О РОЛИ УНИВЕРСИТЕТОВ В РАЗВИТИИ ЕВРОПЕЙСКИХ КУЛЬТУРНЫХ ЦЕННОСТЕЙ

ДАТА ПУБЛИКАЦИИ: 03 апреля 2008
ИСТОЧНИК: http://portalus.ru (c)


За годы существования Санкт-Петербургского его возглавляли представители разных наук - физики, историки, химики, математики, биологи, правоведы. Были и филологи, кстати, по сравнению с другими профессиями немало - десять, но никогда во главе университета не было женщин. В апреле 1994 г. на этот пост избрана Людмила Алексеевна Вербицкая, в 1999 г. избрана повторно, в 2004 г. - в третий раз.

Женщина-филолог - 70-й ректор крупнейшего вуза страны! Что это? Особый знак судьбы, удача или нелегкое бремя? Специально для "Русской словесности" Л. А. Вербицкая ответила на вопросы нашего корреспондента, доцента кафедры русского языка и литературы МГУ сервиса Т. В. Гордиенко.

- Людмила Алексеевна, Вы стали ректором в эпоху перемен в стране, когда у вузов есть, несомненно, большие возможности, но и проблем немало. Трудно ли сегодня быть ректором вуза такого масштаба?

- Этот вопрос, Тамара Викторовна, мне задают часто, и он закономерен, хотя ответить на него однозначно нельзя.

Конечно, трудно, но ведь есть и радость, и гордость... Каких специалистов мы выпускаем, и не только для нашей страны! Какие силы в университете, какой у него авторитет. А масштабы? Поговорим на языке цифр.

Санкт-Петербургский университет - это 20 факультетов, 35 тысяч студентов. В штате 50 тысяч человек: преподаватели, научные сотрудники, инженеры, лаборанты, библиотекари, обслуживающий персонал. Из 28 тысяч абитуриентов, которые приходят на первый курс в Петербурге ежегодно, - 6 тысяч наши. А еще десятки тысяч учились здесь и отсюда, с университетской скамьи, ушли в большую жизнь! Согласитесь, ведь это миниатюрная модель большой страны, особый микромир, в котором каждый день происходит много всяких событий, и ректору во всем надо участвовать. С университетом связана вся моя жизнь. Здесь я была студенткой, аспиранткой, лаборантом, преподавателем, доцентом, двадцать лет заведую кафедрой общего языкознания. В этих стенах не только мои ученики, но и учителя. Здесь написаны мои диссертации - кандидатская и докторская. Это ведь, по сути, мой дом, где все до мелочей знакомо и дорого. И, кроме того, я петербурженка. Я люблю слова, сказанные Н. П. Анциферовым, а он в своих воспоминаниях написал так: "Весь Петербург казался мне оправой драгоценного камня - этот камень был университет". Я полностью разделяю эти чувства.

Работа ректора университета связана с командировками, участием в различных мероприятиях в городе, в стране, в мире. Вы еще и Президент Международной ассоциации преподавателей русского языка (МАПРЯЛ), член Совета Университета Объединенных Наций, вице-президент Комиссии ЮНЕСКО по вопросам образования женщин... все перечислить почти невозможно. Когда же вести занятия со студентами? Ведь все-таки это было Вашим призванием?

- Было и есть. Ректор - это должность, ее, в отличие от профессии, не выбирают. Но я же работаю со студентами, с аспирантами, докторантами, откуда же взяться у меня ученикам, если не пройти с ними эту школу в студенчестве?

Очень люблю свою работу профессора кафедры, люблю читать лекции, считаю, что любой специалист университета, занимающий административный

стр. 2


--------------------------------------------------------------------------------

пост, - ректор, проректор, декан, зав. кафедрой - должен наряду с занятиями наукой вести учебную работу.

Свои командировки планирую так, чтобы они не совпадали с днями, когда у меня лекции. И когда покину свой пост ректора, то все силы отдам работе преподавателя на кафедре общего языкознания. Буду общаться со студентами не три раза в неделю, как сейчас, а гораздо чаще. Университетские годы - лучшая пора жизни не только для студента, но и для преподавателя. Дух молодости, атмосфера уважения к знаниям и творчеству помогают нам всем жить интересно для себя и с пользой для Отечества.

К третьему ректорскому сроку был снят фильм о Вербицкой. Вот фрагмент из него:

Корр.: Четверг: 8.50 утра. Каждую неделю в этот день у Вербицкой лекции. Но накануне Людмила Алексеевна была в Москве, и студенты, как народ, любящий поспать, решили, что вернуться к лекции она не успеет. Пришли лишь самые дисциплинированные. Вербицкая принимает решение не срывать лекцию и читает для тех, кто пришел.

