К ИЗУЧЕНИЮ ФОЛЬКЛОРА НА УРОКАХ СЛОВЕСНОСТИ

ДАТА ПУБЛИКАЦИИ: 03 апреля 2008
ИСТОЧНИК: http://portalus.ru (c)


© Э. Ф. ШАФРАНСКАЯ

Темы, знакомящие учащихся с русским фольклором, присутствуют практически во всех программах по литературе для всех классов средней школы. Особого волнения и затруднения эти темы не вызывают ни у учителей, ни у учеников. Все устоялось, ничего не меняется: сказки, былины, исторические песни, пословицы и поговорки. Однако редко можно встретить в методической периодике публикации по проблемам современного фольклора, адресованные школьным учителям.

Тем не менее современная фольклористика вот уже полтора десятилетия рассматривает проблемы, казалось бы, пересмотру не подлежащие.

Остановимся на ключевых проблемах современной фольклористики, учитывать которые необходимо в школьном преподавании. Что есть фольклор: искусство или творчество? Что считать фольклором, каковы границы этого явления? Какова специфика фольклора - так ли неизменны те черты, ставшие хрестоматийными для многих поколений филологов? Какие направления в изучении фольклора потенциально возможны в пространстве школьного преподавания?

Разговор о фольклоре, его специфике органически переплетается с темой мифологии, и не только мифологии как архаическом явлении. Под современной мифологией будем разуметь мировоззрение, ментальность массового сознания, говоря метафорически - некую ткань, из которой рождаются собственно фольклорные тексты.

"Что вам известно о Ленине, Ломоносове, Анне Карениной, Владимире Сорокине?", "Ваше толкование явления фольклор, отношение к нему" и ряд других вопросов я задала ученикам 11-х классов в анкете. Цель анкеты - проиллюстрировать современное мифологическое и фольклорное сознание. Ответы были ожидаемы.

Параметры ответов о Ленине укладывались в поле информации от нейтральной до резко негативной - такое вряд ли было возможно лет двадцать назад, когда образ Ленина, будучи персонажем советской мифологии, занимал место культовое, тотемное, не подлежащее иной мало-мальски критической оценке. Ответы из анкеты: "Ленина воспринимаю как изобретателя лампочки Ильича"; "Был женат на Крупской"; "Человек, развязавший революцию", "Был жестоким, расправлялся со всеми, кого подозревал в измене" и пр. Анна Каренина известна практически любому человеку, находящемуся в поле отечественного дискурса, ученику средней школы в том числе. Не будучи прочитанным большинством старшеклассников (об этом свидетельствует анкета), роман Льва Толстого "вбросил" яркий персонаж в поле отечественной мифологии ("Анна Каренина - писательница, написала много произведений, кончила жизнь самоубийством, попав под поезд"; "Анна Каренина была проституткой: став жертвой несчастной любви, бросилась под поезд" и пр.).

Владимир Сорокин большинству старшеклассников неизвестен, но те, кто ответил на вопрос "Что вам известно о современнике Вл. Сорокине?", дали информацию негативную: "плохой писатель, пишет порнографические книги". На устно заданный уже после просмотра анкеты вопрос - что читал ученик, высказывая такое мнение о писателе, был ответ - ничего.

Все перечисленные персонажи, став образами современной отечественной мифологии, несут на себе печать текущего медийного прессинга, порой переплетаясь с неожиданными, абсурдными мотивами.

А вот на вопрос о фольклоре ответы были стереотипны: так бы ответили и двадцать, и сорок лет назад - устное творчество прошлого: сказки, предания, песни.

стр. 16


--------------------------------------------------------------------------------

Отношение к собственно предмету "фольклор" и его функциональному и социальному статусу стало некой мифологемой со знаком плюс в отечественном сознании XX в. Достаточно вспомнить хрестоматийные биографии русских писателей в школьных пособиях, разбор их творчества, где отношения с фольклором, обращение к фольклору, фольклорные стилизации маркируются исключительно позитивно. ""Народное" стало означать принадлежность к высшим художественным достижениям, к сокровищам, "памятникам""1. А род советского фольклорного творчества - ансамбли художественной самодеятельности (живой и поныне, когда исполнители, наряженные в сарафаны и косоворотки, распевают народные песни, частушки) - своего рода заповедник народной культуры в урбанизированном пространстве. На самом деле народная культура - не только песни крестьян и не только то, что исполнялось прежде. Фольклор - это "творчество, принадлежащее всем и вместе с тем - никому в отдельности"2. Да и знак плюс в отношении к фольклору не повсеместен, не категоричен: по мнению В. В. Набокова, фольклор - "дешевая лавочка готового платья", а фольклорные темы и образы, словно взятые оттуда напрокат3.

