Конвенту от 25 декабря 1793 г. "О принципах революционного правительства" (т. III, стр. 90 - 98) он указывал: "Функция Правительства - направить моральные и физические силы нации к цели, намеченной при его создании. Цель конституционного правительства - сохранить республику; цель революционного правительства - создать ее. Революция - это война свободы против ее врагов; конституция - это режим победоносной и мирной свободы". "Революционное правление", которое защищал и обосновывал Робеспьер, имело своей объективной целью решение основных задач лишь буржуазной революции. Но эта теория революционной диктатуры, возникшая в период якобинской республики, оказала самое непосредственное влияние на передовую общественную мысль последующих десятилетий. Недаром уже бабувисты использовали ее для обоснования необходимости революционной диктатуры общественных низов в целях ликвидации всего общественного строя, основанного на социальном неравенстве, и построения коммунистического общества.

Избранным произведениям Робеспьера предпослана обширная вступительная статья А. З. Манфреда. Она содержит характеристику всей деятельности Робеспьера как идейно- политического руководителя якобинского блока. Одновременно автор рисует исторически достоверный портрет великого революционера. В обширной литературе, посвященной как специально Робеспьеру, так и термидорианскому перевороту, многократно дебатировался вопрос о "необъяснимом", "странном" поведении Робеспьера накануне Термидора, когда он, будучи осведомленным о происках врагов якобинской диктатуры, проявлял полную пассивность, прекратив даже посещать заседания Конвента и Комитета общественного спасения. Нам кажется, что А. З. Манфреду удалось с большой убедительностью раскрыть подлинные причины глубокого духовного кризиса, который переживал Робеспьер в те критические недели. Самоотверженный революционер, твердо веривший, что после сокрушения врагов революции утвердится строй всеобщего счастья, добродетели и справедливости, видел теперь иллюзорность своих надежд. Душевный кризис Робеспьера, обрекавший его на пассивность, был непосредственным результатом глубокого и неизлечимого кризиса самой буржуазной революции.

Детально анализирует А. З. Манфред и социально-политические идеалы Робеспьера. Справедливо рассматривая последнего как идейного ученика Руссо, он характеризует его социальную программу как программу смягчения общественных противоречий и некоторого ограничения общественного неравенства. Можно полностью согла-

стр. 172
ситься с А. З. Манфредом, когда он пишет, что "Робеспьер был искренне убежден в необходимости и благодетельности устранения крайностей имущественного неравенства. Он стремился к относительному уравнению состояний" (т. I, стр. 63). Но дает ли это основание утверждать, что в основе почти всех выступлений Робеспьера лежала наряду с идеями народного суверенитета и политического равенства также "идея социального равенства - эгалитаризма" (т. I, стр. 31)? Следует ли называть сторонником социального равенства политического деятеля, который в самый разгар революции в своем выступлении в Конвенте 24 апреля 1793 г. по вопросу о Декларации прав не двусмысленно заявлял: "Конечно, не нужно было революции для того, чтобы мир узнал, что крайнее неравенство имуществ есть источник многих бед и многих преступлений. И тем не менее мы убеждены в том, что имущественное равенство есть химера. Что до меня, я считаю, что оно еще менее необходимо для личного счастья, чем для общественного благоденствия" (т. II, стр. 320). Ведь именно резко отрицательное отношение Робеспьера и его соратников к "аграрному закону" и другим радикально-уравнительным требованиям явилось основной причиной разногласий между ними и плебейскими идеологами, примыкавшими к "бешеным" и к левым якобинцам.

В конце трехтомника помещен содержательный очерк А. З. Манфреда, дающий общий обзор исторической литературы, посвященной Робеспьеру, и ее критическую оценку. Библиография, к сожалению, отсутствует. А между тем в подобном издании подробная библиография литературного наследия Робеспьера и посвященных ему Исследований была бы весьма желательна.

Следует надеяться, что публикация в серии "Литературные памятники" произведений выдающихся революционных деятелей прошлого и представителей передовой общественной мысли будет продолжена.

Похожие публикации:



Цитирование документа:

А. Р. ИОАННИСЯН, МАКСИМИЛИАН РОБЕСПЬЕР. ИЗБРАННЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ В ТРЕХ ТОМАХ // Москва: Портал "О литературе", LITERARY.RU. Дата обновления: 11 октября 2016. URL: https://literary.ru/literary.ru/readme.php?subaction=showfull&id=1476200548&archive= (дата обращения: 20.04.2024).

По ГОСТу РФ (ГОСТ 7.0.5—2008, "Библиографическая ссылка"):

Ваши комментарии