В программе по литературе для IX класса не представлена современная проза, к которой мы относим литературу двух последних десятилетий. В 90-е годы XX столетия в литературе для подростков утвердились новые имена: Георгий Юдин, Сергей Лукьяненко, Марина Москвина, Александр Бушков, Михаил Успенский, Людмила Петрушевская и др. С их приходом произошла "принципиальная смена нравственных ориентиров".
Из современной прозы для детей ушла идеология, писатели видят свою задачу в том, чтобы "передать состояние ребенка, помочь ему обрести душевную гармонию, почувствовать и увидеть неповторимую красоту мира, каждого мгновения жизни" (2, с. 12).
Леонид Жуховицкий - писатель и публицист. Его произведения зачастую обращены к подростку, и поскольку писатель разрабатывал в своем творчестве вечные темы, его повести не выглядят устаревшими рядом с книгами молодых современников. Предлагаем на одном из уроков внеклассного чтения обратиться к повести Л. Жуховицкого "Девочка на две недели".
За неделю до занятия ученикам предлагаются вопросы для анализа повести:
* Чем вас взволновала книга Л. Жуховицкого? Над чем вы задумались?
* Как вы понимаете основной конфликт произведения? Какие проблемы в нем поставлены? Чем они жизненно важны для вас?
* В центре повести история взаимоотношений Федора и Зои. Чье поведение вас привлекло? Есть ли общее будущее у этих героев?
стр. 43
--------------------------------------------------------------------------------
* Сравните поведение первой жены Федора и поведение Зои. Почему автор не дал имени первой жене главного героя?
* Определите кульминационную сцену в повести. Какова ее роль в раскрытии характера Зои?
* Какова сюжетная функция письма Зои?
* Какую роль в произведении играют место и время действия?
* Как вы понимаете смысл названия повести?
* Выскажите свое отношение к мечте Федора. Что дает она для понимания характера героя?
Урок начинается с краткого вступительного слова учителя о писателе: "Леонид Жуховицкий - старейший российский писатель, драматург, выпускник литературного института им. М. Горького. Наиболее известные его книги: "Остановиться, оглянуться..." (1969), "Легенда о Ричарде Тишкове" (1972), "Только две недели" (1982). Его "экологической нишей" стала тема любви. Он ей посвятил жизнь и творчество. Писатель считал, что "любовь со всеми своими конфликтами и трагедиями все равно наш неразменный рубль, последнее, на что можно опереться" (1, с. 6).
В повести "Девочка на две недели" прозаик пытается привлечь внимание читателя к раздумьям об истинных ценностях, делающих человека человеком, показывает трудности, которые приходится преодолевать людям на пути друг к другу.
Анализ повести лучше начать с обозначения проблем, поставленных автором. Несомненно, главная проблема - истинная любовь и любовь-блуд, столь агрессивно пропагандируемая современными средствами массовой информации.
Главный герой - Федор - после двухлетней работы на стройках Севера отправляется в отпуск на юг. По пути он заезжает в Москву, где встречает однокурсника, на вечеринке легко знакомится с Зоей. Он приглашает девушку отдохнуть с ним на море, она неожиданно быстро соглашается.
Федор не был настроен на серьезные отношения, ему нужен был человек для компании. Зоя понимает жизненную установку героя и не навязывается. Она просто находится рядом, максимально облегчая отпускную жизнь, а через две недели исчезает, оставив письмо. Оно становится свидетельством ее истинного чувства. Зоя полюбила Федора с первого взгляда, несмотря на молодость, рассмотрела и оценила его надежность, целеустремленность, доброту и широту души.
Л. Жуховицкий использует толстовский прием контраста в расстановке героев произведения. Если Зоя олицетворяет в произведении истинную любовь, то оставшаяся без имени (говорящая деталь!) героиня стала олицетворением любви-блуда.
Вспоминая время своей женитьбы, Федор отмечает, что был счастлив. Жена для него была "спутница, помощница, близкий до дна человек, с которым и слов не надо...". Автор не комментирует их отношения, оставляя читателю свободу для размышлений. Далее читается вставной эпизод о женитьбе Федора (1, с. 128 - 130). Перед чтением ученикам дается задание обратить внимание на поведение героини и на языковые детали текста.