Так что же такое фольклор: искусство или творчество? А может, и не творчество вовсе? Ведь большая часть фольклора противоречит направлению творческого действия: "творить - значит создавать новое, в то время как фольклор ориентирован на старое, на канон, на поддержание традиции"4. В определении же фольклора как искусства сказывается инерция научного мышления5.

Фольклор - это не только колыбельные, считалки, загадки и пр. Это и дидактические тексты учителей, помогающие ученикам лучше запомнить правила из учебников (на за-ва-линке, из до-со-к - при правописании наречий; мошенник ничего не делал и заработал -нн-, труженик всю жизнь трудился, а заработал -н-; посмотрите на окно и запомните: стеклянный, оловянный, деревянный). По словам Б. Н. Путилова, фольклор - "это и когда мать показывает дочери, как шить, вязать, прясть, плести, печь старинного рецепта пирог... Фольклор - это когда деревенский плотник, сапожник, кузнец и т. п. обучают подмастерьев обращению с инструментами, показывают им, как возвести дом, вырезать лопату, подковать лошадь или постричь овец. Другими словами, фольклор - это множество знаний, умений, мастерства, навыков и практики прошлого, которые передаются примером или словами от старых поколений к новым без посредничества книги... <...> Речь идет о комплексе традиционных знаний, мастерства, опыта и о специфических способах передачи"6.

Более точным будет обозначить фольклор как вид культуры, как "нефизическое наследие"7, явления и факты вербальной духовной культуры во всем их многообразии8. Поле фольклора, его границы открыты для включения новых фактов и материалов, так как фольклор - это сфера культуры, выраженная в идеях, ментефактах, словесных текстах, это некая система - фольклорная действительность, изменчивая, репродуктивная.

Фольклором можно считать любой организованный текст, повторяющийся в типовых ситуациях, а также отдельные слова, несущие привычную для данной среды семантику9.

Фольклорное пространство - это не только пространство, известное всем и каждому, оно может быть ограничено физическим или географическим пространством, социальным (конкретная школа, класс, военное подразделение, тюрьма, больничная палата, любое профессиональное сообщество и пр.), возрастным, гендерным (т. е. половым - мужским и женским). "Логическим завершением данной ситуации будет - да и уже становится - обнаружение фольклорного дискурса в границах микрокоммуникативного (например: муж и жена, любовники, друзья и враги и т. д.) или даже персонального дискурса"10.

Девичий альбом, посвятительные обряды солдат или посвящение новичков в школьное сообщество, устные "страшные" рассказы (былички) автомобилистов, таксистов, собачников, цветоводов, граффити, песни и надписи на табличках

стр. 17


--------------------------------------------------------------------------------

попрошаек, выкрики зазывал-торговцев и еще много других форм, жанров - все это современный фольклор. Зафиксировать его, записать как знак (артефакт и ментефакт) современной культуры - благое дело.

Традиции отечественной фольклористики сформировались на фактах ушедшей, архивной культуры не без идеологического и пропагандистского давления11. Традиционно для отечественной фольклористики считать создателем и носителем фольклора народ, т. е. "широкие трудовые массы", к которым никак не относились представители грамотных, высших слоев общества, а также купцов, лакеев и пр. Существовало некое общее место в фольклористике XIX в.: новые фольклорные образования называть фактом порчи фольклора, а именно проявлением лакейско-мещанской поэзии (авантюрная сказка, жестокий романс, частушка). Да и фольклор "народных масс" записывался и изучался избирательно: только то, что, с точки зрения фольклориста, было "мудро", "эстетично", "гуманистично". Но ведь фольклор - это целостная картина мира современного общества, состоящая "из множества элементов - от народных песен до манеры давать клички животным и подзывать их к себе, от народного жилища до народной кухни"12, от расистских надписей на стенах ("Россия - для русских") до печатного творчества водителей маршрутного такси ("Автолайн - не билайн: все входящие платят").

Так ли неизменны специфические черты фольклора, ставшие хрестоматийными для многих поколений филологов: среди прочих - это устность, коллективность, народность, эстетизм?