- Как Вы оцениваете уровень современного высшего образования и перспективы его развития в свете Болонской конвенции?

- Наше образование, на мой взгляд, выше по качеству (по уровню) зарубежного магистерского. Зарубежные коллеги высоко оценивают его и прислушиваются к нашему мнению. Если раньше говорили, что бакалавриат должен длиться три года, а потом студент может поступать в магистратуру, то теперь, оценив наши доводы и результаты, склоняются к тому, что эффективнее схема 4 + 2, то есть четыре года - бакалавриат и два - магистратура.

Можно выделить три важнейших части трансформации образования в рамках Болонского процесса.

Первая - переход от традиционного, одноуровневого, на двухуровневую систему реализации образовательных программ.

Вторая - единая система оценки знаний.

Каждый курс оценивается определенным количеством кредитов (некая единая образовательная "валюта"), и если студент прослушал соответствующий курс в университете своей или другой страны, он ему засчитывается через механизм этих кредитов. Например, в программах магистерского уровня многих университетов предполагается проведение одного семестра за границей, и курс засчитывается студенту, как если бы он прослушал его в своем родном университете.

И третья составляющая - качество знаний.

Контакты с Болонским университетом у нас давние. В 1974 г. М. В. Ломоносов был избран Почетным членом Болонского университета. Выдающийся историк литературы А. Н. Веселовский еще в конце XIX в. проводил исследования в Болонье. Его работы о Данте, Петрарке, Боккаччо известны и высоко оценены в Италии и во всем мире.

Кардинал Дж. Мадзофанти заведовал Болонской библиотекой, говорил на 42 языках, в том числе и на русском, поэтому в Болонье находится уникальная коллекция русских книг. Среди них прижизненные издания Сумарокова, Карамзина, Пушкина, Гоголя.

Сегодня Болонский университет стал символом международной деятельности, направленной на построение стандартов европейского образования. В его стенах в дни празднования 900-летия ректорами 388 университетов, в том числе и нашим, подписана хартия, определяющая фундаментальные академические ценности и права университетов, утверждающая центральную роль университетов в развитии европейских культурных ценностей.

- Вы чувствовали особую гордость за наши ценности, за Петербургский университет?

- Да, конечно. Среди выпускников и тех, кто работал в университете, много выдающихся людей, которые внесли свой вклад в развитие страны, в укреп-

стр. 3


--------------------------------------------------------------------------------

ление ее научной мысли. Это Нобелевские лауреаты, ученые И. И. Мечников, И. П. Павлов, Н. Н. Семенов, Л. Д. Ландау, А. М. Прохоров, В. В. Леонтьев, Л. В. Канторович... Около ста малых планет носят имена профессоров и питомцев университета, среди них адъюнкт-профессор Н. В. Гоголь, поэт Иннокентий Анненский, писатель и преподаватель литературы Федор Абрамов, политик А. И. Ульянов, ученые и общественные деятели Д. И. Менделеев, математик П. Л. Чебышев, Д. С. Лихачев и еще многие-многие.

- В чем Вы видите сегодня свою задачу как ректора?

- Университет должен следовать классической традиции. Известно, что первые европейские университеты создавались в XI - XII в. не столько для профессионального обучения студентов, сколько для их объединения, для того, чтобы сознательные молодые люди могли формировать и отстаивать интересы своих стран. Мы стремимся реально влиять сегодня на состояние общества. Начиная с 2000 г., уже дважды проходил в наших стенах научно-общественный форум "Формирование гражданского общества в России". В круглых столах, семинарах принимали участие ведущие ученые, губернаторы, министры, лидеры думских фракций. Участвовали и студенты, ведь высшей школе принадлежит особая роль в формировании гражданского сознания.

- Наши читатели и авторы - это школьные учителя, преподаватели-словесники, хотелось бы знать Ваше мнение о современном состоянии русского языка, о его будущем....

- Несмотря на большое внимание к русскому языку со стороны правительства, общественных организаций, русский язык нуждается в защите. Сегодня речь людей переполнена просторечными словами, сниженными формами, которые привели к засорению русского языка. Эти слова проникают в официальную речь, в художественную, в информационную. В какой-то степени это объяснимо, ведь изменения, которые произошли в России, в ее политической, духовной жизни, привели к возрождению самодостаточных форм индивидуального словоупотребления, к тому, что человек может говорить свободно. Вытеснены слова советской эпохи: вся молодежь, мы, советские люди, весь советский народ и др. Они заменены такими формами, как: я думаю, я считаю, на мой взгляд. И это хорошо, но спонтанная неподготовленная речь привела к неряшливости, к нарушению нормы, к вседозволенности в речи.

