РЕВОЛЮЦИОННЫЙ НАРОДНИК ИВАН КРАСНОПЕРОВ

ДАТА ПУБЛИКАЦИИ: 18 сентября 2016
ИСТОЧНИК: Вопросы истории, № 8, Август 1966, C. 209-211 (c)


© Ф. С. ГОРОВОЙ, Н. А. ЛАПИН

Советским людям бесконечно дорог каждый штрих жизни В. И. Ленина; их интересует каждый человек, встречавшийся с великим вождем. Что касается окружения В. И. Ленина начала 90-х годов, то интерес к нему историков обусловливается еще и следующим обстоятельством: имеются основания думать, что В. И. Ленин в своих работах и высказываниях о 60-х годах использовал не только письменные источники, но, и живую устную традицию1 . Последний факт представляется исключительно важным для изучения творческой биографии В. И. Ленина. Он подтверждается рядом данных, среди которых не последнее место занимают свидетельства о знакомстве Владимира Ильича с участником революционного движения начала 60-х годов И. М. Красноперовым.

Иван Маркович Красноперов родился в 1840 г. в семье пономаря глухого вятского села. Нужда и бесправие народа были первыми острыми впечатлениями его детства. "Я жил и вырос между крестьянами, - говорил Красноперов на следствии в 1863 г., - товарищами первых моих детских игр были всегда крестьянские мальчишки, и я никогда не могу без слез смотреть на жалкую жизнь крестьян, страдающих от деспотизма чиновничества... Бедный народ! Когда хотя сколько-нибудь облегчится твоя участь?"2 . Попасть в семинарию после окончания Елабужского духовного училища пономарскому сыну не удалось. Стремление во что бы то ни стало продолжить учение привело Красноперова в Вятское духовное училище, окончив которое он добился приема в Вятскую семинарию.

Шли шестидесятые годы. Вятская молодежь, как и молодежь всей России, была охвачена, революционными веяниями. Учитель семинарии А. А. Красовский собирал на своей квартире семинаристов, читал с ними "Современник" и другие передовые издания. Демократически настроенный преподаватель ездил в Петербург и встречался там с Н, Г. Чернышевским. Об этих встречах он горячо рассказывал ученикам. "Его рассказы о Добролюбове и Чернышевском, - вспоминал много лет спустя Красноперов, дышали такой любовью и уважением к этим личностям, что эту любовь и уважение он передал и нам"3 .

Кончина Н. А. Добролюбова в ноябре 1861 г. была воспринята вятской молодежью как большое народное горе. Семинаристы организовали панихиду по усопшему, на, которой Красноперов произнес речь. "Мы все знали его, знали, что он был одним из лучших критиков после Белинского, - говорил Красноперов, - нет, мало того, он был одним из лучших людей русской страны. Мы обязаны ему всем, что может быть только лучшего в человеке. Он воспитал в нас идеалы правды и добра, воспитал в нас любовь к народу, на служение которому он учил нас посвятить все свои силы"4 . Речь о Добролюбове произвела переполох среди семинарского начальства. Красноперову грозило исключение. Но он и сам не хотел оставаться долее в стенах духовного: заведения. Летом 1862 г. Красноперов покинул Вятскую семинарию и поступил вольнослушателем в Казанский университет.

В Казани в это время действовали революционные кружки, занимавшиеся подготовкой различных антиправительственных прокламаций. Один из таких кружков, объединявший студентов университета, возглавил сам Красноперов. В начале 1863 г. студенты университета Красноперов, Иван и Николай Орловы, Князев, Лаврский,

1 См. М. В. Нечкина. В. И. Ленин - историк революционного движения в России. "Вопросы истории", 1965, N 10, стр. И.

2 Государственный архив Кировской области (ГАКО), ф. 582, оп. 58, д. 114, л. 10.

3 И. М. Красноперов. Записки разночинца. М. 1929, стр. 62.

4 Там же, стр. 65.