Словосочетание "письменный фольклор" в контексте классической фольклористики звучит абсурдно. Но в условиях современных способов трансмиссии тиражированных, клишированных текстов - а это письменные формы, посредство Интернета, радио- и телеэфира - звучит вполне логично, убедительно.

По словам современного фольклориста К. А. Богданова, ""фольклорно" то, что "всем известно", что не предполагает каких-то специальных объяснений внутри данной социальной группы... <...> Это может быть анекдот, фраза из популярной песни или кинофильма, расхожая цитата классика или пропагандистский лозунг и т. п."13

Фольклорный космос управляем традициями. Процессы, характерные для современного социума, таковы, что "в большей степени отчуждают человека от традиции, чем приобщают его к ней"14. Фольклор предстает в виде коллажа и монтажа образов, стереотипов, формул, пришедших из различных письменных, устных, визуальных источников информации15. Ролан Барт писал, что "текст соткан из цитат, отсылающих к тысячам культурных источников"16. Таково современное празднование Святок, Нового года, Масленицы и пр., маркируемое как русская национальная традиция, где сплетены артефакты и идеи, далекие от православия и вообще христианства (как официальной составляющей русской ментальности).

Педалируемый эстетизм фольклора сомнителен. Функциональность, прагматизм фольклора оттесняют эстетическое начало на второй план: "...нелепо утверждать, что всякий фольклорный текст - шедевр"17, скорее фольклорные явления возникли и жили (и живут), будучи нагруженными прежде всего прагматикой, утилитарностью, обретая эстетическое начало или же не имея его вовсе.

Среди жанров современного фольклора (или постфольклора18), бытующих в молодежной среде, обращает на себя внимание жанр кричалки - короткого рифмованного текста.


Лучше клуба нет на свете -
Знают взрослые и дети.
За "Спартак" болеют тыщи
В Кунцево, Филях, Мытищах19.




Его функция - отстаивать достоинство и право на лидерство той или иной спортивной команды. Когда появились кричалки? Ответить непросто. Есть множество причин, объясняющих факт "неответа", - политических, профессионально фольклористских. Многими жанрами, по причинам эстетическим и эти-

стр. 18


--------------------------------------------------------------------------------

ческим, фольклористы пренебрегали, считая их вульгарными, проявлением деградации фольклора, о чем остается сожалеть.

Тексты кричалок предназначены для громкого коллективного, хорового произнесения вслух в местах, где присутствуют не только твои единомышленники, но и оппоненты. Логичнее всего произносить или выкрикивать такие тексты на стадионах как слагаемое некоего ритуализованного действа. Любой из фольклорных жанров не может возникнуть на пустом месте: его генезис - это всегда сложный синтез заимствований, культурных, исторических, политических и прочих переплетений. Кричалки пока не стали предметом академической науки, но факт их бытования в фольклорной действительности очевиден. А потому возможно обозначить (предположить) факторы их происхождения.

Во-первых, кричалки "заняли" то место в словесном дискурсе, которому предшествовали официальные лозунги, звучавшие на демонстрациях трудящихся во время Первомая и Октября. Лозунги, прославляющие эти праздники и политику компартии и советского правительства, были трудны для коллективного скандирования, поэтому во время демонстраций их выкрикивал голос из микрофона, а демонстранты скандировали, словно слова-закрепки в заговорах, свое одобрение: "Ура!", "Слава!". Подлежал скандированию, пожалуй, единственный лозунг: "Мир! Труд! Май!". Пришли другие времена. Коллективная энергия демонстраций в какой-то мере трансформировалась в энергию спортивных болельщиков (хотя природа, порыв этой коллективной энергии отличны: участие в демонстрации происходило в основном под административным давлением, но, оказавшись в толпе, люди включались в ее энергетику и скандировали славословия; посещение спортивных соревнований - акт добровольный).

Во-вторых, активное распространение кричалок не обошлось без западного влияния. "Черлидинг" - так называют американцы вид спорта и форму поддержки спортивных команд. Черлидинг - "это лидер тех, кто кричит на стадионах (cheer - возглас, призыв; leader - лидер). <...> В Японии черлидинг настолько популярен, что его изучают в рамках школьной программы"20.