Автор умело подбирает слова, говорящие о безоглядной влюбленности Федора: "одурел", "хмельной и глупый", "умилялся". Рассказывая о героине, Л. Жуховицкий выделяет ее молчаливость, взгляд исподлобья. Можно попросить учащихся найти в тексте предложение, которое свидетельствует об истинном отношении жены к Федору. На вопрос мужа: "Ты меня любишь?" - жена просто молчала, лишь "неумело, но старательно прижалась губами к его губам...". Наречие "старательно" говорит об отсутствии любовного чувства, героиня старается сыграть роль влюбленной.
Познакомившись с биографией героини и с ее дальнейшим поведением, ученики придут к выводу, что жена Федора не любила, а ее молчаливая покорность - от необразованности и недостатка ума. Эта женщина искала не люб-
стр. 44
--------------------------------------------------------------------------------
ви, а выгодного мужа. Федор был лишь первой ступенькой в ее поисках.
В отношениях с Зоей, на первый взгляд, кажется, все повторяется. Федор и здесь выступает в роли ведущего, а девушка молчаливо покоряется. Но постепенно становится ясно, что это другая история. Незаметно для себя меняется Федор. Это особенно ярко проявилось в эпизоде игры в пинг-понг.
Зоя, как и первая жена Федора, заботлива, домовита. Но ее молчаливость - свидетельство глубины характера, скромности, ненавязчивости. Зная о нежелании Федора связывать свою жизнь с кем-либо, она не хочет прощальных объяснений, поэтому уезжает не предупредив. Ее истинное чувство к герою раскрывается в поэтической сцене ночного купания, ставшей кульминацией повести. Сцена ночного ужина и купания пронизана поэзией южной ночи, взаимным чувством любви, хотя герой об этом не догадывается, гармонией человека и природы. Подойти к обсуждению сцены поможет вопрос: "Почему после ночного купания Федор сказал: "Теперь и умереть не обидно...?"
Завершают обсуждение проблемы любви следующие вопросы: В чем особенность финала повести? Как вы думаете, будет ли продолжение взаимоотношений героев? Докажите примерами из текста.
Можно обратить внимание учащихся на сцену чтения письма. Дни, проведенные после отъезда Зои, показались герою бесцельными, серыми и пустыми. Перечитывая ее письмо, Федор расслабился, перестал держать в узде свои чувства, и горечь утраты любимой переполнила его.
Другая, важная для вступающих в жизнь старшеклассников проблема, поднятая в повести, - проблема смысла жизни человека. Федор реализовал себя в профессиональном плане. В тридцать четыре года он - начальник строительного участка, на хорошем счету у руководства, его знают в Министерстве, он дисциплинирован, настоящий профессионал, умеет спросить с других, не боится трудностей.
При работе над характеристикой Федора будет уместно небольшое сообщение "Сравнительная характеристика Федора и Женьки Лобарева".
Далее следует обратиться к вставному эпизоду о мечте Федора. После чтения текста школьникам предлагаются вопросы для обсуждения:
* Почему герой мечтал получить в "переделку" "кусок планеты"?
* Является ли Федор идеалом? Ошибается ли он в жизни, заблуждается ли в своих размышлениях, мечтаниях?
* Способен ли Федор к осознанию своих ошибок?
Завершить работу над образом героя можно размышлением над словами Федора: "Мужа можешь сменить через год или сам уйдет - пожалуйста! А профессия - ...это на всю жизнь".
В качестве домашнего задания предлагается подготовить сочинение на одну из тем: "Мечта Федора", "Две женщины Федора" (сравнительная характеристика), "Роль пейзажа в раскрытии темы произведения", "Любовь Федора", "Любовь Зои".
Литература
Жуховицкий Л. Девочка на две недели: Повести о любви. - М., 1991. (Далее ссылки на текст произведения даются по этому изданию.)
Звонарева Л. Почувствовать нерв времени: Заметки о современной детской литературе и периодике // Детская литература. - 2002. - N 3.
стр. 45