стр. 209
Дернов и Шулятников договорились "из своей среды составить какое-нибудь тайное общество", которое должно было "войти в сообщение с каким-нибудь тайным народным комитетом и в случае восстания пристать к какой-нибудь сильной революционной партии"5 . Члены кружка "предполагали также на первое время пропагандировать о сознании настоящего положения и политических прав народа посредством прокламаций и других летучих листков"6 . Ученик Вятской духовной семинарии С. М. Дрягин показывал позднее на следствии, что он "получил по почте из Казани от Ивана Красноперова прокламацию "Молодая Россия"... Прокламация эта читалась многими учениками семинарии"7 . После ареста у Красноперова были обнаружены "экземпляр переписанной им прокламации от Русского Народного Комитета "Земля и воля" и несколько свободных литературных собственных его произведений"8 . В одном из таких произведений, озаглавленном "Французский карбонаризм", содержались "дерзкие выражения противу государя и русского правительства"9 . Председатель Казанской следственной комиссии в письме вятскому губернатору называл Красноперова "одним из важных деятелей в распространении возмутительных воззваний"10 .

Стремление Красноперова и его товарищей установить связь с революционными центрами страны осуществилось очень скоро. В марте 1863 г. в Казань прибыл член Петербургской землевольческой организации поручик М. А. Черняк, который предложил начать подготовку восстания в Поволжье. Согласно плану восстания, известному в литературе под названием "Казанский заговор", предполагалось захватить Казань и поднять крестьян Поволжья, Урала, Сибири, после чего двинуть вооруженные силы революционеров на помощь польским повстанцам. Кружок Красноперова горячо откликнулся на призыв М. А. Черняка. Члены кружка немедля приступили к изучению оружия и проводили на реке Казанке тренировочные стрельбы. Из числа кружковцев выделили "апостолов", поручив им поднимать народ по уездам Вятской, Казанской и Пермской губерний. Каждый "апостол" получил от Красноперова рекомендательное письмо, где излагалась его миссия. Текст письма гласил: "Сей человек взял на себя роль апостола-проповедника. Роль в высшей степени прекрасная и полезная: прошу принять этого апостола радушно и исполнить те поручения, которые он на Вас возложит... Время близко, старому свету приближается конец, а Россия воспрянет от сна. Верно, что Вы принимаете в этом деле непосредственное участие. Да здравствует демократия, честная конституция. Преданный Вам Красноперов. О самом моем письме никому ни слова. Нет!"11 .

Конец наступил неожиданно. Письмо Красноперова, отправленное с "апостолом" И. Орловым в Вятку, случайно попало в руки жандармов. Предательство студента И. Глассона довершило дело: подпольная организация казанских революционеров была разгромлена. Одним из первых 19 марта 1863 г. был арестован Красноперов. Захваченный с поличным, Красноперов держался мужественно и твердо. "В первом показании своем, - писали жандармы, - он положительно отказался отвечать", заявив, что вообще считает бесчестным выдавать своих товарищей. "Шпионство- дело слишком низкое и недостойное сколько-нибудь порядочного человека"12 .

Красноперов был заточен в башню казанского тюремного замка. Но заключение не сломило его веры в грядущую революцию. "Мы беззаветно верили; в наступающее царство света и свободы и всецело отдались этому течению, - вспоминал он о днях, проведенных в тюрьме. - Здесь в течение пяти лет мы много пережили, много передумали и перечитали массу книг". Среди них было и исследование Ф. Энгельса "Положение рабочего класса в Англии", "тогда же, - писал Красноперов, - переведённое мной на русский язык для моих товарищей"13 . 26 июля, 1867 г. Сенат вынес

5 ГАКО, ф. 582, оп. 58, д. 114. л. 9 об.

6 Там же, л. 10.

7 Там же, л. 26.

8 Там же, л. 8 об.

9 "Русско-польские революционные связи". Материалы и документы. Т. II. М. 1963, стр. 396.

10 ГАКО, ф. 582, оп. 60, д. 22, л. 385.

11 Центральный государственный архив ТатАССР, ф. 1, оп. 2, д. 1883, лл, 1 - 2.

12 ГАКО, ф. 582, оп. 58, д. 114, л. 9.

13 И. М. Красноперов. Указ. соч., стр. 101 - 102.

стр. 210
приговор по делу казанских студентов. Среди осужденных он признал виновным по первой категории "сына пономаря Ивана Красноперова (27 лет) за умысел на бунт против государя и государства и приготовление к оному...". Красноперова приговорили, "лишив всех прав состояния, сослать в каторжные работы в рудниках на 12 лет"14 . Заигрывая с общественным мнением, правительство Александра II смягчило приговор. Красноперову зачли срок его тюремного заключения и выпустили на свободу, отдав под надзор полиции.