Кричалки называют иногда "речовками". Но слово "речовка" несет на себе отпечаток пионерских времен, когда каждый отряд и в школе, и в пионерском лагере должен был отличаться друг от друга "речовкой" - неким афористично оформленным "лицом" отряда. Не желая ассоциироваться с такой речовкой, кричалка (и ее носители) выбрала более брутальную форму самоназвания.

Фольклор, таким образом, - живое явление. Любая группа людей "владеет" таким устно-письменным арсеналом.

Наглядный пример "группового" фольклора: Д. Хармс как-то спародировал излюбленную рубрику о самоделках в журнале "Чиж", написав рекомендацию "Как самому себе сделать аппарат". "Возьми консервную банку, в нужных местах пробей дырочки, продень проволоку, загни концы... Теперь приделай к этому ручку, и аппарат готов!" В редакции "Чижа" с той поры "обсуждение какой-нибудь темы заканчивалось фразой: "Теперь осталось только приделать к этому ручку"21.

Зафиксировать слова, выражения, тексты, "позиционировать" их как фольклор - благое дело для словесника. Высказывание В. Я. Проппа - мэтра фольклористики мирового масштаба - о том, что фольклор - "творчество угнетенных классов" и "говорить о фольклоре дворянском невозможно"22, объяснимо идеологической интенцией советской ментальности. И жаль, что не записан фольклор дворян, царского офицерства, двора - а он, безусловно, существовал и сегодня раскрыл бы потомкам какую-то новую грань в культуре прошлого.

Надо записывать фольклор, т. к. он текуч, на смену одним жанрам приходят другие. Тексты открытых писем, которые можно видеть на стойках в любом магазине или в метро, клишированные послания-"эсэмэски" в мобильных телефонах, предпочтительные темы и тексты в пространстве компьютерного обще-

стр. 19


--------------------------------------------------------------------------------

ния, растиражированные общие места школьных сочинений - это тоже фольклор. Живой, реальный, надо только осознать себя (и твоего собеседника) его носителем. Перспективное занятие для "культуртрегера"! И живая деятельность для факультативных часов как по русской словесности, так и по проблемам современной культуры. Какое богатство таит современный фольклор в плане словообразования, ритмического "рисунка" речи, семантизированной фоники - таким образом, фольклор можно изучать в аспекте межпредметных связей.


--------------------------------------------------------------------------------

1 Путилов Б. Н. Фольклор и народная культура // In memoriam. - СПб., 2003. - С. 57.

2 Богданов К. А. Повседневность и мифология: Исследования по семиотике фольклорной действительности. - СПб., 2001. - С. 6.

3 Набоков В. В. Лекции по русской литературе / Пер. с англ. - М., 1996. - С. 34.

4 Адоньева С. Б. Прагматика фольклора. - СПб., 2004. - С. 3.

5 Путилов Б. Н. Указ. соч. - СПб., 2003. - С. 35 - 26.

6 Там же. - С. 31.

7 Там же. - С. 33.

8 Там же. - С. 38.

9 Там же. - С. 39.

10 Богданов К. А. Указ. соч. - С. 60.

11 Там же. - С. 15.

12 Костюхин Е. А. Введение // Путилов Б. Н. Указ. соч. - С. 12.

13 Богданов К. А. Указ. соч. - СПб., 2001. - С. 47.

14 Там же. - С. 63.

15 Там же. - С. 64.

16 Там же.

17 Там же. - С. 58.

18 Термин современного фольклориста С. Ю. Неклюдова.

19 Текст кричалки взят из фольклорного архива кафедры русской и зарубежной литературы и методики Московского гуманитарного педагогического института.

20 Черлидинг как вид спорта // Интернет: htth://www.sportdvor.ru.

21 Гернет Н. В. О Хармсе // Нева. - 1988. - N 2. - С. 203.

22 Пропп В. Я. Фольклор и действительность. Избранные статьи. - М., 1976. - С. 18.




Похожие публикации:



Цитирование документа:

Э. Ф. ШАФРАНСКАЯ, К ИЗУЧЕНИЮ ФОЛЬКЛОРА НА УРОКАХ СЛОВЕСНОСТИ // Москва: Портал "О литературе", LITERARY.RU. Дата обновления: 03 апреля 2008. URL: https://literary.ru/literary.ru/readme.php?subaction=showfull&id=1207223026&archive=1207225877 (дата обращения: 20.04.2024).

По ГОСТу РФ (ГОСТ 7.0.5—2008, "Библиографическая ссылка"):

Ваши комментарии