Кроме того, в результате широких международных контактов пришел во все сферы поток иностранных слов. Мешают разные нарушения согласований слов: "нехватка с продуктами, около триста, около восьмиста" вместо: нехватка продуктов, около трехсот рублей, около восьмисот звонков. Всеми силами стараюсь заразить своих учеников убеждением, что говорить правильно - это престижно, делаю все, чтобы русский язык обрел свое достоинство и величие, воспетое нашими классиками - Пушкиным, Тургеневым, Толстым.

В качестве заголовка к своей монографии и серии книг, направленной на корректировку и грамотность речи наших современников, я выбрала эмоциональное восклицание: Давайте говорить правильно! Это не случайность, а крик души, доминанта моих усилий и моей деятельности в защиту русского языка.

- Людмила Алексеевна, сегодня у нас принята открытость в обществе, мы знаем о личной жизни многих публичных людей. Если Вы с этим согласны, то приоткройте Ваши секреты. Один я уже знаю: студенты сказали, что Вы любите яркие тона в одежде, носите бижутерию и одеваетесь у известного в городе модельера Элеоноры Куррирен.

- Да, это так. Держать себя в форме надо, хотя это непросто. С годами накапливается усталость, всегда не хватает времени, ритм моей жизни определяется ритмом жизни университета, все-таки у меня мужская работа. Надо как-то смягчить, сделать ее женственнее.

У Элеоноры Куррирен я шью вещи много лет, кстати, сейчас у нее частное

стр. 4


--------------------------------------------------------------------------------

ателье, и для того, чтобы разрешили его открыть много лет назад, я демонстрировала специальной комиссии ("Комсомольская правда" написала: "как манекенщица") свои наряды, чтобы убедить ее и защитить проект авторского ателье.

Платье много значит для женщины. Раньше ректорская семья жила в здании университета, и в детстве внук ректора, будущий поэт Александр Блок, любил бывать в спальне своей бабушки, Е. Г. Бекетовой, где "шуршит ее черное атласное платье с отложным воротничком из белого гипюра, привезенное из Парижа, и можно подолгу разглядывать ее флорентийскую брошь в золотой оправе: белая роза на черном фоне".

- Расскажите немного о себе, об основных жизненных вехах.

- Моя биография, наверное, похожа на биографии многих соотечественников. У меня две дочери, старшая, Елена, специалист в области датского языка, переводчица художественной литературы, младшая, Виктория, русистка, ее научные интересы - в русской культуре XVIII в. У меня единственный внук, который увлекается спортом, играет на гитаре, пишет авторские песни. Дочери замужем, мой муж, с которым мы прожили душа в душу сорок два года, недавно скончался. Здесь, в Петербурге, покоятся мои бабушка, дедушка, мама, муж, сестра отца тетя Зина, и только папин прах покоится, слава Богу, теперь не под безымянным камнем, как это было до недавнего времени, а вместе с семнадцатью жертвами сталинского террора на кладбище Донского монастыря. Я дочь "врага народа", мои родители были репрессированы по печально знаменитому "ленинградскому делу", а я с тринадцати лет воспитывалась в львовской колонии для малолетних преступников, куда попала после ареста родителей. Во Львове я закончила школу и воспользовалась единственной возможностью, которая у меня была, - поступать в университет на русское отделение. Хотела в медицинский, но туда дорога была закрыта, на иностранный факультет тоже, сказали, что можно только на русское отделение. Как видите, случай определил мою профессию, которую я очень люблю.

- Что Вы пожелаете читателям нашего журнала?

- Я желаю всем, кто собирается учиться, выбрать будущую профессию по душе, ведь так важно заниматься любимым делом. А всем остальным удач, успехов, любви и внимания близких. Так бы хотелось, чтобы все были здоровы и счастливы.

стр. 5


Похожие публикации:



Цитирование документа:

О РОЛИ УНИВЕРСИТЕТОВ В РАЗВИТИИ ЕВРОПЕЙСКИХ КУЛЬТУРНЫХ ЦЕННОСТЕЙ // Москва: Портал "О литературе", LITERARY.RU. Дата обновления: 03 апреля 2008. URL: https://literary.ru/literary.ru/readme.php?subaction=showfull&id=1207223985&archive=1207225877 (дата обращения: 18.04.2024).

По ГОСТу РФ (ГОСТ 7.0.5—2008, "Библиографическая ссылка"):

Ваши комментарии