Таково было прошлое революционера-шестидесятника Красноперова, о котором он мог поведать, повстречавшись с представителем нового поколения революционеров - В; И. Лениным. Когда же и где это произошло? Семья Ульяновых жила в Самаре в 1889 - 1893 гг., где в то время проживал и Красноперов, заведовавший земским статистическим бюро. Отойдя от революционного движения, он сохранил, однако, народнические убеждения и проводил их в своих исследованиях. Кроме Красноперова, в Самаре находились участники народнических организаций 70-х годов супруги Ливановы, Н. С. Долгов и другие. В. И. Ленин всегда внимательно относился к революционному прошлому. Вспоминая о встречах его с самарскими народниками, А. И. Ульянова-Елизарова писала: "Владимир Ильич любил беседовать с ними и, не сходясь в путях, заимствовал от них революционный опыт, изучал, так сказать, по их рассказам историю нашего революционного движения за полным почти отсутствием нелегальной литературы в нашей провинции"15 . Встречался В. И. Ленин и с Красноперовым. Некогда студенты Казанского университета, оба исключенные оттуда за революционную деятельность (Красноперов - в 60-х, Ленин - в 80-х годах)" они нашли общие темы для бесед. Однако разговоры их посвящены были не только прошлому. Близкая знакомая семьи Ульяновых по Самаре М. П. Голубева вспоминала: "Я у Красноперовых давала уроки детям, и вот помню, уходя однажды с урока, я в передней столкнулась - и очень этому удивилась - с М. Т. Елизаровым и Владимиром Ильичей. Помню, как, здороваясь с Красноперовым и показывая на Владимира Ильича, Елизаров сказал: "Идем на вас". При разговоре Владимира Ильича с Красноперовым я не присутствовала, но слышала тогда же от Елизарова, что Владимир Ильич здорово пощипал старого народника Красноперова"16 .

Споры В. И. Ленина с Красноперовым явились важной частью идейной борьбы русских марксистов против народников. Участник марксистских кружков в Самаре М. "И. Семенов (Блан) писал, вспоминая о Красноперове и его работах: "Этими статистическими материалами и в особенности их обработкой с точки зрения народнических теорий интересовались марксистские революционные кружки и прежде всего В. И. Ленин, считавший такую обработку ненаучной и приводящей к неправильным политическим выводам. Эти вопросы вызывали разногласия и споры между марксистами и народниками, и они же были темами бесед Владимира Ильича с Красноперовым и другими идеологами народничества"17 . 12 декабря 1898 г. В. И. Ленин сообщал из Шушенского А. И. Ульяновой-Елизаровой: "Писал я в статистическое отделение Тверской губернской земской управы, прося выслать сводный сборник (т. XIII, выпуск 1, 1897). Не посылают, канальи. Нет ли у тебя кого из знакомых, нельзя ли достать? Неужели Красноперов (если он там) откажет?"18 .

Нам не известно, обращалась ли А. И. Ульянова-Елизарова к Красноперову. Но мы знаем, что он хорошо помнил о встречах с молодым марксистом, оставивших в нем глубокое впечатление. "Самарский народник, старый статистик Красноперов, - писала М. П. Голубева, - еще в 1917 г. вспоминал о своем споре с молодым Ульяновым"19 . Знакомство В. И. Ленина с Красноперовым, одним из видных участников революционного движения начала 60-х годов, их беседы и споры - интересная страница в биографии Владимира Ильича.

14 ГАКО, ф. 582, оп. 60, д. 22, л. 54.

15 А. И. Ульянова-Елизарова. В. И. Ульянов (Н. Ленин). М. 1934, стр. 27.

16 "Воспоминания о В. И. Ленине". Т. I. М. 1956, стр. 98.

17 М. И. Семенов (М. Блан). К самарскому периоду жизни В. И. Ленина. Куйбышев. 1937, стр. 13 - 14.

18 В. И. Ленин. ПСС. Т. 55, стр. 120.

19 См. А. И. Иванский. Молодой Ленин. М. 1964, стр. 520.

Похожие публикации:



Цитирование документа:

Ф. С. ГОРОВОЙ, Н. А. ЛАПИН, РЕВОЛЮЦИОННЫЙ НАРОДНИК ИВАН КРАСНОПЕРОВ // Москва: Портал "О литературе", LITERARY.RU. Дата обновления: 18 сентября 2016. URL: https://literary.ru/literary.ru/readme.php?subaction=showfull&id=1474219559&archive=1675604534 (дата обращения: 19.04.2024).

По ГОСТу РФ (ГОСТ 7.0.5—2008, "Библиографическая ссылка"):

Ваши комментарии